Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема человека в философии Древней Греции.




Античная Греция положила начало западноевропейской философской антропологии. Человек не существует сам по себе, он включен в систему определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос.

Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр): Человек живет в едином, нераздельном мире вместе с природой и обществом, с богами, животными и неодушевленными предметами. Человек – часть космоса, понимаемого как живой организм. Отрицание границы между живым и неживым, признание всеобщей одушевленности универсума называется гилозоизмом.

Для софистов и Сократа проблема человека – центральная. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором: «Человек – мера всех вещей». Три главных момента их учения:

- релятивизм и субъективизм в понимании этических ценностей;

- понимание человека как главного действующего лица бытия;

- критерий истины – интересы самого человека.

Сократ – рационалистическая этика: добродетель есть знание. Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Цель человека – достижение нравственного совершенства на основе познания истины.

Атомизм (Демокрит): Человек – это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела умирает и душа. Цель жизни – счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это радостное, спокойное, бесстрастное расположение духа (эвтюмия). Важнейшее его условие – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Мудрец – тот, кто способен управлять своими страстями.

Платон. Именно душа делает человека человеком, а тело враждебно ей. От качеств души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Человеческая душа постоянно тяготеет к миру идей, она вечна, тело же смертно. Учение о двойственной природе человека оказало влияние на средневековую антропологию. В единстве и противоположности души и тела заключен вечный трагизм человеческого существования: телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром.

Аристотель: Социальность и разумность – две существенные характеристики человека. Самореализация личности возможна только в деятельности.

В эпоху разложения древнегреческой полисной системы на первый план в антропологии выступили проблемы человека, связанные с социальным и нравственным упадком, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. Философия выполняла интеллектуально-терапевтическую функцию. Эпикур: подобно тому, как медицина лечит тело человека, философия должна лечить его душу. Индивидуализм: индивид – это исходный пункт, а социум – лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, достижения им блага.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных