ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема единства и многообразия мира.Проблема состоит в том, как объяснить многообразие мира, если в своей основе он един. Античность – два противоположных подхода к проблеме единства и множественности мира. - Элеаты: бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, следовательно, они не существуют. - Гераклит: бытие есть постоянное изменение, его суть – в многообразии. Платон. Мир един, и основа единства – идеи. Многообразие, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Платон удвоил реальность: мир существует в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества. Аристотель. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее. Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Многообразие объяснял взаимодействием материи и формы. Источник, первопричина движения – неподвижный перводвигатель. Философия средневековья: Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, его атрибут – вечность. Материя творится Богом, многообразие мира – результат творчества Бога. Философия Возрождения и Нового времени. Пантеизм: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма: Н.Кузанский, Д.Бруно, Б.Спиноза. В целом возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Монизм – самая распространенная позиция в философии. Его сторонники утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы. Идеалистический монизм основывает единство мира на духе, материалистический – на материи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|