Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское понятие движения.




Многообразие мира можно объяснить, только предположив существование в нем движения. Неподвижное бытие невозможно обнаружить, поскольку оно не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Элеаты обратили внимание на противоречивый характер движения и связали вопрос о движении с определенными представлениями о пространстве и времени. Зенон сформулировал свои знаменитые апории, в которых продемонстрировал, что мыслить о движении непротиворечиво невозможно, следовательно, сделал вывод Зенон, невозможна сама мысль о движении. Наиболее известные апории «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Бытие и мысль о бытии – одно и то же, следовательно, невозможность мысли о движении свидетельствует о невозможности самого движения. Выводы Зенона:

- логически невозможно мыслить множественность вещей;

- допущение движения приводит к противоречию.

Аристотель: Критика идей элеатов о немыслимости движения.

Философия эпохи Возрождения. Панпсихизм – концепция всеобщей одушевленности материи. Объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. И в панпсихизме, и в гилозоизме предполагалось, что причина изменчивости мира – духовное начало, которое растворено в материи; это начало – жизнь, или душа.

Другой ответ на вопрос об источнике движения – в механистической философии, отождествляющей материю с косным веществом. В XVII-XVIII вв. широкое распространение принципа деизма: Бог вначале создаёт мир, а затем не вмешивается в его дела. Вселенная продолжает существовать самостоятельно, подчиняясь естественным законам.

Диалектический материализм. Бытие сводится к материи, которая не отождествляется ни с какими её конкретными проявлениями. Источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается её внутренняя противоречивость.

Материя – это постоянно меняющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно.

Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации материального мира. Движение – один из атрибутов материи, способ её существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое изменение. Подчеркивается всеобщий характер движения. Покой – это относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие: одноуровневое, прогрессивное и регрессивное.

Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.

Регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

Ф.Энгельс выделял пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, биологическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Таким образом, признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных