Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Погребение – опыт смерти




 

Авраам был испытан и совершил самое трудное. Он постиг страшное в Боге, обрёл страх Божий. Авраам постиг каким-то образом Божественную милость, которая будет явлена в Новом Завете. Авраам обрёл истинную свободу – не грешить. Перемена к худшему в нём невозможна, что он ещё должен?

Поставим вопрос так. После того, что он всё вот это совершил, правдник, что он ещё должен? Читаем

22 гл 20 ст «Было же после этих слов и возвещено было Аврааму: вот, говорят, родила Милка и она родила сынов Нахору, брату твоему». Нахор, помните, это брат Авраама. И он жил на севере от Авраама, от Палестины. И далее повествуется, что у Нахора, брата Авраама было 12 сынов – 8 от жены Мелки и 4 от наложницы. И младшего сына Нахора или, во всяком случае, он упомянут последним,.. младшего сына Нахора от жены звали Вафуил.

23 ст если вы посмотрите 22 гглавы, там написано «Вафуил родил Ревекку». Упомянуто женское имя. Это нам что-то должно говорить.

Во-первых, Нахор в отличие от Авраама, был плодовит. Пока Авраам странствовал в Палестине, за это время на Севере, Северо-востоке, в Хоране возник крупный родственный клан. Можем ли мы догадаться, каков будет смысл последнего этапа жизни Авраама по этому указанию св. Писания, а именно, что «после этих слов..», имеется в виду, после тех событий и слов, которые сказал Господь, когда Авраам принёс в жертву Исаака, «после этих слов..» заметим, не по смежности во времени, но только по смыслу событий,..Аврааму возвестили о рождении двоюродных братьев Исаака, 12ти братьев и некой Ревекки, племянницы Исаака. Предположение напрашивается. Ревекка и Исаак. Однако, смысл последнего этапа жизни Авраама будет значительнее чем только женитьба Исаака, хотя конечно о женитьбе сына должен был Патриарх позаботиться. Авраам, это мы сейчас увидим, должен завершить свой жизненный путь. Завершить свои дела на этой земле.

На примере Авраама впервые показано, что есть культура смерти. Вспомним, когда и как Писание впервые говорит о смерти? После грехопадения Господь сказал Адаму (Быт 3 гл ст. 17,19) «Проклята земля в делах твоих, в печалях будешь есть её (т.е. землю, т.е. седу земли) все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколи не возвратишься ты в землю из которой был взят ибо ты земля еси и в землю отойдёшь». Заметим, вместе со смертью человеку даны две способности: 1. Труд, как терпение скорбей и необходимость пропитания. 2. Умение умирать, культура смерти.

Т.е. труд и умение умирать. Культура смерти предполагает знание некоторых основных предположений. Если о человеке говорится, что он возвращается в землю, отходит в землю, то очевидно смерть относится к телу, (потому что тело из земли), смерть на душу не распространяется. Душа бессмертна, но участь праведного и грешного различна. Грешные возвращаются (или обращаются) в землю, из которой они взяты, праведные отходят в землю в покое до Воскресения. Адам в землю, как ему сказал Господь, «ты отойдёшь», Адам в землю отошёл. Ты в землю отойдёшь.

Некоторым праведным дано прожить полную жизнь, или, иначе сказать, праведные всю свою жизнь прожили. Из допотопных сказано об Адаме и Мафусале: «И было всех дней Адама (также Мафусала), которые он пожил, столько-то лет. И он умер.».

То есть, Адам и Мафусал все дни жизни пожили. Адам и Мафусал были всечеловеческими праведниками, но они жили до Потопа. Первым, кто после Потопа уподобился им в полноте жизни был Авраам. Аврааму Господь дал обетование о кончине. На каком этапе жизни Авраама он получил обетование о кончине? Вспомним, когда Господь говорил с Авраамом о его смерти? Даже если мы не помним соответствующий текст, мы можем сообразоваться с основными положениями сотериологии. Авраам дважны вступал в завет с Богом. И ясно, что не второй завет (обрезание), но первый завет (образ Голгофы) должен говорить о жизни и смерти и спасении. Действительно, в первом завете с Авраамом, перед тем как Бог прошёл между рассечёнными телами жертв, он сказал Аврааму: «ты отойдёшь». Как Адам отошёл так и ты отойдёшь «ты отойдёшь к отцам своим с миром, напитан в старости хорошей». (Быт 15 гл 15 ст).

Что обещано Аврааму о его смерти? Авраам с миром отойдёт к отцам своим. К кому? К сыным Божиим: Адаму, Сифу, Еносу, Еноху, Мафусалу, Ною. К ним, к сынам Божьим. Мирная кончина это только кончина в Церкви. Не безболезненная кончина, когда человек не чувствует страданий, не это имеет значение, а мирная кончина, это когда ты отойдёшь к тем, кто наследует Спасение. С миром отойдёшь.

Далее. Аврааму будет дано дожить до старости и, что гораздо важнее, прожить полную жизнь, жизнь полную дней. Он будет днями жизни напитан. Жизнью Авраам будет напитан, насыщен. Авраам при жизни получил удостоверение, что старость его, а значит вся жизнь, будет хорошей. По старости познаётся жизнь человека. Вся жизнь будет хорошая, о которой можно сказать: «и увидел Бог, что это хорошо». О человеке в день сотворения Бог не сказал «это хорошо». Аврааму Бог сказал, что старость его будет хорошая.

Из ветхозаветных праведников такой кончине, о которой сказано «исполнин днями», т.е. все дни жизни прожил человек «исполнин днями», удостоились Авраам, Исаак, Иов. Почему эти троя? Что между ними общего?

В Аврааме, Исааке, Иове мы находим самый точный прообраз Голгофской жертвы. Иов невинно пострадал от дьявола. Он – прообраз страдания Христа. Отсюда слова молитвы: избави нас от лукавого. Авраам и Исаак – соучастники жертвы всеприношения на горе Мориа, когда отец принёс в жертву сына, отсюда слова молитвы «не введи нас во искушение». Свой путь спасения Авраам начал от того, что сохранил сыновство. Бог дал ему обет, что Авраам отойдёт к отцам. То есть, Авраам, помните, первая беседа по сотериологии, свой путь спасения Авраам начал от того, что он сын отцовский. Авраам сохранил сыновство и Бог дал ему обет, что Авраам отойдёт к отцам. Когда Авраам принёс в жертву сына, Бог удостоверил, что Авраам постиг страшное в Боге – жертвоприношение сына. Такие как Авраам на суд не идут, сказал Христос (Еванг. от Иоанна 5 гл) «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Авраам верует в Бога, Который пошлёт Сына Своего людям. Жизнь Авраама исполнилась. Пора завершать её. Пора приступать к смерти. И здесь обнаруживается важная черта в Библейском воззрении на смерть. Обратите внимание, приступать к смерти не значит умирать. Господь на горе Мориа уже не имел чем поклясться Аврааму, как только Самим Собой. И после этих слов Аврааму сказали, что у Исаака есть племянница, нужно доделать земные дела, сына женить.. нет. Дальше будет не сватовстсво. Нет. Сватовство будет, но не сейчас. Дальше будет опыт смерти. Опыт смерти не своей. Умерла Сарра.

Из женщин Ветхого завета только о Сарре сказано, сколько лет она прожила. «Была же жизнь Сарре 127 лет» - годы жизни Сарры «и умерла Сарра в Кериофорбе, который в раздоле, сей есть Хеврон в земле ханаанской. Пришёл же Авраам рыдать по Сарре и оплакивать её». Кериофорба это первоначальное название Хеврона. Оно означает «город четырёх», возможно Авраама и его союзников – Мамре с братьями.

После события на горе Мориа Авраам поселился на новом месте, жил в Версавии.. помните, поселился у колодца клятвы. Сарра умерла в Хевроне. Можно думать, что после жертвоприношения Исаака Авраам уже не возвращался в Хеврон, Авраам уже скорее всего не присутствовал при кончине жены, он пришёл рыдать по Сарре, он не видел кончину, он увидел Сарру мертвеца. Это слово мужского рода и в греческом и в еврейском тексте. «И увидел Сарру мертвеца».

Слышим сильный отзыв к великой драме. В жертвоприношении Аврааму нужно было пойти против естества, он это понёс, но не мать Исаака. Муж и жена стали жить отдельно.

3 ст 23 гл «И восстал Авраам от мертвеца своего и сказал сынам Хета говоря: поселенец и пришелец я между вами». Поселенец и пришелец. Синонимы. Часто они употребляются вместе. Ап. Павел говорит о праведниках древности «они исповедывали, что они странники и пришельцы на земле». В евр. тексте Авраам говорит о себе: пришелец и поселенец «гер ватошаф». В этих словах явная оппозицию к участи Каина. Каин «на ванат». Значит Авраам «гер ватошаф», а Каин, помните «на аванат» Каин – шатающийся и сетующий, шаткий и сетующий. Авраам – пришелец и поселенец. Он и в странствиях не шаткий и не сетующий. Из контекста видим, что Авраам среди Хитеев пользователся огромным уважением. Он не имел ни наследственных прав, ни собственной земли, а они ему сейчас нужны для погребения. Авраам говорит: «Поселенец и пришелец я между вами. Дайте же мне во владение гроб между вами да погребу мертвеца моего от себя.». Владение. Впервые является этот термин. Со смертью Сарры, говорит Златоуст, Авраам делает первое начало своих приобретений. От себя да погребу мертвеца моего «от себя».

«От себя» имеется в виду в отдельной гробнице. Не вместе с вашими предками, но как первого мертвеца моего.

«Отвечали же сыны Хета Аврааму, говоря: нет, господине, послушай же нас. Князь Бога ты еси в нас. Во избранных гробах наших погреби мертвеца твоего ибо никто из нас гроб свой не откажет для тебя, чтобы погребсти мертвеца твоего там. Встав же Авраам поклонился народу земли той сынам Хета и сказал им Авраам говоря: если имеете душой вашей намерение, чтобы погребсти мертвеца моего от лица моего, послушайте меня и скажите обо мне Ефрону, сыну Цохара, чтобы он отдал мне пещеру двойную (евр. махбела), которая его, ту что на краю поля его за серебро, достойное, чтобы он отдал мне её среди вас во владение для гроба.». За серебро достойное имеется в виду по весу и качеству. Потому, что монет не чеканели.

«Ефрон же сидел среди сынов Хетовых. Отвечав же Ефрон Хитиянен Аврааму сказал вслух сынов Хета и всех входящих вратами города его говоря» Входящих вратами города это свои и чужие. То есть, при вратах внутри города была площадь собраний и торга, и все кто входили вратами это были свои и чужие. Что сказал Ефрон Хитиянен: «у меня будь, господине и послушай меня: поле и пещеру, которая на нём тебе даю. На глазах сынов народа моего я дал тебе. Погреби мертвеца твоего». Вникнем в эту речь краткую, но очень не простую.

С чего начинает Ефрон: «у меня будь». То есть, «будь на моей стороне». Это форма отрицания. То есть, по смыслу: нет. У меня будь это значит «нет, господине». А смысл его речи: даром возьми. Аврааму предлагают взять даром. Самое интересное, что мы уже знаем как Авраам поступит: «И поклонился Авраам пред народом земли той и сказал Ефрону во уши народа земли». То есть, при всех гласно сказал: «Если ты за меня, послушай меня: серебро за поле возьми у меня, и я погребу мертвеца моего там. Отвечал же Ефрон Аврааму говоря: нет, господине. Я слышал, что земля стоит четыре сотни сиклей серебра. Между мною и тобою что бы это было? Ты же мертвеца твоего погреби». Опять не простая речь по смыслу. Ефрон говорит: «я слышал, что» - это обоснование цены, которую назначил Ефрон. Цена непонятная. 4 сотни сиклей. По кодексу Хамурапи труд мужчины за год оплачивали от 6 до 8 шекелей. Скорее всего Ефрон очень много запросил. И реплику Ефрона можно понимать двояко. Во-первых, если между нами – то четыреста, дескать, «какие это деньги для нас с тобой». Другой смысл: «Если говорить о настоящей цене 400, как мне её с тебя брать». То есть, Ефрон говорит: либо да, даром либо нет – не даром, но тогда четыреста.

«И послушал Авраам Ефрона и отвесил Авраам Ефрону серебро, которое он сказал вслух сынов Хетта четыреста сиклей серебра искушенного купцами». Отвесил сиклей серебра. Взвешивать по еврейски – «шакал» того же корня «шекель» «сикель». Отвесил сикель это оборот внутреннего содержания. Это непереводимое. Отвесил сиклей. «Искушенного купцами…» но опять таки, мы точно не знаем что точно весил шекель в то время и в тех местах. Думают, что около 30 гр. Это были пластины или кольца из золота, серебра. Искушенные, т.е. испытанные, купцами, или имевшие хождение, то есть надёжные у знающих людей. То есть, Авраам расплатился как положено и по той цене, которую назначил продавец.

«И стало поле Ефроново, которое было при пещере двойной (махбела), что перед Мамре, поле и пещера, которая была на нём и всякое дерево, что было на поле, что в пределах его окрест. Аврааму во владение пред сынами Хета и пред всеми входящими вратами города». Поле при пещере двойное это вот «махбела» стало названием местности.

«После того похоронил Авраам Сарру, жену свою, в пещере поля махпела, которая против Мамре, что есть Хеврон в земле Ханаанской и было утверждено поле и пещера, которая на нём Аврааму во владение гроба от сынов Хетта». После жертвоприношения Исаака Книга Бытия рассказывает об Аврааме как праведник завершает земные дела. Как?

Первое, что обращает на себя внимание: необыкновенная точность рассказа и тщательность описания. Когда человек довершает земные дела, он должен быть прежде всего аккуратен и осмотрителен. Возможности исправить соделанное у него уже не будет. Казалось бы, после всех подвигов искушений, что за добродетель аккуратность, тщательность, осмотрительность? А она становится главной, когда человек приступает к последним делам.

Итак, в Писании даны две истории о делах Авраама в последний этап его жизни. В погребении жены и сватовство сына. И мы прочли как Авраам встретился с мертвецом. Не с умирающей женой, а с умершей. Он оплакале её и произвёл погребение. Таким образом, первый опыт смерти, который представляет св. Писание это не уход за умирающим, не присутствие при кончине, это захоронение. Когда мы изучаем историю древнего мира, первое на что нужно обратить внимание это религия и захоронение. Древний мир это прежде всего многообразие верований и способов захоронения. Как веришь, как погребаешь. Так учат смотреть на дохристианскую древность Востока св. Писание. И тут во всём многообразии форм верований и захоронений возникают два крайних образа: пирамида и махпела. Египет – там абсолютная в материале под рукотворным каменным сооружением утверждённость места и культа. Сохранность останков и образа мертвеца его мумии. О пирамидах все имеют внутреннюю убеждённость, что они будут стоять до конца времён. Человек хочет и ему это дано делать большие дела, построить на земле нечто значительное, долговечное. Великие цивилизации древности оставили великие памятники. А спасение шло мимо великих цивилизаций древности. И на этом пути даже погребение мертвецов не оставило памятников. По пути спасения погребение мертвецов памятников не оставило. Нет ни одной могилы ветхозаветных праведников или царей или пророков или даже какого-нибудь персонажа ветхозаветной истории. Даже о храме Соломона нет никаких археологических данных. В этом, конечно, есть чистота линии: путь спасения отличен от земных свершений. Путь спасения остался только в слове. Махпела. Покой мёртвого странника, охраняемого на месте погребения только отношением окружающих.

Среди чужих по духу людей жил Авраам. Их расположения к нему, так он думал, не достаточно. Подарков от них он не принял. Как впоследствии Спаситель не вверял себя людям, так сказано в Евангелии (от Иоанна 2 гл 24 ст). «Христос не вверял Себя людями ибо знал что в них». Так и Авраам, которого сыны Хетта почитали как князя Божьго, вельможу от Бога, он не полагается на то, что это почитание или память о нём будет прочной. Место погребения должно быть по закону, точнее, по обычаю земли, где находится гроб, приобретено в собственность за деньги. Этого достаточно. Это достойное погребение. Нет останков никого из патриархов, и не могли они сохраниться до нас, и не заботились о том. Только места захоронений обозначены в Писании как вехи на пути странствия отцов наших.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных