Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения в ст. 65 Конституции РФ (ст. 137 К.РФ)




Поправки.

Поправки допускаются только к главам 3 – 8 Конституции РФ.

Под поправкой понимается любое изменение текста данных глав Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, согласно Конституции РФ, они должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Правовым актом, которым вносится поправка, является закон о поправке к Конституции.

Детально урегулирован порядок внесения поправок ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Рассмотрение закона в субъектах РФ должно завершиться не позднее 1 года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Верховный Суд определяет правильность рассмотрения закона о поправке в субъекте РФ. Если закон не одобрят субъекты РФ (2/3), то внесение предложений о данной поправке допускается только через 1 год.

Закон о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки.

После одобрения закона о поправке субъектами РФ (не менее чем 2/3) Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования.

Принятая поправка вносится в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ (ст. 137 К.РФ)

Положения Конституции РФ об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей ее состав.

Случаи внесения изменений:

- принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта;

- изменение конституционно-правового статуса субъекта;

- изменение наименования субъекта.

Данные вопросы не могут решаться в режиме поправки к конституции в силу их особого характера.

В соответствии со ст.65 (ч. 2) К.РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном ФКЗ от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Изменение наименования субъекта относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Новое наименование подлежит включению в ст. 65 Указом Президента РФ.

Однако Конституционный Суд РФ определил, что изменение наименования субъекта не должно нарушать основы конституционного строя, также права других субъектов РФ, права и свободы человека и гражданина.

 

17. Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, элементы, принципы). Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к конституционному государству. Так как наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. В конституционном государстве прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они и обеспечивают конституционный строй.

Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Неотъемлемым атрибутом конституционного государства является гражданское общество.

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему СМИ, неписанные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

Именно в рамках гражданского общества реализуется большая часть прав и свобод человека.

В основу концепции конституционного строя положены великие идеи, исходящие из незыблимости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены конституцией.

Основы конституционного строя РФ – это устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В Конституции РФ 1993 г. содержится специальная глава (гл.1), посвященная основам конституционного строя. К основам конституционного строя, согласно К.РФ относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя РФ», занимающий ведущее место в системе КПР.

Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

 

18. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Демократизм, выражается в принципе разделения властей. Сущность данного принципа - для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Кроме того, необходимо, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими. В России принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.) и в апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию. Разделение властей – один из основных принципов действующей конституции. Ст. 10 К.РФ предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

 

 

19. Народный суверенитет в России. Принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель — достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.Н.с. имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ — на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном — через местные сообщества граждан.

20. Народовластие и его конституционное закрепление. Понятие, сущность, формы народовластия Любое демократическое государство провозглашает в своей Конституции принцип народовластия - принадлежности власти народу. В качестве примера можно привести конституции Франции, Италии, ФРГ и других стран. Народовластие означает, что народ обладает правом и возможностью свободно, независимо от каких-либо социальных сил осуществлять власть в соответствии с собственной волей и в своих интересах. Оно выражается в том, что народ: во-первых, участвует в формировании органов власти; во-вторых, в принятии государственных решений; в-третьих, контролирует осуществление государственной власти. Основоположник теории народного суверенитета и учения о народовластии Ж. Ж. Руссо считал, что народ как носитель и выразитель общей воли "может быть представляем только самим собою". Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу. Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть. Согласно ст.3 Конституции Российской Федерации "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Различают две главные формы реализации народовластия - прямую (непосредственную) и представительную. Прямая демократия предполагает непосредственное участие народа в управлении государством и обществом, например, путем референдума и выборов. Здесь же надо отметить, что референдумы (всенародное голосование) могут проводиться как в общегосударственном масштабе, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, также по регионам. Организация и проведение референдумов - довольно дорогостоящее мероприятие, поэтому они проводятся не часто. Более распространенной формой непосредственной демократии являются выборы. Посредством выборов формируются органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирается глава государства. Для выборов как формы прямого осуществления народовластия важно, чтобы они были свободными.
Это предполагает: а) проведение выборов в обстановке отсутствия какого-либо принуждения; б) возможность выбора из нескольких кандидатур; в) возможность как осуществлять свои избирательные права, так и не использовать их; г) свободу голосования "за" или "против" предложенных кандидатур; д) право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

 

 

21. Конституционные институты прямой демократии. Непосредственная демократия -прямое волеизъявление народа или его части,непосредственное решение ими вопросов гос и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет формы непосред. демократии-как высшее непосредственное выражение власти народа –референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в гос органы и органы МСУ(петиции), народные обсуждения важных вопросов гос жизни, законопроектов.Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие императивную функцию- референдум,выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию -митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию - народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых,по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразуюшие- конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм - выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д. В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные. Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами гос-ва и МСУ являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы - это институты прямой демократии, к-рые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение воли народа. Субъектный состав -граждане,к-рые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления - не человек (кандидат), а определенный вопрос - принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся гос-ва, региона или тер-рии. Сход - это собрание жителей, обладающих избирательным правом; созывается сход обычно в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юр и физ лицами на тер-рии данного образования и могут быть отменены или изменены только самим сходом или решением суда.Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах гос и местного зна-чения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в гос органы и органы МСУ, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию и обнародованию).Обращения граждан РФ в гос органы и органы МСУ позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения соц справедливости. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в гос органах или органах МСУ, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами гра-ждан, выраженными на таких выборах.Главное в выборах-это то,что они являются формой осу-ществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти. Этому в полной мере соответствует правило, согласно к-рому право на участие в управлении гос-вом, прежде всего активное и пассивное избиратель-ное право,предоставляется гражданам конкрет-ного гос-ва, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто че-ловека, а гражданина. Посредством выборов фо-рмируются гос органы, органы МСУ, определяе-тся их персональный состав. Избираются предс-тавительные (законодательные) органы, законо-дательные органы субъектов федерации и представительные органы МСУ.Выборы предусмотренные Конституцией РФ,являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Референдум -это всенародное голосование граждан РФ по законопро-ектам, действующим законам и наиболее важным вопросам гос и местного значения. Вопросы, вы-носимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, к-рое собрало наибольшее число голосов.Референдум проводится на всей тер-рии РФ. На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Констит Собрание принимает решения о вынесении на всенаро-дное голосование проекта новой Конституции РФ. Вопросы, выносимые на референдум РФ, не дол-жны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников ре-ферендума, внесенных в списки участников референдума. Решение считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более поло-вины участников референдума, принявших учас-тие в голосовании.

 

 

22. Референдум (понятие и виды). ФКЗ от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ «О референдуме РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Референдум – всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Виды референдума: общероссийский, субъекта РФ и местный.

В обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции РФ,

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ «О референдуме РФ».

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам РФ в соответствии с пунктом 1, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Референдум назначает Президент РФ.

До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 днейсо дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума. Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.

Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума (на основании протоколов комиссий путем суммирования содержащихся в них данных). Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по РФ подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее 3 дней после определения результатов референдума РФ.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов референдума. Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории РФ. Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ

 

 

23. Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия (плюрализма).

Этот принцип исключает возможность существования в стране государственной и иной обязательной идеологии. В РФ (ст.13 К.РФ) признается политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Политический плюрализм предусматривает наличие политических партий (ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»).

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политический плюрализм – свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

 

24. Конституционные основы экономического строя в Рос­сийской Федерации. Экономической основой конституционного строя РФ является развивающееся рыночное хозяйство, рыночные отношения Конституция. РФ (ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп.) ограничивает и пресекает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Конституция закрепляет 3 формы собственности: частную, государственную, муниципальную и др. (ст.8 К.РФ). Согласно ст. 9 К.РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст. 36 К.РФ, в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35).

Отношения, не предусмотренные Конституцией, регулируются гражданским законодательством.

 

25. Формы собственности в Российской Федерации. Для экономич системы РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется нормами ряда законодательных актов, центральное место среди к-рых принадлежит констит но-рмам, служащим основой для всего правового

регулирования отношений собственности в стране. Констит регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является юр закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых гос-вом. В РФ такими формами являются частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юр лиц, не являющихся гос и муниципальными организациями и предприятиями. Право частной собственности означает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др лицами, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для гос нужд может быть про-изведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гос собственность

РФ выступает в виде фед собственности и собственности субъектов РФ. Разграничение гос собственности Конституция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая МС,в состав муницип собственности входят средства местного бюджета, муницип внебюд-жетные фонды, имущество органов МСУ, а также муницип земли и др природные ресурсы, находящиеся в муницип собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также некоторые др объекты и движимое и недвижимое имущество. По юр содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Детально право собственности регламентировано ГК РФ. Конст-ция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в за-щите социалистической, и в особенности гос, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское гос-во охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.

 

26. Понятие и принципы российского гражданства. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации".

Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы:

1) единое гражданство РФ.

2) право каждого на гражданство.

3) равное гражданство РФ независимо от оснований приобретения.

4) обладание гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и несение равных обязанностей, предусмотренных К. РФ.

5) открытый и свободный характер российского гражданства.

6) недопустимость произвольного лишения гражданства.

7) право на двойное гражданство.

8) защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ.

9) невозможность высылки за пределы РФ или выдачи другому государству гражданина РФ.

10) принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами.

11) заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет изменения гражданства указанных лиц.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Федеральным законом.

 

 

27. Приобретение гражданства РФ. Основания приобретения:

1) по рождению. Приобретение гражданства по рождению является главным основанием пополнения корпуса граждан.

Указанное основание исходит из сочетания 2 принципов приобретения гражданства:

- «права крови», т.е. с учетом гражданства родителей,

- «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

В этом случае действует принцип «права почвы».

д) Также принцип права почвы применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны.

Согласно п. 2 ст.12 ФЗ, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

2) в результате приема в гражданство РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ.

Заявление рассматривается в общем порядке при условии, если они:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 статьи 13 ФЗ.

Срок проживания на территории РФ при рассмотрении заявления о приобретении гражданства РФ на общих условиях сокращается до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

· наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

· предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

· признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ
в упрощенном порядке без соблюдения перечисленных условий, если они:

· имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

· имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

· являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.

В гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных