Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство и право Афин 5 страница




Главнейшие по последствия события в периода домината связаны с религией. Христианская церковь, которая возникла в I–II вв. долгое время подвергалась гонениям от властей. <QUEST12< FONT>Константин Великий признал равноправие христианства с официальными языческими культами в Миланском эдикте 313 г. (Миланский (Медиоланский) эдикт императоров Константина и Лициния). При его преемниках христианство становится государственной религией (окончательно к 381 г.). Римские императоры стали подвергать преследованиям не только языческие культы, но и христиан, отступавших от догматов, принятых на церковных соборах. Органы церковного управления (прежде всего избранные христианскими общинами епископы) помимо внутрицерковных полномочий получают от государства некоторую административно-судебную власть над паствой (Штаерман Е. М. Эпоха домината (извлечение)).

Поскольку в экономическом, военном и административном отношении более сильной была восточная часть империи, Константин перенес туда столицу империи. Однако его преемники вновь поделили управление империей между соправителями.

Крушение Западной Римской империи. В 395 г. император Феодосий I Великий разделил управление Римской империей между сыновьями. Этот акт оказался фатальным и предварил полный распад государства. Не имея сил противостоять давлению варваров на римские рубежи, императоры уже в IV в. разрешали целым племенным союзам селиться в пограничных провинциях на условиях охраны границ от нашествий других захватчиков. В результате в V столетии в пределах Западной Римской империи (точнее западной части Римской империи) образовалось несколько по существу независимых варварских королевств. К последней четверти V в. власть западных римских императоров простиралась лишь на Италию. А в 476 г. вождь германских наемников Одоакр отстранил от власти малолетнего императора Ромула Августула. Однако он не принял его императорский титул, а основал королевство в пределах Италии.

Падение Западной Римской империи в 476 г. принято считать концом истории Древнеримского государства, хотя еще долгое время сохранялась Восточная Римская империя — Византия. Она окончательно прекратила свое существование только после захвата Константинополя турками-османами в 1453 г.

  § 2. Право

 

2.1. Источники права

Римляне, рассматривавшие действующее право как целостную систему, впервые в истории, выделили в нем две отрасли: право частное и право публичное. Юрист Ульпиан в III в., отграничивая их, дал определение, ставшее классическим (Д.1.1.1.,2).1

(Дигесты.1.1.1,2.)

В системе же частного права римские юристы выделяли несколько элементов (частей).

1) (Институции Гая1.1); 2) Дигесты.(1.1.1,2-4); 3) Дигесты. (1.1.6)

Римские юристы классифицировали источники цивильного права. Гай ограничился их перечислением (ИГ.1.2) 2

 

Институции Гая.1.2.

Юрист Ульпиан разделил источники на писаные и неписаные (Д.1.1.6,1). Эта классификация была учтена при создании Институций Юстиниана (1.2.3) 3

 

Институции Юстиниана 1.2.3.

1. Обычай. До середины V в. важнейшим (некоторые авторы считают - единственным) источником права Древнего Рима были обычаи предков (mores maiorum), которые некоторое время не отделялись от религиозных норм и норм морали. Хранителями и толкователями этих обычаев были жрецы — коллегия понтификов. С течением времени появились новые виды обычаев (usus, consuetudo). Они сохраняли свое значение на протяжении всей истории. В классический период юрист Юлиан выделил два признака обычая как источника права (Д.1.3.32,1): 1) давнее применение («Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон»); 2) (молчаливое) согласие на это общества («…если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно связывает всех и то, что народ одобрил, не записав. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий»).

2. Закон (lex). Закон становится источником римского права главным образом со времени принятия в середине V в. до н.э. Закона XII таблиц. Их создание связано с борьбой плебеев за уравнение в правах с патрициями. Они требовали записи обычаев, которые произвольно толковались и применялись их хранителями и судьями из патрициев. Законы XII Таблиц до нас не дошли до нас в полностью, т.к. погибли при пожаре во время нашествия на Рим галлов в III в. Текст их был восстановлен на основании цитат из сочинений римских историков и юристов.4

Данный сборник был составлен коллегией децемвиров, 10 экстраординарными магистратами. В течение года они подготовили 10 таблиц, но их работа вызвала отрицательную реакцию, и новая коллегия в следующем году разработала еще две таблицы в дополнение к предыдущим. Разработанный в 451 – 450 г. до н.э. закон был принят народным собранием в 449 г. до н.э. Таблицы были выставлены на площади для того, чтобы каждый мог ознакомиться с ними. В то время римляне с детства знакомились с законами, учащиеся даже распевали их для более легкого и простого усвоения. Римский историк Тацит назвал закон источником всего римского публичного и частного права, а Тит Ливий считал его началом развития всего римского права.

При невысоком уровне юридической техники, проявляющейся в казуистичности положений Таблиц, формализме и символизме предписанных процедур, нельзя не отметить попытки законодателя сгруппировать близкие по предмету регулирования положения: таблицы I – II в основном посвящены гражданскому процессу, таблица III процессу против несостоятельного должника, в IV таблице содержатся нормы семейного права, в V и VI говорится об опека, наследовании, собственности, таблицы VII - VIII содержатся нормы, регулирующие обязательства из договоров и деликтов, в таблице IX - X – нормы государственного, сакрального и уголовного права, дополнительные нормы к первым десяти таблицам помещены в XI – XII таблицах.

Действительно, после появления XII Таблиц все дальнейшее развитие цивильного права было связано с их толкованием и принятием законов в их развитие.

В республиканский период римляне считали закон (lex) высшей формой права и самой совершенной вследствие принятия его народом. Гай определяет закон как «то, что народ римский одобрял и постановил» (G.1.3).

 

Институции Гая.1.3.

В законотворческом процессе участвовали: во-первых, магистрат, имеющий право созывать народное собрание (консул, претор, диктатор) и предлагающий проект закона; во-вторых, народное собрание по центуриям – принимавшее закон; в-третьих, сенат, его утверждавший (впоследствии предварительно одобрявший законопроект, выносимый на голосование).

В зависимости от последней Ульпиан выделял три вида законов. Четвертый выделили средневековые юристы:

номер название пояснение
  leges perfectae (законы совершенного вида) предусматривали запрет и объявление ничтожным запрещенного акта
  leges minus quam perfectae (законы, менее чем совершенного вида) устанавливали наказание за нарушение, но не лишали силы противоправный акт
  leges imperfectae (законы несовершенного вида) налагали только запрет акта, не предусматривая его ничтожность и наказание за его совершение
  leges plus quam perfectae (законы более совершенного вида) предусматривали как ничтожность противоправного акта, так и наказание за него

3. Плебисциты. От закона по форме принятия отличался плебисцит (plebiscita) -акт, принятый плебейским собранием по трибам (G. 1.3).

 

Институции Гая.1.3.

“Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия.»

После издания в 287 г. до н.э. по инициативе диктатора Квинта Гортензия закона, в котором было определено, чтобы постановления плебейских собраний обязательны для всего народа, плебисциты по своей юридической силе были приравнены к законам (leges).

4. Эдикты магистратов. Новыми и весьма важными источниками римского права во второй период республики становятся эдикты магистр а т о в. По определению Гая – это «суть постановления и предписания должностных лиц, которые имеют право их издавать» (G.1.6).

1) Институции Гая.1.6.; 2) Институции Юстиниана. 1.2.7.

Магистраты, обладая административной властью, для эффективного осуществления своих полномочий издавали указы, устанавливая общие правила поведения. Особый след в истории права оставили городские и перегринские преторы, а также курульные эдилы.

Магистраты не имели права исправлять и отменять законы, т.к. это было полномочием народного собрания. Однако городские преторы выполняли обязанности блюстителей порядка и могли в отдельных случаях по соображениям целесообразности или справедливости (aequitas) вносить изменения или исправления в закон в процессе его применения: для данного случая такое применение закона считалось изъятием из него. Но потом такие изъятия делались чаще и становились постоянными, а закон уже оказывался «голым правом». Из этих эдиктов выросла новая ветвь права — право преторское (ius praetorium) или гонорарноет.к. они занимали почетные должности магистратов (Институции Юстиниана 1.2.7). Юрист Папиниан, учитывая его назначение определил новую ветвь права так: «Преторское право – это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы» (Д.1.1.7).

Цивильное и преторское право первоначально распространялось только на римских граждан. Но с расширением пределов Рима и развитием имущественного оборота на его территории оказываются массы иностранцев - перегринов, не пользующихся правами римского гражданства. Для них была создана особая магистратура, которой ведал претор по делам перегринов. При вступлении в должность он также издавал эдикт, в котором определял нормы своей правозащитной деятельности. Эти правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота, слагавшихся в процессе общения Рима с различными странами и народами. Поэтому римляне называли эти нормы правом народов (ius gentium).

Так, в предклассический период развития римского частного права в Риме имел место плюрализм правовых систем.

Эдикты имели силу в течение года, т. е. срока, на который избирался магистрат. Но каждый новый претор воспроизводил в своем эдикте положения эдикта предшественника, которые как бы передавались из года в год, составляя основу постоянного текста. Так в его структуре можно было увидеть две части.

Особое значение эдикты магистратов приобрели, когда закон Абутия во второй половине П в. до н.э. утвердил наряду с процедурой посредством иска новый вид процесса - посредством формул. Отныне претор мог защищать отношения, не предусмотренные цивильным правом, не только административными методами, но и обычными гражданско-правовыми средствами. Процедура посредством формул распространилась и на защиту отношений, в случаях, предусмотренных законом, и в преторских эдиктах. Так появились наряду с цивильными иски преторские.

Отмена легисакционного процесса в 17 г. до н.э. поставила эдикты магистратов с монопольное положение в плане создания гражданско-процессуальных средств.

Во II в сенатусконсульты получили силу закона и заметно активизировалась императорская канцелярия, развитие частного права сосредоточилось здесь, и эдикт в значительной степени законсервировался. Учреждаются префекты претория - императорские чиновники, сосредоточившие в своих руках экстраординарное судопроизводство. Все это приводит к умалению роли магистратов в сфере защиты прав.

В связи с усилением императорской власти, принцепсы обнаруживают желание продемонстрировать всю значительность и в области, которая ранее была связана со свободным творчеством преторов. Император Адриан (117 – 138) в 131 г. поручил своим квесторам - Сальвию Юлиану и Сервию Корнелию провести общую редакцию (по существу – систематизацию эдикта). В результате была составлена одна краткая книга, объединившая эдикты обоих преторов и эдикт курульных эдилов, что однако не означало их слияния.

Эдикты в редакции Юлиана стали восприниматься как “вечный эдикт”. Магистраты отныне, сохранив право на издание эдикта, по-прежнему его объявляли, но в кодифицированный могли вносить лишь необходимые дополнения, но не исправления. Так, некоторый простор для развития еще сохранялся.

В 212 г. конституцией императора Каракаллы были
предоставлены права римских граждан всему свободному населению Римской империи, произошло фактическое слияние квиритского права и права народов.

5. Деятельность юристов. В IIIвеке до н. э. после допущения плебеев в коллегию понтификов первый понтифик из плебеев — Тиберий Корунканийстал давать открытые и доступные для всех консультации по правовым вопросам. Юриспруденция после этого становится светским делом. Если ранее понтифики считали себя проводниками воли богов и не заботились о мотивировке своих консультаций, то светские юристы мотивировали свои консультаций. Они выводили общие принципы права. Изучение греческой философии помогает римским юристам привести право в логическую систему. В классический период римская юридическая наука достигла высшего уровня своего развития.

Следует заметить, что в древнем Риме юристы пользовались большим почетом и уважением многие из них занимали высокие публичные должности. Преподавание основ правоведения имело место в школах, где ученики заучивали наизусть законы XII таблиц.

При императоре Августе некоторые виднейшие юристы были наделены особой привилегией - их консультации стали обязательны для судей по делам, к которым они относились Большое влияние на практику имели не только официально данные консультации, но и мнения этих юристов, высказанные иным способом (sententiae, opiniones). Мнения юристов, не получивших этой привилегии, для судей не были обязательными, но с ними считались. Это следует иметь в виду, читая пояснения рассматриваемого источника права, данные Гаем и составителями Институций Юстиниана.

1) Институции Гая (1.7);2) Институции Юстиниана (1.2.8)

В эпоху принципата с мнениями юристов начинают конкурировать рескрипты императоров, составленные придворными юристами или под влиянием профессоров. После 235 г. право интепретации осталось только за императорской канцелярией. Папиниан, Павел, Ульпиан занимают административные посты, предпочитая их профессорскому влиянию.

В период домината право давать толкование действующего права стало рассматриваться как исключительное правомочие императоров. Юриспруденция пришла в упадок. Однако судьи продолжали пользоваться наследием классической эпохи. Возникла и потребность его упорядочить.

В 426 г. конституцией Феодосия II - Валентиниана Ш “О цитировании” был введен механический критерий: признается обязательная сила мнению и суждениям, изложенным в сочинениях пяти юристов: Павла, Папиана, Ульпиана, Модестина, Гая. В случае противоречий, судья отдает предпочтение мнению большинства, при равенстве голосов - мнению, которое поддерживал Папиан. Только в отсутствии этих условий, выбор оставался на усмотрение судьи. Эта конституция принята и в Восточной части с изданием Кодекса Феодосия. Включена в Кодекс Юстиниана 529.

6. Сенатусконсульты. Увеличение римской территории и изменение формы правления в период принципата (совпадающего по времени с классическим периодом) привели к необходимости изменить процедуру принятия актов, имеющих высшую юридическую силу, - законов. Последний был принят народов в 98 г. В I в., в эпоху принципата, место народных собраний в правотворческом процессе постепенно занимает Сенат, а во II в. его постановления - сенатусконсульты были признаны имеющими силу законов.

1) Институции Гая (1.4) 2) Институции Юстиниана (1.2.5)

7. Конституции императоров. По мере усиления власти императора их место заняли конституции императоров.Во II в. они приобрели значение «как бы законов», а с III в. – законов, став единственной формой законодательства (закреплено конституцией Константина 315 г.), что выводилось из происхождения его власти, которую «народ уступил ему и перенес на него».

1) Институции Гая (1.5),2) Институции Юстиниана (1.2.6)

Императоры издавали свои конституции в форме эдиктов, мандатов, декретов и рескриптов.

номер название суть акта срок действия
  эдикты общие распоряжения императора, которые он давал как магистрат) и мандаты (указания чиновникам) были обращены к конкретным лицам действовали только в период правления конкретного императора
  декреты решения по судебным делам, рассмотренным императорам как высшим судьей не ограничивались сроком полномочий императора.
  рескрипты ответы на вопросы частных и должностных лиц о праве не ограничивались сроком полномочий императора.

До III в. преобладающими источниками являлись рескрипты, позднее эдикты. В период домината конституция императора становится основным источником права и единственной формой законодательства.

По мере увеличения числа конституций императоров возникает потребность в их упорядочении, в результате создаются первые сборники императорский конституций: сначала частные (кодексы Грегориана и Гермогениана), а затем и официальные. В 438 г. по воле правителя Восточной части Римской империи Феодосия II (402-450) вступил в силу созданный кодекс, который объединил конституции императоров, его переслали в Рим, где он был принят соправителем Феодосия II Валентинианом III. Следующий важный этап в систематизации императорского законодательства связан с разработкой кодекса Юстиниана.

Свод римского права императора Юстиниана. Завершение систематизации римского права произошло уже в Восточной Римский империи (Византии) при императоре Юстиниане (527—565 гг. н. з.). С 528 по 533 год н. э. выдающиеся юристы (Трибониан и др.) по его повелению привели в систему императорские конституции, пересмотрели прежние их сборники (кодексы), проделали проделать подобную работу с другими источниками римского права.

В XII веке н. э. все части этой работы вместе с изданными во время их составления новыми конституциями, собранными в частном сборнике (новеллы), получили название «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis), термин «гражданский» означал лишь то, что публично-правовые и частно - правовые нормы этого свода распространялись на всех граждан Римского государства.

Свод состоит из следующих частей:

1. Институции - элементарный курс римского права, учебник, получивший вместе с тем юридическую силу наравне с другими частями свода в соответствии с конституцией императора от 21 ноября 533 г. Главным источником институций стал учебник, созданный во II в. римским юристом Гаем. Система изложения им частного права для учеников вошла в историю как институционная, поскольку Гай свел его в учебнике к трем элементам: лица, вещи, действия (ИГ. 1.8). Текст Институций разделен на 4 книги, каждая из них делится на титулы (главы). В них содержатся важные обобщения, приведены классификации, использованы юридические термины и понятия.

Система институций была впоследствии воспринята при составлении гражданских кодексов в XIX в., начиная с гражданского кодекса Франции 1804 года (кодекса Наполеона).

2. Дигесты (Пандекты) – сборник фрагментов из сочинений римских юристов. Они подверглись редакционной обработке для устранения устаревших понятий и противоречий. Дигесты представляют собой наиболее полную и значительную часть свода и сыграли большую роль в рецепции римского права в Западной Европе в эпоху феодализма и капитализма. В Дигестах цитируются фрагменты из произведений 39 юристов (1500 книг). Из 9132 фрагментов, объединенных в 50 книг, одна треть взята из сочинений Ульпиана, а одна шестая — из сочинений Павла. В конституции, вводящей Дигесты в действие, Юстиниан воспретил всякое толкование изданного закона, это право принадлежит исключительно императору.

Дигесты содержат нормы, регулирующие широкий круг публичных и частных правоотношений. В первой книге, титуле первом содержатся также теоретические положения, а во втором титуле содержатся выдержки из сочинений Гая и Помпония о происхождении и истории Римского народа и права. Дигесты вступили в законную силу 30 декабря 533 г. н. э.

3. Кодекс. Эта часть представляет собой собрание императорских конституций и состоит из 12 книг. Каждая из них делится на титулы с особым заглавием, а титулы — на параграфы. Первая книга содержит конституции, относящиеся к церковному праву, источникам права и обязанностям чиновников. Книги 2—8 посвящены гражданскому праву, книга 9 — уголовному праву, книги 10—12 — положениям о государственном управлении.

Было создано две редакции кодекса, первая из них была опубликована 7 апреля 529 г., до создания Институций и Дигест. После них была подготовлена вторая редакция Кодекса, она вступила в законную силу 29 декабря 534 г. н. э. В Кодексе содержатся конституции, начиная с императора Адриана и заканчивая Юстинианом.

4. Новеллы. В этом частном сборнике объединены конституции Юстиниана, изданные во время создания трех частей свода. Они закрепили важные изменения в праве, в частности, в области наследственного права. Многие новеллы изданы на греческом языке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных