Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление деловой карьерой





Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Любой человек планирует свое будущее исходя из своих потребностей и социально-экономических условий. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Мотивация трудового поведения работника является важнейшим рычагом управления деловой карьерой. Этот вывод подтверждают данные табл. 6.3, которые характеризуют трудовой путь менеджера по всем этапам карьеры. В таблице показаны изменения целей карьеры, трудового потенциала, требований к развитию карьеры в зависимости от мотивации трудовой деятельности менеджера на различных этапах карьеры.

Таблица 6.3


Мотивация менеджеров на различных этапах карьеры

 

№ п/п Этапы карьеры Воз- раст Цели трудовой карьеры Формирование трудового потенциала Требования к перспективам трудовой карьеры Мотивация трудовой деятельности Результат завершения этапа карьеры
  Пред- вари- тельный До 25 лет Поиск устойчивых ориентиров и жизненных критериев, определение направления трудовой деятельности сообразно собственным интересам, способностям, профессиональному мастерству Формирование ценностных ориентаций, норм коллективного общения, повышение профессионального уровня. Приобретение навыков трудового поведения, осознание личной ответственности за порученное дело, формирование установки на достижение цели Как правило, представление перспектив неадекватно имеющимся возможностям. В отдельных случаях имеется четкая цель и реальное представление о путях развития карьеры Создание приятной рабочей обстановки: эстетика, эргономика рабочего места, дизайн, формирование позитивного представления о работе. Безопасность как физическая, так и социально-психологическая. Справедливая оценка труда, вознаграждение Апробация своих возможностей. Соотнесение личных жизненных планов с целями конкретной организации. Выбор сферы трудовой деятельности
  Стано- вление До 30 лет Приобретение устойчивого жизненного, семейного, профессионального и социального опыта Ориентация поведенческих установок на конкретную трудовую деятельность. Формирование стиля трудового поведения, опирающегося на групповые нормы профессионального общения. Рост уровня профессиональной подготовки Приходит ощущение чувства времени и определяется реальная профессиональная перспектива. Появляется умение планировать использование своих интеллектуальных ресурсов Развитие личности, новый опыт, экспериментирование, широкие возможности для обучения. Личное участие в принятии решений и определении целей. Рост материальной заинтересованности. Использование коллективных ценностей, приобщение к организационной культуре. Гибкий график работы Значительный жизненный и трудовой опыт. Установление соответствия возможностей работника и требований организации. Вступление в коллективную микросреду, освоение организационной культуры
  Продви- жение До 45 лет Гармоничное развитие всех сторон жизненной и трудовой деятельности менеджера Высокая социальная и профессиональная зрелость, дееспособность и самооценка. Рост всех способностей и возможностей. Ориентация на достижение самых значимых и трудоемких целей Формирование способности к выработке реально обоснованных представлений о перспективах карьеры и оценке достигнутых результатов Ориентация на творческое содержание труда. Участие в управлении, принятии решений, капитале и прибылях. Карьера, успех, престиж, признание. Максимальные возможности для повышения квалификации (обогащение труда, ротация, гибкий график работы, научная организация труда). Разнообразные формы стимулирования труда Удовлетворенность работой в коллективе. Осмысление своего трудового пути, подведение определенных итогов. Высокая требовательность к себе и способность к объективной самооценке
  Сохра- нение До 60 лет Сохранение рабочего места Вершина профессиональной зрелости. Богатый профессиональный опыт, мощный деловой потенциал и высокие требования к использованию своих способностей и вознаграждению Либо сохранение прежней должности и реальная оценка достигнутых результатов, либо апогей карьеры и занятие более высокой должности Передача опыта молодежи, наставничество. Авторитет, уважение, признание заслуг. Престиж, карьера, достижение цели Сохранение достигнутого. Достижение высот деловой карьеры
  Завер- шение После 60 лет Минимизация усилий на работе и подготовка к выходу на пенсию Смена рода занятий на менее интенсивный. Менеджеры, сохранившие работоспособность, стремятся упрочить свои профессиональные позиции и продолжают движение вверх по служебной лестнице Либо минимизация стремлений и подготовка к завершению трудовой карьеры, либо продолжение активной деятельности в должности, которая является целью карьеры Переход на работу, не требующую значительных физических усилий. Выход на пенсию. Авторитет, уважение, признание заслуг. Престиж, карьера, достижение цели Смена деятельности на менее физически напряженную. Достижение высот трудовой карьеры
  Пенси- онный После 65 лет Выход на пенсию Кардинальная смена рода занятий. Консультационная работа, деятельность в роли советника, преподавателя либо занятие любимым делом, ранее являющимся хобби: выращивание цветов, коллекционирование и т.д. Завершение трудовой деятельности в прежней должности либо прекращение любой трудовой деятельности Высокая пенсия. Психологическая помощь, разгрузки. Нацеленность на отдых и лечение Смена рода деятельности. Выход на пенсию

 

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы.

Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области применения своего труда и узнает, что для его знаний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкуренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная оценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь именно эту работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

В качестве примера назовем некоторые цели карьеры:

заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооценке и поэтому доставляющие моральное удовлетворение;

иметь работу или должность, которые отвечают самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

занимать должность, усиливающую возможности и развивающую их;

иметь работу или должность, которые носят творческий характер;

работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определенной степени независимости;

иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы;

иметь работу или должность, дающие возможность продолжать активное обучение;

иметь работу или должность, которые одновременно позволяют заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формирование целей карьеры - это процесс постоянный.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

В качестве примера назовем некоторые вопросы, задаваемые поступающими на работу работодателю:

Какова философия организации в отношении к молодым специалистам?

Каковы шансы получения жилья?

Сколько дней в году уйдет на командировки (в том числе зарубежные)?

Каковы перспективы развития организации?

Имеется ли скидка при покупке работниками продукции, выпускаемой предприятием?

Практикуются ли в организации сверхурочные работы?

Какие системы оплаты труда в организации?

Кто является конкурентом организации?

Имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровительные учреждения?

Каковы шансы получения более высокой должности?

Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?

Возможно ли сокращение должности и в связи с чем?

В случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?

Каковы принципы формирования пенсионного фонда, возможные размеры пенсии?

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

Не теряйте времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной.

Познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов семьи, друзей).

Составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий.

Помните, что все в жизни меняется: вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда; оценить эти изменения - важное для карьеры качество; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации.

Никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь.

Не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо. Думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. На рисунке приведена примерная структура личного плана карьеры руководителя.

Содержание личного плана карьеры руководителя состоит из трех основных разделов: оценки жизненной ситуации, постановки личных конечных целей карьеры; частных целей и плана деятельности.

 

 

Оценка жизненной ситуации


1.1. Работа


Имею ли я четкое представление о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?

Каковы цели моего развития и продвижения в работе?

Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет?

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое положение


Каково мое экономическое положение?

Есть ли у меня личный бюджет - каков он, и придерживаюсь ли я его рамок?

Какие меры я могу принять в случае необходимости для улучшения своего экономического положения?

1.3. Физическое состояние


В какой я сейчас форме?

На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты и т.д.)

Бываю ли я регулярно на осмотре у врача?

В каком лечебном заведении необходимо подлечиться?

1.4. Социальный статус (человеческие отношения)


Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

Интересует ли других мое мнение?

Навязываю ли другим свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я сохраняю дружеские отношения?

Как я могу усилить обратную связь в своих отношениях с окружающими?

1.5. Психологическое состояние


Каково мое психологическое состояние?

На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты, результат медицинского обследования)

Какие стрессоры беспокоят меня в настоящий момент?

Не следует ли мне в настоящее время поменять работу?

Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем?

Следует ли поменять образ жизни, круг общения, хобби?

Нуждаюсь ли я в помощи психиатра?

1.6. Семейная жизнь


Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли нам завести еще одного ребенка?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

Куда пойти учиться детям?

Как помочь детям, имеющим свою семью?

Постановка личных конечных целей карьеры


2.1. Целями моей карьеры являются:

  А.  
   

 

  Б.  
   

 

  В.  
   


2.2. Мои планы должны осуществиться до ___________ г., самое позднее

___________________________________________________________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?
___________________________________________________________________________________

Какие препятствуют? ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьеры: время, деньги, здоровье и т. д.? _____
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?________________________
______________________________________________________________________________________

Частные цели и план деятельности, способствующие достижению моей карьеры

 

Для достижения поставленных жизненных целей мне нужно решить следующие частные задачи: Мероприятия Время
3.1. В плане развития служебной деятельности    
3 2. В области экономического положения    
3.3. В области здоровья и физического воспитания    
3.4. В области социального взаимовлияния, дружеских отношений и увлечений    
3.5. В области моральной мотивации и психического состояния    
3.6. В семейной жизни    

 

Приведем пример организации процесса управления деловой карьерой в нашей стране. В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.

Табл. 6.4 характеризует функциональные взаимосвязи в процессе управления деловой карьерой. Эффективная работа в этом направлении положительно влияет на результаты деятельности организации (рис. 6.4).


Таблица 6.4


Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой

 

№ п/п Наименование функций управления Дирекция Служба управления персоналом Начальники отделов Проф- союз- ный комитет
  Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом Р О У С
  Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров Р О П С
  Совершенствование организации замещения должностей Р О У С
  Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей Р О П У
  Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв Р О У С
  Оформление в резерв и перемещение по служебной лестнице Р О П У
  Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом Р О П С
  Изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников Р О П С
  Создание резервов на выдвижение Р О У С
  Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом Р О П У
  Изучение движения кадров Р О П С
  Составление отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом Р О П С
  Проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры Р О П С
  Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров Р О У У
  Выполнение программы работы с кадровым резервом Р О П С

 

Условные обозначения:

О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ;

У - участвует в выполнении данной функции;

П - представляет исходные данные для выполнения функции;

С - согласовывает документ по данной функции;

Р - принимает решение, утверждает документ.

 

 

Рис. 6.4. Схема влияния совершенствования управления деловой карьерой работников на результаты деятельности организации







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных