Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля. Диалектика, ее законы и категории. Философия истории и история философии Г. В. Ф. Гегеля.




Основное понятие Гегеля – это «Мировой дух» или «Абсолютная идея», которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания мирового разума или Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все действительно разумно, все разумное – действительно».

Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени: 1) ступень логики – безличное, «чистое», т. е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий; 2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек - завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью; 3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т. е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.

Философия духа имеет в своей основе понятие абсолютного духа как «окончатель­ной истины» и завершения всех других понятий и разделов духа — «природы» (трактуемой как инобытие духа), «ко­нечного духа», логической идеи. Здесь проявляется абсо­лютный идеализм Гегеля.

Ступени познания мира (философия духа):1.субъективный дух (антропология, феноменология, психология), 2.объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), 3.абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

Философия истории — «одухотворение» исторического процесса шествие абсо­лютного духа, а индивиды, че­рез личные цели и деяния которых проявляется историче­ская необходимость. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, являющийся деспотом. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека.

История философии: философии как закономерного процесса движения мысли от абстракт­ного к конкретному, каждой ступени — как «момента» в историческом приближении к абсолютной истине; пони­мание исторического развития философии как строго со­ответствующего логическому строю философии и ее сис­темному развертыванию.

Гегель основывает диалектический метод, понятие – противоречие. Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления

Гегель предлагает спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии, три стадии: тезис — антитезис — синтез: Античность — тезис; Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность; Новое время — синтез Античности и Средневековья.

Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. В истории не может быть гармонии, она делается как борьба противоречий (этот закон объясняет источник развития любого объекта). Закон – необходимые, повторяющиеся, сущностные связи. Закон взаимопревращения количественных изменений в качественные (почему происходит развитие и как?). Количественные изменения не видны с первого взгляда, а качество себя обнаруживает. Когда мера нарушена, изменяется качество (выдергиваем волосинки до лысого). Закон отрицания отрицания (направленность движения). Любое развитие – возврат к предыдущим ступенькам. Зерно падает в землю, отрицание – росток (он отрицает зерно), колос отрицает росток. Весь опыт человека, истории, культуры содержит предыдущие стадии (преемственность). Превращение логики в основание системы. Гегель утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях.

27) Типологические особенности классической философской парадигмы. Главные черты и направления постклассической философии к. XIX – н. XX вв.

В начале ХХ века происходит пересмотр ценностей и смена философской парадигмы, т. е. характера постановки философских проблем и их решения. Для классической философии – философии Нового времени – характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Кон.19в. рационалистический тип мышления подвергается критики начинается переход к неклассической Ф.

Философия отказывается от: 1) рационализма,2) деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм; 3) отказывается от догматизмавера авторитета.

Основные черты философии ХХ века 1.Плюрализм. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские ( на иррационализм и интуитивизм). 2. Предметом изучения становятся объекты, что ведет к возникновению новых направлений: философии культуры, философии политики, философии техники, философии науки и т. д. 3. Толерантность (терпимость). Диалог становиться единственным способом общения. Основная парадигма человечества. 4. Антропоцентризм – в центре находится человек рассматривается с разных точек зрения.

28) Иррационалистическая философия к. XIX – н. XX вв. Основные школы и представители. Философия жизни как оппозиция классическому рационализму.

Иррационализм – концепция утверждающая, что разумное познание невозможно. Познание действительности разума ограничена. Иррационализм пологает существование областей, которые человек не может постичь. Тем самым выдвигается духовный аспект жизни человека. Действительность иррац-на её невозможно познать. ИР.настроение возникает в переполненные моменты жизни общества и человека. Он является интеллектуальной реакцией на кризис и попыткой преодолеть его. Это самост.течение. Ир.не единая школа. Предтечи: Якоби, Шеллинг. Воззрения направлены против соц.и культурных инноваций, которые воспринимается как распределительная власть науки и техники, тем самым как господство рац.мышления. Иррацианолисты считают развитие культуры и техники, свидетельствовало упадку цивилизации. Иррационалисты: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.

В социологическом и культурологическом отношении иррационалистические воззрения часто настроены против социальных и культурных инноваций, которые воспринимаются как распространяющаяся власть науки и техники и, тем самым, утверждение рационалистических духовных ценностей в культуре. Сторонники иррационализма считают это признаком упадка подлинно творческого культурного начала (как, например, О. Шпенглер в работе «Закат Европы»).

С современной точки зрения рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности Нильса Бора. Отношение дополнительности между рационализмом и иррационализмом является обобщением указанного принципа на все явления действительности (разум - чувства, логика - интуиция, наука - искусство, тело - душа, и т. п.). Однако признается, что в основе наблюдаемого рационального мира лежит иррациональное начало.

29) Учение А. Шопенгауэра: мир как воля и представление, ступени проявления мировой воли, закон объективации, метафизика морали.

Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, тфилософия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Философия Шопенгауэра - это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален. Основой теор.воззрений он заимствовал в античности, мир в котором мы живем неявляется единственной реальностью, но существует и др. реальность которая не может быть постигнута разумом, но без нее жизнь становиться не понятной.

Шопенгауэр синтезирует рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции, должен быть дополнен ею.

Мировая воля есть некая сила, творящая все вещи и процессы. Воля — стремление к жизни. Только воля способна определять все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе.

В зависимости от доли сознательности Ш.выделяет: ступени появления Мировая воля. 1. Силы природы (природные процессы) — это стремление слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания. 2. Растительный мир представляет ясное обнаружение воли, в котором все еще отсутствует познание, — но уже от предыдущей ступени он отличается наличием чувствительности.

3. Животное царство. Интуитивное восприятие. Ограничен животной натурой. Далеко от сознательности человека, но уже дает право заключить о том, что животное обладает рассудком (способностью к познанию причинно-следственной связи явлений), - есть величайший прогресс на пути эволюции. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире. Ясен характер воли и её противоречивость: каждое животное существует за счёт уничтожения другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же. 4. Человек. Высшая объективация мировой воли, т.к. благодаря мышлению он имеет возможность осмысливать себя, поступки, смертность, трагичность бытия. Ясно осознает на сколько далеко он стоит от предыдущей стадии.

Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает».

В человеке встречаются 2начала чел.разум и мировая воля. В поисках смысла жизни, человек создает религии, чтобы сделать жизнь выносимой. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. История лишена смысла, Наука постоянно заходит в тупик, объясняя все. Мир – это скорбь.Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни».

Способы достойной жизни: 1. Искусство, прочную иллюзию красоты. Цель освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни. 2. Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов. 3. Философия, выяснение существования бытия.

30) Учение Ф. Ницше: «аполлоновское» и «дионисийское» начала, критика морали, «воля к власти» и идеал «сверхчеловека», культура Дракона, идея «вечного возвращения».

Ницше уточняет шопенгауэровскую «волю к жизни» как «волю к власти»- самоутверждению всего живого. труды трудны для восприятия.

Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и самоутвердиться. Здоровая мораль должна укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадок. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным, это объясняется критика христианства – «идеологии слабых», т.к. проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.

В работах Н.можно выделить 2 образа: 1.начала Аполлона 2. Начало Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Отсюда весь ход эволюции это борьба за выживание, самоутверждение отдельного человека. Больные и бедные гибнут, богатые и здоровые живут.

«Падающего толкни!», довести до крайнего состояния, которое поможет возродиться либо уйти. Человек пологается только на себя: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». Подлинный человек — жизненные инстинкты, не подавляемое начало, там где начинает преобладать интеллект человек превращается в животного.

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей, это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он свободен, находится вне добра и зла. Это плод развития всего человечества. Новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Наступила эпоха европейского нигилизма, Антихрист должен создать новые ценности. Потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных