ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия как соц.-к. феномен 4 страницаПроцесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад. Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.
32. общество как система. Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития, которое определяет его структуру и функционирование, характерные черты. Представление о сущности общества появляются с зарождением философии. Так, по мнению древнегреческого философа Платона, главное в обществе (в государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для наиболее полного удовлетворения "социальных инстинктов". Общество имеет естественное происхождение и представляет собой результат деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения их социальных потребностей. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие "небесное" происхождение. К наиболее древним относятся также идеи договорного основания общества и государства, высказанные в философии буддизма в Древней Индии, в учениях Эпикура и Лукреция, а также некоторыми философами средневековья. Так, Боден подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. Как видно, вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. Концептуальное оформление представлений об обществе получают в 17 – 18 вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, и др. философы. Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития. Спенсер уподоблял структуру и функции общества функциям и органам живого тела (деньги сравнивались с кровью, ж/д – с кровеносными сосудами и т.д.). Человеку в обществе отводилось такое же место как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных существ. Широкое распространение в 17 - 18 веках получила, так называемая, "договорная" концепция общества. Для представителей этой концепции (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передать обществу (государству) контроль над своими действиями, отчуждая собственную свободу.
33. Материальная сфера ж общества Ведущая сфера жизни общества. Мат-ое производство обеспечивает исходные условия для жизнедеят всего общества. Под мат-ной жизнью понимаются прежде всего экономич сфера общества, мат-но-производственная деят людей, осуществляемая в определенных ист условиях. Экономич сфера выступает как основа общества и его жизнедеятельности. Она явл. Главн.причиной, условием и предпосылкой ист процесса. Способ производства мат-ой жизни составляет основу историч действительности, условие и фактор самого бытия человечества и его развития. Мат-ный процесс жизни включает мат-ое производство ср-в жизни и воспроизводство самого человеческого рода. Способ общественного производства. Известное изречение гласит: "Чтобы жить, надо производить!" Понятие "способ производства" и означает то, как, каким образом, какими методами и средствами труда воспроизводится общественная жизнь на том или ином этапе истории человечества. Общество не может существовать и развиваться без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Закон определяющей роли способа производства в общественном развитии является основным социологическим законом. Любой способ производства основан на конкретных производительных силах и производственных отношениях. Производительные силы отражают отношение людей к окружающей среде, природе, а производственные отношения — взаимодействие людей в процессе производства и воспроизводства средств и условии жизни. Человек — главная производительная сила. Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства, которые включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда — это все то, что является проводником воздействия человека на предмет труда. Предмет же труда. — это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей. Производственные отношения — совокупность материальных экономических связей между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от начала производства до потребления. Отношения общественно-производственные — это прежде всего отношения собственности. Выделяют прежде всего два типа собственности — общественную (исторически первую) и частную, а в рамках каждого из них — формы собственности. Частная собственность может быть трудовой (доходы от предпринимательства, ведение личного хозяйства и др.) и нетрудовой (имущество, полученное по наследству, дивиденды от ценных бумаг и др.). Общественная собственность представлена коллективной формой (в нее входят арендная, кооперативная, акционерная собственность, собственность общественных объединений и религиозных организаций и др.) и государственной, включающей общегосударственную (федеративную, республиканскую) и муниципальную собственность . 35.. Политическая сфера – это сфера, где непосредственно осуществляется социально-историческая практика общественных субъектов (классов, социальных групп, партий), которые вступают в определенные отношения друг с другом, используя различные политические и общественные институты. Что же такое политика? Политика – есть активность, направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Право есть только одна из форм осуществления политики. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил. Как сфера общественной жизни политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения, которые призваны защищать экономические интересы господствующего класса. Экономические интересы есть социальная причина политических действий. Политика – предпосылка создания новой экономики. Цель политики, следовательно, - создание или сохранение наиболее выгодных условий существования власти, т.е. устройство государственной власти. Чтобы быть искусством управления, политика должна: 1) опираться на достижения науки; 2) соответствовать высшим критериям нравственности. Если политика опирается на ресурс нравственности народа, то она мудра и дальновидна. Принцип добра и справедливости – величайшая ценность, если он не утрачен, то остается и надежда. Структура политической деятельности: 1) умение ставить и решать задачи ближайшие и перспективные (тактика и стратегия); 2) использование форм, методов, средств организации для достижения целей; 3) подбор и расстановка кадров. При этом необходимо различать "политическая система общества" и "система политической власти". Если "политическая система" включает в себя все институты, организации и учреждения, существующие в данном обществе и служащие реализации классовых интересов, то система "политической власти" определенного класса включает в себя только те организации и учреждения, через посредство которых господствующий класс осуществляет свою политическую власть. Это определяется тем, что в руках этого класса находится государство, через посредство которого он осуществляет свои властные функции. Наиболее важным видом власти является политическая власть, реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть имеет классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны; она означает определенную организацию и деятельность в осуществлении определенных целей и задач.
34. Социальная сфера жизни общества объясняет демографические, этнические изменения в обществе. Например, Энгельс в своем учении о происхождении частной собственности ищет причину этого в этнической системе. Согласно его учению, нация берет свое начало из рода – когда определенная группа людей, объединенных родственными узами, ведет общую жизнь. Этот период характеризуется появлением матриархата, в дальнейшем все большее влияние в жизни оказывает мужчина и это приводит к тому, что вся собственность человека переходит не в общественную, а остается сыну. В этот момент как раз появляется институт семьи, именно в этот момент зарождается сущность частной собственности и дальнейшее существование рода становится невозможным. После смешивания различных родов появляются большие группы, которые называются племенами. Они характеризуются общими ценностями, традициями, языком. Члены племени находятся в родственных отношениях, но этот период сменяется и появляется понятие союза племен. Когда люди уже не являющиеся родственниками ведут общее хозяйство, имеют общие традиции, язык, культуру. Дальнейшая эволюция складывает эти племена в единую общность называемую народностью. И только народность приобретает черты нации, когда у этой народности появляется понятия национальной идентичности, национальной самостоятельности и национальной идеологии. Т.о. социальная сфера жизни общества определяется именно такими характеристиками. Кроме этнических признаков, социум обладает также демографическими, территориальными и прочими призн.
36. Духовная жизнь общества Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Духовная деятельность направлена на совершенствование всех сфер жизни общества. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества. Побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности — внутренние побуждения человека, к духовному творчеству. Они объективны по содержанию, т.е. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают необходимость духовного освоения ими окружающего их социоприродного мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их сознания и самосознания. Духовные потребности выступают как мощные побудительные силы человеческой социальной активности во всех сферах жизни. Существенной стороной духовной жизни является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства или моральные и религиозные ценности, формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношение человека к тем или иным духовным ценностям, а также как его отношение к другим людям по поводу этих, ценностей. Выделяются такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические и другие. Духовные отношения — это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. 37. Структура общественного сознания Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей, равно как и общество не есть простая сумма составляющих его людей. Общественное сознание — это качественно особая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в "горизонтальном" — на "формы". В свою очередь в вертикальном ракурсе применяют гносеологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа предполагает "выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания. Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Эти два уровня общественного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию. При социологическом подходе основным критерием различения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп. По этому критерию выделяются также два уровня — общественная психология и идеология. Общественная психология включает три основных элемента: 1) мысли и представления, порожденные практической деятельностью определенного класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений; 2) чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определенным действиям; 3) традиции, обычаи и нравы, представляющие собой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих социальных групп. Общественная психология представляет собой исходную ступень общественного сознания, непосредственно вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производственные, а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а также возможность прямого перерастания взглядов, чувств и настроений в действие. Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как самосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто характеризуется как теоретическое отражение интересов определенного класса. В такой трактовке она смешивается с теоретическим уровнем общественного сознания. Еще более нелогичным представляется деление идеологии на научную и ненаучную, как это делалось ранее в философской литературе. Предпочтительнее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В конкретных же случаях это отражение может носить различный характер — программы, лозунги, нормы. В отличие от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднородном обществе. Формы общественного сознания В "горизонтальном" плане выделяют такие формы общественного сознания, как экономическое, политическое, правовое, религиозное, нравственное, эстетическое, научное, философское и др. Они, в свою очередь, разграничиваются: 1) по объекту отражения; 2) по способу отражения, 3) по социальной роли. Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Кратко охарактеризуем важнейшие из них. Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена, и потребления. Его характерная особенность, по сравнению с другими формами общественного сознания, заключается в наиболее тесной связи с повседневным бытом людей. Политическое сознание — особая форма общественного сознания, посредством которой отражаются и отчасти регулируются политические отношения (т.е. отношения по поводу власти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими. Правовое сознание (правосознание) — совокупность взглядов, теорий, представлений людей по отношению к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм и практической деятельности. Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нем происходит как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности — вера в сверхъестественные силы. Нравственное (моральное) сознание возникло еще в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработанные исходя из опыта жизни коллектива и общества. Эстетическое сознание — форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплощается в искусстве, в котором эстетическое превращается в основную цель деятельности. Искусство отражает действительность с помощью своих специфических средств: художественных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приемов (метафора, символ, иносказание и др.). Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент почти во всех формах деятельности. Научное сознание — важнейшая форма общественного сознания — представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многогранна. Прежде всего здесь следует учитывать важнейшие моменты развития научного познания: 1) выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой деятельности; 2) дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки; 3) появление различных форм рефлексии о науке (эпистемология, методология науки, науковедение). Как уже отмечалось, в качестве особой формы общественного сознания предстает и философское сознание. Философия является основой мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяются ее значение и место в ряду других форм общественного сознания. Важность философии как формы общественного сознания заключается в том, что она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия и познания. Таким образом, общественное сознание в единстве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и социальных групп в конкретных ситуациях. 40. развитие общества как цивил процесс. Цивилизация- 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов. можно выделить несколько типов цивилизаций: 1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию. 2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.
41.Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям). Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются). На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу. Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы.
42.Антропогенез Важной в теоретическом и практическом плане является проблема происхождения человека – проблема антропогенеза (от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается, в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции. Процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад. Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы. Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Проблема биосоциальной природы человека – часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе‘ человек – общество- природа”. Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества, природы осуществляется в различных направлениях в философии, науке, в рамках междисциплинарных исследований (в глобалистике, социальной экологии и т.д.).
43. социокульт основы развития личности. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. "Индивидом рождаются, а личностью становятся". Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие. Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить"). 44.Философия культуры общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией. Ф.К. - система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А.Мюллером. Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Но они не употребляли термина «культура», а то, что мы относим сегодня к культуре, они относили к области нравственности. Софисты полагали, что обычаи, законы и нормы насилуют человеческую природу. Противопоставление природного и нравственного (культурного) представители другого направления древнегреческой философии — киники довели до несовместимости и призывали человечество вернуть к природной простоте. Их считают первыми в истории критиками культуры. После них мысль об испорченности общественного состояния, т.е. о вредности культурных условностей, развивали стоики. В средние века Ф.К., благодаря усилиям христианских мыслителей, превращается в теологию культуры. Возникает новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет право служить критерием оценки культуры, высшим судьей становится бог. В новое время возрождается античная версия Ф.К. То, что прежде утверждали античные киники, теперь можно услышать из уст французских философов-просветителей Руссо, Вольтера, Монтескье. 46. Бел.модель соц-эко развития. Составные части модели: лидер государства, форма госуправления и структура органов власти, законодательство, контроль за национальными ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов.Определена цель реформ – построение государства для народа, которая настойчиво и последовательно реализуется путем повышения благосостояния населения за счет роста экономики в целом. 2. Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе. Стране не была навязана чуждая модель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленности» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теорий.3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.4. Корпоратизация управления - базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.Концепция реформирования нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов: - формирование законодательства и «вертикали власти», - развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и защита внутреннего рынка, - активная моральная и материальная поддержка пенсионеров и молодежи (как в городе, так и в селе), - обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов, - строгое регулирование цен и государственное управление всеми экономически значимыми предприятиями, - осторожная приватизация методом акционирования, - локомотив роста – крупные экспортно-ориентированные предприятия. Перспективы развития модели.Для проведения широких инноваций в производстве и госуправлении, на новом витке развития необходима сквозная компьютеризированная система государственного управленческого учета, которая обеспечивала бы прозрачность, оперативный контроль и аналитическую базу для принятия решений на местном и государственном уровнях. Причем в первую очередь, нужно повышать прозрачность действий местного руководства, а этого можно добиться только за счет информатизации основных узлов управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|