Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство и право Афин 3 страница




Рассмотрение дела завершалось тайным голосованием. Голосование проходило без предварительного совещания судей между собой при помощи белых и черных камешков. При равенстве голосов судей подсудимый считался оправданным.

Если наказание не было предусмотрено законом, за вынесением обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания. Предложения могли делать как обвинитель, так и обвиняемый.

На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. Добиться их пересмотра можно было лишь в том случае, если осужденному удавалось доказать посредством нового процесса, что более половины свидетелей дали ложные показания, или что он не явился в суд по уважительной причине.

Рекомендуемая литература

Научная литература

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. Л.,1976.

2. Античная Греция / Под ред. Е. С. Голубцовой, Л. П. Маринович, А. И. Павловской, Э. Д. Фролова. В 2 т. М., 1983.

3. Античная цивилизация / Под ред. В. Д. Блаватского. М., 1973.

4. Античное общество: Проблемы полит. истории: Межвуз. сборник. СПб., 1997.

5. Античный способ производства в источниках/Под ред. С.А. Жебелева, С.И. Ковалева. Л., 1933.

6. Арский Ф. Н. Перикл. М., 1971.

7. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

8. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.

9. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985.

10. Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966.

11. Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И. Рабство в эллинистических государствах в III–I вв. до н. э. М., 1969.

12. Боботов С. В. Откуда пришел к нам суд присяжных? М.,1995.

13. Боннар А. Греческая цивилизация (любое изд.).

14. Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье. М., 1963.

15. Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб., 1909.

16. Бузескул В. П. Античность и современность (любое издание).

17. Бузескул В. П. Афинская демократия, Харьков, 1920.

18. Бузольт Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков, 1894.

19. Бурзи Б. Ф. Об источниках афинского права. Нежин, 1902.

20. Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941.

21. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

22. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М, 1988.

23. Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

24. Гиндин Л.А. Население Гомеровской Трои. Историко-филологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993.

25. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков (любое издание).

26. Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. Л., 1975.

27. Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.

28. Город и государство в античном мире: проблемы исторического развития. М., 1987.

29. Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля. М.; Л., 1975.

30. Доватур А. И. Рабство в Аттике. VI–V вв. до н. э. Л., 1980.

31. ДоватурА.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

32. Дройзен И. Г. История эллинизма. В 3 т. (любое изд.).

33. Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция. М., 2004.

34. Женщина в античном мире. Сборник статей / Под ред. Л. П. Маринович, С. Ю. Сапрыкина. М., 1995.

35. Жигунин В. Д. Международные отношения эллинистических государств в 280–220 гг. до н. э. Казань, 1980.

36. Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964.

37. Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М., 1961.

38. Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994.

39. Историография античной истории / Под ред. В. И. Кузищина. M., 1980.

40. История древнего мира: Расцвет древних обществ / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой и И. С. Свенцицкой. М., 1983.

41. История Европы. В 8 т. Т. I. Древняя Европа / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1988.

42. Источниковедение Древней Греции: Эпоха эллинизма / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1982.

43. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Л., 1958.

44. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

45. Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

46. Кузнецов В. Д. Организация общественного строительства в Древней Греции. М., 2000.

47. Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379-335 гг. до н. э. Исторический очерк. Саранск, 1991.

48. Лавренов С. Я. Армии Древней Греции VI–IV вв. до н. э. М., 2001.

49. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности (любое издание).

50. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

51. Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963

52. Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993.

53. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М., 1975.

54. Нерсесянц B. C. Сократ (любое издание).

55. Печатнова Л. Г. История Спарты: Период архаики и классики. СПб., 2001.

56. Поздеева И. В. Политические судебные процессы в Афинах в 403-400 гг. до н. э. (по речам Лисия) // Вестник древней истории. 1961. № 4.

57. Проблемы античной государственности. Сб. ст. / под ред. Э. Д. Фролова. Л., 1982.

58. Проблемы античной демократии в современной англо-американской истории и философии. Науч.-аналит. обзор / Отв. ред. И. Л. Маяк, А. Л. Ястребицкая. М., 1990.

59. Проблемы социальной и политической организации и идеологии античного общества. Л., 1984.

60. Ромашов Р. А. Античный полис как форма социального устройства и государственного правления // Правоведение. 1999. № 2.

61. Сизов С. К. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного государства (281–221 гг. до н. э.). М., 1989.

62. Сизов С. К. Федеративное государство эллинистической эпохи: Этолийский союз. М., 1990.

63. Соловьева С. С. Раннегреческая тирания: (К проблеме возникновения государства в Греции). М., 1964.

64. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.

65. Суриков И. Е. Остракизм в Афинах / отв. ред. Л. П. Маринович. М., 2006.

66. Тарн В. Эллинистическая цивилизация, М., 1949.

67. Томпсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический эгейский мир. М., 1958.

68. Утченко С.Л., Дьяконов И.М. Социальная стратификация древнего общества. М., 1970.

69. Федоров К. Г. Афины — правовое государство античности. Краснодар, 1991

70. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. М., 1988.

71. Фролов Э. Д. Греческие тираны (IV в. до н. э.). Л., 1972.

72. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1986.

73. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в Античной Греции. Л., 1991.

74. Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

75. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.

76. Эллинизм: Восток и Запад / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1992.

Учебная литература

1. Аннерс Э. История европейского права (любое издание).

2. История Древней Греции (любое издание).

3. Зелинский В. Из жизни идей. В 4 т. Т. 2. Древний мир и мы. Лекции. М., 1995.

4. Игнатенко А. В. История государства и права зарубежных стран. Екатеринбург, 1996.

5. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции М., 1963.

6. Лисовый И. А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А. И. Немировский (любое изд.).

7. Лурье С. Я. История Греции: Курс лекций. СПб:,1993.

8. Скрипилев Е. А. История государства и права Древнего мира: Учеб. пособие. М., 1992.

9. Словарь античности / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1994.

Источники

1. Андокид. Речи, или история святотатцев (с приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н. э.) / пер. и комм. Э. Д. Фролова. СПб., 1996.

2. Античная демократия в свидетельствах современников / сост. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. М., 1996.

3. Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978.

4. Аристотель. Афинская полития (любое издание).

5. Геродот. История (любое издание).

6. Гомер. Илиада (любое издание).

7. Гомер. Одиссея (любое издание).

8. Гортинские законы / пер. и комм. Л. Г. Иоселиани. Тбилиси, 1966.

9. Греческие ораторы второй половины IV в. до н. э. (Гиперид, Ликур, Динарх, Эсхил) / пер. под ред. К. М. Колобовой // Вестник древней истории. 1962. № 2.

10. Демосфен. Речи (любое издание).

11. Исократ. Речи. Письма / Пер, под ред. К.М. Колобовой // Вестник древней истории. 1965. № 3–4; 1966. № 1–4; 1967. № 1, 3–4; 1968. № 1–4; 1969. № 1–2.

12. Историки античности / Сост. М. Томашевская. В 2 т. Т. 1. Древняя Греция. М., 1989.

13. Ксенофонт. Греческая история (любое издание).

14. Лисий. Речи (любое издание).

15. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследование. Л., 1970.

16. Плутарх. Сравнительные жизнеописания (любое издание).

17. Полибий. Всеобщая история (любое издание).

18. Фукидид. История (любое издание).

19. Хрестоматия по Древней Греции / Под. ред. Д. П. Каллистова. М., 1964.

20. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В. В. Струве. Т. II. Греция и эллинизм. 2-е изд. М., 1951.

Контрольные вопросы

1. Какова периодизация истории древнегреческой государственности?

2. Какую территорию занимали древнегреческие государства в различные эпохи?

3. В чем заключаются объективные предпосылки политической децентрализации Эллады?

4. Когда начался, где и как проходил процесс первоначального политогенеза на территории Европы?

5. Укажите особенности вторичного политогенеза на территории Балканской Греции.

6. Что представлял из себя древнегреческий полис?

7. Охарактеризуйте процессы формирования государства и права в так называемом гомеровском обществе.

8. Каковы масштабы и историческое значение великой греческой колонизации?

9. Когда в Элладе впервые возникла тирания? Какова ее сущность во второй половине VII — VI в.?

10. На какое время приходится расцвет полисного устройства в Балканской Греции?

11. Чем был вызван кризис полисного строя?

12. Где и когда существовали эллинистические монархии?

13. Каковы важнейшие особенности образования Спартанского государства?

14. Каковы состав, способ формирования и компетенция важнейших органов Спартанского полиса?

15. Охарактеризуйте правовой статус основных сословий Лаконики.

16. Каковы важнейшие особенности развития частного права в Спарте?

17. Назовите важнейшие государственные реформы в период монархии и аристократической республики в Аттике?

18. Какие Вам известны преобразования Солона?

19. Перечислите важнейшие реформы Клисфена?

20. Какое значение имел Первый Афинский морской союз для расцвета демократии в Аттике?

21. Принимал ли булэ законы?

22. Каковы особенности функционирования народного собрания в период расцвета дмократии?

23. Что такое гелиэя?

24. Каковы важнейшие принципы функционирования должностных лиц в Афинах?

25. Перечислите первые законы Афинского государства?

26. Охарактеризуйте правовой статус основных сословий Афинского полиса.

27. Перечислите важнейшие виды обязательств в афинском праве.

28. Чем выделялось афинское семейное право?

29. Каковы важнейшие начала наследственного права в Афинах?

30. Какова система преступлений и наказаний в афинском праве?

31. Опишите ключевые моменты процессуального права в Афинах.

Тема 4. История государства и права Древнего Рима

 

Государство

Римское (Древнеримское) государство — это одна из крупнейших держав в истории человечества. В отличие от греческих полисов небольшая римская городская община (civitas) превратилась в могущественную державу, постепенно объединившую весь регион Средиземноморья. В последние века существования Древнего Рима его провинции располагались на трех континентах и даже включали территории, на которых зародилась древневосточная цивилизация — Древний Египет, Сирию и временами Месопотамию. Тем не менее, Древнеримское государство принадлежит к античному (западному) типу государственности. Его опыт оказал громадное влияние на последующее развитие всех европейских государств (включая и Россию), а через заимствование их достижений — и на весь мир.

По традиции история Древнеримского государства подразделяется на три основных периода в соответствии с изменением его формы правления:

1. «царский» период, или период образования Римского государства (754/753–510/509 гг. до н. э.)1;

2. период республики (510/509–31/27 гг. до н. э.);

3. <QUEST1< FONT>период империи (31/27 г. до н. э. — 476 г.).

В свою очередь период империи состоит из двух этапов:

a. принципат (31/27 г. до н. э. — 284 г.);

b. доминат (284–476 гг.).

Образование Римского государства. Римское государство развилось из городской общины (civitas) в целом родственной полису. Однако civitas возникла в несколько иных условиях. В первой половине I тысячелетия до н. э. население Апеннинского полуострова отличалось значительным разнообразием как в этническом, так и в социально-экономическом и культурном отношении. Наиболее многочисленными были племена италиков, к числу которых принадлежали латины, населявшие область в нижнем течении реки Тибр, где в середине VIII в. до н. э. был основан город Рим (Roma). К северу от латинян проживали этруски, которые достигли высокого уровня развития и поначалу доминировали в средней части полуострова. На юге Апеннин основали свои колонии эллины. Заимствование достижений этрусской и греческой цивилизаций оказало существенное влияние на развитие римского народа.

Также на развитие римской государственности большое влияние оказали естественно-географические особенности региона: Апеннинский полуостров не изрезан горными хребтами, поэтому его завоевание не представляло таких затруднений, как это было на Балканском полуострове. Используя вражду между различными народами, Рим получил исторический шанс для поэтапного захвата соседний земель.

Древнейшая история Рима известна недостаточно. Согласно преданиям, которые не противоречат археологическим находкам, Рим основан в 754/753 г. до н. э. легендарным Ромулом, который и стал его первым царем. Полноправные члены римской общины, являвшиеся потомками коренных жителей этой территории, назывались патрициями. С течением времени в Риме поселялись переселенцы из других областей Италии. Они образовали группу ущемленных в правах плебеев, которые близки по положению к афинским метекам: они платили налоги, несли службу в ополчении, но были лишены политических прав и не участвовали в дележе государственных земель.

В течение всего царского периода население Рима сохраняло родоплеменную структуру. В VI в. до н. э. общество делилось на 300 патриархальных родов. Каждые 10 родов входили в одну курию. Десять курий образовали племя — трибу. Совокупность трех триб составляла «римский народ» (Дионисий Галикарнасский. Римские древности (извлечение)).

Политическая организация римской общины стала результатом постепенной трансформации органов родового строя. Так, Рим часто воевал с соседями. Эти войны способствовали обогащению римской аристократии, что, с одной стороны, ускоряло имущественное и социальное расслоение общины, а с другой — усиливали власть верховного военачальника и его окружения.

<QUEST2< FONT>Во главе римского народа стоял преемник племенного вождя рекс (rex), или, как его традиционно именуют в русскоязычной литературе, царь. На самом деле правовой статус рекса отличается от классического монарха, прежде всего формальной ненаследуемостью власти. Рекс — это, скорее, высшее должностное лицо, которое избиралось народным собранием из знати без ограничения срока полномочий, т. е. пожизненно. Он являлся верховным администратором, верховным жрецом и вершил суд по публичным преступлениям (измена, мятеж и др.). Рекс командовал военной дружиной и народным ополчением. Пожизненность власти рекса и отсутствие других столь же могущественных должностных лиц придавало Римскому государству сходство с монархией.

Важнейшими делами общины ведал наследник совета родовых старейшин — Сенат из 300 знатнейших старцев. Будучи по своему происхождению родоначальниками — главами родов, сенаторы искони именовались «отцами» (patres). При рексе Сенат был совещательным органом, который и назначал сенаторов. Однако Сенат оказывал, как правило, решающее воздействие на избрание царя и вообще пользовался большим влиянием при решении многих вопросов, например предварительно обсуждал наиболее существенные вопросы, которые потом ставились на голосование народного собрания.

Народное собрание состояло из полноправных членов римской общины — мужчин, способных носить оружие. Но в отличие от греческих порядков римляне собирались, сгруппировавшись по куриям (куриатные комиции, comitia curiata). Каждая курия имела один голос. Таким образом, на народном собрании подсчитывались голоса не отдельных граждан, голосовавших в куриях, а учитывалось решение каждой курии в целом. Куриатные комиции принимали или отвергали предложения Сената, избирали должностных лиц и объявляли войну (мир заключался сенатом).

Реформы Сервия Туллия. <QUEST3< FONT>Завершение политогенеза в Риме связано с реформами, которые приписывают шестому рексу Сервию Туллию (578–534 г. до н. э.); важнейшие из них — административно-территориальная и цензовая.

Во-первых, все население было разделено по территориальному принципу распределения населения. Вся территория государства была разделена на известное количество округов, сохранивших название «триба». Но они не имели ничего общего со старыми племенными трибами, так как они не соответствовали племенному делению и были установлены для учета землевладения. Первоначально существовало 4 городских трибы и 16 (по другим сведениям 17) сельских. Сервий Туллий приписал к ним всех жителей, владеющих землей в данном округе, как патрициев, так и плебеев. Тем самым плебеи оказались инкорпорированы в состав римского народа.

Римляне, приписанные к новым административным округам, избирали главу трибы. Он ведал переписью населения, определением имущественной состоятельности граждан, набором в войско и сбором податей.

Во-вторых, была установлена новая классификация граждан по имущественному принципу. В соответствии с ней, так же как и по законам Солона, распределялись не только обязанности граждан на военной службе, но и их политические права, поскольку в результате цензовой реформы Сервия Туллия в Риме появился новый вид комиций — центуриатные.

Дело в том, что все домохозяева были сгруппированы по пяти разрядам в зависимости от количества земли, находящейся во владении данного лица. Разряды были разделены на центурии (сотни). Первый разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, следующие три разряда — по 20 центурий воинов с облегченным вооружением, пятый — 30 центурий легковооруженных пехотинцев (всего 170).

Вне разрядов были 18 центурий всадников (6 из которых состояли только из патрициев), по 2 центурии военных ремесленников (кузнецы-оружейники) и военных музыкантов (трубачи), 1 центурия так называемых пролетариев, т. е. малоимущих и неимущих.

Таким образом, всего было 193 военных единицы — центурии, каждая из которых в политической жизни Рима выступала и как корпорация, имеющая 1 голос на центуриатных комициях. Поскольку абсолютное большинство составляло 97 голосов, в принципе достаточно было единодушного решения первого класса и всадников (98 центурий), чтобы не выяснять мнение остальных.

Итак, благодаря реформам Сервия Туллия появился новый вид народного собрания центуриатные комиции. Плебеи впервые были включены в состав народного собрания, хотя им по-прежнему был закрыт путь к гражданским должностям (Цицерон М. Т. О государстве (извлечение)).

Так был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него возникло государственное устройство, в основу которого было положено территориальное деление и имущественные различия.

Римское государство в период республики. В 509 г. до н. э. конфликт между седьмым рексом Тарквинием Гордым и большинством римской аристократии привел к изгнанию царя. Вместо рекса были избраны два военных предводителя из влиятельных патрициев, которых стали именовать консулами. С этого времени принято говорить об установлении в Риме республики, хотя сами римляне тогда еще не использовали этот термин. Это была аристократическая республика, так как руководящую роль в государстве играла патрицианская знать, которая поначалу монополизировала государственное управление.

Важнейшими факторами, обусловившими эволюцию государственных институтов Рима в период республики, стали, во-первых, борьба двух сословий граждан — патрициев и плебеев за уравнение в правах с патрициями, а во-вторых, колоссальное территориальное расширение Римского государства.

Причины борьбы между патрициями и плебеями были экономические и политические. Экономические причины — широко распространенная задолженность среди беднейшей части плебеев и стремление добиться доступа к пользованию землей из государственного фонда (ager publicus). Политические причины состояли в стремлении плебеев получить равенство в политических и гражданских правах с патрициями. Состоятельные плебеи, обогатившиеся в сфере ремесла и торговли, добивались доступа к государственным должностям. Борьба плебеев, то вспыхивая, то ослабевая, продолжалась до конца IV в. до н. э. Под давлением регулярных выступлений плебейских масс патриции из века в век были вынуждены идти на новые и новые уступки, но только во II в до. н. э. формальный статус граждан выровнялся.

Римское государство с VI до III в. до н. э. сумело подчинить почти весь Апеннинский полуостров к югу от реки По. После трех победоносных Пунических войн (проходивших с перерывами с 264 до 146 г. до н. э.) с Карфагенской державой, которая также претендовала на гегемонию в Западном Средиземноморье, римляне подчинили себе огромные территории в Испании и Северной Африке. А во II–I вв. до н. э. их армии вторглись на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Палестину. В результате за четыре с половиной века Римская республика подчинила все Средиземноморье, кроме Египта, который еще некоторое время сохранял формальную независимость.

Взаимоотношения с завоеванными народами устанавливались по принципу «разделяй и властвуй» (divide et impera), для чего в Италии и в завоеванных областях за ее пределами, которые именовались провинциями, создавался различный правовой режим. Часть захваченной земли включалась в государственный фонд, из которого на различных условиях наделялись землей римские граждане. На другой части захваченной территории были организованы поселения римских граждан, чтобы укрепить их власть среди покоренного населения.

В Италии в одних (очень редких) случаях покоренное население получало все права римских граждан, в других — только гражданские права, но не политические, в третьих — население зачислялось в категорию перегринов, которые не имели прав римского гражданина, но считались гражданами в своей стране (что определялось особыми договорами). В четвертом случае, когда какая-нибудь страна терпела поражение в войне с Римом и сдавалась на милость победителя, ее жители становились перегринами, которые были лишены прав гражданства повсюду. Если не было добровольной капитуляции, римляне устанавливали режим военной оккупации, и земли покоренных переходила в государственный фонд Рима, а жители обращались в рабов как военнопленных.

Управление провинциями осуществляли чиновники, назначенные Римом. Население провинций не принимало почти никакого участия в этом управлении и нередко подвергалось насилиям и ограблению со стороны должностных лиц Римского государства.

<QUEST6< FONT>Центральными органами государства в период Республики являлись народное собрание (куриатные, центуриатные и трибутные комиции), Сенат и система должностных лиц — магистратура.

<QUEST4< FONT>Народное собрание созывалось только по инициативе высших должностных лиц (высших магистратов) и выслушивало их предложения, которые было не вправе изменять. Народное собрание могло только принять или отвергнуть их. К тому же вплоть до III в. до н. э. шла борьба за то, чтобы постановления народного собрания были окончательными и не нуждались в утверждении Сената.

Дата и повестка дня собрания объявлялись заблаговременно.

Народное собрание в установленные сроки производило выборы магистратов. В период выборов на форуме — площади рядом с Сенатом загодя выставлялись списки подлежавших избранию в магистратуры кандидатов.

Голосование в народном собрании вначале было открытым, но со II в. до н. э. по закону Папирия (Lex Papiria) установлено тайное голосование посредством табличек.

Голоса подсчитывались внутри каждой центурии, трибы и курии. Решение принималось, соответственно, большинством центурий или триб, или курий. Таким образом, использовалась мажоритарная система голосования, при которой воля действительного большинства не всегда получает адекватное выражение.

От народного собрания, строго организованного и принимающего решения, имевшие юридическую силу, следует отличать сходки, на которых в предварительном порядке только обсуждался какой-нибудь правовой или политический акт.

Главной разновидностью народного собрания являлись центуриатные комиции. Оно выбирало высших магистратов, преимущественно с военной властью (консулов, преторов и цензоров), и, соответственно, принимало важнейшие законопроекты, которые они предлагали. Кроме того, центуриатные комиции имели и судебную власть: в апелляционном порядке им были подсудны дела по наиболее тяжким преступлениям, влекущим за собой смертную казнь. Апелляция на приговор, вынесенный магистратом, влекла за собой новый разбор данного дела. Но центуриатные комиции не могли изменить приговор, они были вправе только отменить или утвердить его (Законы XII таблиц (извлечение)).

Состав и структура центуриатных комиций существенно пополнились и демократизировались после реформ IV–III вв. до н. э. Первую из них приписывают цензору Аппию Клавдию (IV в. до н. э.): в разряды и центурии были включены все граждане, чье имущество в стоимостном выражении было оценено в требуемой цензом денежной сумме, а не только землевладельцы (оценка земельных участков была конвертирована из единиц площади в денежную единицу — асс). А в III в. до н. э. количество центурий в разрядах привели в соответствие с количеством триб, которое к этому времени выросло до 35. Было уравнено количество центурий в каждом разряде и, следовательно, количество голосов на народном собрании (в каждом из 5 разрядов — по 70 центурий). Всего было 373 центурии (З50 плюс прежние 23 «внеразрядные» центурии всадников, трубачей, оружейников и пролетариев). Кроме того, для получения большинства было необходимо, чтобы по крайней мере три разряда голосовали одинаково. Всадники были лишены прежней привилегии подавать голоса первыми: отныне порядок голосования центурий определялся жребием. Таким образом, реформа уничтожила перевес первого разряда и всадников при голосовании.

В V в. до н. э. в результате борьбы плебеев с патрициям появился новый вид народного собрания — трибутные комиции. Он функционировал в двух вариантах: собрания общие для патрициев и плебеев и специально плебейские. Постановления совместных собраний назывались постановлениями народа (populiscita), а специально плебейские — постановлениями плебса, или плебисцитами (plebiscita). В трибутных комициях выбирались квесторы, курульные эдилы и 26 низших магистратов, в специально плебейских собраниях — плебейские трибуны и их помощники — плебейские эдилы. По закону Гортензия 286 г. до н. э. решения плебейских собраний стали обязательными для всего народа.

Трибутные комиции выступали апелляционной инстанцией на приговоры магистратов, которые превышали размер штрафов, установленный законом.

В период Республики некоторое время сохранились и куриатные комиции. Затем они потеряли свое значение и были заменены собранием 30 ликторов — по одному от каждой курии. Этот вид народного собрания санкционировал в религиозной форме полномочия высших магистратов и утверждал акты усыновления и завещания.

Важнейшую роль в Римском государстве играл Сенат. О его значении свидетельствует формула, которая употреблялась для обозначения Римского государства (например, в международных договорах): «Сенат и римский народ». В ней Сенат назван первым — выше народа.

Сенаторов не избирали: их назначали из числа лиц, занимавших высшие магистратуры. Обычно сенаторы занимали свое место пожизненно. Примерно раз в пять лет списки сенаторов пересматривались: недостойных исключали, а образовавшиеся вакансии замещались. Сперва Сенат формировали консулы, а с IV в. до н. э. — цензоры. Количественный состав Сената до I в. до н. э. оставался таким же, как в царский период, — 300 человек. Поначалу Сенат оставался патрицианским учреждением, но около 444 г. до н. э. в него после долгой и упорной борьбы допустили плебеев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных