ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философско-религиозные идеи Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского.Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую «национальную почву» – обычаи, традиции. Ключевая роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека принадлежит религии. На ней держится духовность, она оберегает человека от грехов и зла. Проблема человека: два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: - Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать всё. Он пытается стать Богом, вместо Бога. Этот путь губителен и опасен и для окружающих, и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. - Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Это путь наиболее верный, праведный и спасительный для человека. Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину –толстовство. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни – самосовершенствование. Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. Государство – отживающий институт. Поскольку оно является аппаратом насилия, оно не имеет права на существование. Необходимо ослаблять государство, игнорировать его, не участвовать в политической жизни и т.д. 7. Философия Серебряного века. 90-е гг. XIX в.-20-е гг. ХХ в. – время расцвета (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Представители: П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, C.H.Булгаков, братья Трубецкие, СЛ.Франк и др. П.А. Флоренский (1882-1937 или 1943, дата смерти спорна; погиб на Соловках в заключении). Мир – единое взаимосвязанное целое. Целостный мир антиномичен, соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и троичность Бога и т.д. Знание открывается разуму непосредственно. В будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Эти идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям. Н.А.Бердяев (1874-1948). Экзистенциональная и религиозная направленность. Высшая ценность в жизни – свобода. Свобода, соборность (т.е. единство духа и воли) составляют основу существования человека. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, противостоять давлению общества и государства. Ключевую роль в жизни человека играет религия. Бог – нравственный символ, пример для человека. Отношения между Богом и человеком – это отношения на равных: Бог не господин, а человек – не его раб. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. Истоки социализма (коммунизма) – в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить на Земле Царство Божие, т.е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии). Лев Шестов (1866-1938). Критика философских и богословских попыток умозрительного отношения к Богу, противопоставление им исключительно индивидуального, жизненного, т.е. экзистенциального пути веры. Отказ от привычного образа мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. Будущее совершенно неизвестно. Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность. Отрицание универсализма и идеи прогресса в истории. Отношение к прошлому носит личный характер. Идея веры-свободы – единственно возможный положительный ответ на вопрос о смысле исторического существования человека. 8. Философия русского космизма. Понимание мира как единое взаимосвязанное целое. Представители:, В.И.Вернадский, Н.В.Бугаев К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. В.И.Вернадский (1863-1945) – теория ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его деятельность по преобразованию окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Она постоянно расширяется и охватывает всё новые области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет определяющей на Земле и переместится в космос. К.Э.Циолковский (1857-1935). Цивилизация Земли – не единственная и не уникальная форма жизни во Вселенной. Космос по своей сути живой, жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. В будущем наука и техника позволят человеку освоить космос и осуществить общение межпланетных цивилизаций. А.Л.Чижевский (1897-1964) создал философскую систему космической биологии. Развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы (войны, революции). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|