Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Авраам и Сарра в Египте




 

Братья и сестры, я предупреждал, что нас ожидает очень сложный в богословском отношении эпизод, когда Авраам должен будет в Египте сказать, что Сара сестра его, и Сару заберут к Фараону. Эта история требует богословского толкования, и оно должно быть всесторонним. Это будет первое в Ветхом Завете очень смутное предуказание на высшее служение жены, её высшую славу. Эта история из жизни Авраама и Сарры прочитывается и как завершающий рассказ о созидании семьи, и как прообраз. Прообраз это образ будущего события, которое в полноте смысла должно будет совершиться уже в Новом Завете: спасение произойдет от Жены, когда от Девы, Благословенной между женами, родится Мессия Христос.

История об Аврааме и Сарре в Египте требует богословского толкования и одновременно она является испытанием для каждого, кто её читает. Это тот самый отрывок, который подаёт повод к злобному веселью для тех, кто разыскивает в Писании нелепости, а в жизни праведников грехи. И, приступая к этому отрывку, мы будем осторожны.

Во-первых, не станем переносить наши нравы на древние времена, это свойство невежественного сердца. Во-вторых, Библия говорит о добродетелях праведных людей, и об их пригрешениях... Даже если мы читаем, что праведный согрешил, будем помнить о себе: святые грешат иначе чем мы.

Третье, мы можем испытать себя потому, на что мы обратим внимание в этой истории. Один греческий подвижник говорит, что «люди ведут себя иные как пчёлы, которые собирают мёд с цветов, иные ведут себя как мухи, у мух – своё пастбище». Вот, будем читать, и проверим. Кто мы, мухи или не мухи. Вот такая история. Её читаем, себя испытываем.

12 гл 10 ст: «И был голод на земле и сошёл Авраам в Египет чтобы поселиться там ибо усилился голод на земле». В синодальном переводе ошибочно прибавлено «в земле той». Это не верное прибавление, потому что голод был по всюду, голод был тяжелый. В греческом тексте усилился, в еврейском сказано, что голод был тяжелый. Аврааму не было другого пути, как спуститься, сойти в Египет, в страну гарантированного земледелия. В этом можно видеть действие Промысла, который направлял Авраама на неизбежные испытания.

11 ст «И было, когда приблизился Авраам, чтобы войти в Египет, сказал Авраам Сарре жене своей: знаю я, что ты женщина красивая видом». Сарра была красивая видом. Что это значит. Красота в полном своём расцвете передаётся выражением «красив станом», «красив видом». Такова была красота Рахили и Иосифа. Сарра уже не молода. Она иначе красива чем юные Рахиль и Иосиф. В ней уже нет красоты стана, которая привлекает любовь чадородную. Сарра своём возрасте, который не для потехи, не для личного удовлетворения. Сарра – украшение двора. Сарра, как бы сказать, личность. На греческом: Сарра красивая лицов, или по-славянски: добролична.

Далее. Мы входим в зону тонких терминологических различий, которые связаны с понятиями «хорошо», «красиво», «добро». То, что в глазах Божьих было хорошо (по евр «тов», греч «колон»), мы переводили только как «хорошо». И увидел Бог, что это «хорошо». Когда жена в Раю увидела, что запретное древо «хорошо» (3гл 6ст), то был не грех, а грехопадение. Когда Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они «хороши» (6гл 1 ст), то был грех, который привёл к Потопу. Когда Авраам говорит жене «я знаю, что ты красива видом (лицом)». Мы должны учитывать, что муж особым образом знает свою жену. Сарра была не молода, обычной привлекательности женской в ней могло уже не быть. Одако, Авраам ожидает наверное, что самый взгляд египтян на эту знаемую им красоту жены будет такой же как у Евы на запретное древо, и у Сынов Божьих на дочерей человеческих. То, что по настоящему красиво Египтяне увидят как «хорошо». А где такой взгляд – там грех один будет.

Авраам говорит (12 ст) «Будет ведь, когда увидет тебя египтяне, скажут: жена его эта, и убьют меня, тебя же уберегут. Скажи же «сестра ему я», да будет мне доброе через тебя, и да будет жива душа моя ради тебя.». Да будет мне доброе это по греч «Ев» (никак не «хорошо», это бы спутало всю картину событий). Также и в масоретском тексте, не сказано «хорошо», сказано «будет мне доброе» «ета фли». Вот, ситуация, в которую Авраам пославлен: нет решения без зла.

Его положение в собственном смысле слова трагическое. Это большое испытание даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое добром является только по отношении к другому злу. Авраам для начала, видит ситуацию. Ему понятно как она будет развиваться. Златоуст поясняет: если бы он сказал, что Сарра жена, то и её отняли бы и его убили. Да, лицо смерти было ещё страшно. Златоуст замечательно выражение дал, мысль такая. Златоуст говорит о том, что предчуствие смерти было совершенно иным чем после Воскресения Христова, когда он вывел души праведников из ада. Лицо смерти было страшно.

Итак, совет Авраама: «скажи, что ты сестра». Что перед нами? Ложь, и согласие на прелюбодеяние жены? Так мы это должны понимать? Подлинно ли Авраам побуждает Сарру лгать, что она ему сестра? Родства Сарры мы не знаем, но в Сынах Божьих от Ноя шел благочестивый обычай (это говорится в Книге Товита): брать жен от братий своих и не брать жены чуждой, которой не от племени отца твоего. Если кто в потомстве Авраама женился не на родственницах, то это исключение: Исав и Иуда. Сарра была Аврааму и жена и сестра, сестра по отцу, как он сам скажет в 20 гл кн. Бытия. И Авраам побуждел жену не лгать, а не всё говорить. Но главный вопрос: подлинно ли праведник соглашается на прелюбодеяние жены?.

Так. Вот если поставить вопрос.

А если иначе спросить: а кто глава Церкви Божией? То есть, меня спрашивают: подлинно ли праведник соглашается на прелюбодеяние жены. Я вынужден ответить вопросом на вопрос: а кто глава Церкви Божией? Авраам? Тогда он принял последнее решение. И точно, это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник, как говорится в псалме «возложил свою печаль на Господа», и дальше, ему, мученику и нам, сострадая, остаётся смотреть что будет.

Первое – будет послушание и жертвенная любовь Сарры. Златоуст поясняет: блаженную Сарру прославило послушание. Когда Церковь была не народ, а только семья – жена для мужа была Церковь. Сарра, от неё родится народ, от народа родится Спаситель Христос. Сарра, читай, вместе с Авраамом она Церковь, вместе с Авраамом они Церковь, Церковь даёт согласие на бесчестие. В Церкви спасение. Ради спасения Церковь даёт согласие на бесчестие.

Поняти ли в каком контексте читается эта история в современной России после гонений на Церковь в 20 веке? Мученики её не все прославлены. Особенно предстоятели Церкви, которые уподобились Аврааму в видении ситуации и решимости всё возложить на Господа, в отличие от Авраама, они не увидели при жизни своей правоты. Подтверждения правоты не увидели и после смерти не имеют общей от верующих благодарности. Я говорю о патриархе Сергии. Патриарх Сергий – бескровный мученик.

Когда Авраам дал жене спасти себя, и Сарра согласилась, жена стала образом Церкви, а семья Авраама родилась как Церковь. Главное произошло. Остальное – бесспорное подтверждение правоты Авраама, что он всё сделал правильно.

14 ст «И было, когда вошёл Авраам в Египет, увидели египтяне жену его, что она была хороша очень». Произошло то самое, чего опасался Авраам, только в превосходной степени. Египтяне увидели, что жена «хороша зело» «халес фодра». Это был очень сильный сбой восприятия мира, потому что хорошо весьма «кала лиа» было только всё мироздание в глазах Господа после шести дней творения (31 ст 1 гл). Египтяне увидели то, что красиво видом как то, что хорошо. Это грех, и за него египтяне ответят. Не было такого, чтобы их кто-то соблазнил: Сарра красотой или Авраам умолчанием всей правды.

15 ст «И увидели её вельможи Фараона и похвалили её пред Фараоном и ввели её в дом Фараона». Здесь игра слов в еврейском тексте, очень значительная. То, что вельможи (по евр. «Саре»), а Сарра – это госпожа «сарай». То есть, господа Фараона похвалили госпожу Сарру. То есть вельможи Фараона оценили, что Сарра вельможна, и станет украшением двора. Вот зачем её ввели в дом Фараона.

Если внимательно читать текст, то становится ясно, что никакого ущерба честь Сарры не понесла. И Аврааму доброе было ради неё. Доброе было (имеется в виду добро как имущество). Аврааму в добро достались разные полезные вещи. Ничего хорошего не было никому. И «Аврааму доброе было ради неё, и были у него овцы и тельцы и ослы и рабы и рабыни и лошаки и верблюды». Вельможи ввели Сарру в дом Фараона, дом Фараона – Египет. Ответственность будет на всём доме Фараона. Златоуст поясняет: «это было так для того, чтобы само дело стало известнее и разгласилось повсюду».

17 ст «И испытал Бог Фараона испытаниями великими и лютыми и дом его за Сарру, жену Авраама». Испытал испытаниями, или поразил поражениями это такой оборот, который мы называем, если помните, оборот внутреннего содержания. Испытал пытками, если хотите, можно так перевести. И в еврейском тексте употреблён термин поражения «нега», который обозначает последнюю казнь египетскую – умерщление первенцев. И термин и оборот внутреннего содержания говорит о том, что поражение египтян было крайним, нестерпимым (18 ст).

И далее «Призвав же Фараон Авраама сказал: что это ты сотворил мне, что не возвестил мне, что она жена твоя? Зачем ты сказал, что «она сестра моя» и взял её себе в жену. И ныне, вот жена твоя пред тобою: возьми, отыди, и заповедал Фараон мужам об Аврааме, чтобы сопроводить и его и жену его и всё, что было у него и Лота с ним».

Ст 19 «И ныне вот жена твоя». Это означает, говорит Златоуст: «я не лишил тебя жены твоей». Жена, как три отрока в печи, осталась неприкосновенною.

Вот такая история. Нет в ней ничего, что питало бы мух в нашей душе.

Историю об искушении Авраама и Сарры в Египте можно рассматривать на разных уровнях. Если восходит от смысла к смыслу, то через эту историю мы можем уяснить:

Первое: что есть вера. Второе: что есть Церковь. И третье: что есть жена.

Для верующего это научение и ободрение. Сколько пользы от искушений, говорит Златоуст. Авраам от смерти спасся, богатство приобрёл, и дела его разнеслись по всей Вселенной.

Второе. Церковь Божья имеет правило, как жить в мире сем. Как жить в сем мире. Если строго следовать правилам, это называется «акривия». Строгое следование правилам. То семья Авраама должна была решиться умереть в пустыне. И там в пустыне ожидать или смерти или помощи Божией. Однако, отец наш Авраам решил иначе.

Умение по обстоятельства и на время отступить от точных правил и канонов благочестия самой церковной жизни, называется «икономия». Искусство компромисса – икономия.

Значит «акривия» - точно следование правилам, «икономия» - умение сообразоваться с обстоятельствами. В житии Авраама св. Писание даёт нам примеры икономии, первый и сразу крайний случай икономии. Урок бесценный для Церкви, когда её ведут на истребление. Очень надо любить Церковь, чтобы не оставить её умирать в пустыне. В такой «икономии» любовь есть, а гордости нет. Можно вроде бы одинаково выбрать смерть и выбрать жизнь, одинаково на Бога полагаясь. Это может быть так. А друг это так как это было на крыле храма «бросся вниз..» Искушение дьявола. Бросся вниз ибо написано «ангелам своим заповедает о тебе и на руках понесут тебя да не преткнёшься о камень ногою твоею». Христос дьяволу ответил из Писания «не искушай Господа Бога твоего». Так и мы от Писания скажем тем, кто упрекает Русскую Православную Церковь 20го века в соглашательстве с безбожной властью. Отец наш Авраам мог в пустыне ожидать смерти и помощи Божией, он решил иначе. Упрекайте его. «Кто похулит Авраама – тот проклят от Бога.»

Третье. История об Аврааме и Сарре в Египте это прообраз события, которое должно будет совершиться в Новом Завете: спасение произойдёт от Жены, что благословенна между женами, ибо родила Мессию. На это высшее служение Жены очень смутно ещё указывает история об Аврааме в Египте. В Ветхом Завете ближе всего на это высшее служение Жены указывает история о Моисее и Сепфоре. Эта история уже не из Книги Бытия. Эта история из Книги Исход, но мы её должны будем рассказать коль скоро мы взялись за такой сложный богословский сюжет как искушение Авраама и Сарры в Египте. Будем говорить о Моисее и Сепфоре. Это историю расскажем в следующий раз.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных