Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и развитие философии марксизма.




К. Маркс и Ф. Энгельс – середина 19 века.

Маркс – родился в семье евреев, либеральной семье.

Отец – адвокат. В 16 лет – сочинение: «Хочу сделать наибольшее число людей на земле счастливыми».

Поступает в Берлинский университет. Входит в кружок младогегельянцев и к окончанию университета – 1841. Докторская диссертация – Маркс стоит на позициях идеализма и революционного демократизма.

Маркс – редактор газеты – изучает жизнь простых людей – людьми движут не абстрактные идеи, а непосредственный материальный интерес.

Знакомится с Энгельсом – издают журнал «Немецко-французский ежегодник». Маркс переходит на позиции материализма и научного социализма.

Маркс и Энгельс определили себя как идеологов нового общественного класса – пролетариев.

Развитие Марксистской философии: «Капитал», «К критике политической экономии. Предисловие», «Людвиг Фейербах и копия классической философии», «Диалектика природы».

Главное философское открытие Маркса:

2 новации:

1. Политэкономия: «Теория прибавочной стоимости».

2. Главное философское открытие – материалистическое понимание истории – признание экономического фактора главным и определяющим для понимания и развития общества.

Учение об общественно-экономических формациях. Вся история – смена общественно-экономических формаций: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический коммунистический.

Структура общественно-экономических формаций:

Надстройка: Идеология и общественная психология, Организация и учреждения, Идеологические отношения.

Базис: производственные отношения, производительные силы.

Всё определяется денежным интересом.

Развитие цивилизации (общества) пошло не по Марксу: социалистическая революция должна совершиться одновременно в наиболее экономически развитых странах.

Истории советского времени не может служить критерием оценки положений Марксистской философии.

С Марксистской философией произошло то же, что и с теорией Ньютона после появления физики Эйнштейна. Философия Марксизма обладала истинностью к эпохе первоначального накопления капитала.

 

Софисты

софисты– первые профессиональные философы в европейском гос-ве. Возникает в Афинах в сер. V в. до н.э. – век Перикла (период наивысшего подъёма культуры демократических Афин). Что и потребовало от граждан правильно говорить и правильно мыслить. Появилась потребность в учителях, кот. за деньги должны были обучать людей. На первый план выходят науки о чел-ке. Возникает риторика, ф-фия культуры, этика, ф-фия религии.

Основные особенности школы:

1) брали деньги за обучение;

2)обвинялись в бродяжничестве (шляться из одного города в ругой было не принято)

3) Софисты являлись основателями общекультурного общегреческого начала, они были первыми древнегреческими просветителями, неся информацию из одного города в другой.

Движение софистов было неоднородным, можно было выделить три группы:

1) мастера старшего поколения, у кот. сохранялся некий моральный контекст – правильно делать);

2) софисты - эристы (спорщики), цель – выиграть спор любой ценой;

3) софисты – политики, использовали технику софистов в политике.

Основатель школы – Протагор. Он считал, что «человек – мера всех вещей» (под мерой вещей понимается норма суждения). Не существует абсолютных истин и моральных ценностей, они все относительны. Такая позиция в ф-фии получила название релятивизм.

Окончание –изм- это есть всегда какое-либо преувеличение, абсолютизация какого-либо момента познания. Релятивизм – ф-фское направление, кот. абсолютизирует момент относительности в процессе познания мира. Все высказывания в мире относительные, но среди них можно выбрать наиболее полезные, т.е. ценные. Прагматизм – есть ф-фское направление, кот. символизирует высказывание «истина – это полезно».

Горгий - древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия.

1. В своём произведении о природе или небытии представил следующие тезисы:

а) бытия нет, существует только небытие, все высказывания о мире противоречивы;

б) если признать, что бытие всё-таки есть, то бытие непознаваемо;

в) если признать, что бытие познаваемо, то оно невыразимо в понятиях.

2. Создал методологию «третьего пути» мы в познании должны избегать двух крайностей: алетейя (абсолютная истина) и докса (простое мнение).

3. Между словами и бытиём непосредственной связи нет, а значит, язык обладает силой внушения. Это открытие используют софисты-политики.

Техника софистов основана на нарушении законов тождества, самое главное – незаметно для оппонента в споре поменять смысл используемых терминов, тем самым обернуть точку зрения оппонента в абсурд.

 

16. Декарт и Спиноза. Рене Декарт начинал как офицер наёмных войск. Научные открытия Декарта: 1) создание аналитической геометрии; 2) основной закон оптики; 3) открытие рефлексов.

Гносеология и методология Декарта. Осн. методологический принцип Декарта – принцип сомнения. «Мы должны сомневаться в показаниях наших чувств, кот. нас очень часто обманывают». В качестве док-ва он приводит такой пример: палка, опущенная в банку с водой, кажется нам сломанной, но мы знаем, что это не так. Декарт критикует эмпиризм с точки зрения рационализма. Осн. его работа – «Рассуждения о методе». «Мы должны отбросить песок и глину, чтобы дойти до гранита» (т.е. отбросить мистику и схоластику, чтобы дойти до истинного знания). Декарт задаётся вопросом: существует ли нечто такое, в чём мы не можем сомневаться и что можно положить в основу познания. «Единственное, в чём мы не можем сомневаться, это в наличии у нас самой способности к сомнению, т.е. наличию у человека самосознания». Отсюда вытекает главн. принцип ф-фии Декарта – «мыслю – следовательно существую». Способность существовать вытекает из того, что обладаем способностью мыслить. Декарт становится сторонником теории врождённых идей. Эти идеи доступны нам в результате механизма интеллектуальной интуиции. Критерии истины:1) ясность; 2) очевидность; 3) простота идей. Все же остальные высказывания о мире мы способны вывести с помощью гипотетико-дедуктивного метода из этих ясных и очевидных идей. В основу своей гносеологии Декарт положил методологию аналитической геометрии. В области онтологии Декарт занимает поцизию дуализма. Дуализм – ф-фское направление, кот абсолютизирует независимое друг от друга параллельное существование двух субстанций: 1) протяжённой, но не мыслящей (материя); 2) мыслящей, но не протяжённой (сознание). В рамках своей протяжённой субстанции Декарт выступает как философ-материалист. Приводит принцип детерминизма (причинности) и выводит понятие закон природы. Декартовский дуализм породил в науке проблему психофизического параллелизма. Суть проблемы: где и каким образом в нас происходит превращение идеального в материальное.

. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА: формула ценности Декарта по-гегелю: философия по Гегелю должна быть эпохой схваченной жизни.Философия Декарта схватила эпоху классицизма. Симметрия-главный смыл.Критер истинности по Декарту-схватить дух эпохи.

 

Бенедикт Спиноза – голландский философ, всю жизнь проработавший шлифовальщиком стёкол. Основное произведение «Этика» опубликовано после его смерти. Это трактат о морали, а учение об онтологии, построенное как математический трактат. Мир по Спинозе состоит из трёх уровней:

1-ый уровень – субстанция – природа, кот. Спиноза отождествлял с Богом. Такая позиция получила название пантеизм. Возникает теория самопричинности. Природа является причиной самой себя.

2-ой уровень – это атрибуты – нечто, без чего объект существовать не может.2 атрибута у природы: протяжённость и мышление. Спиноза пытается преодолеть декартовский дуализм. По Декарту Бог является тем существом, кот. соединяет в нас материальное и идеальное.

3-ий уровень – модусы (это отдельная вещь или явление), человек это всего лишь модус субстанции.

Перед Спинозой встаётпроблема свободы воли и Спиноза даёт ответ: «Свобода – есть не что иное, как осознанная необходимость». Свободен тот, кто познал законы и живёт в соответствии с этими законами. Абсолютно свободным может себя чувствовать либо дитя, либо дикарь.

17. Философия Фомы Аквинского. Самый выдающийся философ эпохи Средневековья. Учился философии в Париже у Альберта Великого. Создал учение «томизм», кот. стало официальной философией католицизма и является ей до сих пор. В основу своей ф-фии положил воззрение возрождённого в Европе Аристотеля. Аристотель возвращается в европейскую философию через арабских мыслителей. Осн. работы Фомы: сумма теологии, сумма против язычников.

Осн. положения Фомы:

1) Фома модернизирует учение Аристотеля о форме и выделяет следующие формы: субстанциальная (создаёт объект) и акцидентальная (придаёт конкретные св-ва)

2) В споре между номинализмом и реализмом Фома занимает позицию умеренного реализма. Общее по Фоме реально существует трояким образом: а) в уме Бога, до его сотворения мира; б) в самих вещах; в) общее реально существует в уме чел-ка после его эмпирического, т.е. чувственного, знакомства с предметом.

3) Фома отверг умозрителные док-ва бытия Бога (космологические, онтологические), умозрительные – это то, что создаётся путём мысленного мышления. По Фоме док-во бытия Бога следует искать в окружающем нас мире. «Мир как текст». Мир – это книга жизни, читая, кот. человек должен придти к идее Бога.

Пять доказательств бытия Бога:

• док-во от перводвигателя (всё в мире движется, т.е. должен сущ-ть перводвигатель)

• первопричина (-II-)

• идея абсолютно необходимого существа

• абсолютно совершенное существо

• целесообразность

4) В теории познания Фома придерживается аристотельского учения о видах. От объектов происходят некоторые истечения, кот. входят в нас через органы чувств образом предмета.

5) В соц. ф-фии Фома занимал консервативные позиции. Он являлся сторонником абсолютной монархии сословного деления общества. Внёс свой вклад в разрешение существовавшего в то время противоречия между гос-вом и церковью по поводу фигуры чел-ка. Гос-ву по Фоме должны принадлежать все телесные практики чел-ка, церкви же – все духовные практики.

6) Фома – создатель концепции двойственной истины. Он разделил: истины веры и истины разума. Истины Веры не противоразумны, а сверхразумны. Истины Веры – это те факты бытия, которым мы пока не нашли разумного объяснения. Религия и наука не должны противоречить друг другу, они дополняют друг друга, поскольку работают на разных территориях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных