Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дискуссии славянофилов и западников. Славянофилы-религиозное направл-счит,что у каждого народа есть свой путь историч развития(И




Славянофилы- религиозное направл-счит,что у каждого народа есть свой путь историч развития(И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин.) представители политич. и идеалистич. философского течения рус. обществ. мысли 19 в. Слав-лы полагали, что Россия имеет особый самобытный путь исторического развития, отличный от европ. стран. С. интересовала славянская религия Православие, противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

В противоположность им – Западники- атеистич напр-е (П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен, Т. М. Грановский, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин.). Основная идея - признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимость полного культурного воссоединения с Западом, использования его опыта для процветания России. Западничество и славянофильство - две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в. Президент Медведев увлёкся публицистикой и написал статью про модернизацию. А уже специально обученные кремлёвские идеологи из Института современного развития подались в футурологию и развили высказанные идеи в программной утопии «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Авторы изобразили Россию, преобразованную по западному образцу: «демократическое правовое и социальное государство, встроенное в западный альянс». Эта, по сути дела, «сказка на ночь» российским либералам вдруг вызвала неожиданные споры и дискуссии в некоторых узких кругах. А если серьёзно, то следует признать, что в свет вышла историческая (не по содержанию, а по значимости) работа, которая должна положить конец вековым спорам западников-славянофилов, научно обосновав ментальную склонность русского общества к «особому пути». И можно сколь угодно долго проводить модернизацию (начатую в России ещё Петром Первым), она всё равно пойдёт по своему «особому пути».

16. Идея всеединства и богочеловечества в философии Соловьёва.

В философии Соловьева можно выделить две главные идеи: концепция всеединства (учение об Абсолюте) и учение о Богочеловечестве. Концепция всеединства у Соловьева является самой разработанной среди вариантов интерпретации идеи всеединства в русской философии. Ее суть: целое существует не за счет частей или вопреки им, а в пользу всех. Ложное всеединство появляется тогда, когда целое подавляет входящие в него элементы или поглощает их. Соловьев выделяет три аспекта всеединства:
создает «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах: -гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой; -в социально- практическом аспекте всеединство понимается как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
-и в аксиологическом аспекте – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.

Соловьев также разработал учение о Богочеловечестве, которое занимает важное место в его религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева Богочеловек — это одновременно и индивидуум, и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека —Иисуса Христа. Богочеловек — это индивидуальное проявление Царства Божьего. Но человечество в целом также стремится к универсальному проявлению Царства Божьего, которое представляет собой собственное испытание человечества. В мире все стремится к единству, что является непременным условием абсолютного совершенства. Все это — результат эволюции природы.

17.Русский религиозно-философский Ренессанс. Философия русского космизма. Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие мыслители и философы как Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков. Все они прошли сложный путь духовной эволюции. Одни начинали как марксисты, материа­листы и социал-демократы, которые к началу XX века сделали поворот от марксизма к идеализму, сущест­венно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Концепция русского религиозного возрождения во многом стала продолжением и развитием славянофильства. По­этому ее можно определить как новое славянофильство. Развивая идеи своих предшественников, представители ре­лигиозного возрождения критично оценивают запад­ный путь развития. Спасение России они видели в восстановлении идей христиан­ства как фундамента всей культуры, в возрождении и утвер­ждении ценностей религиозного гуманизма. Высшей и абсолютной ценностью для них являлся Бог. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса. Человек для русских космистов — существо, находящееся в процессе роста, несовершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразовать не только внешний мир, но и свою собственную природу. Космисты сумели соединить заботу о Земле, биосфере, космосе с сущностными запросами конкретного человека. Другая черта русского космизма — гуманизм, основанный на глубоком знании и вытекающий из задач природной и космической эволюции. Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой. К. Э. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. В. И. Вернадский: Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен.

18.Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

1) Предфилософский этап (X-XII вв.): распространение христианства (К. Туровский, Е. Полоцкая), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей.

2) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII вв.): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Скорина – идея общего блага, достигаемого с помощью права. Гусовский, Будный – антитринитаризм (неприятие троичности Бога), отрицание божественности Христа, загробного мира, признание диалектики прирожденным качеством человека. Тяпинский, Сапега. Несомненной заслугой белорусских мыслителей является попытка установления зависимости земной судьбы и счастья человека от социально-политических институтов. Наибольший вклад в разработку этой идеи внесли А. Волан и Л. Сапега. Л. Сапега участвовал в разработке Третьего Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) - одного из самых значительных законодательно-правовых документов Европы.

3) Схоластика (кон. XVII – пер. пол. XVIII в.): господство ордена иезуитов (Смотрицкий, Тылковский, Залусский). В противовес – атеизм Лыщинского.

4) Просвещение (втор. пол. XVIII в. – пер. пол. XIX в.): рационалистические философии, образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества (Нарбута, Стройновский, Чечот, А. Мицкевич).

5) Национально-демократический этап (втор. пол. XIX в. – нач. XX в.): акцент на проблеме национального возрождения. Философски значимыми становятся темы национального самосознания, самоидентичности (Купала, Колос, Богушевич, Абдиралович).

6) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры.

7) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

19.Метафизика и онтология. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия.

Метафизика (1в до нэ) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях, всюду человек сталкивается с тем, что выходит за границы опыта - в познании человека, истории, природы. 1-й смысл метафизики – вся философия; 2-й-один из фил-их методов.

Онтология (17 в) - учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляется с метафизикой, но чаще всего онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Онтлогия изуч: бытие, материю, природу,общество.

Бытие – исходная категория философии, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окруж. мира и самого чела. Понятие бытия включает в себя объективную(материя) и субъективную (сознание, дух) реальность.

Св-ва бытия: простое, вечное, неизменное, бесконечное.

Субстанция – понятие, которое обозн. нечто, являющееся причиной самого себя. Атрибут – бытие,это св-во все вещей быть,сущ-ть. В 20 в появл-ся экзистенциальный подход – понятие существ и бытия. Парменид – представитель школы Элиатов (считали мир вечным и неизменным), считал субстанцией бытие.

Основные формы бытия:

1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь делятся на: б. вещей, процессов, состояний природы, б. природы как целого, б. вещей и процессов, произведённых ч-ком;

2) б. человека, которое делится на б. человека в мире вещей и специфическое чел. бытие;

3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индивидуальное духовное и объективированное (неиндивидуальное) духовное;

4) б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (б. отд. человека в обществе и процессе истории) и б. общества.

Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных