Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОСУДАРСТВА БАЛТИИ: ТЕРМИНОЛОГИЯ 2 страница




§10. Внешняя торговля. Одна из главных характеристик эстонской экономики – высокая степень ее открытости. Уже в 1996 г. экспорт составил 73 % ВВП, импорт – 86,5 %, что превышает соответствующие показатели остальных стран Балтии, а также стран Центральной и Восточной Европы и Скандинавии. При этом экспортируемые и импортируемые товары практически принадлежат к одним группам (например, экспорт минерального топлива составляет 12 %, импорт – около 13 %, экспорт и импорт промышленных товаров – 18 %). Тем не менее, дефицит внешней торговли последние годы стабильно держится на уровне 4 млрд крон, что считается одной из наиболее труднопреодолимых проблем эстонской экономики.

Главные торговые партнеры – Финляндия, Швеция, Германия и Россия. По индексу экономической свободы Heritage Foundation Эстония занимает 12-е место из 157 по данным на 2008 г. Самый высокий индекс экономической свободы был у Эстонии в 2004 г., когда страна заняла 4-е место.

§11. Внешняя политика и вооруженные силы. С 13 мая 1993 г. Эстония стала членом Совета Европы, а 1 мая 2004 г. стала полноправным членом Евросоюза. Вступив в 2004 г. в НАТО, Эстония принимает участие в делах альянса, участвует в военных миссиях НАТО в Ираке и Афганистане. Парламент Эстонии уже 7 мая 2003 г. разрешил направить эстонских военнослужащих в Ирак. 20 июня 2003 г. в Ирак по просьбе американского командования отправлены первые кадровые военные эстонских сил обороны.

Силы обороны Эстонии комплектуются в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности. Юноши от 18 до 28 лет, не имеющие освобождения и являющиеся гражданами Эстонии, обязаны проходить 8-месячную службу (осенний призыв) или 11-месячную (отдельные специалисты) (весенний призыв). В настоящее время регулярные вооруженные силы насчитывают около 4 500 человек (в том числе 2 410 человек срочной службы). К военизированным формированиям относятся также: резерв милиции (Союз обороны), пограничная охрана – 2 600 чел. (в том числе 170 срочной службы), береговая охрана (300 человек). Военный бюджет составлял 240 млн. долларов США в 2006 г.

Глава 3. Этноконфессиональная и культурная ситуация.

§12. Внутренняя политика и положение "неграждан". Новая историческая ситуация привела к желанию пересмотра истории недавнего прошлого, в том числе в первую очередь истории Второй мировой войны. Вопрос о героях войны стал катализатором раскола общества по национальному признаку. 26 июня 1999 г. на престижном таллинском кладбище Метсакальмисту был в торжественной обстановке перезахоронен прах Альфонса Ребане, оберштурмбанфюрера СС, некоторое время исполнявшего обязанности командира 20-й гренадерской дивизии СС в марте 1945 г. Перезахоронение было организовано правительством Эстонии. Акция вызвала протесты ветеранов советской армии и русскоязычного населения, однако подобная фактически положительная оценка фашизма была оставлена без внимания европейским сообществом. В мае 2005 г. Европарламент принял резолюцию по поводу 60-летия победы над фашизмом, в которой осудил "сталинскую оккупацию" части Европы, однако никак не оценил действия неофашистов в странах Ближнего Зарубежья. В июне 2005 г. Сенат и Конгресс США приняли резолюции, в которых потребовали признания Россией факта оккупации прибалтийских стран. 22 июня 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по вопросу выполнения Россией условий членства в этой организации. В пункте 14-IV резолюции ПАСЕ требует скорейшей выплаты компенсации жертвам оккупации прибалтийских государств.

26−28 апреля 2007 г. произошли массовые акции гражданского неповиновения в Таллине и городах уезда Ида-Вирумаа, спровоцированные действиями правительства Эстонии по переносу памятника "Воину-освободителю" ("Бронзовый солдат") и "археологическими раскопками" с переносом на кладбище воинского захоронения. В ночь с 26 на 27 апреля 2007 г. был разрушен стоявший на площади Тынисмяги "Монумент павшим во Второй мировой войне", центральная фигура которого получила расхожее название "Бронзовый солдат", а 28 апреля начаты раскопки находившегося на той же площади захоронения советских солдат, погибших во Второй мировой войне. Акция вызвала массовые беспорядки, в которых приняла участие наиболее активная часть русскоязычной молодежи, и сопровождалась информационной войной в СМИ. В результате этой "войны" был достигнут некоторый компромисс. В период с 30 апреля по конец июня монумент был восстановлен в измененном виде на военном кладбище Таллина. 3 июля там же были перезахоронены останки восьмерых из двенадцати обнаруженных на Тынисмяги солдат. 8 мая 2007 г. премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, впервые в истории современной Эстонии, возложил к ногам "Бронзового солдата" венок. Однако вплоть до сегодняшнего дня "Бронзовый солдат" остается символом антифашистского прошлого и, как следствие, объектом надругательств эстонских неофашистов.

Всплеск неофашизма в Эстонии имеет глубокие исторические причины, поскольку остается в силе противоположность фашизма и коммунизма, а, следовательно, борьба с остатками коммунистического прошлого в своих наиболее острых формах неизбежно возрождает нацистскую идеологию. В советский период отношение к русским (в том числе туристам) в Эстонии было традиционно негативным, за исключением, естественно, районов компактного проживания русскоязычного населения (Нарва). Однако никакого ущемления прав того или иного этноса на государственном уровне не наблюдалось, если не считать обязательного изучения русского языка в школах.

В постсоветский период положение русских в Эстонии стало сложным, билингвистическое общение оказалось резко затруднено. Русские стали отождествляться с коммунистическим прошлым страны, в борьбе за национальную независимость они рассматривались как "пятая колонна", что не могло не сказаться на положении русскоязычного населения. Постоянное русское население Эстонии составляет около 25 %. Лица, для которых русский язык является родным, составляют около 30 %. Значительная их часть является гражданами России (около 100 тыс.) или негражданами (на 17 июня 2008 г. число неграждан в Эстонии составило 113 733 человека – чуть более 8 % населения.). Лица без гражданства фактически являются гражданами ЕС, для них установлен безвизовый режим в большинстве стран ЕС и России (в отличие от граждан Эстонии, которым требуется въездная виза для поездок в Российскую Федерацию), но они не имеют права голоса на выборах в парламент, а также на референдумах. В основном это люди, переселившиеся в Эстонию в период советской власти и их потомки, но имеются и потомки переселенцев времен Российской империи. Количество получающих эстонское гражданство в порядке натурализации, колебавшееся с 1999 г. в пределах от 3 до 5 тысяч человек в год, возросло в 2004 и 2005 гг. до 7 тысяч человек, в 2008 г. резко пошло на убыль и составило 2124 человека.

Безработица среди русскоязычного населения вдвое выше, чем среди эстонцев. Одной из причин является то, что многие русские работали на крупных предприятиях союзного значения, которые безработица затронула в первую очередь из-за разрыва производственных связей. В среднем зарплата русских составляет около 70 % от зарплаты эстонцев, Эстония занимает печальное первое место в Европе по уровню ВИЧ-инфицированных, основное количество которых составляет русские молодые мужчины, ощущающие себя лишними людьми в родной стране.

Другим фактором тяжелого положения русских стало заявление властей Эстонии, что около 59 % "русскоязычных" неспособны общаться на эстонском языке на среднем или хорошем уровне, что являлось нормальным для русскоязычного населения в советское время. По этой причине в 2003 г. среди лиц в возрасте до 29 лет эстонцев с высшим образованием было более чем в два раза больше, чем русских (в 1990 г. их было примерно поровну).

Правительство применило несколько государственных программ для интеграции неэстонцев в общество Эстонии и для улучшения их социально-экономического положения. В марте 1998 г. было создано Целевое учреждение по интеграции неэстонцев. Существует система русскоязычного общего образования (детские сады, средние школы). Принят закон о культурной автономии национальных меньшинств, на практике применимый лишь к 47,43 % русскоязычной общины, поскольку под его действие подпадают только граждане Эстонской республики.

Часть русской общины выступает против программы интеграции, видя в ней план ассимиляции русскоязычного населения. Некоторые политические партии и общественные организации русскоязычных недовольны тем, что гражданство Эстонии получили автоматически только те люди (любой национальности), родители которых были гражданами Эстонии до 1940 г. Они требуют, чтобы все граждане бывшей Эстонской ССР получили гражданство Эстонской республики без ходатайства о его предоставлении.

В настоящее время ходатайствовать о гражданстве Эстонии может лицо, которое поселилось в Эстонии до 1 июля 1990 г. и имеет во время подачи ходатайства вид на жительство или постоянное право на жительство. Если одно из этих условий выполнено, то желающий получить гражданство Эстонии должен сдать экзамен на знание языка, Конституции и Закона о гражданстве, доказать лояльность государству и принести клятву на верность ему, доказать свое соответствие имущественному цензу и цензу проживания в Эстонии.

Несмотря на предоставленные возможности многие не пытаются приобрести гражданство. Например, родители около трех тысяч детей младше 15 лет, которые имеют право подать ходатайство о получении для своих детей эстонского гражданства в упрощенном порядке, пока не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких потенциальных граждан в Таллине и Ида-Вирумаа (Нарве).

Международные организации (в том числе правозащитные организации по правам человека) дали ситуации различные оценки. Серьезные нарушения прав человека в Эстонии обнаружены не были, но правительству были даны советы, как более эффективно организовать языковое обучение и интеграцию национальных меньшинств. На основе советов международных организаций правительство Эстонии ввело поправки в законодательство, в том числе касающиеся гражданства.

20 сентября 2007 г. председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден заявил после посещения Эстонии, что страна слишком медлит с принятием в свое гражданство проживающего в стране русскоязычного меньшинства. Так же 28 сентября 2007 г. ООН распространило заявление о своем предложении Эстонии сделать русский язык вторым государственным и учитывать интересы русскоязычных граждан. Впрочем, несмотря на то, что русский язык не признан официальным, он используется различными правительственными учреждениями Эстонии. 1 сентября 2007 г., впервые после обретения Эстонией независимости в 1991 г., телеобращение главы государства к стране вещалось с субтитрами на русском языке.

В целом следует признать, что положение русских в Эстонии более благоприятно, чем в соседней Латвии. При наличии менее противоречивой позиции ЕС, членом которого является Эстония, ситуация, возможно, сгладилась бы еще заметнее.

§13. Культура. Обретение независимости поставило перед Эстонией проблему поиска национальных культурных корней. Во времена Ливонии и Российской империи народная культура эстонцев вызывала в лучшем случае этнографический интерес и не пользовалась никакой поддержкой государства. Напротив, в СССР эстонская литература, театр, кино и музыка прекрасно развивались, эстонские актеры, певцы и писатели были известны далеко за пределами республики, но, разумеется, искусство находилось под общим советским и партийным контролем. Межвоенный же период независимости был слишком краток, чтобы заложить глубокие основы национальной культуры. После 1991 г. отрицание советского прошлого не могло распространиться на все достижения эстонской культуры, поскольку это означало бы отрицание таких выдающихся явлений культура и науки как школа Ю.М. Лотмана в Тартуском университете или забвение таких знаменитых имен как певец Георг Отс. В этот сложный момент смены культурных парадигм большую помощь новой Эстонии оказали представители эстонской диаспоры, продолжавшие в эмиграции развивать буржуазные традиции литературы и искусства. Современная культурная ситуация сложилась путем усвоения всего лучшего, созданного эстонцами за всю историю, и восприятия западной интеллектуальной и поп-культуры.

Средства массовой информации. Уже в 1990 г. в Эстонии была упразднена цензура печатных изданий и средств массовой информации. Однако наступил период приоритета эстоноязычных СМИ, пользовавшихся государственной поддержкой.

В настоящее время ситуация несколько выровнялась. Помимо государственных и коммерческих эстоноязычных телеканалов, на Эстонском телевидении выходит ежедневная программа новостей на русском языке "Актуальная камера", есть русскоязычный канал Радио 4 государственного радио и новостной портал Эстонской общественной телерадиовещательной корпорации на русском языке Novosti.err.ee.

Среди множества периодических изданий также имеются русскоязычные: "День за Днем" и "Деловые Ведомости". Особенно следует отметить двуязычные информационные издания. Эти факты позволили Международной организации "Репортеры без границ" в 2008 г. поставить Эстонию на 4-ое место в мире по свободе слова.

Система образования регулируется Конституцией Республики,"Актом защиты детей" и "Актом об образовании". Согласно Конституции, все имеют право на образование, независимо от национальной принадлежности. Образование является обязательным для всех детей возрастом до 17 лет. Дети иностранцев или граждан без гражданства также подлежат образованию, за исключением детей дипломатических служащих других стран.

Дошкольное образование предусматривается как доступное для каждого ребенка. Поскольку большинство детских садов являются платными, местные власти должны оплачивать от 50 % до 100 % стоимости, исходя из заработка родителей. Родители не должны платить более 20 % от минимального размера заработной платы, устанавливаемой Правительством Республики Эстония.

Эстонская система образования не имеет деления на начальное и среднее образование. Основой обязательного образования считается девятилетнее обучение (с семилетнего возраста). Обучение ведется по единой государственной общеобразовательной программе. С 2002 г. действует новая программа для гимназий Высшей средней школы (классы 10-12, обучение бесплатное), образование в которых стало разделяться на академическое и профессиональное. Академическое (только на эстонском языке, но государственные экзамены по всем предметам можно сдавать и на русском языке) дает доступ к высшему образованию. Профессиональное образование дает возможность трудоустройства или продолжения обучения на профессиональный диплом.

Высшее образование платное. Ведущим вузом остается Тартуский университет с двухвековой историей. Эстония входит в Европейский NARIC/ENIC и ее дипломы признаются всеми странами Европейского союза.

В Эстонии насчитывается около 600 библиотек, крупнейшие из них – Библиотека Тартуского университета и Национальная библиотека в Таллине.

Религия. В Эстонии господствующей религией является лютеранство (70 % верующих). Широко распространено православие (20 %), в Причудском регионе есть общины старообрядцев, переселившихся сюда в XVIII – XIX вв. Свобода совести гарантируется Конституцией.

Искусство. После 1991 г. исчез советский идеологический контроль над искусством и литературой, но с другой стороны, вступили в действие законы рынка и одновременно приобрела значение государственная поддержка эстоноязычной литературы и кино. Началось восприятие достижений эстонских писателей, находившихся в советские времена в эмиграции. Для современной эстонской культуры характерно восстановление культурных связей со всем миром. Наряду с этим укоренилась продукция глобального творческого производства и массовая культура.

В 1990-е гг. начали возникать частные галереи искусства, развивались немонументальные формы искусства: инсталляции, видеоискусство (Яан Тоомик, Эне-Лийс Семпер, Райво Келомэес).

Наиболее значимым из видов искусств независимой Эстонии стало кино. В 1990-х годах фильмы были нарративными, ведущими темами были переосмысление истории, воспевание категории свободы, установление новых систем взаимоотношений между властью и индивидом. Наряду с обостренной социальной тематикой проскальзывали тенденции поиска новых форм выражения, усложнения языка, оперирование условными средствами – "На улице Раху" (Роман Баскин, 1991), "В пробуждении" (Юри Силларт, 1989), "Только сумасшедшим" (Арво Ихо, 1990). В развлекательном жанре стал заметен фильм "Огненная вода" (Харди Волмер, 1994). Раскрывающий болевую точку эпохи фильм "Georgica" (Сулев Кэедус) имел успех на многих фестивалях. Зрительские рекорды побила историческая эпопея "Имена на мраморной доске" режиссера Эльмо Нюканена, снятая по одноименному роману Альберта Кивикаса. Первой из эстонских кинолент, показанной на Каннском кинофестивале, стала драма 2007 г. "Магнус"; в том же году ряд международных призов получил фильм "Класс".

Свой след в современной эстонской литературе оставили Ене Михкельсон, Николай Батурин, Мадис Кыйв, Майму Берг, Юло Маттеус. Из самого младшего поколения выделяется Тыну Ыннепалу, Эрвин Ыунапуу, Пэетер Саутер, Тармо Тедер, Андрус Кивиряхк, Каур Кендер, Сасс Хенно.

Театральная и музыкальная жизнь Эстонии всегда были достаточно активными. Ведущими коллективами были и остаются Эстонский драматический театр, Линнатеатер (Городской театр), Театр "Ванемуйне" в Тарту, Русский театр Эстонии, Кукольный театр, Ракверский театр, Театр "Эндла" в Пярну, Театр "Угала" в Вильянди и др. В Таллине находятся Национальная опера "Эстония" и Эстонская филармония.

Что касается молодежной и поп-культуры, она широко развита, свидетельством чего стала победа Эстонии в 2001 г. на конкурсе Евровидение.

 

РАЗДЕЛ II.

ЛАТВИЯ

 

Латвийская Республика (Latvijas Republika). Столица – город Рига (Riga). Государственный язык – латышский.

Глава 1. Общая характеристика.

§1. География. Латвия – второе по величине государство Балтии. Общая площадь – 64 589 кв. км. Страна расположена на побережье Балтийского моря, граничит с Эстонией на севере, с Литвой на юге, с Россией и Белоруссией на востоке, имеет морскую границу со Швецией. Гидро- и лесные ресурсы очень значительны, животный мир богат и разнообразен. В Латвии насчитывают более 12 тысяч больших и малых рек, крупные из них – Даугава (Западная Двина), Гауя, Лиелупе и Вента, около 3 тысяч озер. Рельеф наиболее разнообразен среди прибалтийских стран, равнины и низменности переходят в сильно холмистую местность на востоке. Основные природные ресурсы: песок, щебень, торф, доломит, известняк, глина, гипс, энергетические ресурсы отсутствуют. В настоящее время начата разведка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря и испытательная добыча нефти в Курземском регионе. Также побережье Латвии известно как место добычи янтаря, хотя уступает в этом отношении соседней Литве.

§2. Население. Численность населения по данным 2009 г. составила 2 267 886 человека, плотность населения невелика – 37 человек на 1 кв. км. Однако уровень урбанизации высок, почти 70 % процентов населения проживает в городах, которых насчитывают около 77. Большое количество латышей проживает за рубежом, особенно в Канаде, Ирландии и Англии. Демографическая ситуация неблагоприятная, уровень смертности превышает уровень рождаемости, эмиграция еще сокращает численность населения. Этнический состав разнообразный. Доля латышей немного превышает половину населения (52 % в 1989 г., 59 % в 2009 г.). Русских было 33 % в 1989 г., 27 % в 2009 г. Прочие национальности (белорусы, украинцы, поляки, евреи, немцы и др.) представлены небольшим числом жителей. В особую группу выделяют латгальцев, потомков древнего населения Латвии.

§3. Государственный строй. Латвия – парламентская унитарная республика. Основа политического устройства страны – Конституция, или Сатверсме (Satversme), принятая 15 февраля 1922 г., прекратившая действовать в 1934 г. и восстановленная в действии путем ряда законодательных актов 1990 –1993 гг. Юридически Латвия считает себя преемницей Латвийской Республики, существовавшей в 1918–1940 гг., правопреемственность с Латвийской ССР не признается, так как последняя, по официальной версии, была создана оккупационным режимом. Глава государства – Президент, избираемый Сеймом на 4 года. Ныне действующий президент – Валдис Затлерс.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Сейму, избираемому на 4 года гражданами Латвии в составе 100 депутатов. Система голосования – пропорциональная, депутаты избираются по пяти избирательным округам; существует 5%-й барьер прохождения в Сейм для политических партий. С 1990 года у власти в стране непрерывно находятся правые ("латышские") партии. Нынешний состав правительства Латвии был утвержден 12 марта во главе с представителем правой партии "Новое время" Валдисом Домбровскисом. В правящую коалицию вошли пять из восьми представленных в Сейме партий. Три из них находились в прежней коалиции: Народная партия, Союз "зеленых" и крестьян, а также объединение "Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии". В правительство также вошли представители правых "Нового времени" и "Гражданского союза". Правая парламентская оппозиция представлена партией Латвийская первая партия/Латвийский путь, русская оппозиция – партиями "Центр согласия" и "ЗаПЧЕЛ – За права человека в единой Латвии".

Правительство Латвии – Кабинет министров, составляемый лицом, которое выбирает президент государства, и утверждаемый Сеймом. Глава правительства – президент министров (с 12 марта 2009 г. – Валдис Домбровскис).

Важнейшие вопросы решаются путем всенародных референдумов. Референдум может быть проведен по решению Сейма. Если не меньше трети депутатов Сейма требует приостановки провозглашения закона, принятого не в срочном порядке и если за вынесение его на референдум в течение 2 месяцев подпишется по меньшей мере 10 % граждан, организуется всенародное голосование, для которого установлен минимум явки – половина участников предыдущих выборов Сейма. Автоматически на народное голосование передается законопроект, внесенный в Сейм по меньшей мере 10 % избирателей, но отклоненный или существенно измененный им.

С осени 2007 г. по инициативе профсоюзов идет борьба за изменение Конституции ЛР 1922 г., с целью предоставить народу право распускать Сейм ЛР (сейчас по Конституции право роспуска имеется только у Президента). 2 августа 2008 г. референдум прошел, но кворум явки не был достигнут (пришло 41,51 % от необходимого числа избирателей). Тем не менее по инициативе президента В. Затлерса разработка поправок началась.

Новое постсоветское административное деление Латвии проходило в несколько этапов и полностью еще не завершено. Первым этапом данной реформы было переименование сельсоветов в волости, переименование городских советов в думы и ликвидация самоуправления в районах Риги, вторым – сокращение функций и статуса районного самоуправления (районные советы перестали быть избираемыми органами – их составляли представители "нижестоящих" волостных, городских и со временем краевых самоуправлений), третьим этапом было создание в каждом районе нескольких краев путем слияния нескольких бывших волостей и городов районного значения в одно самоуправление. Таким образом, были ликвидированы районные самоуправления. Волости как территориальные единицы не были ликвидированы. Принятое правительством 4 сентября 2007 г. решение о новом административном делении Латвии – 96 краев (novads) и 9 республиканских городов – было введено 1 июля 2009 г. с началом работы новых дум, избранных на Латвийских выборов в самоуправления 6 июня 2007 г.

Основная административная единица – край. Несмотря на четко прописанные нормы количества населения в новадах (не менее 4000 человек), примерно в одном случае из пяти эта норма нарушается. Например, в Балтинавском новаде или Алсунгском менее 2000 человек. В то же время существуют и новады по 20000-30000 и более человек (Талсинский, Огрский). Такое деление позволяет обеспечить выборность нужного количества депутатов в Сейм Латвии от "стратегических" местностей, где поддержка правящих партий сильнее. И наоборот, уменьшить количество депутатов из регионов, известных своей оппозиционностью. Органы власти муниципалитетов (думы) избираются на 4года. Очень важный вес в политической жизни государства играет Рижская дума, среди депутатов которой присутствуют и представители непарламентских партий.

§4. Ведущие политические партии. Ведущая партия нынешней парламентской коалиции – партия " Новое время " – основана в 2002 г. бывшим президентом Банка Латвии Эйнаром Репше. В 2002г., во время избирательной кампании в Восьмой Сейм партия обещала бороться с коррупцией и уклонениями от налогов. Программа "Нового времени" включает правоориентированные реформы систем здравоохранения и образования, такие, как перевод высшего образования на полностью платную основу. На выборах Восьмого Сейма 5 октября 2002 г. партия получила 23,9 % голосов избирателей и 26 из 100мест в сейме, образовав самую большую фракцию и сформировала правительственную коалицию вместе с тремя другими партиями, пост премьер-министра занял Эйнар Репше. В январе 2004 г. коалиция распалась и Репше подал в отставку, сохранив пост лидера партии. До октября 2004 г. партия находилась в оппозиции, после чего присоединилась к коалиционному правительству Айгара Калвитиса. После скандала, связанного с покупкой голосов на местных выборах в Юрмале своего коалиционного партнера "Первой партии" и распадом коалиции, "Новое время" снова оказалось в оппозиции. Лидер партии с 2008 г. – Солвита Аболтиня, бывший министр юстиции, глава парламентской фракции – Дзинтарс Закис. "Новое время" является частью Европейской Народной Партии, с 2004 г. представлено 2 депутатами в Европейском парламенте.

" Народная Партия " была основана в 1998 г. Андрисом Шкеле, бизнесменом и бывшим премьер-министром, являвшимся председателем партии до 2002 г., затем место председателя партии занял Атис Слактерис. Партия находилась у власти в Латвии в 1999-2002 гг. (третий кабинет "народника" Шкеле и кабинет Берзиньша), а также с 2004 г. (кабинеты Эмсиса, первый и второй кабинеты "народника" Калвитиса, второй кабинет Годманиса, кабинет Домбровскиса). На парламентских выборах 2002 г. партия получила 16,7 % голосов избирателей и 20 из 100 мест в Сейме (третье место). На последних парламентских выборах "Народная партия" заняла первое место с 23 депутатами и 19,56 % голосов. С 2006 по 2008 г. партию возглавлял Айгарс Калвитис, 18 октября 2008 г. председателем партии стал Марек Сеглиньш, министр внутренних дел (с 2009 г. – юстиции). Она также является частью Европейской Народной Партии, с 2004 до 2009 г. была представлена в Европейском парламенте 1 депутатом, в настоящее время утратила представительство.

Латвийская первая партия известна как "партия священников". Была создана в 2002 г. на основе Новой партии и Союза христианских демократов перед выборами в 8-йСейм, где получила 10 мандатов. В новом правительстве партия получила несколько министерских портфелей. На выборах 2006 г. ЛПП участвовала, выставив объединенный список с "Латвийским путем". Список получил 8,58 % голосов и 10 мест в парламенте. Партия постоянно входит в состав правительства с ноября 2002 г., но ни разу правительство не возглавляла. В настоящее время находится в оппозиции. В Европейском парламенте не представлена.

" Центр согласия " был основан 9 июля 2005 г. путем объединения "Партии народного согласия", партии "Новый центр", Даугавпилсской городской партии и Социалистической партии Латвии. Лидером объединения является Нил Ушаков. На выборах Сейма Латвии в октябре 2006 г. ЦС получил 14,4 % голосов и 17 мест в парламенте. На муниципальных выборах 2009 г. Нил Ушаков и объединение "Центр согласия" добились рекордных результатов на выборах в Рижскую Думу, получив 26 мест из 60. Избиратели "Центра согласия" – преимущественно русскоязычные. В основе программы– борьба за права русскоязычного населения.

" ЗаПЧЕЛ – За права человека в единой Латвии" – левоцентристская оппозиционная партия (до 2007 г. – объединение политических партий) в Латвии, представляющая преимущественно интересы русскоязычных жителей. Основано в 1998 г. Сопредседатели – Татьяна Жданок, Яков Плинер и Юрий Соколовский. В основе программы – защита интересов национальных меньшинств.

Глава 2. История независимой Латвии

§5. Восстановление независимости. С началом перестройки в 1987 г. в столицах Прибалтики начались массовые выступления. В 1988 г. возникли первые перестроечные политические движения. Крупнейшее из них – Народный фронт Латвии – пришло к власти в 1989–1990 гг., призывая к независимости и рыночным реформам. Противостоящий Народному фронту Латвии Интерфронт, выступавший за интернационализм и сохранение Латвии в составе Советского Союза, не имел такой широкой поддержки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных