Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия как соц.-к. феномен 4 страница




Процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.

Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.

 

32. общество как система. Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития, которое определяет его структуру и функционирование, характерные черты. Представление о сущности общества появляются с зарождением философии. Так, по мнению древнегреческого философа Платона, главное в обществе (в государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для наиболее полного удовлетворения "социальных инстинктов". Общество имеет естественное происхождение и представляет собой результат деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения их социальных потребностей. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие "небесное" происхождение. К наиболее древним относятся также идеи договорного основания общества и государства, высказанные в философии буддизма в Древней Индии, в учениях Эпикура и Лукреция, а также некоторыми философами средневековья. Так, Боден подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни.

Как видно, вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен.

Концептуальное оформление представлений об обществе получают в 17 – 18 вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, и др. философы.

Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.

Спенсер уподоблял структуру и функции общества функциям и органам живого тела (деньги сравнивались с кровью, ж/д – с кровеносными сосудами и т.д.). Человеку в обществе отводилось такое же место как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных существ.

Широкое распространение в 17 - 18 веках получила, так называемая, "договорная" концепция общества. Для представителей этой концепции (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передать обществу (государству) контроль над своими действиями, отчуждая собственную свободу.

 

33. Материальная сфера ж общества

Ведущая сфера жизни общества. Мат-ое производство обеспечивает исходные условия для жизнедеят всего общества. Под мат-ной жизнью понимаются прежде всего экономич сфера общества, мат-но-производственная деят людей, осуществляемая в определенных ист условиях.

Экономич сфера выступает как основа общества и его жизнедеятельности. Она явл. Главн.причиной, условием и предпосылкой ист процесса.

Способ производства мат-ой жизни составляет основу историч действительности, условие и фактор самого бытия человечества и его развития. Мат-ный процесс жизни включает мат-ое производство ср-в жизни и воспроизводство самого человеческого рода.

Способ общественного производства.

Известное изречение гласит: "Чтобы жить, надо произво­дить!" Понятие "способ производства" и означает то, как, ка­ким образом, какими методами и средствами труда воспроизво­дится общественная жизнь на том или ином этапе истории че­ловечества.

Общество не может существовать и развиваться без производ­ства необходимых для жизни людей материальных благ. Закон определяющей роли способа производства в обществен­ном развитии является основным социологическим законом.

Любой способ производства основан на конкретных производительных силах и производственных отношениях. Производи­тельные силы отражают отношение людей к окружающей среде, природе, а производственные отношения — взаимодействие людей в процессе производства и воспроизводства средств и условии жизни.

Человек — главная производительная си­ла.

Важным элементом производительных сил общественного производства являются средства производства, которые вклю­чают в себя средства труда и предметы труда.

Средства труда — это все то, что является проводником воздействия человека на предмет труда. Предмет же труда. — это все то, что подвергается в процессе труда обработке, на что направлена трудовая деятельность людей.

Производственные отношения — совокупность матери­альных экономических связей между людьми в процессе об­щественного производства и движения общественного продук­та от начала производства до потребления.

Отношения общественно-производственные — это прежде всего отношения собственности.

Выделяют прежде всего два типа собственности — обществен­ную (исторически первую) и частную, а в рамках каждого из них — формы собственности. Частная собственность может быть трудовой (доходы от предпринимательства, ведение личного хо­зяйства и др.) и нетрудовой (имущество, полученное по наслед­ству, дивиденды от ценных бумаг и др.). Общественная собствен­ность представлена коллективной формой (в нее входят арендная, кооперативная, акционерная собственность, собственность общес­твенных объединений и религиозных организаций и др.) и госу­дарственной, включающей общегосударственную (федератив­ную, республиканскую) и муниципальную собственность

.

35.. Политическая сфера – это сфера, где непосредственно осуществляется социально-историческая практика общественных субъектов (классов, социальных групп, партий), которые вступают в определенные отношения друг с другом, используя различные политические и общественные институты. Что же такое политика? Политика – есть активность, направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Право есть только одна из форм осуществления политики. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил. Как сфера общественной жизни политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения, которые призваны защищать экономические интересы господствующего класса. Экономические интересы есть социальная причина политических действий. Политика – предпосылка создания новой экономики. Цель политики, следовательно, - создание или сохранение наиболее выгодных условий существования власти, т.е. устройство государственной власти. Чтобы быть искусством управления, политика должна: 1) опираться на достижения науки; 2) соответствовать высшим критериям нравственности. Если политика опирается на ресурс нравственности народа, то она мудра и дальновидна. Принцип добра и справедливости – величайшая ценность, если он не утрачен, то остается и надежда. Структура политической деятельности: 1) умение ставить и решать задачи ближайшие и перспективные (тактика и стратегия); 2) использование форм, методов, средств организации для достижения целей; 3) подбор и расстановка кадров. При этом необходимо различать "политическая система общества" и "система политической власти". Если "политическая система" включает в себя все институты, организации и учреждения, существующие в данном обществе и служащие реализации классовых интересов, то система "политической власти" определенного класса включает в себя только те организации и учреждения, через посредство которых господствующий класс осуществляет свою политическую власть. Это определяется тем, что в руках этого класса находится государство, через посредство которого он осуществляет свои властные функции. Наиболее важным видом власти является политическая власть, реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть имеет классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны; она означает определенную организацию и деятельность в осуществлении определенных целей и задач.

 

34. Социальная сфера жизни общества объясняет демографические, этнические изменения в обществе. Например, Энгельс в своем учении о происхождении частной собственности ищет причину этого в этнической системе. Согласно его учению, нация берет свое начало из рода – когда определенная группа людей, объединенных родственными узами, ведет общую жизнь. Этот период характеризуется появлением матриархата, в дальнейшем все большее влияние в жизни оказывает мужчина и это приводит к тому, что вся собственность человека переходит не в общественную, а остается сыну. В этот момент как раз появляется институт семьи, именно в этот момент зарождается сущность частной собственности и дальнейшее существование рода становится невозможным. После смешивания различных родов появляются большие группы, которые называются племенами. Они характеризуются общими ценностями, традициями, языком. Члены племени находятся в родственных отношениях, но этот период сменяется и появляется понятие союза племен. Когда люди уже не являющиеся родственниками ведут общее хозяйство, имеют общие традиции, язык, культуру. Дальнейшая эволюция складывает эти племена в единую общность называемую народностью. И только народность приобретает черты нации, когда у этой народности появляется понятия национальной идентичности, национальной самостоятельности и национальной идеологии.

Т.о. социальная сфера жизни общества определяется именно такими характеристиками. Кроме этнических признаков, социум обладает также демографическими, территориальными и прочими призн.

 

36. Духовная жизнь общества

Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми.

Основу духовной жизни общества составляет духовная дея­тельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, обра­зы и представления о природных и социальных явлениях. Резуль­татом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и рели­гиозные воззрения. Они воплощаются в принципах и нормах по­ведения, произведениях народного и профессионального искус­ства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Духовная деятель­ность направлена на совершенствование всех сфер жизни общес­тва.

Резуль­татом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Побудительными силами духовной деятельности выступа­ют духовные потребности — внутренние побуждения челове­ка, к духовному творчеству. Они объективны по содержанию, т.е. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни лю­дей и выражают необходимость духовного освоения ими окру­жающего их социоприродного мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как прояв­ления внутреннего мира людей, их сознания и самосознания.

Духовные потребности выступают как мощные побудительные силы человеческой социальной активности во всех сферах жизни.

Существенной стороной духовной жизни является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произ­ведения искусства или моральные и религиозные ценности, фор­мируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосреду­ется духовными отношениями. Они реально существуют как отношение человека к тем или иным духовным ценностям, а также как его отношение к другим людям по поводу этих, цен­ностей. Выделяются такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические и другие. Духовные отношения — это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и в конечном сче­те — ко всей действительности.

37. Структура общественного сознания

Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей, равно как и общество не есть простая сумма составля­ющих его людей. Общественное сознание — это качественно осо­бая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития.

Общественное сознание имеет сложную структуру. В услов­но "вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в "горизонтальном" — на "формы".

В свою очередь в вертикальном ракурсе применяют гносе­ологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа предполагает "выяснение того, что и как отра­жает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выделяют обыденный и теоретический уровни общес­твенного сознания.

Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущ­ность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуж­дений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д.

Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Эти два уровня обществен­ного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию.

При социологическом подходе основным критерием разли­чения уровней общественного сознания является степень уче­та, способ выражения интересов отдельных классов или соци­альных групп. По этому критерию выделяются также два уров­ня — общественная психология и идеология.

Общественная психология включает три основных элемен­та: 1) мысли и представления, порожденные практической дея­тельностью определенного класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений; 2) чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональ­ные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определенным действиям; 3) традиции, обычаи и нравы, представляющие со­бой "материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих социальных групп.

Общественная психология представляет собой исходную сту­пень общественного сознания, непосредственно вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производственные, а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а так­же возможность прямого перерастания взглядов, чувств и на­строений в действие.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как са­мосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто характеризует­ся как теоретическое отражение интересов определенного клас­са. В такой трактовке она смешивается с теоретическим уров­нем общественного сознания. Еще более нелогичным представ­ляется деление идеологии на научную и ненаучную, как это де­лалось ранее в философской литературе. Предпочтительнее го­ворить о систематизированном, цельном отражении обществен­ных интересов. В конкретных же случаях это отражение может носить различный характер — программы, лозунги, нормы. В отличие от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­гической работы. Идеология существует и возникает в классо­вом, социально неоднородном обществе.

Формы общественного сознания

В "горизонтальном" плане выделяют такие формы общес­твенного сознания, как экономическое, политическое, право­вое, религиозное, нравственное, эстетическое, научное, фило­софское и др. Они, в свою очередь, разграничиваются: 1) по объекту отражения; 2) по способу отражения, 3) по социальной роли. Они взаимодействуют друг с другом, исторически изме­няются. Кратко охарактеризуем важнейшие из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена, и потребления. Его характерная особенность, по сравнению с другими формами общественного сознания, заключается в наи­более тесной связи с повседневным бытом людей.

Политическое сознание — особая форма общественного соз­нания, посредством которой отражаются и отчасти регулиру­ются политические отношения (т.е. отношения по поводу влас­ти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими.

Правовое сознание (правосознание) — совокупность взгля­дов, теорий, представлений людей по отношению к существую­щему праву как к системе устанавливаемых государством юри­дических норм и практической деятельности.

Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нем про­исходит как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности — вера в сверхъестественные силы.

Нравственное (моральное) сознание возникло еще в перво­бытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения. Со­циально-психологический уровень морального сознания включа­ет в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработан­ные исходя из опыта жизни коллектива и общества.

Эстетическое сознание — форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплоща­ется в искусстве, в котором эстетическое превращается в ос­новную цель деятельности. Искусство отражает действитель­ность с помощью своих специфических средств: художествен­ных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приемов (метафора, символ, иносказание и др.). Эстетическое отношение присутствует как побочный эле­мент почти во всех формах деятельности.

Научное сознание — важнейшая форма общественного соз­нания — представляет собой совокупность объективных зна­ний о той или иной области природы или общественной жиз­ни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многог­ранна. Прежде всего здесь следует учитывать важнейшие мо­менты развития научного познания: 1) выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой дея­тельности; 2) дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки; 3) появление различных форм рефлексии о нау­ке (эпистемология, методология науки, науковедение).

Как уже отмечалось, в качестве особой формы общественно­го сознания предстает и философское сознание. Философия яв­ляется основой мировоззрения, "несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяются ее значение и место в ряду дру­гих форм общественного сознания.

Важность философии как формы общественного сознания заключается в том, что она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия и познания. Таким образом, общественное сознание в единстве и много­образии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и социальных групп в конкретных ситуациях.

40. развитие общества как цивил процесс. Цивилизация- 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности; 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов. можно выделить несколько типов цивилизаций: 1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию. 2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.

 

41.Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям). Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются). На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу. Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы.

 

42.Антропогенез

Важной в теоретическом и практическом плане является проблема происхождения человека – проблема антропогенеза (от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается, в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.

Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука.

Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным.

Проблема биосоциальной природы человека – часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе‘ человек – общество- природа”. Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества, природы осуществляется в различных направлениях в философии, науке, в рамках междисциплинарных исследований (в глобалистике, социальной экологии и т.д.).

 

43. социокульт основы развития личности. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. "Индивидом рождаются, а личностью становятся". Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, содержание черт и установок личности, приобретенных в этой системе. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие. Движущая сила развития личности - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от "времени жизни" к "времени жить").

44.Философия культуры общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией. Ф.К. - система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А.Мюллером. Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Но они не употребляли термина «культура», а то, что мы относим сегодня к культуре, они относили к области нравственности. Софисты полагали, что обычаи, законы и нормы насилуют человеческую природу. Противопоставление природного и нравственного (культурного) представители другого направления древнегреческой философии — киники довели до несовместимости и призывали человечество вернуть к природной простоте. Их считают первыми в истории критиками культуры. После них мысль об испорченности общественного состояния, т.е. о вредности культурных условностей, развивали стоики. В средние века Ф.К., благодаря усилиям христианских мыслителей, превращается в теологию культуры. Возникает новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет право служить критерием оценки культуры, высшим судьей становится бог. В новое время возрождается античная версия Ф.К. То, что прежде утверждали античные киники, теперь можно услышать из уст французских философов-просветителей Руссо, Вольтера, Монтескье.

46. Бел.модель соц-эко развития. Составные части модели: лидер государства, форма госуправления и структура органов власти, законодательство, контроль за национальными ресурсами и госсобственностью, инвестиции, фундаментальная роль преемственности социально-экономических процессов.Определена цель реформ – построение государства для народа, которая настойчиво и последовательно реализуется путем повышения благосостояния населения за счет роста экономики в целом. 2. Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе.

Стране не была навязана чуждая модель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленности» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теорий.3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.4. Корпоратизация управления - базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.Концепция реформирования нацелена на интенсивное развитие (самоизменение в соответствии с принципом дополнительности), то есть государственное регулирование рыночных процессов: - формирование законодательства и «вертикали власти», - развитие экспортно-ориентированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и защита внутреннего рынка, - активная моральная и материальная поддержка пенсионеров и молодежи (как в городе, так и в селе), - обеспечение продовольственной безопасности, стимуляция инновационных процессов, - строгое регулирование цен и государственное управление всеми экономически значимыми предприятиями, - осторожная приватизация методом акционирования, - локомотив роста – крупные экспортно-ориентированные предприятия. Перспективы развития модели.Для проведения широких инноваций в производстве и госуправлении, на новом витке развития необходима сквозная компьютеризированная система государственного управленческого учета, которая обеспечивала бы прозрачность, оперативный контроль и аналитическую базу для принятия решений на местном и государственном уровнях. Причем в первую очередь, нужно повышать прозрачность действий местного руководства, а этого можно добиться только за счет информатизации основных узлов управления.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных