Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Номинализм и реализм. Особенности средневековой схоластики.




Основными направлениями средневековой ф-фии становятся номинализм и реализм. Реализм – есть ф-фское направление, кот. абсолютизирует реальность общих понятий (универсалий), всё же отдельное – есть иллюзия наших чувств. Номинализм – есть ф-фское направление, кот. абсолютизирует реальность отдельных явлений и процессов, всё же общее есть только имя. Существовали крайние и умеренные формы и того и другого. Христианская церковь объявила крайние формы номинализма и реализма ересью, поскольку они противоречили основной христианской догме. Основная христианская догма троицы: Бог един, но существует в 3-ёх лицах или эпостасиях. Дала диалектическую форму о соотношении отдельного и общего. С I в. вставал вопрос о рационализации христианства. Сторонникам христианства разрешается подвергать рационализации основные положения христианского вероучения, если им это удаётся, то это должно укрепить веру, а если что-то поменять не удаётся, то надо слепо верить и молится.

Особенности средневековой схоластики. Схоластика – название поздней средневековой ф-фии и научного метода в философии. Никаких новых высказываний о природе общ-ва и чел-ка не предполагалось. В ходе публичного диспута философ-схоласт должен был доказать, что выносимое на диспут положение не противоречит священному писанию. Философы-схоласты добились приращения ф-фского знания в области логики и методологии познания.

1)т. доказательств; 2) т. определений и понятий; 3) гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение от общего к частному); 4) учение формальной логики о силлогизмах. Создан учебник логики в 3-ёх частях известным философом Петром Испанским.

8. Философия эпохи Возрождения. Эпоха возраждение или ренессанса получила своё названия из-за возраждеения в это время главных принцыпов духовной культуры античности.В эпоху Возрождения (15 – 16 века) человечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного диктата. Образец возраждение нашло в Античности и пыталось ему подражать. Характерной чертой философии возрождения явл. антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, вырабытывается новый идеал личности. Гуманисты эпохи Возраждения утверждают единство человека и космоса. Однако вместо подчинения логосу, провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько приспосабливается к миру, сколько преобразует его. Человек может понять законы природы и на основе этих знаний управлять ею. Бесконечные творческие возможности человека за счёт того что он выступает хозяином своей судьбы. Другое направлении философии этого времени это Неоплатонизм. С позиции идеализма пытались понять явления природы, космос, проблемы человека. основным идеологом этого течения был Николай Кузанский. Кузанский сближает Бога с природой, присваивая природе божественные аттрибуты, бесконечность в пространстве. для него земля не является центром мира. он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Другим направлением философии эпохи возрождения явл. политическое. Оно связано с проблемами управления государством. Он утверждал, что политика есть нечто основополагающее в жизни общества. Что от политических способностей зависят судьбы государства и народов.

9. Философия Ф.Бэкона. Бэкон – выдающийся английский мыслитель начала XVII века. Родоначальник эмпиризма, синоним образования своего времени. Впервые ставит вопрос о социальной функции науки. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Знание – это сила». Он говорил, что «учёный подобен не пауку, не муравью, а пчеле. Которая собирает всё самое ценное». Бэкон – сторонник эмпиризма, в основу кот. он кладёт индуктивный метод (от частного к общему). Прежде чем дать общее понятие теплоты, необходимо изучить все виды нагревания. Это полемика со схоластикой. Эту теорию Бэкон представил в своём основном ф-фском труде «Новый органон». Важнейшим элементом учения Бэкона является учение о призраках или идолах, т.е. препятствиях, мешающих человеческому познанию. Их надо выучить, классифицировать и преодолеть. Таких призраков четыре: 1) рода; 2) пещеры; 3) рынка (площади); 4) театра. Призрак рода связан с перенесением субъекта познания своих родовых качеств на природу («Нельзя приписывать природе цель»). Призрак пещеры связан с принадлежностью субъекта познания какой-либо социальн. группе (этносу, классу, научному цеху, университету). Чел-к принадлежа к какой-либо соц. группе невольно воспринимает заблуждения этой группы. Призрак площади (рынка) – место обмена инф-ции. А в процессе передачи инф-ции она искажается и появляется инф-ционный шум. Люди привыкают принимать инф-цию через 3-4 пары уст. Призрак театра…театр - самый демократический вид искусства. Особенность театра – его вторичность. То, что является сутью театра, не может быть сутью науки. Бэкон в работе под названием «Новая Атлантида» даёт пример научно-технической утопии. Он говорил «памятники в этом общ-ве ставятся не царям и полководцам, а учёным». Бэкон даёт предсказание о будущих научно-технических открытиях:1) передвижение без тяговой силы – двигатель; 2) возможность замораживать и консервировать продукты; 3) передвижение под водой – подводн. лодки; 4) пересадка органов; 5)кино. Таким образом, он дал предсказание на 200-300 лет вперёд.

 

10. Эмпиризм и рационализм. В эпоху Нового времени (XVI – XVII вв.) происходят значительные изменения, в основном вызванные научно-технической революцией. Изменения происходят и в ф-фии. На первом месте оказываются проблемы гносеологии. Складываются два основных ф-фских направления в: эмпиризм и рационализм.

Эмпири́зм - направление в 0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F"гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного 0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5"знания. Противостоит 0%A0%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC"рационализму и 0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC"мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). К представителям эмпиризма следует отнести: 0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82"Демокрита, 0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B"софистов, 0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BA%D0%B8"стоиков, 0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%86%D1%8B"эпикурейцев и 0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC"скептиков, 0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9,_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BE"Галилея, 0%91%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81"Бэкона, Томаса 0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D1%81"Гоббса, Джона 0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BA,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD"Локка.Эмпирики считали, что единственный источник истинных знаний – это опыт, кот. связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Эмпиризм не признает ничего общего, ничего, что не было бы подтверждено чувственным опытом, т.е. первостепенная роль признается за опытом, а уж потом разум. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это – индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он есть истинный метод ф-фии и всех наук.Самым ярким представителем эмпиризма и его родоначальником является Бэкон. Бэкон считал, что истинным можно считать знание, полученное опытом. Метод Бэкона заключался в том, что необходимо получить в опыте как можно больше подтверждений истины. По мнению Бэкона, разум способен вводить нас в заблуждение, на наше сознание воздействуют идолы/призраки (площади, пещеры, рынка, театра). Это был индуктивный метод.

Рационализм - как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греч. ф-фии, например, еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия). Рационализм — направление в гносеологии, согласно кот. основой познания и действия людей является разум. Среди представителей можно назвать 0%A1%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%B0,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82"Бенедикта Спинозу, 0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC"Лейбница, 0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82,_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5"Рене Декарта, 0%93%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85" Гегеля. Рационалисты считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны, чувства могут обманывать нас, слабы и неясны, часто субъективны. Мы можем ощущать то, чего нет, и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и т.д. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Затем, по правилам дедукции (от общего частному), мы можем вывести возможность сущ-я Бога, природы и др. людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Рационализм не отрицает чувственного познания, но считает разум самостоятельным источником знаний. Нужно освободить знание от всяких случайностей, источником которых, по его мнению, мог быть только опыт. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук.

Рационализм, как правило, связан с признанием «врожденных идей», присущих разуму изначально. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога.

11. Философия французского Просвещения. Философия французского Просвещения 18 в. Общая характеристика

1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое;

• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Деизм— направление в философии, сторонники которого:

• отвергали идею личного Бога;

• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

12. И.Кант – мыслитель, кот. творил во 2-ой половине 18 в. Преподавал: математику, ф-фию, логика, антропология, физическ. географию. Творчество Канта делится на 2 периода: 1)докритический; 2)критический.

Критический

«Естественная теория – история неба» - образование солнечной системы из пылевой туманности.

Вывод: о закономерностях строения и материального единства мира.

«О приливном трении» - 3 вида измерений: периодичность приливов и отливов, скорость вращения земли, фазы луны по отношению к земле.

Философский вывод: Сами по себе эмпирические данные для познания недостаточны, мы должны их обрабатывать с помощью разума.

Критический – по названию 3 основных философских работ Канта:

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений»

Критика - анализ возможностей.

Две крайности в теоретическом познании: догматизм, релятивизм.

Задаётся вопросом о границах познания. Тогда сложилось 2 направления: 1)догматизм (ф-фское направление, кот. абсолютизирует роль абсолютной истины); 2) релятивизм (ф-фское направление,кот. абсолютизирует момент относительности в процессе познания мира). Кант пытается построить методологию третьего пути, основные положения:

1) осн. принцип ф-фии Канта – антропоцентризм, по Канту до всякого нашего опыта нам врожденны априорные формы чувственности и рассудка. У Канта: мы можем познать объект так как он нам является в наших ощущениях. «вещь в себе» - вещь, кот. явл. не зависимой от нашего сознания, познать её мы не в состоянии. Из-за этого положения Канта обвиняли в агноцистизме (ф-фское направление, считающее невозможность объективного познания окружающей действительности). Кант не считал себя агностиком. Кант верил в науку, но не слепо. На субъкт в процессе познания воздействует поток ощущений, кот. мы встречаем готовыми априорными формами. 2 априорные формы чувственности: пространство и время.

2) учение об априорных формах рассудка. Таких форм по Канту 12, он их группирует в 4 группы по 3 формы в каждой. Он выделяет априорные формы кол-ва, качества, отношения и модальности.

3) учение об антиномии чистого разума, под антиномией Кант понимает равнодоказуемые взаимноисключающие высказывания: 1) мир ограничен в пространстве и ограничен во времени (равнодоказуемое высказывание – мир бесконечен во времени и бесграничен в пространстве).

4) социальная ф-фия Канта. Своей социальной ф-фией Кант выступает как гуманист. Человек, говорит он, должен быть для нас всегда целью и никогда средством. Наиболее известной социальной ф-фией является этика Канта. В своей этике он различает 2 понятия: легальность и моральность. Легальность по Канту – это деятельность человека исходя из чувства долга, моральность – это деятельность на основе совести. Кант утверждал, что нельзя вывести мораль исходя из исключительно эмпирической жизни человека (реальной жизни) Пример:

1) врач у постели больного оказывает помощь – это не мораль, т.к. врач исполняет свой долг;

2) честный торговец – это не мораль, т.к. это его долг;

3) молодой человек ухаживает за бабушкой = не моральный субъект, т.к. мы не знаем о намерениях субъекта.

Моральный закон врождён в нас и существует до всякого нашего опыта. «Только 2 вещи способны удивить меня: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

1) поступай так, как хочешь, чтобы принципы твоего поведения, могли лечь в основу всеобщего законодательства;

2) поступай так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

 

13. Гегель (1770-1831) – выдающийся мыслитель, вершина классической ф-фии. Ставит задачу осмыслить эпоху. Это была эпоха становления новой социально-экономической модели Германии. При жизни Гегеля произошла великая французская революция. Труд с/х рабочих сменился трудом промышленных рабочих. Появились паровоз, пароход, телеграф. Осн. принцип ф-фии Гегеля: всё действительное разумно, а всё разумное действительно. На основе этого многие обвиняли Гегеля в оправдывании действительности. У Гегеля очень своеобразная трактовка слова действительность. Гегель представитель объективного идеализма. Осн. понятие ф-фии Гегеля – абсолютная идея – это мировой разум, профессорский Бог. Абсолютная идея стремится познать себя в форме системы логических категорий. Это изложено Гегелем в работе под названием «Наука логики», поэтому по Гегелю действительным является только понятие. И разумным является не всё, а то что соответствует своему понятию. Тем самым Гегель вводит принцип тождества мышления и бытия. Развитие всеобщего понятия начинается с принятия категории бытия. противополжное понятие бытию – ничто. Гегель – создатель системы диалектики. Он вводит принцип диалектики, законы диалектики, категории диалектики. Диалектический метод Гегеля построен по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Ф-фия истории Гегеля. История по Гегелю проходит 3 этапа: древний мир – античный мир – германский мир. Смысл истории по Гегелю – прогресс в осознании свободы. Древний мир – свободен фараон, остальные рабы; античный мир – свободны некоторые, но большинство рабы; германский мир – свободны все. Гегель –???, чтобы он не изучал, он пытается понять не детали, а логику происхождения событий. Высшей формой развития абсолютной идеи явл. стадия развития абсолютного духа, кот. проходит 3 этапа: искусство – религия – философия. Ф-фия по Гегелю являлась наивысшей ступенью познания, «наукой наук», кот. как он считал должна определять развитие всех других наук с помощью диалектического метода. Высшей формой ф-фии Гегель считал свою ф-фию. Считается, что существует противоречия между системой и методом Гегеля.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных