Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные проблемы и школы




Период становления.

Проблема первоначала. Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит из Эфеса; Пифагор и пифагорейцы. Первоначало мыслилось как нечто единое с природой. Начало философского мышления - выделяется всеобщее. Миф заменен логосом. Безграничное (апейрон) Анаксимандра. Учение о первоначале Пифагора и пифагорейцев более абстрактно - «все есть число». Диалектические идеи - концепция Гераклита Эфесского.

Проблема бытия. Элейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Проблема определения бытия, соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (бытие, по Пармениду, есть всегда - оно едино и вечно). Зенон - о невозможности движения (важнейший вывод - то, что невозможно мыслить, не существует).

Поиск причины движения. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты Левкипп и Демокрит. Атомизм Демокрита - наиболее развитая натурфилософия к концу V века до н. э.

Классика

Понятийный аппарат, язык - софистика (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик) - человек есть мера всех вещей.

Проблема этики – Сократ.

Проблема истины - майевтика Сократа.

Проблема онтологии - Платон - мир сущностей (эйдос) в противовес чувственному миру, бытие идей и небытие материи (хора); идея блага; проблема идеального государства.

Аристотель: учение о форме и материи, о четырех первопричинах, об абсолютном Уме. Проблема общего и единичного, категории. Этика и политика Аристотеля (человек - политическое животное).

Эллинизм и Рим.

Проблема свободы - философия кинизма (Антисфен и Диоген)

Эпикуреизм - Эпикур - проблема наслаждений; атараксия - безмятежность души; «живи незаметно».

Стоицизм (основатель - Зенон из Кития) - жизнь согласно природе, в апатии, т. е. без страстей и аффектов. Проблема фатума: человек властен в отношении к неизбежной судьбе.

Скептицизм (основатель - Пиррон) - «взвешенность»: воздержание от суждений, агностицизм.

Неоплатонизм (Плотин) – синтез большинства учений античной философии

. Античная философия досократовского периода.

Ионийские материалисты объясняли явления природы, исходя из признания единого материального начала. Этим единым материальным началом они считали либо воду (Фалес), либо «неопределенную материю», «беспредельное» (Анаксимандр), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит Эфесский).

Милетская школа

Фалес (ок. 624 - 547 гг. до н.э.)

1) Все возникает из воды и все в нее превращается. Земля пронизана водой и плавает в ней. Вода – не только генетическое, но и субстанциональное, субстратное первоначало.

2) Вода одушевлена, а через нее и одушевлен и весь мир (гилозоизм, панпсихизм). Душа - движущее начало всех явлений природы (магнит притягивает железо, потому что имеет душу).

3) Пантеизм («все полно богов»), но боги, видимо, тоже происходят из воды.

Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н.э.)

1) Первоначало – апейрон («беспредельное») – бесконечная и бескачественная материальная субстанция. Из апейрона возникает и в него возвращается бесчисленное множество миров. Апейрон вечен, находится в постоянном движении, всем управляет.

2) Процесс возникновения и уничтожения отдельных вещей протекает с необходимостью. Из апейрона выделяются заключенные в нем противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и, соединяясь, образуют все вещи.

3) Возникновение и гибель вещей подчиняются естественной закономерности, в этом процессе не принимают участия боги.

4) Попытка дать естественнонаучное объяснение развития животных. Животные рождаются из влаги под действием солнечных лучей: первые животные обитали в воде и были покрыты чешуей, затем некоторые виды вышли на сушу, изменили образ жизни и внешний вид; человек произошел от рыбы.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)

1) Первоначало всего – воздух (конкретизация апейрона).

2) Механизм изменений явлений природы – сгущение и разряжение воздуха. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь же превращается в ветер, затем в облако, далее - в воду, землю и, наконец, в камни (переход количества в качество).

3) Боги также возникли из материального первоначала - воздуха. Все космические изменения объясняются не вмешательством богов, а движением материи.

2. Гераклит (ок. 530 - 470 гг. до н.э.) из Эфеса.

1) Первоначало – огонь. Изменения природы в направлении: земля, вода, воздух, огонь - «путь вверх», в обратном направлении - «путь вниз».

2) Огонь не только материальная, но одушевленная, божественная, разумная (связанная с логосом) стихия. Душа – одно из состояний огня, она должна быть сухой.

3) Предтеча понятия закономерности – логос как универсальный закон, разумное начало, мера, управляющая всем. Носит скорее этический («правила»), чем естественный («закон природы») характер. Иногда огонь и логос отождествляются.

4) Идея всеобщей изменчивости, движения (все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, дважды в реку не войдешь), но при этом изменения подчиняются логосу.

5) Идея о том, что все вещи внутренне раздвоены на противоположности, которые играют важную роль во всеобщем изменении природы; об «обмене противоположностей», их борьбе. «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».

6) Признание конкретности истины, ее зависимости от определенных условий. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком», «Ослы золоту предпочтут солому».

7) Впервые выделил чувственное и разумное познание. Чтобы познать сущность, основу мира нужен труд мышления, одних чувственных наблюдений недостаточно.

Италийская философия. Тенденции к идеализму.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных