Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Богоборчество Иакова. Предание в иудаизме




 

Братья и сестры, в прошлый раз я позволил себе кратко упомянуть о том, в чём был смысл знаменитого эпизода, когда Иаков боролся с Богом и когда Иаков получил от Бога имя Израиль. Слушатели не позволили мне ограничиться кратким извлечением смысла, но потребовали подробнее изложить этот богословский сюжет. Я думаю сделаем так: прочитаем текст о богоборчестве Иакова, затем вновь поговорим о соотношении Писания и предания, но уже не в христианстве, а в иудаизме.

В Книге Бытия 33 гл. начиная с 25 ст. описано, как Иаков боролся с Богом. Это эпизод знаменитый, однако в нём есть одна существенная неясность. То, что в данном случае называется борьбой, когда человек вплотную сошёлся с Богом, вот это событие описано в таких понятиях, которым в древнееврейском языке нет аналогии. Строго говоря, мы даже не вполне можем быть уверены, что происходило. Значения глаголов, обозначающих борьбу не ясно. Не просто представить, что это было. Сказано, что Некто («Ишь», человек) дальше идёт глагол «Авак», который по традиции переводят «боролся». Некто человек боролся с Иаковом, и в греческом языке так – глагол «палайо» (бороться). Однако, глагол «Авак» еврейский встречается только в этом эпизоде св. Писания. Откуда мы знаем что он может значить?

Мы можем исследовать корень этого глагола. Глагол «Авак» того же корня, что слова, не удивляйтесь «пыль», «порошок». То есть Некто, человек, так соприкоснулся с Иаковым, что либо пыль поднялась, либо соприкосновение было такой плотности, что в порошок стирает. Может быть ещё и такое, что борцы смесились, соприкоснулись всеми своими частями, и частичками. Это вполне могла быть схватка с проникновением одного в другое.

Читаем текст 32 гл, начиная со стиха 25го: «И остался Иаков один и боролся (смесился) с ним Некто человек (ишь) до восхода зари. И увидел Тот, что невозмогает его и коснулся сустава (или впадины сумки) бедра Иакова, и вывихнулся сустав бедра Иакова, когда он боролся (смесился) с Ним. И сказал Тот: отпусти Меня ибо восходит заря. Но Иаков сказал: не отпущу Тебя если только благословишь меня (имеется в виду: тогда отпущу). И сказал Тот ему: как имя твоё? И он сказал: Иаков.» Прервём на минуту чтение. В следующем стихе употребляется второй глагол, который обозначает этот поединок, встречу лицо к лицу Иакова с Богом, и этот глагол «сара», тоже применяется исключительно к описанию этого события. Его примерное значение: крепиться, упорствовать. На греческий перевели «укрепляться» с кем либо. Два корня вот этого глагола «сара» и корень «эл» (Бог) дают «исраэл». Исраэл – тот кто борется с Богом, тот, кто крепится вместе с Богом.

Продолжаем чтение: «и сказал Тот: как имя твоё. Он сказал: Иаков. И сказал Тот: не Иаков сказуется уже имя твоё. Только Исраэль ибо ты боролся (крепился «серита») с Богом (Эллохим) и с человеком (анашим - человеками) и возмогал. И спросил Иаков и сказал: возвести имя Твоё. И тот сказал: зачем это спрашиваешь об Имене Моём? И благославил его там. И назвал Иаков имя месту «бениэль» (лицо Бога) ибо сказал: я видел Бога лицо к лицу и избавилось (вырвалась) (лицо Бога) ибо сказал: я видел Бога лицо к лицу и избавилась (вырвалась) душа моя.». Мы говорили, кто боролся с Иаковом? Богочеловек. Тот, кто вплотную сошёлся с Иаковым так, что они в пыль перемешались, был человек. Сперва он назван в единственным числе «ишь» (некто человек), затем – во множественном числе «анашим» (человеки). Он прикоснулся к бедру Иакова и положил конец их взаимной схватки. И Он же говорит, что Иаков боролся, крепился с Богом и с человеком (Эллохим, Анашим).

Главная мысль Ветхого Завета состоит в том, что человеческая природа должна принять в себя Бога во плоти и человеческом образе. Ап. Павел говорит, что всем народам Земли было дано чтобы (Деян 17 гл) «чтобы они искали Бога не ощутят ли наощупь и не найдут ли». Иаков осязал Того, Кто явится как Мессия – Христос. От Иакова произойдёт народ Израиль, с которого явится Мессия – Христос. Человек имел силу схватиться за Бога, смеситься с Ним в пыль и не отпускать. И воля Божья была в том, чтобы человек Его не отпускал.

Если это и была борьба человека и Бога, то это был любовный огон. В священном Писании символами самого тесной связи в духе были (вспоминаем, была речь об этом), символами самой тесной связи в духе было сыновство (Бог Отец, Бог Сын) и брачный союз Господа и Церкви. В схватке Иакова с Богом борцы смесились. Человеческое и божественное проникли друг в друга.

И первый результат борьбы Иакова в том, что человеческая природа может Бога удерживать, и даже грешный человек, как и всякий грешен, как Иаков, может Бога удерживать. И народ Израиля иможет Бога удерживать. Бог этого хочет.

Однако, есть различия. Одно дело схватиться и держать, другое дело соединиться и вместить. Человеческая природа, по скольку она без греха, может вместить божественную природу без ущербно. Таков будет только Христос мессия. Бог совершенный и человек совершенный.

Иаков же не таков. Иаков получил отметину в плоть, что не он лично таков. И отметина легла в самую верхнюю часть ноги Иакова – сумку бедра. Это во- первых, чтобы он теперь на каждом шагу хромая, на каждом шагу, вспоминал Бога. Шагнул – хромаешь, помни о Боге. Во вторых, верхняя часть бедра была повреждена, чтобы удостоверить, что Тот, Кто боролся с Иаковым, не был лукавый дух – змей, который соблюдает пяту человека. Змей соблюдает нашу пяту. Кстати имя Иаков и означает «пята», пятка. И вот, чтобы удостоверить, что с Иаковом боролся не лукавый дух, Иаков получил отметину в плоть в ногу, но в верхнюю её часть.

Кстати в иудаизме противоположное мнение мы встречаем, что с Иаковым боролся злой ангел, который был ангелым хранителем его брата Исава. Ну, мнение такое, странное, потому что допускается, что злой ангел назвал Иакова «Израиль». Что имя Израиль происходит от злого ангела.

Иаков встретился лицом к лицу с Богом, лицом к лицу не означает, что Иаков Его видел, схватка происходила до восхода зари. Иаков удивляется что выжил после этой встречи один на один. Он в знак своего величайшего удивления назвал то место лик Бога «пениэль» сказав «я видел Бога «Эллохим» лицом к лицу, и вырвалась душа моя». Никому больше такое как Иакову не было дано. Только в Боговоплощении, в прикрытии плоти и как человека можно будет увидеть Господа, прикоснуться к нему и не умереть.

Авраам, Исаак, Иаков – сотаинники Божии. О них Церковь говорит, что Аврааму, Исааку, Иакову Бог не положил покаяния. Почему? Потому что покаяние происходит в Церкви, а в Аврааме, Исааке и Иакове – сама Церковь возродилась после Вавилона и выросла, получила прирощение, созрела в семью и готовилась перейти в народ.

Борьба Иакова с Богом была рубежем созревания народа Божьего. Иаков – завершитель патрирхальной семьи и родоначальник «эпоним» (тот, кто даёт имя) народа Израиль. Иаков получил не перемену имени с Иакова на Израиль, он обрёл своё настоящее имя, то, которое записано в Книге Жизни. Об этом читаем у пророка Исайя в 43 гл. 1 ст. Иаков Бог удерживал, а отпустил его только когда получил отметину в плоти, благословение получил, и перемену имени Иакова на Изнаиль.

Израиль – имя двойственное по смыслу. Тот, кто крепится вместе с Богом и тот, кто крепится против Бога. И в этом последнем значении у пророка Осии мы встречаем это значение - Тот, кто препится против Бога. Как евреи были назначены для перехода на ту сторону от Церкви этнической ко Вселенской Церкви, так и Израиль должен был удерживать Бога, служить Ему до Боговоплощения. Когда Бог воплотился, Израиль разделился на тех, кто крепится вместе с Богом и тех, кто крепится против Бога.

Тех, кто крепится против Бога называют себя иудеями по имени калена Иуды иудейского царства. Иуда был 4й сын Иакова Израиля, которому перешли права первородства.

В иудеях можно сказать, что они есть Израиль в значении крепиться против Бога, поскольку они отрицают, что Иисус был Мессия, что Иисус был Христос. Весь Ветхий Завет говорит о Христе. Если отрицать Христа, то как относиться к тексту Ветхозаветных книг? В иудаизме возникло своеобразное отношение между писаным текстом, который признаётся священным, и устным приданием. Согласно христианскому учению Господь присутствует в своей Церкви, поэтому церковный разум, предание богачем чем то, что нам дано в Священном Писании. И в иудаизме находим утверждение, которое ается аналогичным. А именно, что устная Тора, устное учение, устный закон «мишна» имеет превосходство над Откровением, которое было записано Моисем. Сходство здесь между христианством и иудаизмом, поскольку рассматривается отношение между преданием и писанием, сходство чисто внешнее. Христиане исходят из того, что Господь присутствует в своей Церкви. В иудаизме главным был другой импульс - полемика с христианством и отстаивание своей религиозной и национальной идентичности и исключительности. Уже в евангельские времена среди евреев было широко распространено предание старцев. Упоминание его есть в Евангелии от Матфея 15 гл. Предание старцев.

Приведём только несколько примеров что такое было предание старцев в иудаизме по отношению к своему писанию и по отношению к христианам, народам, их называли «гойим».

Первые века христианства были особым временем, временем обретения ветхозаветных книг, которые пророчески говорили о Христе. Народы «гойим» читали эти книги на греческом языке. До Христа септуагинта, перевод 70ти пользовалось огромным уважением в еврейской среде. В иудаизме положение координально изменилось. Оказалось, что народы и Израиль уравнены в отношении к Писанию. То есть, если бы Моисей записал всё, что было сказано Богом, то не было бы разницы между евреями и не евреями, между евреями и народами. Следовательно, логика иудаизма, Моисей записал не всё. Один из учителей в Иерусалимском толмуде (Раббеавин) так излагает замысел Божий о написанном тексте и не записанном предании. Это слова Бога он излагает: «если бы Я (Бог) написал для вас большую часть Моей Торы, тогда разве евреи не считались бы посторонними, ибо в чём тогда разница между евреями и язычниками? Эти пишут свои книги и те пишут свои книги. Эти пишут пергамины, и те пишут пергамины.» (это Иерусалимский толмуд «Пеаф»).

Разница между евреями и народами согласно толмуду в том, что Моисей на Синае большую часть Торы получил устно, изустно отнюдь не записывал. В иерусалимском толмуде сказано: «даже то, что ученик однажды в будущем будет рассказывать своему учителю было сказано Богом Моисею на Синае». Другой отрывок из толмуда. Это песикторбати: «Сказал рабби Иегуда Бар шалом: Моисей просил, чтобы мишна (устный закон, предание), чтобы мигна была написана, но святой, благословен он, предвидел, что народы будут переводить Тору, читать её по-гречески, и говорить: мы Израиль, мы Сыны Господа. Тогда чаши весов уравнены.». Раввин Иегуда говорит, что «гайим» имеет Тору, Израиль имеет Тору. Это с его точки зрения очень плохо. «Святой, благословен он, скажет всем народам..» Понимаете как интересно? «Святой, благословен он (это имя Божие такое) скажет всем народам (вот логика Толмуда): Я знаю только того, кто обладает моими таинствами («мистерим» - слово греческого происхождения), он мой сын. Они сказали Ему: А что такое Твои таинства? Отвечал Он им: это мишна». То есть, таинства это мишна. В этом учение Иудаизма: только устная Тора охраняет евреев чтобы они не стали как народы. Только через мишну можно остаться сыном Божьим.

Бытование устной Торы, её передача и научение сопоставляется с религиями, которые имеют в себе тайну и таинства, с мистериальными религиями. Но разница здесь, конечно, колоссальная. В Христианстве Сынами Божьими становятся через Христа, и принятия таинств Церкви. В Христианстве и Писание постоянно звучит в собрании верующих, и участие в таинствах доступно верующему, и знакомство с учением Церкви открыто любому, а не уверовавшего даже специально учат с голоса «катехизируют». Христианство – религия таинств. Иудаизм был иного рода мистериальный практик. Полагалась не переходимая грань между теми, кому дано и кому не дано обладать таинствами. Большей части еврейского народа не было дано. Это видно из установлений, качающихся субботы, именно того дня, когда евреи должны были изучать Писание: чтение Писания запрещалось, чтобы не отвергли «бейтхамидраш» дом учения. Толкование Писания должно было совершаться только устно, заглядывать в библейский текст запрещалось. И чтобы дать отдалённые понятия о неприкосновенной святости «агады».. я даже не буду переводить это слово. Вот «агада». Вот чтобы дать отдалённое понятие неприкосновенности «агады», даётся запрещение её записывать и проповедывать… Вот отрывок из иерусалимского толмуда Шаббат 13:1 «Это агада. Тот, кто записывает её, лишается доли в грядущем мире. И тот, кто проповедует её должен быть сожжен. И тот, кто слушает её не получит познаграждения».

Можно ли христианство и иудаизм или нельзя назвать одним словом «религия»? Если мишна это таинство, то в христианстве нет таинств. Если в христианстве есть таинства, которым приобщают, то в иудаизме есть таинства, которым не приобщают даже своих. Если называть это одним словом, то всегда нужно держать в уме, что в иудаизме его смысл противоположный. Слово «Бог» христиане и иудеи понимают по-разному.

Было такое начинание в религиозной среде: иудеохристианский диалог. Христианство и иудаизм суть две религиозные идеологические системы, в которых большинство элементов называются одинаково, а понимаются по-разному. Чем болшее значение имеет религиозное понятие, тем больше будет различие в его понимании. Слова «закон», «милость», «Мессия», «Бог» христиане и иудеи понимают часто диаметрально противоположным образом. И каким умом должен обладать тот, кто ведёт иудеохристианский диалог?

В иудаизме тайное знание охраняли, оно не должно было попасть к гойим, которые читают Писание. А по-скольку Тору читали по-гречески, «септуагинта» (перевод 70ти) стала врагом. В иудейских комментариях читаем: «Однажды пять мудрецов (важно, что не 70 или 72) написали Тору для царя Птолемея на греческом языке. И день тот был столь же зловещим для Израиля как тот, в который был сделан золотой телец, поскольку Тору нельзя перевести в точности». Вдумаемся в это сравнение: Перевод Торы – золотой телец. Когда народ у горы Синай сделал золотого тельца, Моисей разбил скрижали Завета. Значит когда Тору перевели на греческий язык, её уничтожили? Во всяком случае, когда «гойим» коснулись к Торе, она потеряла своё значение. Как только народы что-то узнают об иудеях, иудеи уже не хотят этим быть. Только оставаясь невидимым и незнаемым, нечитаемым, можно соблюсти ту позицию, которую отстаивает иудаизм. Подлинно детским умом должен обладать тот, кто хочет вести иудео-христианский диалог со стороны христианства.

Кстати об аргументе, что св. Писание не переводимо, его можно читать только на еврейском языке. Если мы слышим такой аргумент, мне приходилось с ним сталкиваться, когда я изучал древнееврейский язык, то будем знать откуда, из какой пустыни дует ветер. То, что непереводимо то непонимаемо. Священное Писание более всех других памятников переводимо на другие языки при условии, что мы понимаем язык его символов, потому что Откровение Ветхого и Нового Завета дано на едином символическом языке, который вцелом не утрачивается ни в одном из языков, возникших после Вавилонского столпотворения. Язык св. Писания был изначально дан для Вселенской Церкви.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных