ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типология политических партийВ политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологии используются различные факторы - функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т. д. (см. таблицу). Сегодня широко используется классификация политических партий, основанная на их идеологической направленности. Наиболее распространенной является типология «правые» — «центристы» — «левые». Это деление возникло в эпоху Великой Французской революции в 1789 г. Депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники королевской власти оказались справу, революционеры-республиканцы — слева от председательствующего. «Левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-ре- волюционные методы их достижения. «Правые» в основном ориентируются на консервативные ценности,\стабильность политической системы, отрицание революционных методов переустройства общества. «Центристы» представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики. Выделяют также революционные, реформистские, консервативные и реакционные типы партий. Революционные — стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни. Реформистские — ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры. Консервативные — стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности. Ре Типология политических партий
акционные — основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации. Классификация политических партий М. Дюверже основана на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни: организационное строение, система членства, органы руководства, типы связей граждан с партией. На основе этих переменных Дюверже выделил «кадровые» и «массовые» партии. Кадровые партии возникли из электоральных комитетов и парламентских групп в середине XIX в.; это партии активистов или функционеров с малым числом рядовых членов, аморфной организационной структурой. В качестве примера кадровых партий можно привести европейские либеральные и консервативные партии, а также Республиканскую и Демократическую партию США. Массовые партии возникли в связи с распространением всеобщего избирательного права, на волне рабочего движения. Характеризуются многочисленностью состава, фиксированным членством, централизованной иерархической организационной структурой. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистические, коммунистические и фашистские. Партии классифицируют в зависимости от их места и роли в политической системе: правящие, оппозиционные, парламентские и «авангардные Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Парламентские партии — это партии, действующие в конкурентных политических системах, ориентирующиеся на профессионалов, а не на массовое участие. Отличительными чертами авангардных партий являются: централизм, субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов (демократический централизм), построение на принципах территориально- производственного объединения своих членов. По идейному основанию выделяют идеологические и прагматические партии. Идеологические (доктринальные) — ориентированны на защиту неких абсолютных целей и ценностей (социалистические, националистические, фашистские). Прагматические («патронажные») — ориентированы на практическую целесообразность действий. Рассматриваются как инструмент мобилизации общественной поддержки в ходе выборов («электоральные машины»). Никакая типология, взятая в отдельности, не исчерпает всего разнообразия партий. Анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различными углами зрения смогут привести к объективной оценке. 40. Функции политических партий. Понятие и типология партийных систем. Функции политической партии 1. Теоретическая функция: анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества; выявление интересов разных социальных групп общества; разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества; 2. Идеологическая функция: распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей; пропаганда своих целей и политики; привлечение граждан на сторону и в ряды партии; 3. Политическая функция: борьба за власть; участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь); выполнение предвыборных программ 4. Организаторская функция: реализация программных установок и решений; проведение избирательных кампаний; подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство. Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения. Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур. Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения. Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах. Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной. Партийные системы. Типология партийных систем В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Классификация партийных систем строится по следующим основаниям: число партий, наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции, уровень соревновательности между партиями. Тип партийной системы зависит от ряда факторов: формы правления, избирательной системы, наличия (либо отсутствия) раскола в обществе. В политологии используется схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. В однопартийной системе правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий. Правящая партия «срастается» с государством, не допуская рядом с собой претендентов на власть. Двухпартийная система — система, при которой реальную борьбу за власть в государстве ведут две партии (хотя их в государстве может быть и больше), причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а, следовательно, парламентских мест. Классический вариант, при котором две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти. Система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Модифицированная двухпартийная система (система 2,5 или «2+1» партии). Такая система существовала в Федеративной Республике Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могли сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Третья партия, таким образом, получала возможность оказывать большое влияние на выборах, и может активно воздействовать на программы двух основных политических партий. Подобная модифицированная система существует также в Канаде, Австрии и Австралии. Там «третьи» партии могут служить балансом власти. Многопартийная система — система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В условиях многопартийности складываются партийные уклады. Партийный уклад — специфика конфигурации партийной системы, определяемая по роли партий в ней. Выделяют уклад партийной раздробленности и уклад доми- нации. При укладе партийной раздробленности партии вынуждены идти на компромисс, искать союзников с целью создания коалиционного большинства. Партийная коалиция - это объединение, союз политических партий на основе консенсуса, компромисса интересов. Бывают электоральные (избирательные, парламентские, правительственные коалиции). Пример — во Франции можно выделить три блока сил: правоцентристкий блок «Союз за французскую демократию», блок левых сил, «третья сила» — Французский народный фронт. Уклад партийной доминации означает длительное пребывание у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Примеры: в Японии с 1955 по 1993 гг. у власти была Либерально-демократическая партия. Индия — Индийский национальный конгресс. Мексика - Институциональная партия. М. Дюверже (работы «Политические партии», «Влияние избирательных систем на политическую жизнь») рассмотрел структурно-организационные основы партий, особенности их становления и развития, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. Дюверже сформулировал три социологических закона взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: 1. Пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных (небольших) партий с жесткой внутренней структурой, которые вынуждены проводить коалиционную политику. 2. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (система в два тура) порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу и к объединению в две коалиции. Мажоритарная избирательная система относительного большинства (в один тур) влияет на формирование двухпартийной системы (бипартизм) с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом.
41. Этапы становления и характеристика партийной системы в Республике Беларусь. В конце 1980-х — начале 90-х гг. в политической жизни Республики Беларусь шло формирование демократических политических институтов. В конце 1990 г. в СССР был принят Закон «Об общественных объединениях», благодаря которому и начался период многопартийности. Современный период развития партийной системы Беларуси определенным образом связан с периодом возникновения политических партий Беларуси конца Х1Х~нача- ла XX вв. Так, еще в 1903 г. возникла Белорусская социалистическая Громада. Действовали комитеты РСДРП, Партия эсеров (социалистов-революционеров), Еврейская СДРП, Партия «Бунд», В период 1917-1925 гг. в Беларуси действовали 22 партии. 9 из них были национальными, 3 - буржуазными, 6 — мелкобуржуазными и 4 — социалистическими. В конце 1980-х, как и в начале XX в., белорусские партии и другие объединения формировались внутри нацио- нально-культурного белорусского движения. Социальную базу новых объединений составила творческая белорусская интеллигенция, часть студенчества и рабочих, которых объединяли общие культурные интересы. Многие современные партии начали политический путь в различных неформальных группировках, возникших во второй половине 1980-х годов. Главное внимание было уделено экологическим и национально-культурным проблемам. В период 1988-1991 гг. появляются первые политизированные объединения и группы, формируются первые политические партии и движения. Политизированность неформальных объединений привела к возникновению общественно-политического движения Белорусский народный фронт «Адраджэнне» в 1989 г. Фактическими дублерами БНФ в начале 1990-х гг. были Белорусский христиан- ско-демократический союз и Национально-демократическая партия. Они не смогли стать реальными политическими силами. Второе направление возникновения политических партий в Беларуси — демократические идеи без акцента на национальном возрождении. В 1987 г. был создан дискуссионный клуб «Современник», куда входили экономисты, журналисты, философы. Идеологическая направленность — критика советского политического строя. Данная организация имела контакты с представителями «Демократической платформы КПСС». В 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ) - первая официально зарегистрированная партия в Белоруссии. В 1991 г. создано (а зарегистрировано в 1992 г.). Движение за демократические реформы. В 1994 г. создана Гражданская партия, которая в 1995 г. объединилась с ОДПБ в Объединенную гражданскую партию. Третье направление возникновения политических партий — партии-лобби, защищающие интересы определенных социальных групп. В 1991 г. возникает Белорусская крестьянская партия, выступавшая за радикальные реформы в сельском хозяйстве. К третьей группе относились Аграрная партия, Партия народного согласия, Белорусский научно-промышленный конгресс (партия директоров). Четвертая группа — это экологические партии: Белорусская партия зеленых, Белорусская партия «Зеленый мир», Белорусская экологическая партия. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года составила правовую основу для деятельности политических партий в Беларуси. 4 октября 1994 года был принят Закон Республики Беларусь об общественных организациях. 5 октября 1994 года — Закон Республики Беларусь о политических партиях. Развитие партийной системы Беларуси шло волнообразно: в 1991 г. было зарегистрировано 5 партий, в 1992 - 6, в 1993 - 6, в 1994 - 16. К началу парламентской избирательной кампании 1995 г. было зарегистрировано 34 партии и более 2000 объединений. В 1998 г. была зарегистрирована 41 политическая партия. В начале 1999 г. был издан Декрет Президента «О мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений». Согласно Декрету произошла перерегистрация политических партий; была повышена «планка» для регистрации партии с 500 до 1000 основателей; партии должны иметь региональные подразделения не менее, чем в четырех областях Беларуси. До первых парламентских выборов 1995 г. в Беларуси завершилась структуризация партийной системы по признаку «правые - левые». Сегодня к левым партиям относятся Аграрная партия (АГ1), Коммунистическая партия Беларуси (КПБ). Лево-центристскими являются Белорусская партия левых «Справедливый мир», Социал-демократическая партия Народ ного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократической партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии — Партия БНФ и Консервативно-Христианская партия - БНФ. В силу незначительности влияния политических партий на политическую жизнь общества и политический курс государства белорусская партийная система не в полной мере соответствует признакам многопартийности. Свидетельством этого служит представленность партий в Палате представителей Национального собрания (табл. 8). Таблица 8 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|