Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Измаил и Исаак – Ветхий Завет и Новый




 

Учение о спасении это связь Ветхого Завета и Нового завета. В жизни Авраама тема спасения проходит эпически, как повествование о событиях. Эпически, то есть как повествование о событиях, избранных по своему значению и свзянных единой богословской идеей. В жизни Авраама не мог не наступить момент, когда вопрос о связи Ветхого завета и Нового завета выйдет на первый план. Мы люди Нового Завета, именуемя себя детьми Авраама по линии преемства, которая идёт не от Измаила, сына Агари, но от Исаака, сына Сарры.

Сколько испытаний прошёл Авраам, сколько испытаний прошла Сарра, и вот, наступило время родиться сыну Авраама от Сарры, про наречённому Исааку. Начало торжественно.

1 ст 21 гл «И Господь посетил Сарру, как сказал, и сотворил Господь Сарре, как изрёк». Посетил. Рождение Исаака произошло ровно через год после того, как три мужа Ветхозаветной Троицы посетили Авраама в Хевроне. Как Господь обещал, так Он пришёл – посетил Сарру и Сарра зачала.

2 ст «И зачав родила Сарра Аврааму сына в старости в срок, как изрёк ему Господь. И назвал Авраам имя сыну своему, родившемуся ему, которому родила ему Сарра, Исаак. Обрезал же Авраам Исаака в 8й день, как заповедал ему Бог.». Станет обычным называть имя младенцу мужского пола в 8й день, когда он через исполнение завета обрезания (так это называется – завет обрезания) входил в народ Божий. Кстати, так называли имя Иоанну Крестителю и Исусу, если вы посмотрите Евангелие от Луки (1 гл 59 ст и 2 гл 21 ст).

Читаем дальше книгу Бытия: «Авраам же был ста лет, когда родился ему Исаак, сын ему.». Сто лет - целый век. Один век жизни Авраама завершился, заметим, новый – открылся. Мы будем говорит о Ветхозаветном и Новозаветном. Век Авраам прожил, настал в его жизни новый век. И дальше идёт песнь Сарры. И мы сейчас сделаем перевод с еврейского текста, так будет легче понять о чём речь:

«И сказал Сарра: смех (цехок) сделал мне Бог. Всякий, кто услышит посмеётся о мне (ицкакли). И сказала: кто возвестит Аврааму, что кормит грудью детей Сарра? Ибо я родила сына в старости его.». Смех мне сотворил Господь. Песнь Сарры слагается из многих чувств. Но это аккорд относительный корню «цахак», что значит – смеяться. Год назад недоверуя Сарра смеялась. Она сейчас говорит: смех (цехок) сделал мне Эллохим. То есть, здесь звучит смущение ибо цехок, такое слово еврейское может означать также посмешище. И радость. Всякий, кто услышит – посмеётся о мне. (ецхакли). Будет радоваться за меня – можно так перевести. Или «сорадуется со мною». Это уже перевод с греческого. И кстати, также сорадовались (ев. Лк 1 гл 58 ст) с Елизаветой соседи и родственники о рождении Иоанна Крестителя. Радость Сарры, рождение сына вопреки естеству предвозвещает радость Богородицы Девы и праведной Елизаветы, которой тоже посприняли во чреве тоже против естества. Вот эти три женщины: Сарра, Богородица и праведная Елизавета. Против естества получилось у них зачатие.

Кто возвестит Аврааму – говорит Сарра. Ну что за слова? Разве не знает Авраам? Ну конечно знает. Это восклицание радости. Вот он, новый смех Сарры. Вот теперь она рассмеялась как нужно, от радости.

Не столько удивительно, говорит Златоуст, что из камня в пустыне потекли источники вод, когда Моисей ударил по нему жезлом, сколько удивительно то, что из утробы уже омертвевшей родилось чадо и явились потоки молока. Для того и сообщены ей источники молока, чтобы удостоверить в действительности рождения, чтобы кто-нибудь не стал считать дитя за подложное. Вот так Златоуст это объясняет.

8 ст 21 гл «И вырос отрок и отнят был от груди и стоворил Авраам пир большой, когда был отнят от груди Исаак, сын его». Смотрите что будет дальше.

«Увидела же Сарра, что сын Агари египтянки, который был сыном Аврааму, смеётся. И сказала Сарра Аврааму: изгони рабыню эту и сына её ибо да не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком». Об Измаиле сказано, что (это причастие) он был «мецехек» - смеющийся или смеявшийся. И что так встревожило Сарру в Измаиле? Глагол «цахак» означает смеяться, веселиться, радоваться, играть, но он также допускает оттенок иронии или насмешки. Вот так вот зятья Лота в Содоме думали, что он с ними шутит, когда он говорил им выйти из Содома. Они не пошли. Они думали, что он смеётся, шутит. Глагол «цахак» того же корня, что имя «ицхак» Исаак. И на этом основании предполагают даже, что Измаил разыгрывал якобы из себя Исаака. Делалось и другое предположение, Златоуст так считает, Сарра опасалась, чтобы Измаил по праву рождения не стал домогаться участия в наследии отца. Но, мы остаёмся при своём вопросе. Что в Измаиле так встревожило Сарру?

Женщина была занята кормлением сына. У неё сын, у неё молоко. Она смущалась, она ликовала и пела. Сына отняли от груди, он маленький уже присутствует на общем пиру. И вдруг она услышала: сын Агари «мецехек» (смеющийся) а для Сарры смех «цехок» был и грех и радость, как она не веря смеялась в присутствии Троицы, как потом испугалась и отреклась, как назвали сына «он засмеётся» «ицхак», как открыто воспела свой новый радостный смех «цехок» и вот, Измаил «мецехек», а рядом её Ицхак. Всё вспомнилось и всё обратилось, обрушилось. На кого? На Измаила.

И вот, это важный урок, который нам даёт Писание. Писание даёт нам понять, как это бывает. Свой грех мы обращаем против ближнего. Вот так мы поступаем. Свой грех мы обращаем против ближнего. И свою радость мы обращаем против ближнего.

Услышала смех Сарра и вмиг обратила его против невинного совершенно Измаила. Это зло. В глазах Авраама это жестокое зло.

11 ст. «И злым было это слово весьма в очах Авраама о сыне его Измаиле» Вот так. Злым было это слово. В переводе на греческий «жестоким» явилось это слово пред Авраамом. И здесь один раз, но нужно разобраться с этим понятием. Глагол «раа» (евр) он имеет значение во-первых, «быть скорбным, печальным, неприятным». Например, говорится как нужно давать взаймы бедняку «даянием давай и да не будет скорбно (раа) сердце твоему» (Втор. 15 гл). Когда пророк Иона увидел, что пророчество о гибели Ниневии не исполнилось, скорбно было Ионе. Скорбью великой и загорелся гнев его.

Вот это первое значение глагола «раа». Быть скорбным, печальным неприятно. А второе значение очень важное, оно уже богословское значение – это «быть злым». Тот же глагол. «быть злым». О смерти Анана так сказано это (Быт 38 гл). И зло было в очах Яхве то, что он сделал. И Он умертвил его. И когда Давид взял себе жену Урию злым было это дело в очах Яхве. Авраам ко времени событий, которые мы сейчас описываем, пророк Божий. Авраам уже пророк Божий. Поэтому, когда на его первого сына Измаила воздвигли гонения, ему не просто было неприятно, или прискорбно (так это переводят). Нет. Авраам вполне может оценить слово Сарры, что это слово дело «давар». Злое. И злым было это дело в очах Авраама.

Во- первых оно было было злым. Это важно, это богословский смысл. А уже психологически, конечно ему было скорбно. Вот так. Старая история. Мы это уже проходили. Это уже было лет 17 назад. От времени событий, которые мы описываем. Гнала Сарра Агарь, когда та была беременна. Помните, Сарра гнала Агарь. Нет. Писание не повторяется. Это такой приём в св. Писании есть. И мы говорили о нём. Это очень важный приём. Дважды говорится об одном. Это значит рассказать старое с новым содержанием. Мы старое сопоставляем с новым и извлекаем настоящий смысл. Дважды об одном.

О чём говорит Писание перескаывая знакомый сюжет, что Сарра погнала Агарь? В прошлом возможно Агарь повела себя надменно. Во всяком случае так это выглядело. Авраам тогда повёл себя как истинный пастырь – он дал действовать Богу. Сказано было, что Сарра смиряла или, что то же самое, притесняла Агарь, и Агарь побежала. И смотрите, Агарь сама побежала. И в пустыне её нашёл ангел. Агарь вразумилась и восхитилась, вернулась, и в семье воцарился мир.

Теперь не то. Сарра требует изнать мать с ребёнком. Без причины жестоко. Зло повела себя Сарра. И мы не видим, что Авраам готов уступить. Здесь идёт очень важный сюжет, одна важная богословская мысль. Её нужно тщательно проследить. Посмотрите, братья и сестры, зло. Перед нами зло. Вот то, что делает Сарра это зло. Но Бог силён зло обратить на добро. Бог силён зло обратить на добро. Но только один Бог силён зло обратить на добро. И здесь человек Богу не сотрудник.

То есть, Бог силён зло обратить на добро, и здесь человек Богу не сотрудник. Мне случалось беседовать с человеком, который своё участие в делах жестоких и рискованых оправдывал тем, что Бог зло, которое сделано в искреннем, в революционном порыве, может обратить на добро. И я ему возразил: да, вот Бог может зло обратить на добро, а вот человек не должен зло творить ради того, чтоб Бог зло на добро обращал.

Мы не видим, что Авраам задумался или что Авраам готов уступить, но дальше идёт такой текст

12 ст «И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне». То есть, Авраам должен пойти против себя самого. Нужно пойти против очевидного. От простых понятий о добре и зле. Против достоверного, против чувства жалости, которое он испытывает. Если Авраам в горе – ему не нужно горевать. То, что ты чувствуешь – не чувствуй. То, что жестоко – пусть будет не жестоко. То, что зло – да не будет зло в очах твоих. Вот что говорит Господь.

«И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне. Всё если что скажет тебе Сарра, слушай гласа её, ибо в Исааке будет названо тебе семя, и сына рабыни этой в народ великий сотворю его, ибо он семя твоё».

Что мы понимаем? От Измаила великий народ. От Исаака произойдёт Мессия. Через Исаака будет названо имя потомству Авраама – Христиане. Ап. Павел в послании к Римлянам «В Исааке будет названы тебе семя». То есть, говорит апостол, не плотские дети Измаилитяне, Израильтяне суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя. Христиане должны знать своё родословие. Мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку.

Давайте будем знать своё родословие, я повторю: мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку. И через различия сынов Измаила и Исаака ап. Павел вразумляет тех, кто однажды приняв Христа мог, как Галлаты, вернуться к закону Иудейскому, то есть, отпасть в иудаизм. Апостол объясняет почему Бог велел разлучить Измаила и Исаака. И здесь очень у него смелое толкование, замечательное: Измаил это иудеи. Иисаак – христиане.

Так. Измаил, сын рабыни, говорит апостол, это Ветхий Завет. Исаак – сын свободный, это Новый Завет. То есть, Библейская история получает символическое истолкование, и в нём Измаил, т.е. иудеи, гнал Исаака. То есть, иудеи гнали христиан. Необходимо стало разлучить Ветхий завет и Новый. Вот текст из послания к Галлатам, это очень смелое толкование его. Вникнем в эти стихи:

«Написано: Авраам имел двух сынов. Одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы (Измаил), тот рождён по плоти. А который от свободной (Исаак), тот по обетованию, по обещаному. И в этом есть иносказание (алегорумена), ибо это есть два завета: один от горы Синай, завет, рождающий в рабство, которая есть Агарь, ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Прилагается же завет к нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен. Он матерь всем нам. Мы же, братья по Исааку дети обетования, но как тогда по плоти родившийся (Измаил) гнал того, кто по духу – так и ныне. Что же говорит Писание: изгони рабу и сына её ибо сын рабы не будет наследовать с сыном свободным. Итак, братья, мы дети не рабы, но свободной.» Вот так говорит па. Павел в послании к Галлатам 4 гл.

Что делает апостол? Он прибегает к Библейскому сюжету «изгнание Агари с сыном» и различает в нём 2 уровня изложения. Отчётливо он их различает. Это история и символ, иносказание (алегорумено) аллегория. В плане исторического повествования Сарра говорила и поступала жестоко. В глазах Авраама это было зло и лично ему скорбно, однако слова Сарры о необходимости изгнать рабу и сына её, чтобы он не наследывал с её сыном, эти слова приобретают пророческий смысл: разделить Измаила и Исаака было должно. Независимо от того, что происходило в душе участников драмы Измаила, Сарры, Агари, Авраама. Юноша Измаил на пиру в доме отца.. ну не гнал он Исаака. Понимаете? Измаил Исаака не гнал. Однако то, что происходило в семье Авраама есть символ того, что будет происходить в истории еврейского народа с пришествием Мессии. Измаил сын рабы. Это Ветхий Завет – иудеи. Исаак – сын свободный, это Новый завет, христиане. Если символически Измаил и Исаак это два завета, то Измаил, тот, что по плоти, гнал Исаака, того кто по духу. Иудеи гнали христиан. Об этом ап. Павел пишет как о бытовой реальности своей мессионерской работы. Иудеи гонят христиан. Соответственно и от христиан требуется осознание, что они наследуют достояние Авраама. Не через Ветхий завет. Не через сынов Авраама по плоти, но раздельно с иудеями.

В этом есть и единственная, если вообще какая-то есть, польза от так называемого иудео-христианского диалога. Вот иудеям и христианам нужно разойтись. Подобно как разлучены были Измаил и Исаак. Когда мы говорим о единстве Ветхого и Нового Завета, то усматриваем соучастие человека в деле Божественного спасения. То есть, человеческое действовало через Авраама, Лота и даже дочерей Лота, через Сарру, через Авраама конечно. И настал момент, когда человек уже, смотрите что сейчас будет, когда человек уже не соучаствует в деле божественного спасения. Для спасения нужен Спаситель. И когда является Спаситель, вот человекам об этом может только недоумевать. Ап. Павел напоминает о необходимости разделять 2 завета так, как были разделены Измаил и Исаак. Момент разделения будет тяжён. Об этом предупреждает Писание. По человечески в глазах Авраама требование навсегда разлучиться с сыном было весьма жестоким. Господь даёт знать Аврааму, что смысл происходящего иной, чем тот, что явился в человеческих и слишком человеческих отношениях его домашних. Психология должна быть оставлена на этот момент. Два брата, два Завета.. их надо уметь разделять.

Вопреки природе Авраам должен изгать Измаила. И не просто ведь по послушанию. Вот что ему Господь говорит. Не по послушанию.. вот Господь сказал сделай так.. нет. Не просто по послушанию, не по послушанию, а переменив душу. То, что весьма жестоко пред тобою да не будет жестоко пред тобою, говорит Господь.

Златоуст поясняет: Авраам питал любовь Измаилу, но как скоро Бог повелевает, то всякое чувство должно упраздниться. И можно понять евреев, которые любят свою историю, свой народ, плоть свою, любят Моисея и закон… Момент разделения тяжёл. Предупреждает Писание. Но только в этом спасение. Изгнание Измаила это начало самого страшного искушения в жизни Авраама. Сейчас он изгоняет Измаила, потом он пожертвует Исаака. Но иначе не явится идея божественной милости и спасения во всей чистоте. Спасение от Бога. Божественная милость это самая трудное для человека. Он постигает её не иначе как в готовности отрицать себя.

Вот так является милость Божья, чтобы человек её понял. Праведник постигает Божественную милость, когда идёт против своих чувств, когда идёт против своих понятий, когда он идёт против ссвоей природы. И Господь так ведь и сказал: «кто любит сына или дочь более нежели Меня – недостоин Меня». Есть вера спасительная для самого человека и для тех, за кого он молится, и это высота не последняя. За сей идёт вера самоотречения. И Авраам начинает в неё входить. И следует дальше горестная картина сбора и проводов, расставаний с женой и старшим сыном. А символически этакартина расставания со своим ветхим духовным наследием. То есть, психологически Авраам прощается с сыном, а в духовном смысле прощается еврейский народ со своим ветхим духовным наследием.

«И встал же Авраам утром и взял хлебы и мех воды и дал Агари, возложил на плечо её и на отрока и отпустил её.». отпустил её. В еврейском тексте стоит тот же глагол того же корня – отпущение, которое муж даёт жене. После того, как муж давал жене разводное письмо, он её отпускал. То есть, Агарь – Ветхий завет мы видим здесь в символическомм плане истолкования.

Агарь Ветхий завет это жена отпущенная. Всё. Больше Авраам в судьбе Агари и Измаила не участвует. Агарь с Измаилом будут погибать в пустыне. Их нужно будет спасать. Авраам в этом уже не сможет принять участие. Согласитесь, это новый поворот в учении о Спасении. До этих пор каждый эпизод из жизни Авраама был отдельной главой учения о Спасении. И вот, учение о Спасении продолжается, Авраама в нём нет.

Следующий богословский сюжет это будет Агарь и Измаил в пустыне. Трудный это будет сюжет. И чтобы с пониманием войти в него, нужно обозреть главнейшие события жизни Авраама, начиная от первозавета. Давайте вспомним.

Первый завет Авраама с Богом. Это завет рассечённых жертв, прообраз Галгофы (15 гл).

После того Аврааму даётся второй завет, который указывает на закон и сам является первым деянием закона обрезания (18 гл). Когда человек принёс закон, знамение закона, возможен становится суд над самой греховной частью человечества. Его эмблема Содом. (18 гл).

Но до суда нечто происходит. Авраама посетили три мужа, и это было удостоверение о троичности Божества и его человечности. Это начало той же главы 18й.

Далее Авраам берёт на себя заступничество пред Богом о грешном человечестве Содома. Это был диалог, из которого выясняется божественная арифметика «ради немногих праведных» говорит Господь «не погублю многих». Та же 18 я глава её конец.

Далее. В Содоме начинает действовать праведный Лот. Он ради спасения странников предлагает жертву, выкуп – своих дочерей. И кроме того Лоту было дано своим заступничеством спасти город Сигор (19 гл).

Далее. Жена Лота и Авраам смотрят на горящий Содом. Она окаменела в соль, он остался жив и цел. Авраам смотрит на суд как неподсудный. Почему? Потому что Авраам достиг веры спасительной (та же 19 гл).

Дочери Лота далее пошли против природы желая избегнуть уничтожения своего рода. (конец 19 гл). В теме Спасения это не побочный эпизод, но указание на то, что дело спасения происходит сверх естества.

Далее, Авраам попадает к язычнику, к царю, который желает быть праведным. И Бог даёт Аврааму молитву о спасении языческого народа. Авраам совершает пророческое деяние, которое указывает на Мессию – Христа. Так в жизни Авраама происходит возвращение к первому завету о Спасении. Первый завет был завет о Голгофе.

Тема спасения вернувшись к своему истоку завершена, исчерпана. Так кажется? Никак нет. Не завершена и не исчерпана. И далеко не исчерпана. Нам нужно понять, что спасение от Бога. Богочеловеческое спасение это сама связь Ветхого завета и Нового завета. Но спасение от Бога даже когда человек не может в нём соучаствовать. Вот в Воскресении Христовом человек участвовать не будет. Но именно Воскресение – наше спасение. Вот давайте сконцентрируемся на нашей мысли. Вот в Воскресении Христовом не участвует человек, но в Воскресении праведники обрели Рай.

Бог спасает – последняя истина спасения. Об этом следующая история об Агари и Измаиле в пустыне и о колодце воды живой.


 

Колодец воды живой

 

Иоанн Златоуст говорит, что св. Писание предлагает нам как бы некую цепь сказаний об Аврааме. Мы видим как одно следует за другим. Перебирая эту цепь событий жизни Авраама, мы дошли до звена, до такого звена, где нет Авраама. Если жизнь Авраама это учение о Спасении, то мы дошли до такого этапа в развитии учения, где человек не присутствует, а действует Бог. Бог спасает – вот, что сегодня нам предстоит понять.

От человека очень много требуется, чтобы принять Спасение. И Бог хочет, чтобы человек явил личность Своего божественного образа. Писание любовно отмечает, как является человеческая личность: Ной, Авраам, Лот, Иаков, Сепфора, Иов, Агарь. Это все люди, достигшие отклика у Бога. Но вот учение о Спасении подходит к своей финальной стадии и открывается, что в Спасении человек о всяком своём деле может сказать, что это дело – ничто. Бог сказал язычнику царю Авимелеха, который желал быть праведным: ты не виновен, но ты погибаешь. Бог сказал о праведном Лоте, что Лот праведен, но спасён он не своей праведностью. В спасении невиносность и праведность, если речь идёт о результате, самом о конечном результате, о Спасении, то невиновность и праведность оказываются ничто. Стоит только вспомнить, что до Христа души всех людей и невинных и праведных и душа Самого Христа шли в одно место – шеол или ад.

В спасении человека главное событие – Воскресение Христово. В Воскресении человек не соучаствовал. В Богословском сюжете Агарь и Измаил в пустыне, сейчас мы будем его рассматривать, Авраам более не участвует. И сомволический уровень изложения, когда Измаил, Исаак это два завета, этот уровень изложения оставлен. После того, как Авраам отпустил Агарь, и она пошла, перед нами Агарь не символический образ, а несчастная женщина, блуждающая в пустыне. Агарь погибает, её нужно спасать. Чтобы мы сами не заблудились по теме Спасения, нужно найти новое в этом старом сюжете, уже бывшем до того – Агарь в пустыне. Дважды Агарь оказывалась в пустыне, вот это второй эпизод – Агарь в пустыне, и он существенно отличается от первого, когда Агарь бежала от Сарры.

14 ст 21 гл «Отошедши же она блуждала в пустыне у колодца клятвы. Оскудела же вода из меха». Колодец клятвы. Версавия. «Беершева» «колодец семи» в буквальном переводе – колодец семи. Об обстоятельствах, почему колодец получил такое имя, и о чём там клялись, когда принесли в жертву семь овец, рассказывается в этой же главе. Версавия, это место находилость примерно в 40 км к востоку от Герара. Агарь шла в Египет, далеко зашла, заблудилась. Агарь в смертельной опасности. Этого небыло в старом сюжете «Агарь в пустыне». Тема спасения тогда не обсуждалась. Теперь Агарь с сыном умирают от жажды. Агарь находится рядом с колодцем и не видит его. Важно, что колодец для Агари – спасение.

«Оскудела же вода из меха и она бросила отрока под одним хвойным кустом. Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука..». Это отметим. Выстрел из лука. Жизнь Измаила будет связана с искусством лучника. «Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука ибо она сказала: да не увижу смерти отрока моего. И села напротив его. Воскричав же отрок заплакал.». Златоуст говорит: Господь попустил Агари только почувствовать своё одиночество, и тот час даровал ей спасение. Это важно. Отметим, братья и сестры. В деле спасения человеку может быть полезно почувствовать себя одиноким и беспомощным и нищим духом, и нужно поднять голос и вот.. плакать. И взывать о помощи.

Следующий стих: «И услышал Бог глас отрока.» Услышал Бог. Слова «услышал Бог» «вайишма Эллохим» звучит имя «Ишмаэл» Измаил. Имя Ишмаэл было дано ребёнку, когда он был ещё во чреве матери, а мать бродила в пустыне. Имя Ишмаел Господь тогда объяснил Агари «услышал Господь смирение твоё». Ишмаел. И мы могли подумать, что поняли значение имени Ишмаэл. Поняли? Да. Но сейчас лучше поймём что это значит. Имя Ишмаэл было залогом спасения. Оно было дано на этот момент времени, когда нужно было спасать Агарь и отрока. Услышал Бог «Ишмаэл». Глас отрока, которого звали Ишмаэл.

Бог строит спасение человека неприметным для человека образом. И Бог ставит вехи на пути спасения так, что человек в нужный момент времени может оглянуться и обозреть весь путь. Таков наш взгляд на Ветхий завет. Когда мы получили спасение от Христа, мы оглядываемся и можем, имея перед глазами Христа Спасителя, мы можем разглядеть самые существенные моменты в Ветхом завете.

17 ст «И услышал Бог (ишма Эллохим) глас отрока от места, где он был. И позвал алгел Божий Агарь с неба и сказал ей: что Агарь не бойся, ибо услышал глас отрока твоего от места где он есть.» Позвал Агарь Господь и назвал по имени. Называние имени – знак ободрения и милости Божией. Ангел Божий «малах эллохим». Чтобы не было сомнени, что он Бог, ангел Божий говорит с Неба. Спасение произошло через Сына Божьего с Неба «малах эллохим».

«Стань, возьми отрока и удержи рукою свою его ибо в народ великий Я сотворю его». Удержи рукой своею его. Это сказано со значением. Агарь должна Измаилу заменить отца. Измаил будет послушан матери. Мать Агарь мудрая женщина, вспомним, выберет ему жену. Об этом будет сказано сегодня. На символическом уровне понимания Агарь – Ветхий завет. Она должна была удержать Измаила. Если под Измаилом понимать по преимуществу арабские плмена, то им было дано находиться под удерживающей рукой матери Ветхого завета.

«И открыл Бог глаза её и она увидела колодец воды живой и пошла и наполнила мех водою и напоила отрока». Колодец воды живой «фреер юдотос здонтус». Это выражение может иметь обиходный смысл. Вода живая может означать просто родниковая, то есть, колодец стоит на жиле, однако понятно, что источник воды живой это Христос. Всякий верующий во Христа на глубине утробы сам становится источником веры для других. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век», говорит Христос. «но вода, которую Я дам ему сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». И в другом месте Евангелия от Иоанна «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Сие сказал он (Христос) о духе, которого имели принять верующие в Него».

Христос, когда говорит о Себе, что Он источник спасения, источник воды живой, Он ссылается на Писание. Кто жаждет - ко Мне иди и пей. Кто верует в меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Христос ссылается на Писание. Однако, в известных нам писаниях нет прямой цитаты на которую можно было бы здесь сослаться. Ближе других стоит текст из Исайи, из 12 гл. Почерпайте воду с веселием от источника спасения.

Христос имел в виду не фразу из Писания, а, думается, то место из Писания, где рассказывается о колодце воды живой. Этот колодец «Колодец воды живой» есть образ грядущего Мессии. Невинно гонимой Агари Бог дал первой увидеть колодец воды живой. Почему Агари первой? Подумайте. А кому же ещё? Агарь в символическом толковании это Ветхий Завет. Ей и дано было первой увидеть источник воды живой. А если вспомнить историю ту ещё, когда Агарь бежала от Сарры, и оказалась в пустыне, то ведь Агарь обнаружила тогда и смирение и удивительную способность к Богообщению, когда, помните, она назвала имя Господа «Бог, увидевший меня». 16 гл (Быт).

Мы тогда удивлялись, какая высота Богообщения была дарована этой женщине. А теперь мы можем понять, что иначе быть не могло, потому что Агарь – Ветхий завет, как истолковал ап. Павел.

Итак, Агарь первая увидела известный «колодец семи» «беер шева», как колодец воды живой. От него получили спасение сама Агарь и Измаил. И вот, слово «живой» ключевое в данном случае, оно отсутствует в масоретском тексте. Слово «живой» нет. А в нём ключ к пониманию события, поскольку оно включено в разряд великих символических событи мировой истории. Агарь – Ветхий завет, жена отпущенная, гибнущая, находится при колодце воды живой, которая есть Христос и не видит Его. Те из Ветхого завета, кто хотят спасения, могут спастись от колодца воды живой. Бог открыл глаза Агари, когда она поняла, что? Что гибнет её чадо. Агарь в великой скорби оставила своё сокровище, своё чадо, чтобы не видить его неминуемой смерти. Отрок тогда возвысил голос и Бог услышал. В символическом изложении Агарь, как объяснил ап. Павел, гора Синай, Ветхий завет и закон. Иудеи после Христа, те иудеи, которые искренно желают быть под законом, должны оставить своё сокровище, и только тогда получат спасение и постижение, что Христос пришёл не нарушить закон, но его исполнить.

Есть и другие, которые говорят о себе, что они иудеи (это я цилитую Откровение 2 гл), «говорят о себе, что они иудеи и не таковы суть». То есть, не иудеи, но сборище сатаны. Говорится в откровении. Пропала же вот из масоретского текста слово «живой» «колодец воды живой», которая одно передаёт пронзительный смысл события. Смысл такой: доныне и до конца иудеям обещано спасение. Нужно только оставить своё сокровище и увидеть колодец воды живой.

20 ст 21 гл «И был Бог с отроком и он вырос и поселился в пустыне и был лучником.». Помните, Агарь оставила Измаила, отошла от него на расстояние стреляющих из лука, как сказано в еврейском тексте. На расстояние стрелков из лука. В своём искусстве Измаил будет постоянно покрывать это расстоения, как бы расстояние до матери, которое иносказательно есть Ветхий завет. В замысле Божьем об Измаиле, родоначальнике многих племён, его связь с матерью самая тесная. Когда Измаил кричит, что он оставлен и погибает, его слышит Бог. Спасение Измаилу открыто через Агарь, Ветхий завет и колодец воды живой, который есть Христос. Таков был замысел Божий об Измаиле и об Измаильтянах. При этом Измаил был одарён смирением неукротимого (помните). «Смирением неукротимого». Смирение защищает его от духа Каина, а «неукротимость дикого осла» защищает его от участия в Вавилонской стройке.

И вот ещё смысл, который мы можем извлечь из этой истории: доныне и до конца Измаильтянам обещано спасение. Нужно только воззвать к Богу и через Агарь (Ветхий завет) найти колодец воды живой.

Современные иудеи и измаильтяне, в большинстве мусульмане, это, можно сказать, религиозные новаторы на почве Ветхого завета. Иудаизм и ислам - монотеистические движения, отрицаюшие Новый завет. Между собой иудеи и измаильтяне враждуют, и эти родственники никогда не примирятся, как через общего праотца Авраама, первого пророка о Христе.

21 ст «И поселился он (Измаил) в пустыне Фаран и мать взяла ему жену из земли Египетской». Фаран это горная область между Едомом и Египтом на пути из Синая.

Братья Измаил и Исаак разлучились на жизнь. Они встретятся на погребении Авраама. Измаил имел свой толдот. Это значит, то он сохранил сыновство. Измаил дожил до усталости, до скончания жизни и приложился к роду своему.

Рассказ об Агари и Измаиле в пустыне даёт почувствовать мысль, что Бог спасает. В этом рассказе нет Авраама. И его действительно не было с Агарью и Измаилом, когда они погибали от жажды. Бог спасает, но ведь кто-то выкопал колодец воды живой? Бог спасает, но и без человека спасение всё-таки невозможно. Когда Бог Творец принял человеческую природу, произошло спасение рода человеческого.

Кто выкопал колодец воды живой? Тот же вопрос: каково участие человека в деле спасения, когда спасает только Бог? Однако и человек как-то участвует, соучаствует, потому, что кто-то колодец выкопал.

Колодец имел собственное имя «колодец клятвы» и он имел собственную историю: кто-то копал и кто-то о чём-то клялся. Нам нужно узнать всё об этом необыкновенном колодце, потому что он послужил спасению Агари, она же Ветхий завет, колодец воды живой. Что же, так кто докопался до воды живой? И Писание возвращает нас по времени назад, чтобы ответить на этот вопрос: кто же докопался до этой воды живой, и почему этот колодец называется «колодец клятвы», «колодец семи». Об этом такая история:

22 ст 21 гл «Было же во время то…» во время то, но мы то знаем же,что это время то, которое предшествовало событиям, когда блуждала Агарь и умирала в пустыне.

«Было же во время то (то есть предшествующее) и сказал Авимелех и Ахузаф, невестоводитель его, и Фихол, военачальник силы его, к Аврааму, говоря: Бог с тобою во всём, что ты творишь. Значит с Авимелехом нашим знакомцем, пришли два человека – Ахузаф и Фихол. А говорится в св. Писании: двух человек свидетельство истинно. То есть, два свидетеля из важнейших сановников Авимелеха должны присутствовать при договоре между ним и Авраамом. О чём пойдёт речь.

«Теперь же поклянись мне Богом не поступать по неправде со мной и семенем моим и с именем моим, но по милости, которую я сотворил с тобою, сотвори со мною и для земли, в которой ты поселился. И сказал Авраам: я поклянусь..». Что хочет Авимелех. Он хочет заключить союз, завет с Авраамом и просит его поклястся Богом. А Авраам попал в очень затруднительное положение. Дело в том, что Авраам имел серьезные претензии к филистимлянам. Они его обидели. Но он готов принести клятву сразу, до всяких условий на одном своём доверии к Авимелеху. Помните, он же спас его от смерти своей молитвой к Богу.

«И сказал Авраам: я поклянусь. И обличил..». После этого, обратите внимание. Сначала сказал «поклянусь». Он доверяет Авимелеху. А потом обличил Авраам Авимелеха о колодцах воды, которые отняли рабы Авимелеха. Отняли рабы. Оказывается, Авраам копал.. Представляете, в пустыне колодец копать! Страшный труд. А его отняли рабы филистемляне, рабы Авимелеха, отняли. Авраам обличил Авимелеха об этих колодцах. Исказал ему Авимелех: «Я не знал кто сотворил дело сие и ты мне не поведал. Я не слышал, но только сегодня.» Посмотрите, как дальше развиваются события: «И взял Авраам овец и тельцов и дал Авимелеху и заключили оба завет». Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся. Авраам – первый пророк. Авимелех был спасён по молитве Авраама, но Авимелех хочет большего. Спасённый язычник вступает с Авраамом в завет.

Для Авимелеха в этом скорее всего не было чего-то экстраординарного. Он вступает в союз с Авраамом. Еврейское «берит» это союз, завет. Для сотериологии, которой мы сейчас занимаемся, союз язычника и отца всех верующих – образ того, что в Новый завет войдут и язычники и обретут истинного Бога. Заметим, что когда Авимелех был спасён по молитве Авраама, Авимелеху этого было не достаточно. Он захотел завета с Авраамом, и это было ему дано. Заключение завета с Авимелехом не сопровождается жертвоприношением, смотрите! Авраам не приносит жертв. Авраам дал животных Авимелеху, а тот просил Авраама поклясться Богом. Авраам сказал: я поклянусь. Но Авраам Богом не клянётся. Завет человека с человеком не то, что завет Бога с человеком. Авраам не приносит жертв и Богом не клянется.

Вопрос с колодцем разрешился, но не до конца, потому что среди всех колодцев был один особенный и именно тот колодец воды живой, у которого была спасена Агарь

28 ст «И поставил Авраам семь агнец овчих особо». Семь агнец. Еврейский глагол «клясться» того же корня, что «шева»-семь. Толкуют так, что клятва обязывает человека в семь, что было сотворено в 7 дней. Отсюда произошло имя месту «беар шева». Версавия, колодец семи или колодец клятвы.

«И сказал Авимелех Аврааму..» Авраам поставил 7 агнец овчих особо «И сказал Авимелех Аврааму: что суть семь агнец овчих этих, которых ты поставил особо? И сказал Авраам: семь агнец этих да возьмёшь от меня, да будут они мне во свидетельство, что я ископал колодец этот. Поэтому он наименовал имя место тому «колодец клятвы» или «колодец семи», что там поклялись оба и заключили завет у колодца клятвы. Восстал же Авимеле и Ахузав, невестоводитель его и Фехол, военачальних силы его и возвратились в землю филистимскую.» И что делает Авраам? «И насадил Авраам древо у колодца клятвы и призвал там имя Господа «Бог вечный» Яхве эл Олам. Поселился же Авраам в земле филистимской на дни многие

Насадил древо. Древо тут названо «эшель». Толкуют, что этот омариск или дуб.. не знаем мы что такое «эшель», какое дерево, но слово это встречается только трижды. Одно такое дерево посадил Авраам в Беершаве. Под таким деревом восседал царь Саул в Киви (это первая книга Царств), и под таким же деревом «эшель» он был погребён в Эовисе. Саул был первым царём в Израиле. С его именем связано какое-то редкое царское дерево.

В чём смысл всей этой истории? Восстановим последовательность событий. Авраам и Сарра в гераре. Авимелех спасён по молитве Авраама. Далее – завет Авраама и Авимелеха у колодца клятвы. Этот колодец выкопал Авраам. Далее – изгнание Агари с Измаилом и их спасение у колодца воды живой, он же колодец клятвы, который выкопал Авраам. И вот какой смысл этой истории: Агарь (это Ветхий завет) получит спасение от воды живой, которую откопал Авраам. Авраам – звено, соединяющее Ветхий завет с Новым заветом. Агарь это Ветхий завет, а вода живая это Христос. Авраам – звено, соединяющиее Ветхий завет с Заветом новым. От уяснения этого стержневого смысла рождается понимание целого. Авраам – пророк. Он призвал имя Господа Бога вечного не при жертвеннике и не при жертвах, а при колодце, который указывает на Христа и при царском дереве, которое указывает на древо Креста, потому что на древе Креста была надпись «царь Иудейский». Авраам не знал, что найденная им вода послужит спасению Агари с Измаилом. Он этого никогда не узнал. Поколения праведников трудились ради нашего спасения во Христе, верою простираясь. Ветхозаветные праведники верою простирались не зная как спасение будет. Авраам сильно огорчился, что нужно было изгнать Агарь с сыном, но колодец спасения оказался его трудами уже для них готов. И вот здесь очень важный вывод, братья и сестры: спасаемый присваивает труд праведных. Отцы потрудились для нас, чтобы мы пили от воды живой. Они копали, нам - не надо. Они копали – пьём. Спасение у колодца произойдёт в отсутствии тех, кто полодец копал и о нём спорил. Авраам откопал, а Бог привёл спасаемых именно к этому колодцу. Бог привёл к тому, что Авраам откопал. Боговоплощение произойдёт в определённый момент в человеческой истории, когда всё человечество потрудится и проявит в каждом народе свои дарования и постигнет пути своей воли и достигнет зрелости и поймёт свою недостаночность, и будет готова понять о чём идёт речь, когда говорят о спасении и о том, что Бог воплотился и вочеловечелся. Всё человечество до Христианской веры, можно сказать, копало. Авраам что за человек, что ему выпло достичь воды живой? Мы многое о нём знаем. А что мы сейчас узнали нового о нём? Вот что: Авраам был смел в доверии человеку.

Дело не в том, что он с язычником заключил завет, а в том, что у Авраама доверие предшествует сделке. До выяснения отношений он готов клясться в своём расположении к Авимелеху. Мы видели, как Авраам был недоверчив и жестко повёл себя с царём Содома. Мы идим как Авраам доверяет царю Филистимскому. Авраам умел оказать доверие человеку. Колодец был назван колодцем клятвы, а не колодцем завета, союза. Потому что доверие первее сделки и первее союзнических обязательств. Отец наш был великодушен.

Продолжение той же темы «ветхий завет и спасение» составляет богословский сюжет такого значения… Следующий сюжет такого значения, что о нём нужно говорить отдельно. Это жертвоприношение сына.


 

Искушение от Бога

 

После того, как Авраам лишился Измаила, старшего сына, он должен был пожертвовать Исаака – младшего сына и наследника. История о жертвоприношении Исаака отцом его Авраамом это искушение от Бога для Авраама и это искушение для религиозного сознания. Авраам прошёл искушение и нам нужно как-то пройти через искушение, которое прошёл Авраам. Однако никто из людей через такое больше не будет проходить как он. Когда мы говорим «Отец наш Небесный не введи нас во искушение» мы имеем в виду, чтобы нам не подвергнуться тем испытаниям, которые выпали праведным. Искушения от Бога - это совершенно особенные события в священной истории. Их можно по пальцам перечесть, что мы и сделаем. Только предварительно, чтобы вообще подступиться к этой теме, нужно твёрдо усвоить предшествующий урок из жизни Авраама. Авраам откопал колодец воды живой и он не знал, что этот колодец послужит спасению Агари и Измаила. Он этого никогда не узнал.

Агарь и Измаил были спасены испив от того колодца, который когда-то раньше того откопал Авраам. Но Авраам об этом никогда не узнает. Спасаемый присваивает труд праведных. Отцы потрудились для нас, чтобы мы пили от воды живой. Отцы копали колодец, а нам из него нужно пить. Праведники прошли искушение а мы? Они прошли, а нам бы этого не проходить. Именно так. И при этом их опыт нужно сделать своим – усвоить. Как черпать воду из колодца – понятно, а как можно почерпать из опыта праведников, опыта их искушений и при этом молиться Богу «не введи нас во искушение»?. Как это можно делать и при каком условии? Ясно ли я поставил вопрос?

При условии, что с праведными сохраняется живая связь, мы можем присвоить их труд. При условии, что с праведными сохраняется та живая связь, которая называется «сыновство». Это первое условие спасения. Оно даже предшествует вере. И мы вспоминаем о нём всякий раз, когда сознательно произносим «Слава Отцу и Сыну и Святому духу».

Слава Богу для сердца это благодарность. Кто понимает, как Бога благодарить – тот непременно черпает из опыта наших отцов, праведных. Такой человек благодарный. Он встал на линию преемства всех сынов Божьих всех предшествующих эпох. Это все, кто предшествовал нам от Адама и Сифа, все презывавшие имя Божье от Еноса, все ходившие пред Богом это Енох и Ной, и это отец наш Авраам.

После того, как Авраам лишился Измаила, он должен был пожертвовать Исаака, принести в жертву сына любимого от любимой и родившегося вопреки природе. Кто может? Авраам. Но Авраам это человек, который до того, как подвергнуться искушению от Бога, смотрите, что он сделал. Это те пути, те этапы его пути, которые и мы шли изучая Книгу Бытия.

Авраам создал семью как Церковь, решил проблему имуществ кротостью, завоевал встречу со священником, отложился от каинитян до нитки, удостоился беседы с Богом, богообщения, вымалил к Бога завет, проявил мудрость пастыря, принял на плоть знак закона «обрезание», стал первым заступником за грешных, стал первым молитвенником за язычников, достиг спасительной веры и ископал источник воды живой. И после этого Авраам принял искушение от Бога.

Когда мы читали о сотворении мира, мы могли понять, что вера проста, как акт сотворения мира их ничего. А на жизни Авраама показано, что вера многообразна богата, вера степенна, в вере человек растёт и растёт, может восходить от ступени на ступень как Авраам, родившийся в семье, где вера в Единого Бога была утрачена, но сохранилось сыновство. Авраам начал от сыновства, обрёл веру и дальше вера его шла по восходящей.

Первое – вера послушания. Она же – вера живая, творческая. Потом была вера зрячая. Затем – вера знающая, заветная. За ней – вера пастыря. Наконец – вера спасительная. И уже после всего, и об этом пойдёт речь, - вера самоотречения.

Вера самоотречения это последняя ступень веры. Авраам стал способен принести в жертву сына Исаака. Самоотречение Авраама воззревало долго. От времени, когда Исаака отняли от груди, ибо тогда изгнали Агарь с Измаилом, до времени, когда Исаак достаточно вырос, чтобы нести на себе древо для жертвенного костра.

Авраам тяжело расставался с Измаилом, старшим сыном. Тогда Бог сказал Аврааму переменить свою душу. По смыслу было сказано следующее: «То, что очень зло в глазах твоих да не будет зло в глазах твоих» (21 гл Быт 11, 12 ст).

Сейчас Бог повелит Аврааму расстаться с Исааком. Чего он от Авраама хочет:

22 гл 1 ст «И было после этих слов: Бог искушал Авраама.». После этих слов – имеется в виду слова, которые были сказаны в истории Агари и Измаила. Это слова, которые относятся к той ещё истории. Однако, времени-то прошло много, Исаак умпел достаточно вырасти, и разнесённость событий во времени имеет тот смысл, что за Измаилом расстаться с Исааком, а Исаак должен войти в возраст свободной воли, ибо и Исаак как жертва будет соучастником жертвоприношения. Так же и праведный Авраам тоже должен был созреть для такого жертвоприношения. Так вот, что написано в 1м стихе 22 гл

«И было после этих слов Бог искушал Авраама» Искушение от Бога – испытание тяжелое, событие редкое. В Писании оно редко упоминается. Но если мы каждый день по многу раз произносим эти слова «не введи нас во искушение», имеет смысл обозреть те случаи, когда Бог вводил человека в искушение. Вот когда это было. Я перечислю эти случаи: Бог искушал Авраама, искушал народ в пустыне, искушал Моисея и Аарона, искушал народ в земле обетованной, искушал царя Иизекию. Случаев искушения от Бога – сколько пальцев на одной руке.

Чтобы понять, что произошло с Авраамом, обратимся к более простым случаям. Ну, для начала рассмотрим, что такое это было для народа, искушение от Бога.

Искушение от Бога в земле Обетованной это было для народа наказанием. Когда народ завоевал землю Обетованную, он начал уклоняться в идолослужение и, как сказано, преступал завет с Богом. Так сказано в книге Судий 2 гл 20 ст. И за то, что народ преступал завет с Богом, за это Господь не стал изгонять языческие народы, которые населяли эту землю ранее, чтобы, как сказано, «искушать ими Израиль, сохраняют ли они путь Господа, чтобы идти по нему, как сохраняли отцы их или нет». Вотсразу заметим: искушение от Бога это испытание: «да или нет». В земле Обетованной искушение от Бога было для Израиля наказанием, мерой вынужденного воздействия. Ими народы еврей «иврим» можно перевести как «переступающие». Если евреи «иврим» преступали «авру», переступали завет с Богом, они могли исчезнуть как народ. В земле Обетованной евреям было показано, что евреи как преступники Завета не могут существовать. Евреи – не богоизбранный народ, как буд-то Бог выбирал один из многих уже существующих народов. Евреи – богосозданный народ, начавшийся от Авраама. Без связи с Авраамом и вне заветных отношений с Богом народ «евреи» на завоеванной земле исчез бы непременно. И в этом смысл того наказания, которое Господь ссудил евреям в эпоху судий и в эпоху царей. Языческие народы были оставлены, чтобы искушать ими Израиль. Евреи либо сохранятся как народ Божий, либо растворятся в среде других народов, которые были рядом с ними оставлены. Искушение от Бога здесь – «да или нет». Или народ с Богом или народа нет. В эпохму судий, в эпоху царей Бог искушал народ: быть ему или не быть.

Также искушение от Бога было способом узнать нечто сокровенное. В искушении от Бога, так было с царем Иизекии, должно был открыться то, что в сердце. Так сказано во 2й книги Паралепоменон 32 гл 31 ст. «Открыться то, что в сердце».

Праведный царь, праведный Иизекия принимая послов Вавилона показал им свои сокровища и тем согрешил. Произошло это от того, что, как сказано, «оствил его Бог, чтобы искусить его чтобы познать всё, что в сердце его». Это искушение от Бога кончилось для царя и царства бедой. Пророк Исайя предсказал, что всё показанное послам Вавилона будет взято в Вавилон. Это уже сказано в 4й книге царств.

Сначала языческие народы внутри Палестины, затем – внешние агрессоры были даны, как сказано в Книге Судий, «чтобы искушать ими Израиль», «чтобы знать, слушают ли они заповеди Господа, которые Он заповедал им с отцами их рукою Моисея».

Далее. Искушение при Исходе. Бог искушал народ во время Исхода, и это было другого рода искушение, чем в земле обетованной. Это уже не было наказанием. Это было даяние. Бог искушал народ даянием воды, хлеба и страха Божьего. На первой стоянке после перехода через море не было пресной воды, и народ возроптал и, через Моисея вода была сделана пресной, и там, сказано, Бог искушал народ, дал ему воду и тем искушал, испытывал. Скоро народ оказался без мясной пищи и возроптал. Господь обещал Моисею, что будет давать народу манну. Сказано так: «буду давать манну, чтобы Я искушал его: будет ли ходить по закону (тора) Моему или нет». Искушение от Бога в Исходе было отнюдь не наказание. Бог даёт воду и пищу, чтобы народ жил по закону или по учению «тора».

При горе Синай были такие грозные знамения, что народ устрашился. И в книге Исход написано: «и сказал Моисей народу: не страшитесь, ибо для того, чтобы испытать вас (искусить) пришёл Бог, и чтобы страх его был бы пред лицом вашим, дабы вы не грешили». В истории Исхода видим, что искушение от Бога может быть даянием воды и пищи, чтобы народ жил по закону и даянием страха Божьего, чтобы народ не грешил.

И применительно к Исходу смысл искушения от Бога объясняется так. Второзаконие 8 гл 2 ст «Помни. Весь путь, которым вёл тебя Господь Бог твой, (это 40 лет) чтобы смирить тебя, чтобы искусить тебя, чтобы узнать что в серце твоём. Сохраняешь ли заповеди Его или нет». Во Второзаконии в 13 гл сказано «испытывает Господь Бог вас, чтобы узнать или да,(вы любящие Господа Бога всем сердцем вашим и всею душою вашей) или нет». Искушение от Бога здесь опять: да или нет. Любящие ли вы всем сердцем или не любящие всем сердцем. А нельзя отчасти. Когда Бог искушает человека, это испытание тяжелейше всех других в том отношении, что результат его «да или нет».

Но ведь, не только Бог искушает человека. Может и человек искушать Бога. И это грех, потому что это значит проверять, есть Бог или нет. Во второзаконии сказано: не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали его в «массе». Масса это слово означает «искушение». Народ говорил в массе такие слова: или «да», Яхве среди нас или «нет». (Исход 17 гл).

Искушал народ Бога: или да - Яхве среди нас, или нет. Так Христа искуситель побуждал искусить Бога: бросся вниз. И он получил от Христа ответ из Писания: не искушай Господа Бога твоего.

И вот, следующее искушение от Бога – это искушение Авраама. Искушение от Бога, которое испытал Авраам было подобно тому, что пережил народ в Исходе. Это было испытание, в котором нужно было возрасти, вырасти, подняться. Доброе дело. Только ведь, тот народ, что вышел из Египта, искушение от Бога в Исходе не пережил! Народ испугался войти в землю Обетованную и должен был сорок лет бродить по пустыне, пока не умерло поколение пустыни. В истории Исхода были искушены от Бога Аарон и Моисей. И они тоже не вошли в землю Обетованную и умерли в пустыне.

Если оглянуться на все пречисленные случаи, когда в Ветхом завете народ или человек имел искушение от Бога, то кто же его выдержал? Никто. Из названных эпизодов священной истории понятно, чем был искушёл Авраам от Бога. Это страх Божий и любовь к Богу: да или нет. Есть всё или нет ничего.

Ещё Аврааму нужно будет проявить, что страх Божий и любовь к Богу это одно и то же. Авраам это проявил. Бог это подтвердил, а нам бы это постичь. Авраам прошёл искушение, а нам бы такого не проходить. Искушение от Бога это «да или нет». А меня не нужно испытывать на «да или нет». Мне лучше, Господи, помилуй. И нам лучше, говорит Господь: «Отче наш, не введи нас во искушение».

Последняя история из жизни Авраама перед искушением говорит о том, что Агарь и Измаил получили спасение от колодца воды живой, которую выкопал Авраам. То же и искушение Авраама от Бога. Авраам его прошёл, а нам от этой воды живой пить.

Когда мы узнаём о трудах и подвигах Ветхозаветных праведников и святых христианской эры, нам нужно этим воспользоваться. Не нужно этого воспроизводить. В духовной жизни нет прямого подражания. Мне не нужно святых и праведных подменять собою. Это не будет дерзновение, это ложный ход. Благодарность Богу это слава, а благодарность святым это усвоение их дел, которое должно происходить по уму, а не простым механическим подражанием.

Искушение от Бога, которое пережил Авраам, было пророческое: Отец приносит в жертву сына. Пришествие Христа мессии было для народа Израиля искушение от Бога. Пришествие Христа, вот такого мессии, каким был Иисус Христос из Назарета, было для народа Израиля искушение от Бога. «Да или нет». Любящие ли вы Бога всем сердцем или не любящие всем сердцем, а нельзя отчасти.

Христос, сказано, пришёл на падение и на восстание (чтобы они встали) многих в Израиле. И Богородица была при Кресте при этом искушении от Бога. Ей Самой оружие душу пронзило и при Ней должны были открыться многих сердец помышления, как сказал Симеон Деве Марии: «вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израили и в знамение о котором спорят и тебе Самой душу пройдёт оружие да откроются многих сердец помышления».

Пришествие Христа было и остаётся последним искушением от Бога. Христос – последнее искушение от Бога, но Он Сам через такое прошёл.

Христос был искушаем по своему человечеству в пустыне от дьявола и на Голгофе от Бога. Кроме Христа распятого и воскресшего другого искушения от Бога не будет. Христос и сегодня и впредь для каждого от Бога искушение: «Бог на Кресте..». как ещё узнать, что на сердце у человека? Отец наш Небесный, не дай нам другого кроме Христа искушения и избави нас от лукавого.

Если обозреть все случаи, когда народ или отдельные личности были искушаемы от Бога. Напомним, кто это был: Авраам, народ в эпоху исхода, Моисей, Аарон, народ в эпоху судий и царей, царь Иизекия и народ в пришествии Христа. Во всех этих случаях искушение от Бога «да или нет» заканчивалось со знаком нет. Во всех случаях кроме Авраама, со знаком «нет». Голгофа это было такое искушение от Бога, что и для народа и для учеников оно завершилось со знаком «нет». И можно было подумать, что Голгофа – искушение от Бога непроходимое, если бы не Христос и Богородица. Они прошли. В основании Церкви личность Авраама, потому, что он показал, что человек может принять искушение от Бога.

Никогда человек в здравом уме не будет просить искушения от Бога. Просил его только Бог Сын в пророческом псалме: «испытай Меня, Господи, искуси меня, расплавь внутренности Мои и сердце Моё». (25 псалом.)

Конечно историю о жертвоприношении Исаака можно читать только с пониманием, что Христос заменил Собою всякое искушение от Бога. И это навсегда, потому что Христос это последнее искушение, чтобы открылись помышления сердца. Христос даёт нам воду живую, хлеб жизни и такой страх Божий.. а вот то, что есть страх Божий, нам предстоит понять, читая историю о жертвоприношении Авраама.


Страх Божий

 

Аврааму предлежит искушение от Бога – принести в жертву сына и познать, что есть страх Божий.

22 гл 1 ст «И было после этих слов, Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам. Он же сказал: вот я. И сказал Бог: возьми сына своего возлюбленного, которого ты возлюбил, Исаака, и иди в землю Мориа и вознеси его там в жертву возношения на одной из гор, какую Я тебе скажу». Авраам Авраам – необычное обращение. Бог называет Авраама по имени. Дважды называет и дважды упоминает, что Исаак возлюбленный сын. Златоуст это отмечает: повторение имени означает, что Бог хотел повелеть Аврааму нечто особенно важное, а слова об Исааке должны были усилить любовь Авраама к сыну. Каждое слово само по себе достаточно было, чтобы потрясти душу праведника. Авраам, сказано, должен пойти в землю Мориа. «Ха мория» понимают как «усмотрение Яхве». Название могло не обохначать определённой местности, а указывало, что Авраам должен был идти в ту землю, куда Бог ему укажет.

По традиции земля Мориа это храмовая гора, на которой был построен храм Соломона. Соломон начал, сказано (2 книга Паралпоменон 3 гл) «Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, где явился Господь Давиду, отцу его.». Всё, других упоминаний земли и горы Мориа нет. Сказано также: «вознеси его там в жертву возношения» (ола). Ола это такая жертва, которая приносится целиком. Такие жертвы принёс Ной после Потопа. Это жертва всеприношения. Жертва приносится целиком и в кн. Бытия упоминание о такой жертве мы встречаем только у Ноя и у Авраама.

Вот так, такие слова сказал Господь Аврааму. Авраам провёл остаток ночи, встал утром, сделал нужные приготовления и отправился. Написано об этом так:

«Встав же Авраам утром оседлал осла своего, взял же с собою двух отроков и Исаака, сына своего и нарубив дрова на всеприношения встав отправился и пошёл в место, о котором сказал ему Бог». И Златоуст это так комментирует: Авраам стал как бы чужд человеческой природе. Замечательно ясно сказано. Авраам стал как бы чужд человеческой природе. И всякое сострадание и любовь отеческую поставил ниже повелений Божьих. Нечто подобное происходило с Авраамом, подобное происходило, когда он расставался с Измаилом. Он должен был переменить душу: то, что весьма жестоко пред тобою да не будет жестоко пред тобою. Это по смыслу сказал ему тогда Господь. Прошли годы и Авраам теперь должен не расстаться с сыном своим возлюбленным, а лишить его жизни должен. И Златоуст это правильно называет и отчётливо. Он называет это стать чуждой человеческой природе. Такова вера самоотречения. Именно на этой последней стадии веры должно уясниться, что такое человек.

«На третий день воззрев Авраам очами своими увидел место издалека.». Господь, говорит Златоуст, самым расстоянием места искушает праведника. Действительно, почти три дня шёл Авраам к назначенному месту. О чём были его мысли.

Место, которое назначил Бог, было высокое, место заметное. Гора, где отец приносит в жертву сына. Это конечно образ Голгофы, Голгофской горы.

5 ст «И сказал Авраам отрокам своим: сядьте здесь возле осла. Я же и дитя пойдём до туда и поклонившись да возвратимся к вам.». «Да возвратимся», говорит Златоуст, означает, что Авраам сам того не зная пророчествовал. Я же и дитя возвратимся к вам. Авраам пророчествует сам того не зная.

«Взял же Авраам дрова для всеприношений и возложил на Исаака, сына своего. Взял же в руки и огонь и нож и пошли оба вместе». Возложил на Исаака. Как Господь нёс Крест на Голгофу, так и Исаак дрова для жертвы нёс, которой жертве он сам и назначен.

«Сказал же Исаак Аврааму, отцу своему сказал: отче..». Златоуст: ты называешь отцом того, кто немного спустя будет бесчаден. «Исаак сказал Аврааму, отцу своему, сказал: отче. Он же сказал: вот я, сын мой. Тот же сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всеприношения». Агнец по-еврейски «сэх». Также называли пасхального агнца (это по книге Исход). Исаак, это конечно образ Агнца – Христа.

«Сказал же Авраам: Бог усмотрит Себе агнца для всеприношения, чадо. И пошли оба вместе». Бог усмотрит – «Эллохим иере». Авраам опять предвещает будущее сам того не зная, говорит Златоуст.

«Пришли на место, о котором сказал ему Бог и построил там Авраам жертвенник и возложил дрова и связав Исаака, сына своего, возложил его на жертвенник поверх дров». Отмечаем, что жертвенник построил Авраам и также Ной для жертвы всеприношения (жертва ола), когда жертва приносится целиком это образ Христа, Который целиком Себя принёс. Для жертвы всеприношения Ной построил жертвенник тоже. И Авраам поступает таким же образом.

Сказано «связав Исаака возложил». Златоуст комментирует: Исаак как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике.

Итак, Христос был возложен на древо Креста, Исаак – на дрова. Всеприношение. Жертва всеприношения отличается от обычной жертвы тем, что жертвователь и священник не имеют в ней части для вкушения. Эта жертва вся приносится Богу. Для человека она не съедобная. Когда в жертву приносится человек, а по воле Божьей это было всего два раза – один раз в Ветхом завете, один раз в Новом завете. Т.е. Исаак и Христос. Это называется всеприношение. (голокарпосис с греч). или возношение или всевозношение – ола. С еврейского именно так именуется во всей 22й главе жертвоприношение Исаака. Это всевозношение, всеприношение, как угодно, но никак не всесожжение. Никак не «всесожжение», как в синодальном переводе и во многих других переводах с еврейского на русский. Жертвоприношение Исаака не может быть названым «всесожжение». Всесожжение это по греч «голокаутома» (отсюда холокост). Не может оно быть названо всесожжение, эта жертва не может быть названа всесожжение (холокаутома, отсюда холокост) поскольку прямо указывает на жертвоприношение Христа. Его, как известно, не сжигали, был принесён целиком.

10 ст «И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заклать сына своего». Когда Авраам приносит в жертву сына, он переходит черту навеки отделяющую детей Божьих от детей дьявола. Что я имею в виду. Дух Каина возник из человеческого жертвоприношения, когда Каин заклал брата своего и придался дьяволу. Авраам приносит жертву завета, которая прямо указывает на Христа. В жертвоприношении Исаака Авраам не просто приносит целую жертву, неразделимую, он приносит в жертву всё. Так делается «берит», завет. Приношу сына. В этой жертве что Богу, а что мне? Мне – ничего. Жертвоприношение Исаака – единственный в истории случай, когда не может быть сомнения, что человек принёс всё. Это всеприношение, это жертва завета. Каин принёс жертву завета и придался дьяволу, Авраам принёс такую жертву, когда он принёс в жертву всё. Это жертвоприношение указывает на Новый завет.

На горе Мориа отец принёс в жертву сына с верую в воскресение мертвых, о чём говорит ап. Павел. Верою Авраам будучи искушаем принёс Исаака единородного, о котором было «сказано в Исааке наречётся тебе семя» ибо он помыслил, что и из мёртвых воскресить (греч. эгейрен (восставить может быть лучше)) силён Бог, почему и получил его (имеется в виду Исаака) живым в предзнаменование. То есть, по мысли Апостола Авраам получил Исаака как воскресшего из мёртвых. Это значит, что Авраам действительно принёс в жертву Исаака. Жертвоприношение (это важнейший момент, братья и сестры) не было остановлено. Жертвоприношение не было остановлено.

Мы молимся «избави нас от лукавого», т.е. не оставь нас дьяволу, как был оставлен Иов на гноище и как был оставлен Распятый на Голгофе. И мы молимся «не введи нас во искушение», как Авраама на горе Мориа.

И Златоуст считает, что жертва действительно имела место ибо что касается произволения, намерения, то праотец уже обагрял свою руку кровью, уже касался ножом груди сына своего и действительно приносил жертву.

11 ст «И воззвал к нему ангел Господень с неба и сказал ему: Авраам, Авраам». Как дважды Бог искушал Авраама, повторяя его имя, так дважды ангел его останавливает. На что нужно было подвигнуть Авраама, на какое великое дело. Так же его теперь нужно остановить, потому что в себе он действие уже совершил. Ангел с неба не остановил жертвоприношение, ангел остановил убийство. Ангел с неба упоминается в Писании всего два раза. Это Спаситель. Ангел с неба спас Агарь с Измаилом в пустыне (21 гл Быт), Он же спас Исаака от смерти. И Измаила и Исаака, двух сынов Авраама спас Ангел с неба. Ангел Спаситель говорит к Аврааму на том же месте, где при царе Давиде будет остановлено истребление Израиля (1 кн. Паралепоменон 21 гл). На том месте, где было остановлено истребление построили при Соломоне храм – та самая гора Мориа. На ней и происходило жертвоприношение Исаака.

12 ст «И сказал ангел: да не возложишь руку твою на дитятко и да не сотворишь ему ничего ибо ныне Я познал, что боишься ты Бога и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня». Не пощадил сына ради Меня – так сказано. Сам Господь подтвердил – была жертва, не пощадил. Как Исаака Авраам, так Христа Бог отец. Говорит ап. Павел: «сына своего не пощадил, но предал Его за всех нас».

Ну, интересно, что в масоретском тексте другое написано. «Ты не скрыл (или не удержал, не поберёг) сына от Меня» (от Бога). То есть, смысл совсем другой в еврейском тексте. Сказано №сына возлюбленного». То есть, смотрите. Был голос с неба и слова «Сын возлюбленный», ну это явно о Христе. Посмотрите евангелие от Матфея 3 гл 17ст. В масоретском тексте вместо «сын возлюбленный» - «сын единственный», что вообще-то говоря не правильно, потому что Измаил – то было тоже сыном Авраама.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных