Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование имущественных отношений




Земля в Древнем Египте считалась собственностью государства. Для Древнего Египта характерно явление «власть – собственность», т.к. государственные (и храмовые) хозяйства нередко предоставлялись отдельным должностным лицам в качестве платы за должность.

В связи с поглощением государства собственности общин, последняя форма не сохранила значительного веса. Кроме того, общинные земли стали переходить в частные руки с Древнего царства. В самой общине было немало людей, которые, используя труд рабов, сумели сделать пригодным для земледелия земли, лежащие выше разливов Нила, за пределами общинной территории. С самого начала они стали предметом частной собственности частная собственность.

В период Нового царства храмы приобрели право собственности на свои земли. Часть храмовых земель перешла в частную собственность жреческой знати. Постепенно появлялось все больше частных собственников земельных участков.

Документ о найме рабынь и купчая на землю времени Нового царства: Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1. С. 88 (II).

Движимое имущество, в т.ч. рабы, с древнейших времен находилось в частной собственности и было предметом всевозможных сделок.

Имущество, накопленное Метеном: Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1. С. 33.

Среди разнообразных договорных отношений особое распространение получил договор займа прежде всего зерна и денег. Он заключался на короткие сроки, а неуплата положенного в срок влекло уголовные наказания. Нередко в договоре предусматривались высокие проценты. Но, по свидетельству Диодора, полицейский закон запрещал требовать в виде процентов сумму, превышающую предмет займа. Весьма вероятно, что в Египте существование долговой кабала, поскольку египтяне – рабы существовали в стране. Однако quest5по закону Бокхориса, фараона, правившего в период Позднего царства (VIIIв. до.н.э.), долговая кабала была запрещена. Существовали и средства обеспечения исполнения обязательств в виде заклад и ипотеки.

В договоре купли – продажи различали два акта: соглашение и ввод во владение. При этом некоторые из них регистрировались в поземельных книгах. Действующее право требовало произвести оплату наличными, поэтому отсутствовала продажа в кредит. Если покупатель не мог заплатить продавцу, он давал расписку. Так между сторонами договора возникали отношения из займа.

Египетскому обществу был известен и договор найма, имущественного и личного.

Документ о найме рабынь и купчая на землю времени Нового царства: Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1. С. 88 (I).

Договоры аренды земли заключались обычно на один год. Также существовали дарение, мена, товарищество.

Договоры заключались в письменной форме. При этом письменные документы составлялись дома или у нотариуса. Они удостоверялись пятью свидетелями, а после персидского завоевания – семью. Каждый свидетель переписывал контракт на папирусе и подписывался. Подлинник, подписанный сторонами, не включался в число переписанных. При отсутствии письменного документа в качестве доказательства выступала клятва.

Семейное право

В древности семья была патриархальной. Ее главой являлся муж. Часто браки заключались между братьями и сестрами.

Однако сохранялось немало пережитков матриархата. Так, Геродот (484 – 425 гг. до н.э.), рассказывая об одном путешествии по Нильской долине, отмечал, что “египетские женщины занимают выдающееся и почетное место, а их сыновья предпочитают именоваться по матери, а не по отцу”. Это неслучайно, т.к. женщины заложили в глубокой древности основу материальной и духовной культуры Египта. Были случаи, когда женщина в качестве приданого приносила с собой целые области, тогда на мужа переходил титул жены и право на управление областью. Дети обоего пола должны были подчиняться воле отца, этого требовали право и мораль.

Брак заключался посредством договора. Первый вид брака предполагал полное господство мужа в семье. Однако заключался он, с одной стороны, будущим супругом, с другой, лично женщиной, совершавшей с будущим супругом сделку самопродажи в форме специального обряда с произнесением торжественной формулы и принесением клятвы. После этого она фактически становилась хозяйкой дома. В личном отношении жена и дети находились в полном подчинении мужа и отца. Все, что имела женщина до брака и приобретала во время него, принадлежало ее мужу.

Второй вид брака, видимо, возникший в Фивах, заключался путем символической самопродажи. При ней муж был обязан: взять женщину в жены, дать брачный дар, назначить ее сына наследником всего своего настоящего и будущего имущества, выплатить жене неустойку в случае неверности или в случае прекращения брака по его инициативе или взятии им другой жены (т.е. полигамии). В этом браке муж не мог выгнать жену, нанести ей обиду, дурно с ней обращаться, должен был предоставлять ей содержание деньгами и продуктами, вместо этого она даже могла пользоваться частью имущества мужа, которое становилось общим для супругов.

В эпоху Птолемеев в Мемфисе возник еще один вид брака по аналогии с отношениями, возникающими из займа в имущественной сфере. При его заключении муж как бы признавал себя должным своей жене некоторую сумму денег, которую он получал от нее в момент заключения брака (т.е. это был его вклад в общее имущество), но которую мог и не получить от нее или ее отца. Это имущество супруг возвращал при разводе в течение 30 дней с момента требования о том жены. Оно наследовалось ее детьми, а при их отсутствии – ее родителями. Этот «долг» обеспечивался всем его имуществом и право требования переходило наследовался. Кроме того, при этом браке женщина могла приобретать и другое имущество, а также сохраняла личную самостоятельность.

Следует отметить, что при заключении договора женщина, становясь членом семьи мужа, могла определить некоторые гарантии своей свободы, в т.ч. право инициировать расторжение брака. Иногда в договорах содержалось положение о том, что он не может воспрепятствовать жене изменить свое местожительство. В ряде случаев по договору она становилась совладелицей имущества мужа.

В некоторых случаях предусматривались и ее обязанности, например, ночевать лишь в доме мужа, не быть в связи с каким-либо мужчиной, не причинять вреда общему хозяйству, не позорить мужа. Неисполнение этих условий влекло потерю ею приданного.

В Египте существовал и так называемый «пробный» брак с раздельным имуществом супругов. Формально за женой сохранялась личная свобода, и она не принадлежала к семье мужа. Более того, отец в любое время мог истребовать дочь обратно. Муж обязан был возвратить приданое в случае его расторжения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных