Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно - правовые нормы: особенности их структуры и содержания.




Характеристика отрасли права немыслима без уяснения осо­бенностей составляющих ее норм.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отрасле­вой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоя­тельную часть системы права.

Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нор­мативных правовых актов, имеющих своим назначением регули­рование общественных отношений, относящихся к предмету от­расли конституционного права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обу­словленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагаю­щие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, облада­ющем высшей юридической силой во всей системе права, — в Кон­ституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значитель­но больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчи­таны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписа­ний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, уста­навливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию госу­дарственных органов в сфере правотворчества, наименование при­нимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих кон­ституционно-правовых норм связана не с возникновением кон­кретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, со­стояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу го­сударства, представительные (законодательные) органы государ­ственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выде­ляемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и сан­кция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и дис­позиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень много­образны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особен­ности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (ин­ститутов).

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых обществен­ных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие — с основами правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных груп­пировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные ком­плексы норм, регулирующих относительно близкие сферы обще­ственных отношений, что отражается в структуре конституцион­но-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаи­мосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу обще­ственных отношений. Только при таком условии может быть обес­печено достаточно квалифицированное истолкование и примене­ние конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, ко­торое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые прису­щи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода однородные нормы в конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму.

Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Кон­ституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой за­висимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграниче­ния предметов ведения и полномочий между Российской Федера­цией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню пра­вового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других норма­тивных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают кон­ституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным зако­нам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между фе­деральным законом и нормативным правовым актом субъекта Рос­сийской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной влас­ти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылать­ся, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федера­ции и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает меха­низм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различ­ный характер, в своеобразной форме определять права и обязан­ности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осу­ществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (на­пример, ст. 71, 72, 73, 83—90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов со­ответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязан­ности субъектов совершать определенные действия, предусмот­ренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, кото­рый соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граж­дан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вари­ант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обна­родовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Кон­ституции РФ, запрещаются создание и деятельность обществен­ных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида конституционно-правовой нормы по харак­теру предписания важно при ее применении для точного понима­ния содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов ре­гулируемых ею отношений;

5) по степени определенности предписаний. По этому основа­нию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, в которых однозначно опреде­ляются вариант поведения, действия субъектов в соответствую­щих обстоятельствах.- Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после вы­ражения Государственной Думой недоверия Правительству, Пре­зидент вправе объявить об отставке Правительства либо не согла­ситься с решением Думы. В случае, если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.

Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Пре­зидент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуаль­ные (процедурные ) нормы. В отличие от уголовного, гражданско­го права конституционному праву не соответствует специализиро­ванная процессуальная отрасль, нормы которой призваны уста­навливать общий, единообразный порядок реализации норм. Од­нако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы про­цедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуаль­ных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривают содержание дейст­вий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных ор­ганов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специаль­ного свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представитель­ных) органов государственной власти, о проведении референ­думов.

Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права1 объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конститу­ционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечива­ющего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти призна­ки характерны для процессуальных отраслей. Формирование от­расли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуально­го права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участ­никами их реализации являются сами субъекты конкретного пра­воотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального. Сказанное однако не исключает, что в реализа­ции материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессу­альным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных прин­ципов судопроизводства.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широ­кой совокупности конституционно-правовых норм. Такие сово­купности родственных правовых норм именуются конституцион­но-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и доста­точно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более уз­кого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необхо­дим), то применяется также расширительное толкование и исполь­зование понятия института. Например, можно говорить об инсти­туте гражданства, хотя входящие в него нормы являются состав­ной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие раз­личной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на тот же институт граж­данства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и за­прещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному пра­вовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реали­зации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных