Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образование и развитие КНР




В 1945 г. после освобождения советскими войсками занятого японцами северо-востока Китая соотношение сил изменилось в пользу Народной освободительной армии Китая, которую создала КПК. Шаткий союз Гоминдана и КПК рухнул. Началась новая гражданская война (1946–1949), в которой КПК опиралась на мощную поддержку СССР.

Общенародный революционный подъем ускорил развал Гоминдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором, руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая, роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала Правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР формально стал Центральной народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный: народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, а главное — председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта: в состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

<QUEST11< FONT>В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве генеральной линии Коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953–1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята конституция КНР. В соответствии с конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми, странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.Конституция Китайской Народной Республики 1954 г. // Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1955. С. 29–53.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого сказка». Эта политика распространялась на все сферы общественной жизни.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны, усилило нарастающий конфликт с КПСС и СССР.

В начале 1960-х гг. пришлось принимать чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» (1966–1976) развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 1970-х — начала 1980-х гг. замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попыткой законодательно закрепить политику «культурной революции» стало принятие Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были произведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так, ограничивались полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.

Но в 1977 г. умеренному крылу КПК удалось отстранить радикалов от руководства партией и страной. В 1978 г. была принята Конституция восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

<QUEST12< FONT>В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу, диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладное в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 20–55.

По форме территориально-политического устройства КНР является унитарным государством с автономными образованиями: 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь. В 1997 г. бывшая английская колония Гонконг, возвращенная под суверенитет Китая, вошла в состав КНР в качестве специального административного района Сянган. А в 1999 г. португальская колония Макао (Аомынь) также была возвращена Китаю и получила статус специального административного района.

В КНР применяется административная форма автономии. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать 3 вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд.

По форме правления КНР формально является республикой советского (социалистического) типа. Согласно Конституции 1982 г. КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Доминирующей и руководящей силой политической системы провозглашалась Коммунистическая партия. Для политической системы характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Помимо КПК в Китае существует еще 8 «демократических» партий, имеющих декоративный характер.

Высшим органом государственной власти в КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), постоянно действующий орган которого — Постоянный комитет ВСНП. Оба эти органа осуществляют законодательную власть в стране. Депутаты ВСНП избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил путем многоступенчатых выборов на конкурсной основе сроком на 5 лет. ВСНП — чрезвычайно многочисленный орган, в котором заседают порядка трех тысяч депутатов.

ВСНП вносит изменения в Конституцию; принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения; избирает главу государства Председателя КНР и его заместителя, председателя Постоянного комитета ВСНП и его состав; утверждает Премьера и состав Госсовета КНР (правительства); избирает председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его состав; избирает председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры; рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, государственный бюджет и отчеты об их выполнении; изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП.

Поскольку депутаты совмещают выполнение производственных обязанностей с депутатской деятельностью, ВСНП как коллегиальный орган функционирует в течение весьма кратких сессий (2–3 недели в году). В остальное время значительную часть его полномочий осуществляет Постоянный комитет ВСНП, который избирается ВСНП и ему подотчетен. В его состав входят: председатель, заместитель председателя, начальник секретариата и члены Постоянного комитета. Его очередные заседания проводятся один раз в 2 месяца. Срок полномочий — 5 лет.

Полномочия Постоянного комитета весьма обширны и перечень их открыт, так как ВСНП может возложить на него и другие функции. Постоянный комитет ВСНП уполномочен: толковать Конституцию, принимать законы и вносить в них изменения, толковать законы, осуществлять контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отменять акты органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие Конституции, законам и административным актам; принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране; ратифицировать и денонсировать международные договоры, а также традиционные полномочия главы государства (назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государствах, награждение орденами и присвоение почетных званий, принятие решений о помиловании).

В период между сессиями ВСНП его Постоянный комитет вносит частичные изменения и дополнения в законы, принятые ВСНП, рассматривает и утверждает поправки к планам экономического и социального развития, государственному бюджету в ходе их выполнения; назначает и смещает министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата (эти полномочия осуществляются по представлению премьера Государственного совета); по представлению председателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов; объявляет войну в случае, если КНР подвергнется вооруженному нападению, или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

Глава государства — Председатель КНР, избираемый ВСНП. Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, но он осуществляет их до вступления в должность Председателя, избранного ВСНП нового созыва. Никто не может занимать должность Председателя КНР более чем два срока подряд. На основе решений ВСНП и его Постоянного комитета Председатель КНР осуществляет полномочия по опубликованию законов, назначению ряда высших должностных лиц (премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государственными орденами и присвоению званий, назначению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, опубликованию указов о помиловании, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны. Председателю КНР помогает заместитель, который избирается ВСНП на тех же условиях и в том же порядке, что и Председатель.

Центральным исполнительным органом государства является Государственный совет КНР, который характеризуется в ст.85 Конституции как «Центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган». Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Премьер, его заместители, члены Госсовета и начальник секретариата образуют Постоянный комитет Государственного совета. Срок его полномочий — 5 лет. Государственный совет руководит административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими полномочиями. Он ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом и им подотчетен.

Особенности права

<QUEST13< FONT>Цинский Китай имел два главных свода законов: по государственному и административному праву и по уголовному, гражданскому и семейному праву. Первый свод законов содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом из 1293 уездов империи.

Тексты сводов законов не составлялись, каждой династией заново. Еще в 1644 г. особой комиссии было поручено рассмотреть минский свод законов, чтобы модернизировать его. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов. Новые же законы были включены в него в виде дополнительных постановлений. По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать, впоследствии такие пересмотры проводились через каждые 5–10 лет. Этот второй свод законов назывался «Основные законы и постановления Великой династии Цин». Он ставил маньчжурских завоевателей в привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания другим — более легким или менее унизительным.

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т. д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права.

Охрана господствующих общественных отношений была сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось крайней жестокостью. Основные законы Цин предусматривали около трех тысяч преступлений, многие из них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной ссылкой, ударами большой и малой палки. По остальным преступлениям предусматривалась ссылка в дальние гарнизоны и/или с отдачей в рабство. Все виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Вместе с тем допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни, а также наем других лиц для отбывания наказания (например, при битье палками). Некоторые преступления влекли за собой наказание не только виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко применялись пытки.

Цинское законодательство отличалось казуальностью (казуизмом). Причем, чем опаснее были те или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и различных подзаконных актах. Например, устанавливалась ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою очередь детализировались в зависимости не только от формы вины, количества преступников и т. д., но и от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата; наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний.

Накануне революции была проделана большая работа по совершенствованию уголовного законодательства и его модернизации. Например, были исключены уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов.

Однако многие положения законодательства Цин об ответственности за правонарушения действовали вплоть до 1931 г., т. е. до вступления в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики.

<QUEST14< FONT>Такое смешение древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторых принципах романо-германской правовой семьи, характерно и для права КНР.

Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, составлявшего основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Согласно идеям конфуцианства на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к европейской идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

По этическому учению конфуцианства гражданин, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (т. е. правилами гармоничного, «правильного» поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье. Само понятие субъективного права до начала ХХ в. в Китае отсутствовало.

Брачно-семейные, наследственные, торговые и другие отношения регулировало обычное право, отличавшееся чрезвычайной пестротой (партикуляризмом).

С победой синьхайской революции 1911 г. в Китае начался процесс модернизации традиционного права. После провозглашения республики была проведена огромная работа по созданию современных кодексов, основанных на лучших европейских образцах. Уже в 1912 г. принято первое современное Уголовное уложение, пересмотренное в 1928 г. и переименованное в Уголовный кодекс. Основанный преимущественно на германском и японском законодательствах, Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929–1931 гг. Гражданский процессуальный кодекс — в 1932 г. Земельный кодекс — в 1930 г. В результате этих работ китайское право (во всяком случае внешне) европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. Однако за этим фасадом продолжали существовать традиционные понятия и, за немногими исключениями, именно они преобладали в реальной жизни. Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям.

В результате победы Коммунистической партии в 1949 г. были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены старые суды. Началась рецепция социалистического права. Органические законы 1949 г., которые предусматривали реконструкцию правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950–1951 гг. изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Кодификационная комиссия приступила к подготовке кодексов.

Однако уже в 1952–1953 гг. принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от политики, независимость судей, юридический формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип «нет наказания без закона». Тем не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 г., построенная по типу Конституции СССР 1936 г. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. Постановление 1954 г. содержало гарантии против ареста и задержания.

После разрыва дружеских отношений с СССР в 1960 г. руководство КНР попыталось отойти от советской модели права как «ревизионистской». В рамках этого курса в КНР попытались ввести рабочее самоуправление на предприятиях, полностью отказаться от принципа оплаты по труду и любых других форм материального стимулирования. В период «культурной революции» 1966–1973 гг., сопровождавшейся военными действиями, массовыми репрессиями и погромами, вся система правопорядка была дезорганизована. Законодательство практически перестало применяться, в стране царил хаос.

<QUEST15< FONT>Начиная с 1979 г. в КНР происходит коренное изменение политического курса. С целью модернизации страны руководство КПК отказалось от идей обострения классовой борьбы и полного огосударствления экономической жизни. В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, разрешили продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности, где допустили деятельность малых и средних частных предприятий. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности, в 1979 г. издан Закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны. Начали восстанавливаться режим законности и нормальная деятельность судебно-правоохранительной системы. Начиная с 1979 г. были заново или даже впервые в истории КНР кодифицированы основные отрасли права (в частности, в 1979 г. приняты Уголовный кодекс и УПК, в 1986 г. — Общие положения гражданского права, в 1994 г. — кодифицировано трудовое законодательство). По мере накопления правоприменительного опыта и формирования новых общественных потребностей происходит постепенная замена ранее принятых законов новыми, более соответствующими международным стандартам редакциями (в 1996 г. — новая редакция УПК, в 1997 г. — УК). В результате почти 20-летнего периода реформ в КНР сложилась система законодательства, сочетающая в себе как марксистские принципы советского (социалистического) права, так и некоторые начала романо-германской правовой семьи (в экономической сфере).

<QUEST16< FONT>Основными источниками права в КНР являются законы и другие нормативные правовые акты. Их иерархию образуют Конституция, законы, постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, подзаконные акты других органов государственной власти и управления, в том числе местных.

На практике иерархия правовых актов часто нарушается, что приводит к всевластию инструкции и усмотрения административных органов. Кроме того, в КНР по-прежнему нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. В законах встречаются положения неправового характера.

Совершенно обособленное место в правовой системе КНР занимают Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь), которым дано право иметь собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику. Вне компетенции местных властей находятся лишь вопросы внешней политики и обороны. Так, по принятому ВСНП в 1990 г. Основному закону для Гонконга до 2047 г. территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни», за ней сохраняется статус свободного порта (порто-франко), отдельной таможенной территории, международного финансового центра с собственной валютно-финансовой системой. Китаем было подтверждено (локализовано) действие около 140 законов Великобритании, ранее распространявшихся на Гонконг.

На острове Тайвань, номинально принадлежащем КНР, продолжает действовать политическая и правовая система, унаследованная от Гоминдановского Китая.

<QUEST17< FONT>Частное право. Содержание гражданского права КНР, как и других отраслей, определяется особенностями социально-экономической модели этого государства. Основы экономических отношений (прежде всего отношений собственности) закреплены на конституционном уровне. Для конституций КНР характерен акцент на закрепление социалистической общественной собственности на средства производства, т. е. общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся.

В начале 1980-х гг. Китай начал кардинальную реформу гражданского законодательства. Отказ от командно-административных методов и строительство многоукладной экономики смешанного (планово-рыночного) типа потребовали разработки правовых норм, необходимых для регламентации рыночных отношений. Создание нового гражданского законодательства чрезвычайно осложнялось тем, что руководство КНР не декларировало окончательной общественной модели, которая должна утвердиться в результате длительных экономических реформ. Поскольку эта модель в конечном итоге должна воплощать «социализм с китайской спецификой», законодатель лишен возможности заимствовать «готовые» гражданские законы капиталистических стран, как это было сделано в конце XIX в. в Японии и в 1920-е гг. в Гоминдановском Китае.

В целом гражданское право КНР находится в стадии формирования, многие его институты до сих пор законодательно не закреплены.

Вместе с тем принят ряд законов и положений, которыми регулируется правовой статус различных субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности и в которых одновременно содержится определенная регламентация отношений собственности. Еще в 1981 г. принят Закон КНР о хозяйственном договоре — основной акт, регулирующий отношения хозяйственного оборота (помимо этого Закона в КНР действует ряд положений об отдельных видах хозяйственных договоров). Отношения, связанные с объектами исключительных прав, регламентируются законами о техническом договоре (1987), авторском праве (1990), о патентах (1984) и товарных знаках (1982). Наследственным отношениям посвящен отдельный Закон 1985 г. Регулирование экономических отношений с иностранным участием основывается на Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун (1980) и на Законе КНР о внешнеэкономическом договоре (1985).

В области семейного права в период реформ был принят Закон о браке 1980 г. Он отменил Закон 1950 г., закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В праве КНР отчетливо прослеживается стремление поощрять поздние браки, что должно способствовать решению демографических проблем страны; супругам предписывается обязанность «планирования семьи».

В семейном праве реализуются принципы свободы брака (оба супруга должны выразить согласие на вступление в него) и равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой развод осуществляется с минимальными формальностями: достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданского состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод — действительно соответствующим намерениям сторон. В противном случае дело о разводе передается в суд.

В 1991 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс, сменивший аналогичный акт 1982 г.

Значительной трансформации в соответствии с концепциями «социалистической рыночной экономики» подверглось и трудовое право КНР. Наряду с сохранением некоторых прежних, социалистических черт, новое китайское трудовое законодательство восприняло ряд положений и конструкций, присущих странам развитой рыночной экономики: о трудовых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях; о страховании по старости и безработице. С 1980-х гг. вводится новая модель индивидуальных трудовых отношений, призванная постепенно заменить действовавшую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников допускались только с разрешения государственного органа. Новая система основана на свободе найма и увольнения и предусматривала заключение срочных трудовых контрактов продолжительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений, и т. п.

Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды. Так, в 1979 г. были приняты экспериментальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окружающей среды, который явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоянным актом с аналогичным названием. Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмотрен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Приняты также законы об охране окружающей среды морей и океанов (1982), о предотвращении загрязнения водной среды (1985), о предотвращении загрязнения атмосферы (1987), Водный кодекс (1988), Закон об охране диких животных (1988), Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду (1996) и др.

<QUEST18< FONT>Уголовное право и процесс. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. новые уголовно-правовые нормы социалистической направленности закреплялись в отдельных актах, таких как Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность, Временное положение о наказаниях за подрыв денежной системы, Временное положение об охране государственной тайны (1951), Положение о наказаниях за коррупцию (1952) и др.

Параллельно шла интенсивная работа над созданием проекта нового УК, который был подготовлен под сильным влиянием советского уголовного законодательства к 1957 г.

В дальнейшем кодификационные работы в области уголовного законодательства заметно замедлились, и новый УК был принят лишь в 1979 г. (вошел в действие с 1 января 1980 г.). В последующие годы в него были внесены существенные поправки и изменения, а в 1997 г. он принят в новой редакции.

Уголовный кодекс 1979 г. открыто закрепил идеологию марксизма-ленинизма и китайского социализма, его нормы отличал классовый характер. В УК развернуто определяется понятие преступления. Оно основано на признаках общественной опасности преступных деяний и их уголовной противоправности и также носит классовый характер. Однако, несмотря на то, что запрещение деяния уголовным законом отнесена к признаку преступления, УК допускает и институт аналогии (как в Общей, так и в Особенной части). Правда, решения судов, вынесенные на основе аналогии, подлежат обязательному утверждению Верховным народным судом Китая, поэтому китайские юристы называют такую аналогию контролируемой.

С момента принятия УК был пересмотрен круг субъектов уголовной ответственности. В 1989 г. постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность введена постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях. Эти постановления инкорпорированы в новую редакцию Кодекса.

Основными наказаниями в УК 1979 г. являются надзор, краткосрочный уголовный арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы, смертная казнь. Также используются дополнительные наказания: штраф, лишение политических прав, конфискация имущества (в отношении иностранцев в качестве и основного, и дополнительного наказания может применяться еще и высылка из страны).

Смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, и к женщинам, находящимся во время судебного разбирательства в состоянии беременности. Правда, в УК была сделана оговорка, что лица от 16 до 18 лет за особо тяжкие преступления могут быть приговорены к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. По количеству приводимых в исполнение смертных приговоров КНР занимает первое место в мире.

Уголовный процесс в КНР основывается на принципах социалистической законности. В 1996 г. был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР (вместо УПК 1979 г.), существенно усиливший гарантии прав личности в суде. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях, постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общественный порядок, постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.

В соответствии с Конституцией никто из граждан не может быть подвергнут аресту иначе, как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению народной прокуратуры или по постановлению народного суда; разбирательство дел во всех народных судах ведется открыто, за исключением особых случаев, предусмотренных законом. Обвиняемый имеет право на защиту. В Конституции и законодательстве закрепляется также принцип независимости судов, равноправие граждан при разбирательстве дел, право граждан различных национальностей на использование своего языка в процессе судопроизводства.

Несмотря на многочисленные позитивные перемены, на практике уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. Многие процессуальные права являются пока не более чем формальностью.

Тема "История государства и права Японии в период Нового и Новейшего времени"

Рекомендуемая литература:

Научная литература

1. Ариидзуми Т., Вагацума С. Гражданское право Японии. Книга первая. М., 1983.

2. Вагацума Сакаэ. Гражданское право Японии. В 2 кн. М., 1983.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности (любое издание).

4. Еремин В. Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

5. Инако Цунэо. Современное право Японии. М., 1981.

6. История Япония / Отв. ред. А. Е. Жуков. Т. 2. М., 1999.

7. Квигли Г. Правительство и политическая жизнь Японии. 1934.

8. Латышев И. А. Конституционный вопрос в послевоенной Япония. М., 1961.

9. Молодяков В. Э. История Японии. XX век. М., 2007.

10. Норманн Г. Возникновение современного государства Япония. М., 1961.

11. Очерки новейшей истории Японии. М., 1957.

12. Уголовное право зарубежных государств / Отв. ред. А. М. Яковлев и А. Б. Сахаров. Вып. 1: Источники уголовного права. М., 1971.

13. Уголовное право зарубежных государств: Общая часть: Англия, США, Франция, ФРГ, Япония, Италия / Под ред. И. Д. Козочкина. М., 2001.

14. Цветов И. А. Проблемы пересмотра Конституции в политической жизни современной Японии // Японский ежегодник. 1984. М., 1985.

Учебная литература

1. История Японии. Учеб. для вузов / Ю. Д. Кузнецов, Г. Б. Навлицкая, И. М. Сырицын. М., 1988.

2. История Японии. Учеб. пособие. В 2 т. / Отв. ред. А. Е. Жуков. 2-е изд., испр. и доп. М., 1999.

3. Колдаев В. М. Конституционное право Японии. Учеб. пособие. М., 2001.

4. Пиляева В. В. Гражданское и торговое право Японии: в юридических конструкциях, понятиях, схемах и таблицах. М., 2001.

5. Черниловский З. М. История государства и права новейшего времени (США, Великобритании, Франции, Италии, Японии). М., 1956.

Источники

1. Конституции зарубежных государств. Соедин. Штаты Америки. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Испания. Греция. Япония. Канада [Офиц. тексты: Перевод / Сост., авт. введ., вступ. ст. к конституциям В.В. Маклаков] (любое издание).

2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов / под ред. П. Н. Галанзы. М., 1957.

3. Собрание конституционных актов. Конституции Франции, Германии, Пруссии, Швейцарии, Австро-Венгрии, Австрии, Венгрии, Англии, Соединенных Штатов, Швеции, Норвегии, Акт Унии, Болгарии, Греции, Румынии, Сербии, Австралии, Японии, Бельгии и Декларация прав. М., 1905.

4. Торговый кодекс Японии. М., 1993.

5. Уголовный кодекс Японии. Владивосток, 2000.

6. Уголовный кодекс Японии. СПб., 2002.

7. Хрестоматия по истории новейшего времени (любое вузовское издание).

8. Хрестоматия по истории нового времени (любое вузовское издание).

9. Хрестоматия по новейшей истории (любое вузовское издание).

10. Хрестоматия по новой истории (любое вузовское издание).

Тема "История государства и права Китая в период Нового и Новейшего времени"

Рекомендуемая литература:

Научная литература

1. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. 2-е изд., испр. и доп. М., 1951.

2. Аграрные преобразования в народно-демократических странах Азии / Отв. ред. Е. Ф. Ковалев. М., 1957.

3. Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. (любое издание).

4. Государственная система Китайской Народной Республики / Отв. ред. Л. М. Гудошников. М., 1988.

5. Гражданское законодательство КНР. М., 1997.

6. Егоров К. А. КНР: Политическая система и политическая динамика. М., 1993.

7. История и культура Китая: Сб. статей. М., 1974.

8. Китай на пути модернизации и реформ (Сборник, посвященный 50 летию КНР) / Отв. ред. М. Л. Титаренко. М., 1999.

9. Китай: история, культура и историография: Сб. статей. М., 1977.

10. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Отв. ред. Л. С. Переломов. М., 1981.

11. Маньчжурское владычество в Китае: Сб. статей. М., 1966.

12. Новейшая история Китая. 1917–1970. М., 1972.

13. Очерки истории Китая. С древности до “опиумных войн”. М., 1959.

14. Пащенко Е. Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997.

15. Пивоварова Э. П. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска. М., 1999.

16. Правовые аспекты модернизации в КНР / Отв. ред. Л. М. Гудошников. М., 1990.

17. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

18. Симоновская Л. В., Эренбург Г. Б., Юрьев М. Ф. Очерки истории Китая. М., 1956.

19. Современная Азия: Справочник / Редкол.: Б. Г. Гафуров (пред.) и др. М., 1977.

20. Современная история Китая. 1917–1927 / Отв. ред. В. И. Глунин. М., 1983.

21. Современная история Китая. 1928–1949 / Отв. ред. В. Н. Никифоров. М., 1984.

22. Страны Южной Азии: Политико-экономический справочник / Под ред. А. А. Смирновой. М., 1968.

23. Тихвинский С. Л. Путь Китая к объединению и независимости (1898–1949 гг.). М., 1995.

24. Традиции в общественно-политической и политической культуре Китая / Отв. ред. М. Л. Титаренко, Л. С. Переломов. М., 1994.

25. Хахлов А. Н. О рабстве и крепостничестве в Китае (с 40 х годов XVII в. до середины XVIII в.) // Китай: Общество и государство. М., 1973.

Учебная литература

1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2007.

2. Давид Р., [Жоффре-Спинози К.]. Основные правовые системы современности (любое изд.).

3. История государства и права зарубежных стран. В 2 ч. Ч. 2. (любое издание).

4. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран. М., 2002.

5. Черниловский З. М. Всеобщая история права и государства (любое изд.ание).

6. Новая история стран Зарубежной Азии и Африки / Отв. ред. Г. В. Ефимов, Д. А. Ольдерогге. Л., 1959.

7. Новейшая история стран Азии и Африки. Учебник / Под ред. М. Ф. Юрьева. М., 1965.

8. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса. М., 2001–2003.

9. Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки / Отв. ред. Г. В. Ефимов, А. Д. Новичев. Л., 1963.

10. Жарков Б. Н. Основные положения трудового законодательства в развивающихся странах Азии и Африки. Учебное пособие. М.,1979.

Источники

1. Высшие органы государственной власти стран народной демократии: Сборник нормативных актов / Сост. М. П. Лебедев, Н. А. Михалева. Вып. 2: Страны Азии. М., 1961.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права (любое издание).

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (любое издание).

4. Хрестоматия по новейшей истории, 1917-1945 / Сост. М. Е. Сучков; Под ред. Н. Н. Яковлева. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1987.

5. Хрестоматия по истории международных отношений. Вып. 2. Африка и передняя Азия / Сост. С. Ю. Абрамова и др. -М., 1972.

6. Законодательные акты Китайской Народной Республики / Под ред. и с вступ. ст. Е. Ф. Ковалева. М., 1952.

7. Китайская Народная Республика. Законодательные акты / Под ред., с вступ. ст. А. М. Гудошникова. М., 1989.

8. Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты / Под ред. А. М. Гудошникова. М., 1984.

9. Антология мировой правовой мысли. Т. 1. Античность; Восточные цивилизации. М., 1999.

10. Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики (1954–1958). М., 1959.

11. Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1955.

Тема "История государства и права Японии в период Нового и Новейшего времени"

Контрольные вопросы:

1. Перечислите мероприятия Аграрной реформы 1872-1873 гг.

2. Каков основной юридический Конституции 1889 г.?

3. Каковы последствия отклонения бюджета парламентом (по Конституции 1889 г.)?

4. Каким был главный элемент Новой политической структуры в Японии?

5. Назовите две волны кодификации права в Японии в конце XIX – начале ХХ в., выделяемые в зависимости от иностранного влияния.

Тема "История государства и права Китая в период Нового и Новейшего времени"

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные периоды в истории китайского государства и права в эпоху нового и новейшего времени?

2. Чем в истории китайского государства отличатся маньчжурское завоевание от предыдущих?

 

 

3. Какую роль в истории развития Китая сыграло тайпинское восстание?

4. Какова структура и тенденции развития тайпинского государства?

5. В чем заключалась суть реформ в Цинском государстве в конце XIX в.?

6. Охарактеризуйте тенденции развития китайского государства в начале XX в.

 

 

7. Дайте характеристику временной конституции 1912 г.

 

 

8. Что такое Гоминьдан?

9. Каковы особенности и последствия гражданских войн 1920–1949 гг.?

 

 

10. Расскажите об образовании КНР и первых решениях новой власти.

 

 

11. Каковы наиболее заметные вехи в развитии китайского государства в 1950–1960-х гг.?

 

 

12. Охарактеризуйте Конституцию КНР 1982 г.

 

 

13. Дайте общую характеристику права империи Цин.

14. Какова роль рецепции социалистического права в КНР?

15. Какие изменения претерпела правовая политика Китая начиная с 1979 г.?

16. Назовите основные источники права КНР.

17. Охарактеризуйте общие тенденции развития частного права Китая.

 

 

18. Охарактеризуйте общие тенденции развития уголовного и уголовно-процессуального права Китая.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных