Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основная проблематика, разделы философского знания.




Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим предмет философии, изменялся вместе с развитием общества, науки, самого философского знания. Несмотря на невозможность философских учений признать наличие единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. К основным философским проблемам относятся:Во-первых, проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиска первоосновы всего сущего. Первые вопросы, с которых начиналось философское познание и которые заявляют о себе вновь и вновь, – это что собой представляет мир, в котором мы живем? Как он возник? Каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на достижения науки, синтезируя полученные знания, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Во-вторых, проблема человека, т.е. смысла существования человека в мире. Проблема человека всегда находилась в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический поворот, совершившийся в древнегреческой философии в лице ученых-софистов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну вечную философскую тему. Ее сформулировал Протагор (ок. 490 -ок. 420 до н. э.): "Человек - мера всех вещей. Третья важнейшая философская проблема – проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. И, наконец, четвертая философская проблема. Она связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассматривает человека в мире людей. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой - они взаимодополняют друг друга.

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:• онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;• аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;• праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;• антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;• социальная философия – раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

 

 

3.Основные этапы развития философии. Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются еще в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Египте, Китае, Индии, Центральной Азии, в наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.Условно можно выделить следующие этапы в развитии мировой философии: 1.Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция)-космоцентризм.2.Философская и научная мысль эпохи Восточного Ренессанса(IX-XV вв.). 3.Средневековая Западная философия-теоцентризм. 4.Философия эпохи Возрождения-антропоцентризм.5.Философия Нового времени. 6.Немецкая классическая философия.7.Философия второй половины XIX-XXвв. Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV-началу III тысячелетия д.н.э. к государствам Ближнего Востока-Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах было тесно связано с возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины. Делаются попытки философского осмысления явлений природы. И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, ЦА, Иран) и на север-в Др. Грецию.В средние века рабовладельческое общество сменилось новой общественно-экономической формацией -феодализмом, господствующей идеологией которого была религия. После превращения христианства в господствующую религию “отцами церкви” были сделаны попытки сформулировать философские основы христианства.Господствующей формой философского знания являлась схоластика. Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской философии и философии Средней Азии.Одной из главных философских проблем средневековья была проблема реальности или нереальности общих родов бытия, или универсалий. Происходила борьба между реалистами и номиналистами. Эпоха Возрождени я и последующие XV- XVIII вв. являются периодом мощного подъема в развитии науки и философии, который был вызван, в конечном счете, ростом производительных сил и материальными потребностями общества. В социальном отношении этот период характеризуется разложением феодализма и формированием новой общественно-экономической формации. Философия начала искать начало мира в самом мире, а не в боге. Произошел разрыв между философией и теологией. Основоположниками философии Нового времени являются английский философ Ф. Бэкон и французский философ,ученый Р.Декарт. Важнейшим этапом в развитии философской мысли рассматриваемого периода является французский материализм XVIII века, который решительно боролся как с религией и идеализмом, так и с социально-политическим строем тогдашней Франции. Ранними представителями французского просвещения были Ш. Л. Монтескье и Вольтер. Одним из весьма заметных этапов в развитии Западной философии второй половины XVIII вв. является зарождение и развитие немецкой классической философ ии, она представлена такими видными мыслителями как И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг и наконец, выдающимся диалектиком Г. Гегелем. Их философия явилась концентрированным отражением изменений в политическом и социальном развитии Европы того периода, а также разительных достижений в области естественных наук и технических открытий. Всё это, в конечном счете, привело к разработке идеи развития (диалектики) как теории и метода познания действительности. Дальнейшее развитие философской мысли в Европе представлено зарождением и развитием ряда крупных философских учений постклассического периода (философии марксизма, классический позитивизм О. Конта, эмпириокритицизм Маха и Авенариуса, философия жизни Ницше и др),многие из которых (кроме философии марксизма) трансформировались в такие влиятельные философские течения и направления как неопозитивизм (Рассел, Карнап), экзистенциализм (Сартр, Камю), неотомизм (Маритен, Жильсон) и др.Широкое распространение, особенно во второй половине XX столетия приобрели многочисленные философско-социологические учения и концепции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных