Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская эволюция позитивизма.




Позитивизм возник в 30-е–40-е гг. XIX в. Основные идеи:

Истинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат исследования специальных наук или их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Основатель позитивизма – О.Конт (1798-1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Другие крупные представители: Дж.Милль (1806-1873) и Г.Спенсер (1820-1903).

Четыре стадии позитивизма:

1. классический позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер;

2. махизм;

3. неопозитивизм;

4. постпозитивизм.

Огюст Конт

Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Задача философии – синтез научного знания, формулирование общих выводов из естественных и общественных наук. Пережитки метафизики, т.е. претензии философии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука должна не объяснять, а лишь описывать явления и отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?»

Философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для этого философия должна использовать научный метод и опираться на достижения других наук. Основной путь для получения достоверного знания в философии – эмпирическое наблюдение. Философия должна освободиться от ценностного подхода при исследовании

Махизм называют «второй формой позитивизма». Основоположники: Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус (1843-1896). Основная идея: в основе философии лежит критически осмысленный опыт (поэтому данное направление имеет и еще одно название – эмпириокритицизм). Все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

Философия должна стать:

- интегративной, всеобщей наукой;

- достоверной наукой об ощущениях человека; философам следует перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает как массу, размер).

Неопозитивизм (первая пол. XX в.). Представители: Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенштейн (1889-1951). Г лавная идея: философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – главное средство позитивного, достоверного познания окружающего мира.

П ринцип верификации: сопоставление всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет научный смысл, когда его можно верифицировать, подвергнуть опытной проверке фактами.

Постпозитивизм (вторая половина XX в.). Представители: К.Поппер (1902-1994), Т.Кун (р.1992). Главная цель – не исследование структуры научного знания (языка, понятий), а его развитие. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

Фальсифици́руемость–критерий научности теории, сформулированный К.Поппером. Теория является фальсифицируемой, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

Экзистенциализм.

В центре философии – человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основные проблемы:

- уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

- противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

- отчуждение человека: общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»;

- одиночество, заброшенность человека: он одинок в окружающем мире, у него ощущения собственной ненужности;

- поиски и осознание смысла жизни;

- внутреннее обоснование экзистенциального выбора.

Основатель – Сёрен Кьеркегор (1813-1855).

Философия должна повернуться к человеку, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь, как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.

Подлинное существование ( экзистенция) – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя. Т ри ступени восхождения к подлинному существованию:

- эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром; человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию;

- этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг;

- религиозная – человек глубоко осознает свое призвание; внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути самореализации.

Жан-Поль Сартр (1905-1980): Проблема свободы. Центральное понятие – «для-себя-бытие», приоритетность для человека его собственного внутреннего мира. Полностью осознать себя возможно только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми.

Важнейшее условие жизни человека, основание активности – свобода, т.е. возможность выбора, но не простого (например, какую одежду надеть сегодня), а жизненно важного, судьбоносного, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Это экзистенциальный выбор, с делав который, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Жизнь – это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» – экзистенциональными решениями (выбор профессии, спутника жизни, места работы, решение принять участие в борьбе, пойти или не пойти на войну и т.д.).

Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Он обречен на свободу. Даже полное подчинение внешней реальности – это тоже выбор.

П роблема ответственности: ч еловек ответственен за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, – это его рождение. Но во всем остальном он абсолютно свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном выборе.

Альбер Камю (1913-1960). Главная проблема – проблема смысла жизни. Ж изнь человека в сущности абсурдна. Д ва доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

- соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной: при этом многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и становится бессмысленным, не стоящим самого бытия;

- соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Смысл жизни –не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных