Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство и право Афин 2 страница




Афинские граждане пользовались политическими правами, включая право участвовать в народном собрании и избираться на государственные должности. Гражданство давало право на получение пособий от государства и участие в производившихся государством раздачах. За различные преступления права отдельных граждан ограничивались по суду (бесчестие, или атимия). Напротив, за особые заслуги граждане по постановлению народного собрания наделялись особыми льготами и почетными правами (освобождение от чрезвычайных налогов — литургий, почетные места на празднествах и в собраниях, ношение почетного венка и т. п.), приглашались на торжественный обед в помещении булэ за счет казны и пр.

Граждане являлись военнообязанными с 18 до 60 лет, причем в возрасте от 18 до 20 лет они проходили военное обучение (рабы и метеки зачислялись на военную службу только в исключительных случаях). Только некоторые граждане освобождались от призыва: должностные лица, откупщики и т. п. Граждане служили в вооруженных силах сообразно своему имущественному положению: наиболее состоятельные — в коннице или тяжеловооруженной пехоте (гоплиты), малоимущие — в легковооруженной пехоте или в качестве матросов.

Имущественное положение имело значение еще в одном случае. На богатых граждан и метеков возлагали обязанность уплаты чрезвычайных налогов — обычно в форме повинности в пользу государства, сопряженной со значительными расходами (литургии). Правда, никому нельзя было назначать более одной литургии в течение года. Кроме того, характер и размер повинности можно было оспаривать вплоть до обращения в суд. В среднем в IV в. до н. э. ежегодно до 60 граждан выполняли литургии, в том числе ежегодные хорегии (расходы по организации музыкальных состязаний и содержанию хоров во время различных празднеств), гимнасиархии (расходы по содержанию гимнастов во время некоторых празднеств), угощение всех членов своей филы во время некоторых праздников и др. Особо обременительной оказывалась триерархия: триерарх получал от государства готовый остов корабля, который он оснащал и снабжал всем необходимым для плавания. Правда, триерарх получал командование кораблем в течение года.

Метеки (дословно «живущие рядом» с гражданами) — это чужеземцы, осевшие в Аттике. Число метеков в Афинском государстве одно время превышало 10 000 чел. В силу принципов полисного устройства метеки не имели политических прав. Обычно они не могли приобретать и недвижимость, а если это разрешалось, то стоимость дома и земельного участка ограничивались. После 451 г. до н. э. браки метеков с афинским гражданином или гражданкой не считались законными, как и дети от таких союзов. Правда, метеки могли жить, где им хотелось: квартала для иностранцев в Афинах не существовало. Но каждому метеку надлежало выбрать себе защитника (простата) из числа граждан, который, по-видимому, являлся посредником между метеком и полисом. Метеки подлежали налогообложению наравне с гражданами и несли другие повинности, кроме триерархии. Кроме того, с метеков взималась особая подать — метекион.

Отдельные метеки за оказанные ими полису услуги приобретали особое, привилегированное положение, освобождаясь от обязанности платить метекион, получали право приобретать дома и землю в Аттике; вступать в законный брак с афинскими гражданами, а также сноситься непосредственно, без простата с органами государственной власти. Эти метеки именовались равнообязанными.

Иностранец, который у себя на родине оказали какие-либо особые услуги афинянам, получал звание проксена. Во время их пребывания в Афинах проксенам предоставлялись разного рода привилегии: доступ на народное собрание, право приобретать недвижимость в Аттике и т. п.

Статус метеков распространялся также на вольноотпущенников.

Рабов в Афинах было больше, чем свободных. В наиболее привилегированном положении находились государственные рабы, из которых состояла стража, охранявшая порядок в народном собрании, тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Они частично сохраняли дееспособность, имели хозяйство, могли приобретать имущество. Но основную массу составляли частновладельческие рабы, которых можно было встретить в каждом зажиточном доме. В IV в. до н. э. в состоятельной городской усадьбе работало до пятидесяти рабов (в качестве управителей-казначеев, педагогов, врачей и т. п.). Некоторые рабы жили отдельно от господ, занимались ремеслом и лишь передавали своим хозяевам обусловленную плату. Вместе с тем в Аттике рабский труд широко использовался в крупном сельскохозяйственном производстве, а также в больших ремесленных мастерских. Нередко рабов держали для отдачи внаймы другим. Так, в конце V в. до н. э. некто Никий отдавал для работы в рудниках тысячу рабов.

Источником рабства в Афинах были плен, покупка за границей, рождение от рабов, а до реформы Солона и закабаление за долги, включая самозаклад.

Частновладельческий раб составлял собственность господина, был вещью, а не лицом. Поэтому он не мог приобретать собственность. Все, что принадлежало фактически, в юридическом отношении ему представляло собственность господина. За ущерб, причиненный здоровью раба, вознаграждение получал его хозяин. Но он же отвечал за ущерб, причиненный его рабом третьим лицам, и мог освободиться от ответственности, только выдав раба потерпевшему.

Господин мог наказывать раба плетью. Смертная казнь назначалась рабу лишь по судебному приговору. Однако на практике убийство раба господином, разумеется, не влекло наказания. Убийство же чужого раба влекло обязанность уплатить штраф его господину.

В случае жестокого обращения раб мог бежать в одно из святилищ, которые служили им убежищами, и требовать передачи другому хозяину.

На суде раб не выступал самостоятельно — его представителем являлся господин. Лишь в том случае, если раб обращался в суд по поводу угрожающего государству деяния, он мог выступать самостоятельно и не только против посторонних, но даже против своего хозяина. Если донос раба подтверждался, ему могла быть дарована свобода.

Частное право. Даже в V—IV вв. до н. э. еще не сложилось представления об абсолютном характере прав частного собственника. Отсутствовал термин, который обозначал бы эти права. Недаром земельные владения в Аттике именовались «клерос», т. е. жребий, что отражало давно уже отжившие общинные порядки. Собственники облагались значительными повинностями в пользу государства, что означало ограничение индивидуальной собственности в интересах общины граждан. Частые конфискации также подтверждают относительность прав частного собственника.

Право собственности защищалось исками о доходах с участка или дома, о собственности, о нарушенном владении.

<QUEST27< FONT>В сфере обязательственного права к IV в. до н. э. различали два вида обязательств: вольные, т. е. из договоров, и невольные, т. е. из деликтов.

Любое соглашение могло служить основанием договорного обязательства. Обязательной формы для действительности договоров не существовало: ключевым фактором считалось достижение соглашения между сторонами. Однако в целях облегчения доказательства сделки чаще всего прибегали к письменной форме. Среди таковых следует выделить документы, подписанные двумя сторонами (например, договор купли-продажи, найма) и возлагающие обязанности на обе стороны, а также документы, возлагающие обязанности лишь на одну сторону и потому подписанные лишь одной стороной (как при займе).

Неисполнение договорных обязательств влекло до реформы Солона в том числе и личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала. Солон практически полностью ликвидировал эту гарантию. Но такие средства обеспечения обязательств, как задаток, залог, поручительство сохраняются и развиваются. Иногда в договор включали условие о денежном штрафе за неисполнение договора, а также условие, содержащее согласие должника на взыскание долга в том порядке, в каком исполняются судебные решения.

Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вследствии широко распространения ростовщичества. Причем в случае залога недвижимости, то здесь практиковалась так называемая ипотека, т. е. залог земли с оставлением ее во владении должника, но с предоставлением кредитору права распорядиться землей в случае неуплаты долга.

Высокий уровень развития товарно-денежных отношений в Аттике нашел свое выражение в чрезвычайном разнообразии видов договоров.

Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора являлись движимые вещи, недвижимость (поле, дом, сад), люди — рабы, а до реформы Солона и свободные продаваемые в рабство. Продажа чужих вещей считалась недействительной, за исключением отчуждения имущества, производимого казной: в последнем случае договор сохранял силу, даже если оказалась продана вещь, не подлежавшая отчуждению. Необходимое условие купли-продажи — согласованная цена, хотя бы выраженная не деньгах, а в натуральных продуктах.

Договор купли-продажи без особых формальностей влек переход права собственности на продаваемую вещь. Однако только после уплаты покупной цены. Даже если вещь была передана до получения всей оговоренной суммы, продавец в случае невыполнения покупателем его обязательств мог истребовать обратно проданную вещь. Значит, до полной оплаты он оставался ее собственником. Однако риск случайной гибели вещи переходил к покупателю с момента заключения договора, независимо от уплаты ее цены.

Итак, обязанность покупателя по договору купли-продажи состояла в уплате оговоренной цены приобретаемой вещи. В свою очередь, продавец обязан был передать вещь со всеми принадлежностями и дать гарантии покупателю от всякого изъятия вещи третьим лицом (от эвикции).

Очевидно, была установлена и ответственность продавца за скрытые недостатки проданной вещи. Так, закон предусматривал ответственность за продажу больного раба: покупатель мог требовать расторжения сделки в годичный срок в случае эпилепсии и месячный — для других болезней.

Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи: скот, рабов, суда, дома и т. д. Особенно распространенной была аренда в Афинах, поскольку метеки, как правило, не могли приобретать дома в собственность. Договор найма не требовал особой формы, но при найме обычно составляли письменные договоры, кроме того формальные недвижимости требования были установлены для договоров найма, заключавшихся разными коллективами.

По договору найма наймодатель обязан предоставить в пользование нанимателя вещь на срок, установленный договором. Он должен гарантировать нанимателя от эвикции вещи. Наниматели также добивались включения в договор оговорки, запрещавшей наймодателю продавать вещь до истечения срока найма. Против третьих лиц, мешающих арендатору пользоваться полученным по договору имуществом, арендатор мог защищаться непосредственно сам, взыскивая с нарушителей его прав штрафы.

Главная обязанность нанимателя состояла в своевременной уплате (как правило, деньгами, но в сельском хозяйстве допускалась уплата в натуральной форме). При неисправном поступлении наемной платы, например, домовладелец мог выселять квартирантов. И для этого домовладельцам предоставлялось право снять двери, разобрать крышу дома, закрыть колодец.

Наниматель также должен был обращаться с взятой внаем вещью как заботливый хозяин и вернуть ее по окончании срока найма в исправном состоянии.

Обычный срок договора найма недвижимостей в сельской местности десять лет, встречались и более продолжительные сроки.

Личный наем и подряд. Наемный труд играл незначительную роль, так как был не в силах конкурировать дешевым рабским трудом. Однако наемные работники трудились в сельском хозяйстве, на постройке кораблей, в различных ремесленных мастерских. Особо следует выделить контрактную службу в вооруженных силах.

От договора личного найма отличался подряд: известны договоры подряда на проведение водосточного канала, осушку болот, ремонт и достройку храма, об обучении раба и др.

Договор ссуды представлял собой соглашение о предоставлении вещи в бесплатное пользование. На практике предметом договора ссуды могли быть не только собственные, но и чужие вещи (ковры, серебряные кувшины и т. д.). По договору ссуды пользование вещью, в отличие от найма, осуществлялось безвозмездно.

Предметом договора займа являются вещи, определенные индивидуальными, а родовыми, признаками — мерою, например, определенное количество муки оговоренного качества, определенное число животных известного вида и т. п. Беспроцентный заем существовал, но обычно заем предоставлялся с условием уплаты процентов: ростовщичество процветало и в сельской местности и в Афинах. Свобода в установлении размера процентов допущена законами Солона. Нормальным считалось взимание 12–18% в год, но процентная става могла быть гораздо выше. При задержке с уплатой процентов в срок допускалось начисление процентов на проценты.

Договор займа мог быть заключен устно и даже без свидетелей. Но в большинстве случаев все же свидетелей приглашали присутствовать и при заключении договора, и при передаче денег; нередко составлялся и письменный документ. Женщина не могла заключать договора займа ни в качестве заимодавца, ни в качестве заемщика без согласии ее попечителей.

Взятое взаймы надлежало возвратить в срок. При просрочке кредитор имел возможность защищать свои интересы рядом различных исков.

Договор поклажи отличается тем, что в отличие от ссуды вещь передается не для пользования, а для хранения. Сторона, принявшая вещь, обязана хранить ее и вернуть вещь хозяину по первому требованию. Отказ возвратить вещь рассматривался как бесчестный поступок, но не влек за собой особой ответственности лица, принявшего вещь на хранение. Потерпевший был вправе предъявить иск об истребовании своей вещи, но лицо, принявшее вещь, могло потребовать возмещения расходов, понесенных им в связи с хранением вещи.

Передача денег банкирам — «трапезитам», предоставлявшая им право использования этих денег (следовательно, право возвращения других монет, а не тех, которые были даны на хранение), рассматривалась в афинском праве как разновидность договора хранения. Хотя, конечно, с современной точки зрения данный договор, скорее, следует квалифицировать как договор займа.

Договор товарищества, как правило, оформлялся письменно. Участники договора делали вклады для образования общего имущества товарищества. Они несли ответственность друг перед другом за убытки, причиненные умышленно или небрежным ведением дела. Однако ответственность в последнем случае была смягчена. Товарищества приобретали в лице своих представителей недвижимость и прочее имущество. Доходы и убытки товарищества делились согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий — пропорционально ценности вкладов.

Среди различных объединений, существовавших в Афинах под названием товариществ, были также общества, образованные в целях устройства совместных пирушек — нечто вроде клубов, у которых имелось особое имущество. Известны также общества сотрапезников, члены которых объединялись для организации совместного питания (холостяки, вдовцы и т. п.); товарищества для религиозных целей; товарищества для взаимопомощи при организации похорон. В IV в. до н. э. существовали товарищества поэтов, артистов и музыкантов, принимавших участие в празднествах в честь бога Диониса. Тем не менее особо важную роль играли именно многочисленные товарищества предпринимателей — банковские, корабельные и т. п.

Афинскому обязательственному праву также были знакомы договоры поручения, комиссии и др.

Обязательства из деликтов. В афинском праве недозволенные действия, которые нанесли ущерб личности или имуществу, в ряде случаев влекли штрафы в пользу потерпевших. Размеры штрафа нередко превышали ущерб, причиненный деликтом. Например, такие иски предъявлялись к соседу, по вине которого оказалось затоплено поле пострадавшего, или к тому, кто порвал чужую одежду или повредил другое имущество. В эту группу следует включить иск об убытках вследствие того, что по вине ответчика сорвалась выгодная коммерческая операция, или иск об убытках, причиненных плохим выполнением обязанностей опекуна. Отец отвечал за имущественный вред, причиненный его детьми, хозяин — за вред, причиненный его рабом или животным (однако собственник мог передать раба или животное потерпевшему и освободиться от иска).

Ученые полагают, что существовал иск и для требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением договора. В отличие от простого возмещения ущерба потерпевший в этом случае доказывал, что действия причинившего вред были совершены намеренно или сознательно. Это давало основание требовать возмещения убытка вдвойне, т. е., по сути, штрафа.

Вред, причиненный личности (оскорбление действием, побои, насилие и т. п.), с позиций современного права имеет признаки уголовного правонарушения.

<QUEST28< FONT>Вступление в брак считалось обязательным для граждан, но безбрачие не влекло за собой наказания и расценивалось как несчастье и нечестие (отсутствие потомства вело к прекращению культа предков, кроме того, безбрачие закрывало путь к занятию ряда государственных должностям).

В архаическую эпоху брак заключался в форме договора купли-продажи, который заключали отец девушки (или лицо, его заменяющее) и жених. Договор скреплялся обменом материальными ценностями (скотом и т. п. предметами от жениха и подарком ему со стороны будущего тестя). Однако и в последующем женщина является, скорее, объектом брачного договора, чем его стороной. Договор заключается не с невестой, а с главой семьи или замещающим его лицом. Плата за невесту сохраняется, хотя, видимо, имеет символическое значение. Также и приданое не было обязательным, но только для отца; если же сестру выдавал замуж ее брат, он обязан был дать за ней приданое.

Муж лишь управлял имуществом, полученным в качестве приданого, и обязан был сохранить его для детей, рожденных в этом браке.

Заключение брака перед должностными лицами или судом совершалось только в исключительных случаях, таких как выдача замуж сироты-наследницы, женитьбе усыновленного и т. п.

Афинская семья формально моногамна. Причем женщина занимала в ней вдвойне приниженное положение: в браке наряду с прежней с властью ее отца или заменяющего его лица она оказывается подвластной мужу.

Развод для мужчины был свободен. Но, если развод последовал не из-за измены жены, муж был обязан вернуть ее приданое. Никаких формальностей, в частности обращения к должностному лицу, при этом не требовалось. Если инициатором развода выступала жена, она должна была обратиться к архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода. Это, конечно, было затруднительно для женщины, поставленной правом в многостороннюю зависимость от мужа. Правда, дело о разводе мог возбуждать за дочь ее отец в случае дурного обращения с нею мужа.

Муж также мог прекратить свой брак, выдав свою жену замуж за другого (очевидно, с ее согласия).

Родительская власть отца первоначально была очень широка: отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Солон отменил право отца продать в рабство своих детей, но сохранил его право подвергнуть сына изгнанию за недостаточную почтительность. Также отец мог отречься от ребенка в первые дни по его рождении, если не считал его своим (а гражданин, не имевший средств для воспитания ребенка, передавал его властям для воспитания за казенный счет). Отец мог и позднее отречься от сына и лишить его наследства, если тот плохо обращался с отцом. Отец мог выдать свою дочь замуж, за кого хотел и даже предписать ей жениха в завещании. Дети обязывались оказывать почтение и повиновение своим родителям, а сын — содержать впавших в бедность родителей. В противном случае он мог предстать перед судом.

<QUEST29< FONT>Наследственное право. Наследниками по закону являлись прежде всего сыновья умершего. Их сестры не считались наследницами, но при замужестве могли рассчитывать на получение приданного от братьев. Между сыновьями наследство делилось поровну. Внебрачные дети могли получить небольшую долю имущества отца только в том случае, если он упомянул их в завещании. При отсутствии прямых потомков наследовали боковые родственники, в первую очередь братья и племянники, затем сестры и племянницы. Дяди, двоюродные братья и их дети и т. д. являлись наследниками следующей очереди.

Сыновья вступали во владение имуществом отца без ввода во владение, т. е. без постановления государственного органа. Боковым же родственникам для утверждения в правах наследства надлежало обращаться с иском в суд.

Для действительности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. По закону Солона мог завещать лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Также не могли завещать несовершеннолетние и женщины. Плутарх о реформах Солона (Плутарх, Солон, XXI) // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. С. 155. Приемный сын не пользовался правом завещать свое имущество, ибо в случае отсутствия у него потомства его имущество переходило к семье усыновителя. Наконец, лица, занимавшие должности, сопряженные с распоряжением общественными средствами не могли завещать до тех пор, пока не были утверждены их должностные отчеты. Если у завещателя была только одна дочь, он мог завещать постороннему свое состояние с условием, чтобы тот женился на его дочери. При наличии нескольких дочерей он мог назначить наследника и выдать за него замуж одну из дочерей, возложив на него обязанность выдать замуж остальных дочерей и дать им приданое.

Единственная дочь-наследница именовалась «эпиклерос». Если отец не назначал ей жениха по завещанию, будущего мужа подыскивал архонт. Первоочередное право на руку эпиклерос имели, видимо, ее родные с отцовской стороны.

<QUEST30< FONT>Уголовное право. Афинское право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло немало архаических пережитков. Так, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников жертвы, а не органы государства. Поэтому между ними допускалась сделка о вознаграждении за убитого. При отсутствии ближайших родственников это вознаграждение получали 10 членов той фратрии, к которой принадлежал убитый. Если родственники возбуждали преследование против убийцы, иск имел характер частного обвинения («дике»), а не обвинения, затрагивающего интересы государства («графэ»). Наряду с убийством, к числу уголовных дел частного обвинения относились такие серьезные правонарушения, как похищение девушки, отравление, поджог.

В Афинах существовали следующие основные наказания.

При наиболее серьезных преступлениях, таких, как умышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь. Осужденному предоставлялось самому привести приговор в исполнение. Для этого ему предоставлялся яд, а иногда меч и веревка.

Рецидивистов — разбойников и грабителей продавали в рабство, поскольку они считались стоящими вне закона. Наказания для рабов и свободных за одинаковые преступления были различными. Так, если свободный отделывался небольшим штрафом, раб подвергался телесному наказанию (телесные наказания применялись лишь в отношении рабов). Обычным наказанием для свободных были штрафы и конфискации. Лишение свободы применялось лишь как мера пресечения, чтобы предотвратить побег.

Широко применялось в качестве наказания бесчестье — атимия, состоявшая в лишении политических прав и сопровождаемая в ряде случаев конфискацией имущества. При полном лишении прав гражданина осужденный впредь не мог занимать никаких общественных должностей и даже участвовать в народном собрании, не мог посещать храмы и празднества, обращаться в суд. В других случаях атимия приводила лишь к лишению какой-то части этих прав.

Также использовались изгнание, штрафы и конфискации (в пользу государства и храма богини Афины). Конфискация использовалась обычно в качестве дополнительного наказания к смертной казни.

Среди государственных преступлений, известных афинскому праву, выделяются: государственная измена (включая покушение на существующий строй), обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание и т. п. Афиняне относили к государственным преступлениям и оскорбление богов, безбожие, святотатство, поскольку религия имела государственный характер. За совершение государственных преступлений карали смертной казнью, обычно сопряженной с конфискацией имущества, и крупными штрафами. Постановление афинского Народного Собрания об охране демократического строя и о преследовании врагов демократии (Андокид, О мистериях, 96–98) // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. С. 302–303

К числу преступлений против семьи относили дурное обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, родственника с дочерьми-наследницами. При этом ущерб, причиненный имуществу указанных лиц, приравнивался к дурному обращению с личностью и также давал основание для предъявления соответствующего обвинения. Небрежное отношение к семейным интересам, которое влекло за собой материальный ущерб для всей семьи, также признавалось преступлением.

Оскорбленный муж мог безнаказанно убить любовника жены, застигнутого на месте преступления. Но если муж не учинил расправы, против виновного могло быть возбуждено обвинение в суде. В свою очередь заподозренный мог встречно обвинить мужа по поводу неосновательного привлечения к ответственности. Уголовное преследование полагалось также за похищение девушки и сводничества.

Из преступлений против личности, кроме убийства, были предусмотрены и другие посягательства на личность: клевета, оскорбление, побои и т. д.

При кражах наказание зависело прежде всего от того, был ли застигнут вор на месте кражи или нет. В первом случае вора можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора — даже убить. Если же вору удавалось скрыться и обвинение предъявлялось спустя некоторое время после кражи, обвинение в порядке «графэ» выдвигалось, если кража была совершена на базаре, в бане или другом общественном месте. В других случаях виновному грозил штраф в размере не больше двойной стоимости украденного.

<QUEST31< FONT>Судебный процесс зачастую отличался важными нюансами в различных судебных учреждениях, поскольку они складывались в разное время и блюли свои старинные обряды, проникнутые символизмом.

Так, ареопаг, разбирал дела о предумышленном убийстве, отравлениях и поджогах под открытым небом, чтобы присутствующие не осквернялись пребыванием под одним кровом с убийцей. Обвинитель и обвиняемый стояли на двух камнях, из коих один именовался камнем непрощения, а другой — камнем обиды. Убийца после речи обвинителя мог без промедления удалиться в изгнание и в силу этого избавиться от наказания.

В свою очередь суд эфетов, разбирая дела тех, кто, будучи изгнан из Афин за непредумышленное убийство, вновь обвинялся в убийство, заседал у самого берега моря. Подсудимый, который не имел права вступать на территорию Афинского государства, находился в лодке, которая подплывала к берегу, а судьи садились.

Процесс в Афинах в VI–IV вв. до н. э. в целом относится к обвинительно-состязательному типу. Возбуждать судебные дела могли лишь полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал отец или родственник-попечитель, за метека — его простат, за раба — его господин.

Процесс «дике» начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя, тогда как процесс «графэ» — по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, были затронуты его личные интересы или нет. Начавший процесс «дике» мог прекратить его, не дожидаясь вынесения решения. Напротив, начавший процесс «графэ» должен был довести дело до конца под угрозой высокого штрафа. При этом он не получал материальных выгод от выигранного дела (если только обвинение не было связано с нарушением финансовых прав государства — неуплатой налогов, пошлин, незаконным пользованием государственным имуществом и т. п.). Зато в случае проигрыша рисковал подвергнуться крупному штрафу.

Вызов обвиняемого (ответчика) в суд производился самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого (ответчика) явиться в назначенный день и час в суд. При неявке дело слушалось заочно.

Должностное лицо с судебной властью, получив жалобу, производило расследование дела. При этом обвиняемый (ответчик) имел право представить письменные возражения против заявления обвинителя (истца). Он мог сослаться на то, что его дело уже разбиралось или что претензия истца погашена давностью, или что дело начато не в том порядке, в каком следовало, или не у того должностного лица, у которого надлежало. Если протест признавался основательным, дело прекращалось.

Если обвиняемый (ответчик) не представлял возражений, судья расследовал дело по существу. Стороны представляли доказательства: документы, свидетельские показания и пр., скрепляя свои утверждения клятвами. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные, но и рабы. Однако рабы допрашивались лишь под пыткой в присутствии сторон (битье бичами, подвешивание на лестнице, заливание уксуса в нос и т. п.). Женщины и несовершеннолетние не могли давать свидетельских показаний.

По окончании предварительного расследования все доказательства запечатывались в особых сосудах. И впоследствии новые доказательства уже нельзя было представить.

В заседании суда секретарь оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев назначалось определенное количество времени, которое измерялось водяными часами — клепсидрой. Обе стороны получали поровну времени. Ораторы нередко прерывали свою речь для оглашения документов, свидетельских показаний или для обращения к свидетелям. На время, когда читались законы, документы или оглашались свидетельские показания, течение времени (струю воды из клепсидры) приостанавливали. Было принято воздействовать на судей всеми доступными сторонам средствами: приводить в судебное заседание родителей, жен и детей, которые должны были своими просьбами и рыданиями воздействовать на судей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных