Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кроткие наследуют Землю




 

Братья и сестры, мы дали развёрнутый комментарий к богословскому сюжету «Авраам и Сарра в Египте», привлекли два Библейских сюжета о Моисее и Сепфоре, о богоборчестве Иакова, затем заговорили о св. Писании и церковном Придании и сопоставили в этом отношении христианство и иудаизм. В чём была нужда для такого развёрнутого в разные стороны комментания. Семья Авраама стала Церковь. И мы можем сказать, что Авраам имеет, вот с того момента, когда он позволил жене себя спасти, позволил Церкви себя спасти, Авраам имеет самочувствие Церкви. В Аврааме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным как обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен». Авраама ожидают новые испытания.

Вся жизнь Авраама это восхождение по ступеням веры, путь от силы к силе, поэтому после событий в Египте, когда Авраам был спасён, Авраам должен пройти испытание новое. Следующий эпизод в его жизни это будет испытание богатством. Это будет новая глава в сотериологии, учении о спасении.

«Богатство есть мерило успеха» - таково убеждение представителей западной цивилизации. Тот, кто представляет общий характер западной цивилизации, понимает, что это убеждение для неё естественно. В библейском мировоззрении и в жизни Авраама находим иное отношение к богатству. Это испытание, которое можно пройти, а можно и не пройти.

Когда семья Авраама стала Церковь, стало понятно, что верующий человек должен освоить какие-то важнейшие жизненные реальности, присоединить их к Церкви. Это сейчас называется «воцерковить». И первое будет что? Очень важный вопрос. Какая из реальностей нашей жизни достойна стать первой и первенствующей, чтобы о ней Церковь имела неусыпное попечение, освоило, признало своей и сама стала для неё родной? Это земля. Первое, что должен освоить верующий человек это найти своё место на Земле.

В Библейском мировоззрении Земля – нравственный спутник человека, вернейший показатель его действительного состояния. Земля это обязательное церковное достояние. Что я имею в виду? Церковь может быть гонимой и странствующей, но Церковь не может быть экстерриториальным образованием. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле то, что имеет границы, следовательно – живое. Живое это то, что имеет границы. Земля, с которой так связана Церковь это место на Земле. На языке св. Писания, безместное (есть такой термин) означает злое. Безместное это глобальное, точнее глобалистское.

Когда возникнет и будет оформлена Вселенская Церковь, она не будет глобальной, но составится из местных поместных церквей. А глобализм это часть антицерковной идеологии. Экстерриториальное образование больше соответствует духу Каина, поскольку он бегает от лица Божия.

Земля, которую опекает Церковь, это земля родная, в неё Церковь может пустить корни. Эту землю нельзя завоевать. Она Богом даётся. И тогда она называется Библейским словом «наследие». Это важнейший богословский термин – «наследие» - то, что отец передаёт сыну, то, что Бог даёт своим людям. В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишён Каин. Церковь имеет отечество.

Опыт Авраама показывает, а Писание нас этому учит, что прежде чем осваивать землю нужно устроиться как Церковь. Вот важнейшее положение и учение о Церкви, учение о Спасении. Прежде чем осваивать Землю, нужно устроиться как Церковь. Начинаем читать 13гл Книги Бытия 1 ст.

«И поднялся Авраам из Египта сам, жена его, и всё что было с ним, и Лот в пустыне. (поднялись и вышли из Египта). Авраам же был богат весьма скотом и серебром и золотом.» Из пустыни, области Негеф Авраам вошёл в Египет, назад и вернулся. Он уже вернулся не гибнущим от голода, а богатым. Впервые называет Писание это понятие «богат». По-еврейски также «тяжел» «кавед». Авраам тяжел. Хорошее определение богатства: это тяжесть, которую нужно таскать.

Здесь, кстати встречаем первое упоминание металлических ценностей. Авраам мог познакомиться с ними в Египте.

Куда пойдёт Авраам? Каждый шаг его важен, потому что дойти до конца трудно, а сбиться с пути можно на каждом шагу.

3 ст «И пошёл туда откуда пришёл в пустыню до Вефиля, до места, где был шатёр его прежде между Вефилем и между Гаем на место жертвенника, где сотворил его сперва, и призвал там Авраам имя Господне». Когда он ещё только входил в Палестину Авраам прошёл всю землю с Севера на Юг до пустыни Негеф, и на этом пути он построил два жертвенника в Сихеме и в Вефиле. Так вот, возвращаясь из Египта Авраам идёт на место второго жертвенника, там впервые совершилась молитва во имя Господа.

Авраам дошёл до места, которое является в каком-то смысле центральным в его странствии. Это не Сихем, где Аврааму явился Господь, место первого жертвенника. Это окрестность Вефиля, где при жертвеннике совершилась первая молитва во имя Господа, потому что в жизненном пути Авраама молитва при жертвеннике с именем Господа это был первый важный самостоятельный шаг. Господь уже не говорил Аврааму что ему делать, Авраам должен был сам находить верное решение.

Из Египта семья Авраама вернулась в ином качестве, как Церковь Божья, и Авраам целенаправленно переносил свои стоянки до того места где прозвучало имя Господне.

Авраам дошёл до места, которое является центральным в его странствии, и здесь встала вот эта проблема - богатство. Кончился голод – начался делёж. Вместе с Авраамом ходил его племянник Лот, и Лот тоже был богат.

5 ст: «и у Лота, который ходил с Авраамом, были овцы и волы и шатры и невмещала их земля, чтобы селиться им вместе, ибо имение их было многое, и они не могли селиться вместе». Хорошо братьям, жить (по-еврейски селиться) вместе. (псалом 133). Однако земля уже не вмещала такого множества стад как у Авраама и у его племянника.

Златоуст говорит: «избыток богатства становится причиной разделения». Значит, нужно быть готовым к тому, чтобы делиться и разойтись по земле.

7 ст «и был спор между пастухами скота Авраама и между пастухами скота Лотова. Хананеи же и феризеи тогда населяли землю ту». Златоуст говорит: полинно, где моё и твоё там все виды вражды. А враждавать к тому же было просто опасно, потому что Авраам и Лот пасли стада в земле, где жили чужие племена – хананеи и феризеи.

Авраам справедливыми словами мог вразумить своего племянника.

Иоанн Златоуст пересказывает смысл его речи:

1. Ты, Лот, позволил быть дерзости. Как домашние твои осмелились открыть и уста против моих пастухов? Как они не подумали какое расстояние между нами?

2. Не ты ли сам решился идти со мной, ведь ты мог остаться в Хоране.

3. Откуда взялось твоё богатство? Кто тебя в люди вывел? Не я ли ходил вместе с тобой, водил тебя всюду с собой?

4. Не я ли спас тебя от голодной смерти? Что ради тебя в Египте я претерпел?

5. Не постыдиться ли тебе хотя и моей старости?

Вот примерно такими словами пересказывает Иоанн Златоуст речь человека, который потерпел обиду от младшего родственника. Это естественно, и ничего этого Авраам не сказал.

8 ст: «сказал же Авраам Лоту: да не будет распря между мною и тобою и между пастухами твоими и между пастухами моими ибо человеки братья мы». Авраам совсем не так говорит, как можно было подумать. «Человеки братья» – это буквальный перевод с еврейского на греческий и славянский. Допустим перевод, что «мы родственники». Так в нашем синодальном переводе. Однако такой перевод не выражает настоящего отношения Авраама к Лоту. Лот, сказано, сын брата Авраама, но в Церкви Авраам и Лот братья. Мы – Церковь, говорит Авраам, а в Церкви не должно быть раздора, тем более ради имущества. Между Авраамом и Лотом установлены братские отношения как в Церкви, а в Церкви соблюдается иерархия и чин, взвешенное справедливое решение должно быть таким. Авраам должен поставить так: «я старший в Церкви, послушай моё предложение. Поделим землю поровну, каждый возьмёт свою часть. Бросим жребий кому что достанется.». Вот слова разумные. Что же Авраам предлагает Лоту.

Вот что говорит Авраам: 9 ст «Вот, не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня. Если ты налево – я направо. Если ты направо – я налево.» Поведение Авраама превышает естественные нормы поведения. Оно сверх естества. Иоанн Златоуст говорит: «Авраам не допустил и дать росток корню зла». Авраам и Лот стоят на возвышенности в окрестностях Вефиля и осматриваются. И Авраам сказал: не вся ли земля пред тобою.

Лот обозревает землю, что-то он видит с этой возвышенности, что-то представляет и вспоминает. Я земля перед ним. У Лота конечно есть варианты поведения – уступить выбор патриарху. Да. Можно самому выбрать лучшее. Но можно не сомневаться, что Лот понял благородство Авраама и проникся его кротостью.

10 ст: «И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую». Страна окрестная это «кикар», округлость, одно из значений «каравай». То есть окрестность Иорданская – каравай иорданский. Это была долина овальной формы, позднее затопленная водами южной частью Мертвого моря. Лот не посмотрел на все 4 стороны, его взгляд сразу на беду повлёкся к Югу, к Юго-Востоку. И поднял Лот очи свои, увидел всю окрестную страну Иорданскую, что вся она была напоена, прежде чем низверг Бог Содом и Гоморру, как Рай Божий и как Земля Египетская до вхождения в Сигор.

Ну, Сигор это «Цоар», позднейше название «град кабелы». В Сигоре будет спасаться Лот. Окрестность иорданская орошалась как Рай Божий. Как орошался Рай? Давайте вспомним. Согласно греческому тексту, источник их исходил, здесь имеется в виду Иордан. Может быть отводные каналы, то есть орошение Иорданской долины сопоставляется с орошением Египта. Согласно еврейскому тексту, где речь идёт о Рае, в Раю пар поднимался. То есть, это понятно что имеется в виду. Низовья Иордана лежат примерно на 400 метров ниже уровня моря. Воздух мог быть прогрет и насыщен влагой.

11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую». Прельстился Лот и выбрал. В Книге Бытия дважды упоминается это действие человеческой воли: выбор. И оба раза последствия были катастрофические.

В первый раз - для всего человечества, когда Сыны Божии брали за себя дочерей человеческих ото всех каких они выбирали (Быт. 6гл ст.1). Результатом таких выборов был Потоп.

Второй раз – выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, который ко времени истребления Содома оказался в Содоме.

Ещё раз 11 ст «И избрал себе Лот всю окрестную страну Иорданскую и отошёл Лот от Востока, и отделились каждый от брата своего». От Востока в евр. тексте «миккедем» и в греческом «аппу анаталон» сказано, что Лот отошёл от Востока. В переводах исправляют, что Лот отошёл на Восток, к Востоку, как в синодальном, в частности, переводе. Но это не правильно. Откуда куда двинулся Лот?

Осмотр земель происходит с возвышенности около Вефиля. Вефиль расположен севернее Иерусалима. Лот пошёл в направлении к Содому, то есть он двигался с Севера на Юг, незначительно смещаясь к Востоку. Почему же сказано, что он отошёл от Востока? Если стоять лицом к Востоку. Восток это восприятие Библейского человека – то, что «перед», то, что «впереди». Если стоять лицом к Востоку, то Лот повернулся и пошёл направо, на Юг от Востока. Но Восток это не только географическое понятие: где присутствие Божие, там Восток. Сейчас Авраам удостоился посещения Божьего. Сейчас, где Авраам – там Восток. А Лот несчастный пошёл от Востока, польстился на каравай заиорданский. Итак, Лоту дали и он взял. Лот взял данное ему право, присвоил дарёное, сделал свой выбор. Лот выбрал как думал лучшее – самую богатую землю, но поселился Лот в городе.

12 ст «Авраам же поселился в земле Ханаанской, Лот же поселился в городе окрестных Иордану мест и вселился в Содоме». В патриархальный период Священной Истории жизнь в городе это тревожный знак. Первым градостроителем был Каин. Лот отошёл от Востока и сразу присоединился к грешникам, потому что жители Содома уже тогда были вот каковы:

13 ст «человеки же, которые в Содоме, были лукавы и грешны пред Богом весьма.». Лот будет жить в Содоме, и Лот в Содоме будет жить праведно. У жителей Содома была возможность сравнить свои нравы с нравами семьи Лота, чего Содомляне не сделали. Участь семьи Лота – частичная гибель, кровосмешение, затем полное вырождение. Выводы из этого эпизода в жизни Авраама касаются основных положений учения о Церкви. Авраам, проникший в самую суть жизни Церкви, ведёт себя так, как Христос заповедал с обещанием в одной из 10 заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». Церковь Ветхого Завета и Нового Завета едина. Ветхозаветная Церковь в жизни своих праведников отчётливо несёт на себе черты будущей Церкви Нового Завета. Авраам проявил неестественную кротость. И как только она явилась на деле, после того, как Лот отделился, Господь сразу даёт Аврааму обетование, согласно третьей заповеди блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю».

14 ст «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него.» Слова «Лот отделился» означают, что Лот и его потомки уже не будут иметь участия в наследии Авраама. «Бог же сказал Аврааму после того как Лот отделился от него: подними очи твои и виждь от места где ты на ней еси к Северу и Югу и Востоку и морю, ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам её и семени твоему навек». Со значением сказано: подними очи твои. Ранее, Лот поднял очи свои и самовольно выбрал богатую землю, которая станет мёртвой. Авраам ничего не выбирал, Аврааму Бог говорит: подними очи твои. Сказано также: «всю землю тебе дам». Иоанн Златоуст замечает, что Господь начинает с тех же слов, с каких патриарх сделал уступку Лоту «се не вся ли земля пред тобой».

16 ст «И сотворю семя твоё как песок земли. Если кто может исчислить песок земли и семя твоё исчислится. Восстав, пройди землю в долготу её и в широту, ибо тебе дам её. И двинул шатры Авраам и пошёл и поселился у дуба Мамре, который был в Хевроне, и построил там жертвенник Господу». Двигать шатры – редкий глагол. Авраам вероятно исполнил сказанное, ходил по земле, и наконец, вселился в Хевроне. Там он долго будет жить.

У дуба Мамре «елоне мамре». Дубы Мамре. Мамре союзник Авраама – аммариянин. Хеврон у современных арабов кстати называется в память об Аврааме «эль халиль» - «друг Божий». Авраам надолго поселился в Хевроне в виду той земли, которую избрал Лот. В Хевроне Авраам построил третий жертвенник Богу.

Итак. Авраам удивительным образом прошёл испытание богатством. Кротостью Авраам решил проблему раздела имуществ. Тут же он был удостоверен от Бога, что его потомки получат эту землю.

Авраам, Моисей, Давид были кроткие люди. Кротким Господь обещал не землю, не владение землёй, не завоевание земли. «Блаженные кроткие ибо они наследуют Землю» сказано в Евангелии. Наследует сын отцу. Авраам, Моисей, Давид – сыны Божии, они наследуют Землю. Авраам не владел Землёй, только получил обетование. Моисей тоже не владел землею, даже не вошёл в Землю Обетования, но привёл к ней еврейский народ. Только цаство Давида стало прочно на Земле, но всё началось от Авраама.

Авраам должен был приступить к новому служению – пройти новое испытание. Вот кротостью он стал наследовать землю, и после этого непосредственно после этого, он должен был пройти новое испытание. Он должен воевать, потому что где земля – там война. По времени эти два события - наследования земли и война - могли далеко отстоять друг от друга, но в Священном Писании между ними нет зазора. Где земля – там война. Однако, Авраам воюет не за землю, а за унаследованное от Бога. Это война священная, это мы увидим. Это война человека кроткого. Кроткие наследуют землю. И кротостью Авраам вышел на новое поприще истории и политики. Церковный человек должен быть готов к войне, кроткий человек должен быть готов к войне. Отрицание войны в мире сем это вредная утопия. Пацифизм это составная часть антицерковной идеологии. И жизнь Авраама даёт нам урок. Когда наш долг призывает нас к воинственности, не забудем, что в духовном отношении предшествует настоящей воинственности. Нужно пройти испытание богатством, кротостью наследовать землю отцов, данную от Бога. Настоящий воин тот, кто знает кротость, не прельщается богатством и бьётся за наследованную землю, родную, освящённую, Божью. Вот, я думаю, с таким чувством нужно современной России встречать россии претензии западных стран разделить ресурсы планеты, их интернационализировать. Выставляется даже суждение, что несправедливо одной стороне, а именно нашей, Российской Федерации, владеть таким объёмом полезных ископаемых. Никаких разговоров о справедливости на эту тему быть не может. За унаследованное от Бога война священна. Это - несомненно. Другое важно: если мы Сыны Божии, мы наследуем отцу, если мы не Сыны Божии, то как и кого тогда мы будем наследовать? Вера даётся вместе с обетованием. Но если утрачена вера, то обещаное просто некому принять.

 


Священная война

Испытание, которое ожидает Авраама - участие в политике вынужденное через боевые действия и последующие переговоры. Мы видели семью Церковь, на которой исполнились заповеди блаженства. «Блаженны, кроткие, блаженны миротворцы…». Сейчас увидим первые в Св. Писании боевые действия – священную войну. А в ней увидим, что кротость Авраама абсолютно уравновешенна воинственностью. Авраам на время из главы семьи, а семья была Церковь, превращается в полководца. Но, чтобы у нас не возникла мысль, что это хорошо, одному человеку быть и в Церкви главой и в политике главным, Аврааму – полководцу будет дана встреча со священником. Обстоятельства, предшествующие войне, в которой принимал участие Авраам таковы: четыре царя с Востока во главе с Кедор Лаамером пошли войной на цветущую окрестность иорданскую, куда переселился Лот, и встретили сопротивление царей пяти городов этой земли – Содома, Гоморры и других. Событие относит ко времени еламитского владычества над Вавилоном. Елам – государство со столицей в Сузах находилось на северо-восток от долины Сеннаар. Царь Елама завоевал Вавилон и обложил данью соседние народы, в том числе и пятиградие в низовьях Иордана – Содом, Гоммору и ещё три други города.

В 14 главе Книги Бытия названо имя царя Елама – Кедор Лаамер. Это имя представляет собой гиброизированное «Кудур» - «слуга» и «Лагамар» - Еламское божество. Воссалами Кедор Лаамера были Аморафел, царь Вавилона, царь Синаарский, далее – царь Ларсы, город недалеко от Ура (это Библейский Еласар), царь Ларсы Археох и некий царь Тидал.

1 ст 14 гл «И было в царство Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Тидал, царь народов. Сотворили брань с Берой, царем Содома и с Бирши, царем Гоморрского и с Шинавом, царем Адмы и с Шемевером, царём Севоима, и с царем Белы, которая есть Сигор.». Такой насыщенный именами собственными текст. Перед нами второй после таблицы народов собственно исторический памятник в Библии. Авраам выходит на политическую арену. Необходим становится исторический документ. И мы находим в нём достаточно полное описание обстановки, когда интересы огромного региона: Елам, Сеннаар, Ларс, Палестина, сконцентрировались вокруг пяти городов в низовьях Иордана. И возможно Еламиты и Кедорлаомер, они искали дорогу в Египет. Ханаанские царьки, которые до того платили дань Кедорлаомеру, объединяются. Третий стих – говорится об этих 5ти царях. Все они согласились в долине Сиддим. Это море солёное. Долина Сиддим – нижняя часть иорданской долины, в последствии – южная мелкая часть Мертвого моря. Долина Сиддим может обозначать «долина борозд» или «долина полей». Это обработанная, проборонованная долина в последствии стала Мертвым морем.

4 ст «Двенадцать лет они (это цари 5ти городов включая Содом) двенадцать лет они были в порабощении у Кедорлаомера, на 13й год отступились. В 14й год пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним». И далее описывается рейд, быстрый и победоносный рейд этих пришедших царей. Они двигались с севера от Сирии на Юг по восточной стороне генисаретского озера, по современным голландским высотам вдоль восточного берега Иордана. Поразили четыре племени, потом ещё три племени, двигались очень успешно. Из описаний, которые мы находим в Библии, мы видим, что нападавшие сделали широкий победный обходной марш. Они обошли весь Иордан кругом. Из Сирии вдоль восточного берега Иордана на Юг до страны Сиир, оттуда на Завад до пустыни Фаран, оттуда на северо-восток до побережья Мертвого моря, обход закончен. Пятиградие с Содомом и Гоморрой в низовьях Иордана оказалась в петле. Все соседи побиты.

8 ст 14 гл «И вышли царь Содома и царь Гоморры и царь Адмы и царь Сивоима и царь Белы, которая есть Сигор и ополчились против них на брань в долине Сиддим на Кедорлаомера, царя Еламского и Тидала, царя народов, и Аморафела, царя Сеннаарского и Ариоха, царя Елласарского – четыре царя против пяти.Долина же Сиддим – ямы ям смолы». Вот, ямы ям смолы. Имеется в виду – асфальта. Речь вероятно идёт о глубоких копях а не о количестве ям, потому что долина Сиддим это цветущая пробарановенное поле. «И побежал царь Содома и царь Гоморры и упали туда». Имется в виду в ямы. «Оставшиеся же в горы убежали», а победители, как сказано, «взяли всю конницу Содома и Гоморры и все съестные припасы их и ушли, взяли же и Лота, сына брата Авраама, и имущество его и отошли, ибо он, Лот, был насельник в Содоме».

Вспоминаем. Проблема раздела имуществ вызвала необходимость для Авраама и Лота разлучиться. Лот избрал в себе жить в цветущей окрестности иорданской, и на эту богатую землю нашлись охотники, Лот попал в плен, имуществ у него было много – всё забрали. Что начит неправильный выбор, даже самый выбор, когда выбирать не нужно было? Какая нам предлагается экспозиция – громоздкий трудный текст, огорчение для всякого, кто хотел бы быстро ознакомиться со Священным Писанием. Не получается быстро. А если не спешить, то спросим: зачем такая обстоятельность? Почитаем далее и характеристику Авраама. Это тоже будет документ, официальное сообщение – новый неожиданный, отстранённый, но Авраама взгляд. Так, значит цари Содома и Гоморры побиты.

13 ст «Пришёл же один из спасшихся и возвестил Аврааму еврею. Он же селился у дуба Мамре, который Аморрей, брат Эшколу, брат Анеру. Они – участники союза Авраама.». Вот встречается нам термин «эври». Авраам – «ха эври». Это переводят как еврей в синодальном переводе, в частности, что говорит о его народе. На греческий перевели «го перратес» - пришелец, что говорит о его странничестве. Есть, вообще, такая теория, что здесь термин «еври» соответствует акатскому «хапиру» - «изгой, странник, бродяга», этот термин служил для обозначения лиц, стоявших за пределами социальной организации. Это такая теория была в ходу, но уже к середине 20 века она попала под серьезную научную критику, потому что «хапиру» это были выходцы из общин самого различного происхождения, такая волница. Так что, Авраам всё-таки «ха еври» в значении Авраам еврей. Авраам еврей, понятно.

Где его земля? У него нет своей. Он селится близ Хеврона, у дубравы Мамре.

А у кого он селится? У самого Мамре, у того, что из амореев, но тот, у кого братья Эшкол и Анер.

А в каких отношениях они состоят друг с другом, Авраам, Мамре с братьями? Они, в евр. тексте названы «ба алле берит Авраам» - «господа завета Авраама». Здесь впервые термин «берит» - «завет» потребляется в значении союза между людьми. Мамре, Эшкол и Анер были равнаправными членами союза с Авраамом, за каждым из четырёх стоял свой род, и сами они были господа, состоявшие в этом союзе, в этом Завете.

То, что мы сейчас прочли о военно-политической обстановке в Палестине, весьма своеобразно изложено. Для того, чтобы понять на сколько язык Священного Писания пластичен, сопоставим данные о походе Кедорлаомера с историей Вавилонского столпотворения. О том первом Вавилоне, которого значение для всемирной истории огномно, символ которого сохранится до последних глав Священного Писания, о Вавилоне что нам было рассказано в плане исторического изложения? Да почти ничего. Пришли с Востока, в Синаар, башню строили, смешалсь, потому он «бавель», по-нашему – Вавилон. Всё. Вавилон это событие всемирной истории, а поход Кедорлаомера как бы не концентрировались интересы Элема, Шумара, Ларсы и Хетов возле Содома, соседями – то была стычка, событие регионального значения. О Вавилоне в Книге Бытия имеем 9 стих писания, 2 географических названия и никаких исторических реалий. А писание того как Авраама втянули в местный Палестинский конфликт, Писание уделяет 13 стихов, называет 40 различных собственных имён, а самого Авраама, знакомьтесь, рекомендуют нам как чужого. Таково значение Вавилона для Всемирной истории, что будь он описан в исторической своей плоти, его бы не опознали через тысячи лет. Нельзя было описывать Вавилон подробно без ущерба для его сквозного для мировой истории символического значения, как явления духовной жизни.

В житии Авраама всё строго наоборот. Мы видели Авраама, созидателя Церкви, в нём ожило сознание Церкви, и он участвует в Её созидании, это был первый этап его жизни – то был один человек. Теперь, перед нами другой человек, потому что Авраам вступает на новое поприще. Это действительно поприще, и действительно новое. Писание рекомендует нам во всех подробностях познакомиться с той исторической обстановкой, а Авраама представляет как одного из участников ближневосточного конфликта.

14ст «Услышав же Авраам, что пленён Лот, брат его…». А вот это интересно. В историческом описании конфликта было дано точное определение родства между Лотом и Авраамом. Лот – сын брата его (это 12 ст), а здесь сказано «брат». В церкви они браться. Авраам встанет за брата. «Услышав же Авраам, что пленён Лот, брат его, сосчитал воспитаннивос своих, рождённых в доме его 318..». Вот сложное это место для перевода с еврейского, потому что.. «сосчитал» тот глагол, он имеет значение «опусташать», «опорожнять», «извлекать», подразумевается меч. То есть, Авраам как бы извлёк из общей массы свих домочадцев, как и меч, извлёк его боеспособную малую часть. Получился отряд небольшой, отбрный. В этом смысле, Авраам его высчитал, вычислил. Вот, «воспитанников своих рождённых в доме его» это вскормленники. Здесь говорится о рождённых в доме. Это рабы не купленные – они свои, личные, особенные, близкие. Авраам идёт на войну с отборным маленьким отрядом, как впоследствии гидион. Он взял всего 300 человек. Гидион.. взял так мало, чтобы не сказать «рука моя спасла меня» (кн. Судей 7 гл 2ст).

Итак, маленький отряд высчитал, извлёк себе Авраам. 318 человек. И погнался вслед их, неприятелей, до Дана. Дан – будет обозначать крайний северный пункт Израиля. Авраам вышел из Хеврона, дошёл до Дана – это около двухсот километров. Авраам поднялся на первую в церковной истории священную войну.

Во-первых, он освобождает брата своего по вере. А для того, чтобы освободить его, Аврааму пришлось ещё раз пройти всю землю, которую Господь обещал его потомкам. Пройти в долготу её. Но теперь не с севера до юга, а от юга до севера.

Число бойцов Авраам ограничил верными. Извлёк, высчитал ближайших своих, которых знал от рождения – 318 человек. Такой малый отряд мог только на Бога надеяться, чтобы именно в своей малости одолеть неприятеля, который сделал внушительный круг победы по Палестине, вышел из Сирии и вернулся туда, обогнул весь Иордан, нигде его не переходя. В истории Иакова и Исава, мы увидим, что Исав, (Иаков и Исав – братья близнецы), был зачинатель царской власти в потомках Авраама. Исав был воинственен и стремителен в походах, а Иаков – он был приемник благодати. Через него пошла линия преемства в церковной жизни. Иаков наоборот был крайне медлителен и осторожен. Об этом можно прочесть в 33 гл Книги Бытия. Как водитель Церкви, Авраам всегда осторожен и кроток. И вот, он в буквальном смысле, он вступает на новое поприще, выходит на дистанцию и делает бросок на Север, преследуя противника, который лично ему ни чем не угрожал. В лице Авраама и его отряда в 318 человек Церковь вышла на войну. Их этого сделаем первый вывод:

1. Умозрение, которое отрицает всякую войну, ставит себя вне Церкви. Важный вывод. Церковь подражает Аврааму и в духовной брани. Как только возникает насущная потребность ответить на духовный запрос, дать отпор смуте, отсечь ерсь, еретиков, Церковь собирается на собор, который мыслит себя воинственно, точно как отряд Авраама. В дни, когда совершается память отцов первого Вселенского собора, это 325 год, Микея, на этом соборе присутствовало 318 епископов. В Церкви читается отрывок в этот день, когда совершается память этого собора, из Книги Бытия о воинском подвиге Авраама. Как Авраам с отрядом бойцов в 318 человек спас брата Лота и его семью, так Церковь собирается и возвращает своих братьев из плена заблуждений и ереси.

15 ст. Говорится об отряде Авраама, что Авраам следал: «Распределился против них ночью сам и отроки его.». Распределился, разделился. То есть Авраам ночью напал несколькими отрядами, производя панику. То же сделает Гидион в своей священной войне (кн Судий 7 гл).

«И р аспределился против них ночью сам и отроки его и поразил их и погнал их до Ховы, которая слева от Дамаска». Слева от Дамаска что означает: левая сторона, если мы смотрим на Восток, левая сторона это Север. Хова располагалась к Северу от Дамаска, а Дамаск километрах в 70ти к Северу-Востоку от Даана. Авраам таким образом прошёл всё поприще, если считать – 270 с лишним километров. «поразил их и погнал их до Ховы, которая слева от Дамаска и возвратил всю конницу Содома и Лота, брата своего возвратил и имение его и женщин и народ». Авраам прошёл поприще. И кем он стал теперь. Кто он теперь? Раньше он был патриархом и водителем Церкви. Теперь он лидер Палестины. Раньше его власть ограничивалась семьёй. Не подумать ли о церстве? Момент удобный. И Авраам вёл себя вполне прилично для царя. Отряд поднял, победу одержал, в бою сам сражался, то есть был готов убивать, и наверняка убивал, можно ведь и не отказываться от прежней роли. Можно быть в одном священником и царём. Вот такая мысль проходит на фоне изложения бибилейского сюжета. Авраам на время из главы семьи, а семья была Церковь, превращается в полководца, но, чтобы у нас не возникла мысль, что это хорошо одному человеку быть и в Церкви главой и в политике главным, Аврааму – полководцу будет дана встреча со священником Мелхиседеком.

В первый раз в Книге Бытия встаёт этот вопрос об отношении священства и царства. Вопрос о властях важный, и он ещё будет обсуждаться в Книге Бытия. Обратим внимание, как в первый раз этот вопрос рельефно поставлен: Авраам возвращается с битвы и его ожидает встреча и переговоры. Это уже тема будет нашей следующей беседы, но я хочу предворить. Авраам возвращается с битвы, и его ожидате встреча и переговоры с царём Содома и со священником Бога Всевышнего.

Отметим сейчас, что Аврааму не быть и верховным священником ни царём. В одном лице всетская и духовная власть не могут быть представлены. Это важная мысль. Это мысль лежит на поверхности. Труднее понять, что и в Церкви человек, праведник, святой, первый из равных, авторитет – человек не главный. Глава в Церкви Бог. И первый священник в Церкви – Бог. Бог в Раю принёс первую жертву, от неё люди облеклись в хитоны кожаные (3 гл Кн. Быт. 21 ст). Бог на Голгофе принёс последнюю кровавую жертву – она искупила человечество и вернула ему Рай. Христианство – религия таинств. Их совершитель и первосвященник – Господь Бог. Если в церковной организации возникает претензия лица на первосвященство и светскую власть, она находится в противоречии с Библейским мировоззрением. Авраама ожидает встреча со священством - Мелхиседеком.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных