ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации к выполнению. Наука – сложное многоаспектное явление, основным назначением которой является получение объективных знаний о миреНаука – сложное многоаспектное явление, основным назначением которой является получение объективных знаний о мире. Первый аспект: наука как социальный институт – совокупность устойчивых взаимосвязей, организованно оформленных, опирающихся на определенную вещественную базу. Второй аспект: наука – определенная социальная общность, мир статусов и престижей. Третий аспект: наука – социально-культурный феномен, порождение определенного типа общества, продукт человеческой деятельности. Обратите внимание на когнитивную составляющую науки, модель рациональности, сформированную в ходе исторического развития человечества. Выделите идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Обратите внимание на важнейшие качества: доказательность и системность, отличающие науку от обыденного познания. Системность как фундаментальный принцип научного познания. «Структура научных революций» Томаса Куна раскрывает эталон научного исследования – парадигму. Философ воспринимает науку как процесс смены парадигм. Исследовательская программа И. Лакатоса отходит от концепции Куна. Он разрабатывает методологию научно-исследовательских программ, где наука это не смена парадигм, а серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающимися принципами. Лакатос представляет структуру программы научного поиска, что позволяет выработать новые теории с учетом эмпирического и формально-логического. Ученый свободен в своем выборе и опирается в научном поиске на доводы разума, методологическую и логическую упорядоченность, на систему ценностей, идеалы, нормы и стандарты, заложенные в дисциплине. Этапы и уровни научного познания определите посредством учебника. Прочитав учебник, узнаете приемы и методы научного познания. Методы – это сложные познавательные процедуры, система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Изложите классификацию методов научного познания (универсальные, общенаучные, специальные). Покажите роль эвристических методов исследования. Выделите формы научного познания. Приемы научного познания: эмпирические и теоретические. Раскройте содержание понятий: научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение. Выпишите методы эмпирического и теоретического познания, составьте таблицу. Обратите внимание на то, что группа эмпирических методов направлена на непосредственное изучение явления при активном вмешательстве субъекта познания в объект, когда связи и лишь высвечиваются, но не изучаются. Знания, приобретаемые эмпирическим путем, носят вероятностный характер. В то время как теоретические методы направлены на изучение абстракций, на изучение связей и отношений, знания, приобретаемые путем теоретических методов, носят достоверный характер.
Основные понятия Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянного уточняется в ходе общественной практики. Биосфера –земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Термин «биосфера» введен в науку Э. Зюссом и развит В.И. Вернадским). Основная литература:
Агацци, Э. Переосмысление философии науки сегодня / Э. Агацци // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 40-52. Бажанов, В.А. Диалектические основания творчества И. Лакатоса / В.А. Бажанов // Вопросы философии. – 2008. - № 9. – С.147 -157. Вернадский В.И. О научных истинах // Философские мысли натуралиста. — М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. — М., 1980. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы философии. — 1998. — № 12. Карпов А.О. Современная теория научного образования: проблемы становления / А.О. Карпов // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 15-24. Ковальчук, И.В. Нанотехнологии и научный прогресс / И.В. Ковальчук // Философские науки. – 2008. - № 1. – С.28-32. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. Лекции по философии науки: Учеб пособие / под ред. В.И. Прижеленского. – М. ИКЦ «МарТ» - Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2008. – 544 с. Липкин А.И. Две методологические революции в физике - ключ к пониманию оснований квантовой механики / А.И. Липкин // Вопросы философии. – М, 2010. - № 4. – С. 74-90. Семирухин, Л.В. Нанотехнологии и сознание / Л.В. Семирухин // Философские науки. - 2008. - № 1. – С.80-96. Стеклова, И.В.Наука среди форм познания / И.В. Стеклова // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №1.-С.80-93. Эрекаев, В.Д. Научное познание и концепция виртуальных миров / В.Д. Эрекаев // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература: реферативный журнал ИРИОНРАН. – 2005. - № 2. – С.39 – 49.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|