Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типология политических партий




В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологии используются различные факторы - функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т. д. (см. таблицу).

Сегодня широко используется классификация полити­ческих партий, основанная на их идеологической направ­ленности. Наиболее распространенной является типология «правые» — «центристы» — «левые». Это деление возникло в эпоху Великой Французской революции в 1789 г. Депу­таты Учредительного (конституционного) собрания раз­местились в зале заседаний так, что сторонники королев­ской власти оказались справу, революционеры-республи­канцы — слева от председательствующего. «Левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, комму­нистические ценности и соответственно радикально-ре- волюционные методы их достижения. «Правые» в основ­ном ориентируются на консервативные ценности,\стабиль­ность политической системы, отрицание революционных ме­тодов переустройства общества. «Центристы» представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к рез­ким изменениям в обществе, предпочитающие реформатор­ские, эволюционные пути развития в целях улучшения бла­госостояния членов общества. Компромисс, сотрудничест­во, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.

Выделяют также революционные, реформистские, кон­сервативные и реакционные типы партий. Революцион­ные — стремятся к качественной реструктуризации обще­ственной жизни. Реформистские — ориентированы на су­щественные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры. Консервативные — стремятся к стабильному сохранению основных характе­ристик современной им социальной действительности. Ре Типология политических партий

Основания Виды
Идеологическая направленность «Левые» - коммунисты, социал-демо- краты «Центристские» «Правые» — консерваторы, национа­листы Коммунистические, социал-демократи- ческие, либеральные, консервативные, националистические, религиозные, фундаменталистские
Отношение к сущест­вующему строю Революционные (радикальные) Реформистские (умеренные) Консервативные Реакционные
Роль в политической системе (место в сис­теме государственной власти) Правящие и оппозиционные Легальные и нелегальные
Организационная структура Оформленные (с фиксированным членством) Неоформленные (со свободным член­ством) Централизованные Децентрализованные
Характер членства Кадровые Массовые Строго централизованные (Дюверже)
Тип, характер деятельности Парламентские «Авангардные» Лейбористские
Влияние в парламенте Мажоритарные (партии большинства) Доминирующие Партии меньшинства
Представительство интересов (классовая природа) Классовые (пролетарские, буржуаз­ные, крестьянские) Социальных групп, слоев С неопределенным социальным обликом
Отношение к идеологии Жестко идеологизированные (орто­доксальные) Прагматические («партии избирателей»)
Тип партийного руководства Коллегиального руководства Вождистские (харизматические) фор­мируются вокруг лидера, обладающего харизматическим авторитетом

акционные — основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.

Классификация политических партий М. Дюверже ос­нована на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни: организационное строение, система членства, органы руководства, типы связей граждан с пар­тией. На основе этих переменных Дюверже выделил «кад­ровые» и «массовые» партии.

Кадровые партии возникли из электоральных комите­тов и парламентских групп в середине XIX в.; это партии активистов или функционеров с малым числом рядовых членов, аморфной организационной структурой. В качест­ве примера кадровых партий можно привести европейские либеральные и консервативные партии, а также Респуб­ликанскую и Демократическую партию США.

Массовые партии возникли в связи с распространением все­общего избирательного права, на волне рабочего движения. Ха­рактеризуются многочисленностью состава, фиксированным членством, централизованной иерархической организацион­ной структурой. М. Дюверже выделил три типа массовых пар­тий: социалистические, коммунистические и фашистские.

Партии классифицируют в зависимости от их места и роли в политической системе: правящие, оппозиционные, парламентские и «авангардные

Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Оппо­зиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правитель­ства и находятся в очевидной оппозиции к политике дей­ствующего правительства.

Парламентские партии — это партии, действующие в конкурентных политических системах, ориентирующиеся на профессионалов, а не на массовое участие.

Отличительными чертами авангардных партий являют­ся: централизм, субординация, беспрекословное подчи­нение решениям вышестоящих органов (демократический централизм), построение на принципах территориально- производственного объединения своих членов.

По идейному основанию выделяют идеологические и прагматические партии. Идеологические (доктринальные) — ориентированны на защиту неких абсолютных целей и ценностей (социалистические, националистические, фа­шистские). Прагматические («патронажные») — ориенти­рованы на практическую целесообразность действий. Рас­сматриваются как инструмент мобилизации общественной поддержки в ходе выборов («электоральные машины»).

Никакая типология, взятая в отдельности, не исчерпа­ет всего разнообразия партий. Анализ с учетом всех клас­сификаций и рассмотрение партий под различными угла­ми зрения смогут привести к объективной оценке.

40. Функции политических партий. Понятие и типология партийных систем.

Функции политической партии

1. Теоретическая функция:

анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

выявление интересов разных социальных групп общества;

разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

пропаганда своих целей и политики;

привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

борьба за власть;

участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

реализация программных установок и решений;

проведение избирательных кампаний;

подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.

Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.

Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.

Партийные системы.

Типология партийных систем

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Классификация партийных систем строится по следующим основаниям: число партий, наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции, уровень соревновательности между партиями. Тип партийной системы зависит от ряда факторов: формы правления, избирательной системы, наличия (либо отсутствия) раскола в обществе.

В политологии используется схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

В однопартийной системе правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий. Правящая партия «срастается» с государством, не допуская рядом с собой претендентов на власть.

Двухпартийная система — система, при которой реальную борьбу за власть в государстве ведут две партии (хотя их в государстве может быть и больше), причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а, следовательно, парламентских мест. Классический вариант, при котором две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем остальные партии лишены доступа к власти.

Система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Модифицированная двухпартийная система (система 2,5 или «2+1» партии). Такая система существовала в Федеративной Республике Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могли сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Третья партия, таким образом, получала возможность оказывать большое влияние на выборах, и может активно воздействовать на программы двух основных политических партий. Подобная модифицированная система существует также в Канаде, Австрии и Австралии. Там «третьи» партии могут служить балансом власти.

Многопартийная система — система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов.

В условиях многопартийности складываются партийные уклады. Партийный уклад — специфика конфигурации партийной системы, определяемая по роли партий в ней. Выделяют уклад партийной раздробленности и уклад доми- нации.

При укладе партийной раздробленности партии вынуждены идти на компромисс, искать союзников с целью создания коалиционного большинства. Партийная коалиция - это объединение, союз политических партий на основе консенсуса, компромисса интересов. Бывают электоральные (избирательные, парламентские, правительственные коалиции). Пример — во Франции можно выделить три блока сил: правоцентристкий блок «Союз за французскую демократию», блок левых сил, «третья сила» — Французский народный фронт.

Уклад партийной доминации означает длительное пребывание у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Примеры: в Японии с 1955 по 1993 гг. у власти была Либерально-демократическая партия. Индия — Индийский национальный конгресс. Мексика - Институциональная партия.

М. Дюверже (работы «Политические партии», «Влияние избирательных систем на политическую жизнь») рассмотрел структурно-организационные основы партий, особенности их становления и развития, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. Дюверже сформулировал три социологических закона взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям:

1. Пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных (небольших) партий с жесткой внутренней структурой, которые вынуждены проводить коалиционную политику.

2. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (система в два тура) порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу и к объединению в две коалиции.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства (в один тур) влияет на формирование двухпартийной системы (бипартизм) с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом.

 

41. Этапы становления и характеристика партийной системы в Республике Беларусь.

В конце 1980-х — начале 90-х гг. в политической жизни Республики Беларусь шло формирование демократических политических институтов. В конце 1990 г. в СССР был при­нят Закон «Об общественных объединениях», благодаря которому и начался период многопартийности.

Современный период развития партийной системы Бе­ларуси определенным образом связан с периодом возник­новения политических партий Беларуси конца Х1Х~нача- ла XX вв. Так, еще в 1903 г. возникла Белорусская социали­стическая Громада. Действовали комитеты РСДРП, Пар­тия эсеров (социалистов-революционеров), Еврейская СДРП, Партия «Бунд», В период 1917-1925 гг. в Беларуси действовали 22 партии. 9 из них были национальными, 3 - буржуазными, 6 — мелкобуржуазными и 4 — социалисти­ческими.

В конце 1980-х, как и в начале XX в., белорусские пар­тии и другие объединения формировались внутри нацио- нально-культурного белорусского движения. Социальную базу новых объединений составила творческая белорусская интеллигенция, часть студенчества и рабочих, которых объединяли общие культурные интересы. Многие совре­менные партии начали политический путь в различных не­формальных группировках, возникших во второй полови­не 1980-х годов. Главное внимание было уделено экологи­ческим и национально-культурным проблемам.

В период 1988-1991 гг. появляются первые политизиро­ванные объединения и группы, формируются первые по­литические партии и движения. Политизированность не­формальных объединений привела к возникновению об­щественно-политического движения Белорусский народ­ный фронт «Адраджэнне» в 1989 г. Фактическими дублера­ми БНФ в начале 1990-х гг. были Белорусский христиан- ско-демократический союз и Национально-демократиче­ская партия. Они не смогли стать реальными политически­ми силами.

Второе направление возникновения политических пар­тий в Беларуси — демократические идеи без акцента на национальном возрождении. В 1987 г. был создан дискусси­онный клуб «Современник», куда входили экономисты, журналисты, философы. Идеологическая направленность — критика советского политического строя. Данная органи­зация имела контакты с представителями «Демократиче­ской платформы КПСС». В 1990 г. была создана Объеди­ненная демократическая партия Белоруссии (ОДПБ) - первая официально зарегистрированная партия в Белорус­сии. В 1991 г. создано (а зарегистрировано в 1992 г.). Движе­ние за демократические реформы. В 1994 г. создана Граж­данская партия, которая в 1995 г. объединилась с ОДПБ в Объединенную гражданскую партию.

Третье направление возникновения политических пар­тий — партии-лобби, защищающие интересы определен­ных социальных групп. В 1991 г. возникает Белорусская кре­стьянская партия, выступавшая за радикальные реформы в сельском хозяйстве. К третьей группе относились Аграр­ная партия, Партия народного согласия, Белорусский на­учно-промышленный конгресс (партия директоров).

Четвертая группа — это экологические партии: Бело­русская партия зеленых, Белорусская партия «Зеленый мир», Белорусская экологическая партия.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года составила правовую основу для деятельности политиче­ских партий в Беларуси. 4 октября 1994 года был принят Закон Республики Беларусь об общественных организаци­ях. 5 октября 1994 года — Закон Республики Беларусь о поли­тических партиях.

Развитие партийной системы Беларуси шло волнооб­разно: в 1991 г. было зарегистрировано 5 партий, в 1992 - 6, в 1993 - 6, в 1994 - 16. К началу парламентской избира­тельной кампании 1995 г. было зарегистрировано 34 пар­тии и более 2000 объединений. В 1998 г. была зарегистриро­вана 41 политическая партия.

В начале 1999 г. был издан Декрет Президента «О мерах по упорядочению деятельности политических партий, про­фессиональных союзов и других общественных объедине­ний». Согласно Декрету произошла перерегистрация по­литических партий; была повышена «планка» для регист­рации партии с 500 до 1000 основателей; партии должны иметь региональные подразделения не менее, чем в четы­рех областях Беларуси.

До первых парламентских выборов 1995 г. в Беларуси за­вершилась структуризация партийной системы по признаку «правые - левые». Сегодня к левым партиям относятся Аграр­ная партия (АГ1), Коммунистическая партия Беларуси (КПБ). Лево-центристскими являются Белорусская партия левых «Справедливый мир», Социал-демократическая партия Народ ного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократи­ческой партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии — Партия БНФ и Консервативно-Христианская пар­тия - БНФ.

В силу незначительности влияния политических партий на политическую жизнь общества и политический курс государ­ства белорусская партийная система не в полной мере соот­ветствует признакам многопартийности. Свидетельством это­го служит представленность партий в Палате представителей Национального собрания (табл. 8).

Таблица 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных