Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология выборов. Избирательные кампании.




Немножко о выборах.

Выборы – не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. Это главный политический институт, позволяющий народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу контролировать государство. Вне выборов и без выборов к власти в условиях демократии прийти нельзя.

В связи с этим во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г говорится: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Это положение четко фиксирует и ст. 3 Конституции Российской Федерации о народном суверенитете, развивает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г..В преамбуле этого закона сказано: «Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Непреходящее значение выборов состоит в том, что:

· Во – первых, выборы служат заменой институционального механизма неформальных санкций по отношению к властям, которые в противном случае могут быть использованы широкими народными массами. Это наиболее эффективное средство «минимизации» той цены, которую общество платит за отстранение от власти неугодных ему правителей. Одновременно это и эффективный социальный клапан, позволяющий выпустить пар социально- политической напряженности, не подрывая фундаментальных «строевых» основ общественной жизни;

· во-вторых, выборы- своего рода социальный барометр отношения масс к политике государства и его ключевым институтам- правительству и парламенту.

· в- третьих, выборы – не только средство реализации естественного права и на свободу отбора «вождей» и их периодическую ротацию. Как это, на первый взгляд, парадоксально ни звучит, но они также средство ограничения вмешательства народных масс в управленческий и политический процесс.

Длительное время в истории становления западной демократии предметом острых дискуссий был вопрос о том, каким мандатом должен пользоваться избранник народа_ императивным или представительным.

Императивный мандат- это не что иное, как наказы избирателей, при которых депутат лишен всякой инициативы и обязан строго следовать «инструкциям», формируемым для него кругом электората, представителем которого он выступает.

Если он же проявляет недисциплинированность, что называется «зарывается», то этот кргу имеет все юридические возможности для лишения его своих полномочий (право отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей, практиковавшееся в СССР).

Однако реализовать такой мандат оказалось практически невозможным. Избиратели не могут дать своим избранникам исчерпывающие инструкции на все случаи жизни и для того, чтобы работа парламентариев была эффективной, они должны пользоваться (на весь срок избрания) определенной зависимостью от тех, кто выдвинул их на этот пост.

В силу этогово всех странах мира, где парламент обладает не формальной, а реальной властью, система представительного мандата.

Она предполагает, что права избирателей заканчиваются вместе с выборами. Чтобы не вытворяли народные избранники в течение срока, их статус непоколебим. Всенародно избранный депутат вовсе не обязан подчиняться мнению своих избирателей.

Начальный этап избирательной кампании

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» под избирательной кампанией подразумевается период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов. Это период, в течение которого соответствующие государственные органы, а также политические партии и избирательные блоки осуществляют организационную, пропагандистскую и информационно- идеологическую подготовку и проведение выборов в соответствии с установленными правилами. В рамках предусмотренной законом последовательности осуществляется комплекс избирательных действий и избирательных процедур, среди которых в качестве исходных выступают:

- регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей;

- образование избирательных округов и избирательных участков;

- выдвижение и регистрация кандидатов;

На основании количественных и персональных данных об избирателях формируются избирательные округа и создаются избирательные участники, составляются списки избирателей, проводятся другие действия.

В зависимости от того, на ком лежат обязанности по регистрации избирателей – на государстве в лице его соответствующих органов или самом гражданине - различают два основных вида регистрации: публичную (обязательную) и личную (добровольную).Первый вид – публичная регистрация- является преобладающим и в большинстве развитых стран (России в том числе) регистрацию избирателей и составление списков избирателей, в которые заносятся все граждане, имеющие право голоса, осуществляют местные органы власти.

Выбора проводятся по избирательным округам, учреждаемым на основании закона. Как территориальная единица, от которой избирается одно или несколько выборных должностных лиц, избирательный округ имеет два измерения: величину и размер. Первое определяется количеством распределяемых в округе мандатов. Второе- количеством зарегистрированных в нем избирателей. Если от избирательного округа избирается одно должностное лицо, то округ называется одноимееным или одномандатным, если два и более должностных лиц - многоименным или многомандатным.

Важнейшей составляющей в организации демократических выборов выступает выдвижение кандидатов на выборные должности. В мировой практике право выдвижения кандидатов чаще всего предоставляется отдельным лицам, группам граждан и партиям. Лишь в двух странах (Австрия и Швеция) исключительное право выдвижения кандидатов предоставлено партиям.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателям проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающим активным избирательным правом (избирательным) при голосовании за данного кандидата - в уведомление об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

Выдвижение кандидата избирательным объединением в одномандатный избирательный округ осуществляется решением съезда (конференции) избирательного объединения (его регионального объединения, если выборы проводятся в региональные органы власти).

Выдвижение списка кандидатов по общефедеральному избирательному округу в осударственную Думу осуществляется решением съезда (конференции) избирательного объединения (блока). При этом избирательное объединение (блок) определяет порядок размещения кандидатов в списке, разбивает его полностью или частично на региональные группы кандидатов (по субъектам федерации или по группам субъектов федерации).

Закон запрещает одному и тому же лицу одновременно баллотироваться в двух одномандатных округах (на любых выборах). В равной мере нельзя выдвигаться кандидатом одновременно от избирателей и от избирательного объединения по одному округу(по выборам в Госдуму). Этот запрет, однако, не распространяется на возможности выдвижения по разным округам от разных избирательных объединений или групп избирателей.

Наиболее трудоемкий процесс начального этапа избирательной кампании, следующей за выдвижением кандидата (списка кандидатов)- сбор подписей. Эта работа проводится инициативной группой или избирательным объединением, выдвинувшим кандидата (списки кандидатов). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающим активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списка кандидатов), не может превышать 2 % числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Ключевая и завершающая процедура начального этапа избирательной кампании, следующей за сбором подписей, - регистрация кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидатов проводится окружной избирательной комиссией или главной по отношению к ней избирательной комиссией (ЦИК на общероссийских выборах, избирательной комиссией субъекта РФ на региональных выборах и т. д.). Если по тем или иным причинам в избирательном округе окажется зарегистрированным только один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, то выборы, как правило, не проводятся. Выборы не проводятся, если зарегистрирован только один список кандидатов (на выборах а Государственную Думу по общефедеральному округу).

При регистрации кандидатов, законодательством многих странах (в том числе России) предусматривается внесение залога- своего рода материального подтверждения серьезности намерений претендентов на выборный пост. Если на выборах кандидат получил меньше установленного минимума голосов избирателей, принявших участие в выборах, залог не возвращается.

Предвыборная агитация

Один из важнейших, а, по существу, решающих с точки зрения влияния на результаты выборов, этап. Правовое регулирование предвыборной агитации включает регулирование сроков ее проведения. Агитация разрешается после регистрации прекращается в ноль часов за сутки до голосования. Наряду с регулированием, в законодательном порядке, регулируются и формы и виды(жанры) предвыборной агитации. Три основные формы: через СМИ, путем проведения мероприятий (встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов (в том числе и аудиовизуальных)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных