Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философско-религиозные идеи Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского.




Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую «национальную почву» – обычаи, традиции.

Ключевая роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека принадлежит религии. На ней держится духовность, она оберегает человека от грехов и зла.

Проблема человека: два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

- Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать всё. Он пытается стать Богом, вместо Бога. Этот путь губителен и опасен и для окружающих, и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

- Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Это путь наиболее верный, праведный и спасительный для человека.

Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину –толстовство.

Религия должна стать простой и доступной для народа.

Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть.

Смысл жизни – самосовершенствование.

Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.

Государство – отживающий институт. Поскольку оно является аппаратом насилия, оно не имеет права на существование. Необходимо ослаблять государство, игнорировать его, не участвовать в политической жизни и т.д.

7. Философия Серебряного века. 90-е гг. XIX в.-20-е гг. ХХ в. – время расцвета (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Представители: П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, C.H.Булгаков, братья Трубецкие, СЛ.Франк и др.

П.А. Флоренский (1882-1937 или 1943, дата смерти спорна; погиб на Соловках в заключении).

Мир – единое взаимосвязанное целое.

Целостный мир антиномичен, соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и троичность Бога и т.д.

Знание открывается разуму непосредственно. В будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Эти идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

Н.А.Бердяев (1874-1948). Экзистенциональная и религиозная направленность.

Высшая ценность в жизни – свобода.

Свобода, соборность (т.е. единство духа и воли) составляют основу существования человека.

Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, противостоять давлению общества и государства.

Ключевую роль в жизни человека играет религия.

Бог – нравственный символ, пример для человека. Отношения между Богом и человеком – это отношения на равных: Бог не господин, а человек – не его раб. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Истоки социализма (коммунизма) – в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму).

Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить на Земле Царство Божие, т.е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии).

Лев Шестов (1866-1938).

Критика философских и богословских попыток умозрительного отношения к Богу, противопоставление им исключительно индивидуального, жизненного, т.е. экзистенциального пути веры.

Отказ от привычного образа мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом.

Будущее совершенно неизвестно.

Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность.

Отрицание универсализма и идеи прогресса в истории.

Отношение к прошлому носит личный характер.

Идея веры-свободы – единственно возможный положительный ответ на вопрос о смысле исторического существования человека.

8. Философия русского космизма. Понимание мира как единое взаимосвязанное целое. Представители:, В.И.Вернадский, Н.В.Бугаев К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.

В.И.Вернадский (1863-1945) – теория ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его деятельность по преобразованию окружающей природы. Появляется ноосферасфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Она постоянно расширяется и охватывает всё новые области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет определяющей на Земле и переместится в космос.

К.Э.Циолковский (1857-1935).

Цивилизация Земли – не единственная и не уникальная форма жизни во Вселенной.

Космос по своей сути живой, жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

В будущем наука и техника позволят человеку освоить космос и осуществить общение межпланетных цивилизаций.

А.Л.Чижевский (1897-1964) создал философскую систему космической биологии.

Развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных