Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.




Сознание –способность человеческого мозга целенаправленно,обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Созна́ние —состояние психической жизни человека,выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивид.Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе. Индивидуальное и общественное сознание.

Оба вида сознания имеют общий источник происхождения — общественную жизнь во всех ее проявлениях, но различаются по субъекту. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп.Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие: исторически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида,а личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Онтологический( наука о бытии. ) аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический(учение о познании) аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический( учение о ценностях ) подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический( учение о человеке,социальная фил-я )- выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека. сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку. В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное. В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий.Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов,автоматизмов поведения и т.д.К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания.Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть). Более совершенной формой биологического отражения выступает психика(Понятие психики шире,чем понятие сознания ибо психическое включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное).Например, мигание глаз, вздрагивание при испуге. ), представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, причем не только в виде ощущений, но и в виде восприятий. В рез-те возможности приспособления у животных возрастают за счет дея-ти мозга.Однако это еще не есть сознание.Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно появление сознания, связан с процессом становления homo sapiens («человека разумного»).Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с миром.Сознание тесно связано и с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации.Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций.Ему присущи и свои функции: репрезентативная, экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли), когнитивная (язык служит важнейшим средством познания), коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми и кумулятивная, обеспечивающая накопление и сохранение знаний. Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных