Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Д.Бруно про героiчний ентузiазм 1 страница




Билет №1

 

1.У чому полягае специфіка філософії? Чим вона відрізняеться від науки та мистецтва?

Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.

Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т. д.

Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

• философия выступает методологией науки;

• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет.

• Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

 

2.Що таке субстанція? Яку проблему субстанції розглдають філософи мілетської школи?

 

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы.

 

Фалес основополжник милетской школы буквально произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновой всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге(воде): ведь она пронизывает собой все.

Философы как Гераклит из Эфеса признавал первоосновой огонь. Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).

 

3.Декарт про метод пізнання. Що таке Інтелектуальна інтуіція за декартом?

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»

Интеллектуальная интуиция, по Декарту, – это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством самого ума, настолько простое и отчётливое, что оно не вызывает ни какого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

 

4.Що таке транцендентність “речей у собі” за Кантом?

Вещь в себе философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие оттого, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Понятие «вещи в себе» И. Канта, теоретическое познание возможно лишьотносительно явлений, но не относительно «вещи в себе», этой непознаваемой основы чувственноощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие «В. в с.» имеет у Канта и другие значения, в томчисле умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог,бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучисверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.Трансцендентность вещи в себе в этом плане имеет тот смысл, что всегда открыта возможность новых горизонтов познания вследствие недостижимости предела, невозможности иметь его актуально.

 


 

 

Билет №2

1.Що таке міфологія як тип світогляду? Ознаки міфологічного мислення.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Следствием этого и было очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов Космоса. Это были еще не развитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира. По словам известного немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775–1854), мифологическое мировоззрение – эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащий символизацию природы.

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;

объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;

моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;

регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

 

2.Учення Геракліда про буття. Що таке “логос” за Гераклидом.

Учения Гераклида о бытии твердят что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь, который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении. Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной изменений, изменения происходят в соответствии с логосом - все закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти дважды; все течет, все изменяется).

логос созвучен с житейским обозначением «слова», сказанного человеком, Гераклид использовал его чтобы иронически подчеркнуть огромную разницу между Логосом как законом бытия и человеческими речами

3.Ф.Бекон як засновник досвідних наук. Учена Бекона про “ідоли” пізнання.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади и театра

Идолы рода - человеческому роду присущи недостатки, которые приводят к трудностям в процессе познания. Например, ограниченные физические возможности. Идолы пещеры - препятсвия возникающие вследствие того, что каждый из нас обладает личностыми характеристиками, сформированными в определенных социальных условиях. Идолы рынка - возникают из-за несовершенства речи. Идолы театра - некритическое восприятие чужих идей. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние века)

 

 

4.Філософія “серця” Г.Сковороди

Изучение труда Сковороды дает понимание того, что в центре его мировоззрения находится человек, его духовный мир, его счастья. Многие наук изучает природу и приносит пользу людям для удовлетворения их телесных потребностей; но не телесное, материальное является главным в мире и в человеке. Потому науки о материальный мир учат главного - как быть счастливым. Кто хочет быть счастливым, то прежде всего должен познать самого себя, то есть внутреннюю сущность, свою духовность, или свое сердце. Человек, который не познал себя, не может выбрать в соответствии со своей природы сферу деятельности, следовательно, не может быть счастливой. Собственная природа человека не выбирается, она - от Бога. Итак, у каждого человека своя природа, которую не каждый изменить, ее можно только познать и выбрать такой жизненный путь, который созвучен ее сердцу, то есть внутреннему духовному миру.

 

 


 

 

Билет №3

1.Функції філософії?

Основными функциями философии считают мировоззренческую, гносеологическую, интегративной, аксиологическую, критическую, методологическую и культурологическую.

Функция формирования мировоззрения человека состоит в том, что философия - учение о всеобщем в системе Человек - Мир - служит теоретическим почвой мировоззрения, систематизирует, расширяет знания людей о мире, человечество, общество, помогает понять мир как единое целое и определить в окружающем мире место человека.

Гносеологическая функция философии проявляется в разработке и выборе средств и методов изучения и изменения предметного мира или общества с учетом действующих законов и особенностей объекта.

Методологическая функция позволяет определить направление научных исследований, ориентироваться в разнообразии процессов и явлений, анализируя их с определенных теоретических позиций. Философские знания помогают формировать методологическую культуру мышления.

Интегративная функция заключается в объединении практического, познавательного и ценностно-ориентированного опыта жизни людей. Это важное условие устойчивого развития общественной жизни. В процессе общественного развития или при реализации сложных научных проблем люди отказываются от устаревших взглядов и представлений, стереотипов, ценностей, ложных мировоззренческих установок.

Философия помогает устранять ошибки, освободиться от застоя, отжитых догм. Так реализуется критическая функция философии в системе культуры.

Аксиологический характер философских знаний оказывается в помощи человеку определить ценности и самоценности жизни, моральные принципы, гуманистические идеалы. Это особенно важно в условиях обострения глобальных проблем современности, когда актуальными становятся мировоззренческие аспекты различных видов деятельности.

Культурологическая функция предполагает экспликацию, рационализацию и систематизацию. Экспликация предназначена для выявления общих идей, представлений, форм опыта. Здесь важное место занимают: категории, обобщенные способы бытия - учение о бытии онтология; теоретическое осознание отношение к миру и человека; практические (праксеология), познавательные (гносеология), ценностные (аксиология). Рационализации у отражении в логической, в форме понятий результатов человеческого опыта. Систематизация - теоретическое отражение суммарных результатов

 

2.Чому за твердженням Гераклида не можлово двічі увійти в одну й ту ж ріку.

Во времена Гераклита, вода и время были связанны, существовали водяные часы, которые и были мерой времени... Это говорит о том, что время не вернуть назад... и не повторить прошлое...

Гераклит использвал эту метафору, чтобы пояснить, что в мире все меняется....

 

3.Учення Аристотеля про причинність. Чи є воно відцеркалюванням моментів людьскоі діяльності?

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах[1], усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

● Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине].

● Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения.

● В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности», о форме, или формальной причине

● В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине

 

4.К. Маркс и Енгельс про матералістичне розуміння історичного розвитку суспільства.

 

Согласно их взглядам материальное общественное производство людей проходит в своём развитии ряд стадий их Карл Маркс назвал общественно-экономическими формациями

За их основу основоположники материалистического взгляда на историю людей взяли тогдашнюю периодизацию мировой истории разделённой соответственно на следующие эпохи античную, средневековую и новую затем они добавили и эпоху Древнего Востока как эпоху предшествующую рабовладельческой.

"В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный буржазные способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественно-экономических формаций"

 

Билет №4

 

1. У чому полягає сутність діалектичного світорозуміння? Особливості діалектики Геракліта.

 

Диалектика – это философская концепция развития. В истории философии она представлена и в качестве теории, и в качестве метода познания бытия.

В наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.
Термин «диалектика» впервые употребил Сократ для объяснения процесса достижения истины с помощью столкновения противоположных суждений. С другой стороны, диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям об изменениях абстрактно-логическую форму.
«Все течет» — главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как «панта рей».

 

2. Що таке теоцентризм як світоглядний принцип? У який історичний час він домінує в філософії?

 

Теоцентризм - это философский и мировоззренческий принцип, который рассматривает предметы и явления как порождение Бога и развивающиеся по установленным свыше законам. Теоцентризм – принцип религиозного мировоззрения. В любой религиозной системе этические взгляды занимают одно из центральных мест. Различные теоцентрические трактовки морали существенно различаются между собой. Их объединяет лишь понимание морали как совокупности норм и принципов, которые даются лучшим представителям человеческого рода через божественное откровение. Они должны передать их другим людям для того, чтобы жить в соответствии с этими нормами и принципами, выработать у себя положительные моральные качества и получить личное спасение. В понимании морали является формирование в религиозной морали общечеловеческих моральных принципов и норм. Слабой стороной теоцентрического подхода к морали является отрицание социальной и культурной обусловленности моральных явлений, их связи с изменяющимися потребностями и интересами различных социальных групп и, как следствие, неисторическое понимание морали.
Теоцентризм доминирует во времена средневековой философии. Эпоха Средневековья начинается с 476 г. – года падения Римской империи. В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию, – идея творения (креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) и идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии.

Результатом откровения Бога является Библия. Постигая ее содержание, можно уяснить то, что представляет собой Бог. Что касается сотворенного Богом мира, то его познание с помощью разума является возможным.

В средневековой философии обсуждалась проблема человека.

Использовались две основные сущностные характеристики человека:

1) человек – это «образ и подобие бога»;

2) человек – это «разумное животное».

 

 

3. Учення Гегеля про поняття. Історизм понять за Гегелем.

 

Третий раздел логики Гегеля - это учение о понятии.

Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу - учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности. Это непосредственное изучение сущности (двойная генеалогия) и вытекающее из синтеза учение о бытии и сущности.

Понятие - единство бытия и сущности. Поскольку понятие - единство, то и бытие, и сущность выступают в понятии как несамостоятельные моменты понятия. Понятие есть тотальность, «подлинная тотальность и сущая для себя субстанциальная мощь».

Гегель достигает нескольких целей:

1) подтверждает свою приверженность объективному идеализму в противовес материализму. Понятие, а не предмет - истинно первое. Вещи есть то, что они есть, благодаря открывающемуся в вещах понятию. Первична не вещь, а понятие. В нашем религиозном сознании мы выражаем это тем, что Бог сотворил мир из ничего. Полнота божественных мыслей и предначертаний.

2) противопоставляет свою гносеологическую позицию эмпирицизму. «Ошибочно думать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений», а затем идет абстрагирование. Понятие - истинно первое, вещи потом порождаются через божественное творение, потом опыт и все остальное.

3) противопоставляет свою позицию абстрактно-рассудочной точке зрения (метафизике). Подчеркивает конкретность понятий. Понятие - истинно всеобщее, а истинно всеобщее - то, что содержит момент всеобщего, момент особенного и момент единичного. Чем более конкретно понятие, тем более реально его содержание. Этим завершает третий раздел логики. Понятие - конкретный синтез всех достижений.

Принцип историзма по Гегелю заключается в том, что любой объект познания есть результат, сформировавшийся в процессе развития. Познание должно учитывать историческое измерение объекта. При этом считается, что логический и исторический аспекты совпадают.

 

4. О.Конт (Кант скорее всего) про етапи розвитку пізнання, його межи та завдання науки.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени.
Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений.
Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия.
Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». Признавая независимое существование объективной реальности и утверждая невозможность её познания, Кант пытается в одной философской системе объединить материализм и идеализм. Ведущим в этой системе оказывается идеализм.
Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно.

 


 

 

Билет №5

 

1. Що таке піфагорійська містика чисел?

 

Традиционные взгляды на числа и их значение в мире и в жизни отдельных людей укрепили веру Пифагора и его учеников в то, что числовые отношения составляют сокровенную основу вселенной и всех вещей. Вначале обожествление числа приводило пифагорейцев к мистификации чисел, к суевериям по поводу некоторых числовых отношений. Каждая из групп пифагорейского братства по - своему фантазировала по поводу того, какое из чисел должно стать наиболее священным.

Так, например, на Пифагора сильно повлияла вера в таинственный характер семерки. Говорят, что Пифагор рассматривал число 7 как верховное, «придавал семерке роль мироправящего начала, считая, что все в мире подчиняется ему. Уподобив число 7 Афине - Деве, пифагорейцы сочли основным свойством семерки ее «девственность»: при делении число 7 не «рождает» не одно из чисел. То есть семерка является «без материи», имея своим отцом лишь единицу (1*7=7)». А в бесконечности семерки пифагорейцы увидели ее немощь.

Пифагорейцы создали свою область науки, которую французский исследователь Бруншвиг назвал арифмологией - смесь математики с религиозной истиной, которая давала возможность пифагорейцам иметь ясное представление о числе. Число для философов было орудием вычисления и средством мистификации, отсюда проистекала и вся используемая ими символика чисел. К примеру, в квадрате числа пифагорейцы усмотрели справедливость. «Поэтому 4 и 9 были для них не только абстрактными величинами, но и «справедливостью», то есть воздаяние равным за равное: 2 в квадрате 4 и так далее». Числа 10 и 1 символизировали совершенство, 5 - брак, так как его получали в результате сложения «мужского начала» (3) и «женского» (числа 2).

Числовая «мистика», по мнению многих исследователей, оказала большое влияние на эпоху Возрождения и на последующие века вплоть до 20 века.

 

 

2. У чому полягає трансценденталізм учення Платона про ідеї?

 

Идея – основопологательский признак Платона. Старое значение слов «идея» - внешний вид, наружность. Идея – это смысл, бытие. Идея – это истинно-сущее бытие. Идея есть общее понятие о сущности предмета, это его смысл. У каждого предмета есть своя идея. Идея тождественна, неизменна, божественна. Идея – это вечная истина, а не временная. Без идей невозможно представить вещь. Вещи возникают и исчезают. Вещи временны, а идеи вечны. Идея вещи не есть сама вещь. Они связаны причастием (вещи причастны к идеям). Вещи делятся на те, которые созданы Богом и те, которые созданы человеком. Мир – это тоже вещь, но созданная по божественному образцу, мировая душа.

Платоновская идея есть логическое понятие, содержащее в себе предельно-обобщенное; принцип и метод, порождающую модель, или, вообще говоря, причину осмысления каждой вещи; обладающее структурой, структурой художественной, а потому и насыщенной глубоким жизненным содержанием и образующей собою специфическую субстанциальную действительность и ее цель вместе с ее жизненно-функционирующим самосознанием и потому превращенную в миф как в особого рода субстанциальную действительность.

 

3. Роль сумніву у пошуку істини за Декартом. Що є несумнівним?

 

По мнению Декарта, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.

Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую.

На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных