ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. 4 страницаЗаконодательная функция Федерального Собрания включает в себя принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за их реализацией. Наименование представительного и законодательного органа Российской Федерации — «Федеральное Собрание» — подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией (ст. 71—73) разделения законодательных прерогатив. Конституция отказалась от наименования Федерального Собрания как высшего органа государственной власти. Понятия «высший» и «низший» вообще в ней не присутствуют. Это отражает принципиальную позицию законодателя, состоящую в том, что в системе подлинно федеративных отношений и реального разделения властей не может быть раз и навсегда установленных высших или низших. Во взаимоотношениях государственных органов власти, осуществляющих полномочия непосредственно от имени Российской Федерации, отсутствует соподчиненность. В рамках собственной компетенции каждый из них является высшим органом. Конституция исключила из компетенции Федерального Собрания исполнительно-распорядительные полномочия и значительно сократила сферу контрольных прав. Отсутствие в ст. 94 характеристики. Федерального Собрания как контрольного органа дает основания утверждать, что у российского парламента вообще нет контрольных полномочий. Однако с таким утверждением вряд ли можно согласиться в полной мере. Например, в ч. 5 ст. 101 Конституции установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Часть 2 ст. 32 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.1 предусматривает право Уполномоченного обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан. Часть 1 ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает подотчетность Банка России Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, ряд статей Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов прямо или косвенно наделяют российский парламент контрольными полномочиями. Более полное и развернутое регулирование контрольных полномочий парламента — одно из наиболее очевидных направлений совершенствования действующей Конституции, нацеленное на упорядочение взаимоотношения властей, усиление их функций в качестве «противовесов» в системе разделения властей. При этом, разумеется, речь не идет о наделении парламента исполнительно-распорядительными функциями. Депутатский контроль должен осуществляться в специфических парламентских формах — на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий и комитетов, парламентских слушаниях, посредством депутатских запросов и т.д. Но то, что парламент должен быть наделен широким и эффективным комплексом контрольных прав, — несомненно. Конституционная форма народного представительства в России, основанная на принципе разделения властей, находится в процессе становления. В том, что Конституция радикально упразднила прежнюю советскую систему представительных органов власти, построенную снизу доверху на единых, принципах, есть и положительные, и отрицательные стороны. Новая Конституция более полно гарантировала независимость и самостоятельность представительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в осуществлении своих конституционных полномочий, но одновременно ослабила их взаимосвязи, создав тем самым предпосылки для утраты единства правовой системы и нарушения государственной целостности России. Основы структурной организации и состав Федерального Собрания определены в ст. 95 Конституции. Федеральное Собрание подразделяется на две палаты — Совет Федерации и Государственную Думу. Двухпалатная структура представительных (законодательных) органов государственной власти достаточно распространена, В частности, Она была свойственна предшественнику Федерального Собрания — Верховному Совету Российской Федерации, однако там функциональная специализация палат была лишь слегка намечена. Так, согласно ст. 112 ранее действовавшей Конституции РСФСР, рассмотрению в Совете Республики подлежали вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Совет национальностей рассматривал в первую очередь вопросы обеспечения национального равноправия, государственного строительства и социально-экономического развития республик, краев и областей Российской Федерации, вопросы межнациональных отношений. Конституция РФ 1993 г. пошла в данном направлении значительно дальше: каждая из палат имеет собственную компетенцию, закрепленную в ст. 102 и 103 Конституции. Если по ранее действовавшей Конституции палаты были включены в законодательный процесс параллельно (каждая из палат могла принять к своему рассмотрению любой законопроект), то сегодня они включены в этот процесс последовательно. Правом принятия федеральных законов наделена Государственная Дума, а Совет Федерации правомочен одобрить либо отклонить принятый ею закон. Таким образом, между палатами парламента существует разделение властных полномочий. Разумеется, подобная структурная организация представительной власти замедляет и усложняет прохождение законов, однако новая организация законодательного процесса выигрывает в том, что ориентирует законодателей на вдумчивое отношение к законотворчеству, поиск компромиссов, тщательное согласование общегосударственных и региональных интересов. В политической практике Совет Федерации иногда называют сенатом или верхней палатой, а его членов — сенаторами, однако Конституция подобных терминов не использует. Назначение этой палаты — представлять на федеральном уровне субъектов Федерации, выражать их согласованную волю, и интересы. Государственная Дума призвана выражать интересы всего населения России независимо от региональных различий. Это отражается и в его компетенции, и в механизме формирования, и в количественном составе. Если Совет Федерации состоит из 178 членов (по два представителя от 89 субъектов Федерации), то Государственная Дума — из 450 депутатов. Такой численный состав Думы в целом соответствует мировой практике, позволяет образовать депутатские комитеты и комиссии, охватывающие основные направления внутренней и внешней политики. Указанное предназначение Думы предопределяет формирование в ней в отличие от Совета Федерации политических депутатских объединений (фракций и депутатских групп). Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Думы, избранных по одномандатным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется «фракцией» и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Депутаты Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения. Порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.1 В соответствии с ним в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от его законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от регионального парламента избирается им на срок полномочий данного органа, а при формировании регионального парламента путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного парламента избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) на срок его полномочий. Причем это решение вступает в силу, если на очередном заседании регионального парламента две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Полномочия избранного (назначенного) члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно региональным парламентом или высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем его высшего исполни- тельного органа государственной власти). Указанные полномочия могут прекращаться и досрочно избравшим (назначившим) члена Совета Федерации органом (должностным лицом). Подтверждение полномочий вновь избранного (назначенного) члена Совета Федерации и прекращение названных полномочий оформляются постановлениями Совета Федерации. Совет Федерации — постоянно работающий орган. Конституция не предусматривает случаев роспуска либо приостановления его деятельности. Деятельность данной палаты не ограничена каким-либо конечным сроком. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Этот срок называется созывом. По его истечению состав палаты полностью обновляется, что отличает Думу от Совета Федерации. Указанный срок отвечает мировой практике. Общенациональные парламенты избираются, как правило, на четыре-пять лет. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам — увидеть практические результаты своей деятельности. Данный срок также обеспечивает регулярное обновление этой палаты парламента, периодическую отчетность депутатов перед избирателями. Немаловажно и то обстоятельство, что четырехлетний срок полномочий Думы соответствует сроку полномочий Президента, который избирается также на четыре года. Конституция, однако, не исключает роспуска Думы до истечения четырехлетнего срока. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции в случае, когда Дума трижды отклоняет представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы! Дума может быть распущена также при отказе ею в доверии Правительству РФ (ст. 117). Полномочия Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Дума нового созыва приступает к работе, если она избрана в правомочном составе не менее чем двумя третями от общего числа депутатов (450). Это правило обеспечивает преемственность законодательной власти, однако оно имеет одно исключение. Статьи 109, 111, 117 Конституции, регулируя вопросы роспуска Думы Президентом, не предусматривают функционирования Думы, распущенной Президентом. Возникает очевидный разрыв в осуществлении полномочий федеральным органом законодательной власти, который при определенных условиях может обернуться негативными последствиями для стабильности и преемственности государственной власти. § 5. Внутренняя организация палат Федерального Собрания Обе палаты Федерального Собрания как постоянно действующие органы работают сессионно. Совет Федерации собирается, по общему правилу, на весеннюю сессию с 25 января по 15 июля и осеннюю — с 16 сентября по 31 декабря. Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессий проводятся заседания палат, их комитетов, комиссий, парламентские слушания, иные мероприятия. Заседания палат проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультации по кандидатуре председателя Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Думы. Установление непосредственно в Конституции РФ срока созыва первого заседания вновь избранного парламента — распространенная конституционная практика. Парламент собирается на первое заседание «автоматически», в силу прямого указания Конституции, при этом снимаются вопросы о том, кто и в какой срок должен созвать парламент, что происходит в случае, если он не созван. Конституция позволяет Президенту созвать Думу досрочно, например, для введения военного или чрезвычайного положения, принятия неотложных бюджетных или внешнеполитических решений. На практике подобных случаев пока не было. Согласно Конституции Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Указанное требование направлено на самостоятельное осуществление палатами парламента своих полномочий, строгое соблюдение разделения функций палат в процессе законотворчества. Это не препятствует образованию палатами совместных органов — согласительных комиссий — для преодоления возникших разногласий по законопроектам. На практике существуют также общие звенья аппарата, обслуживающие обе палаты (например, парламентская библиотека). Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Это важнейшее качество, на котором зиждется авторитет и влияние представительной власти. В США, например, каждый гражданин страны вправе посетить здание конгресса, присутствовать на его заседаниях. Во многих странах существуют специальные программы ознакомления граждан с деятельностью парламента. Сессии законодательных и представительных органов власти транслируются по радио и телевидению, широко освещаются в сводках новостей. В случаях, предусмотренных их регламентами, палаты Федерального Собрания вправе объявить свои заседания закрытыми. Такая необходимость возникает, когда палата обсуждает закрытые статьи бюджета, вопросы национальной безопасности, «горячие» проблемы межнациональных отношений. Важнейшим моментом организации палат Федерального Собрания является избрание ими председателей и их заместителей. Согласно Регламенту Совета Федерации, председатель, его первый заместитель и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. В случае внесения кандидатур первого заместителя председателя и заместителей председателя единым списком палата может принять решение о проведении открытого голосования. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации. При избрании председателя Думы и его заместителей учитывается фракционная структура этой палаты. Председатель Думы и его заместители не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы. Председатели палат Федерального Собрания и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ч. 2 ст. 101 Конституции). Регламенты обеих палат конкретизируют это положение Конституции. Согласно ст. 18 Регламента Совета Федерации его председатель: ведает внутренним распорядком палаты, осуществляет общее руководство ее аппаратом; созывает заседания палаты и ведет их; формирует проект повестки заседаний, представляет его на рассмотрение членов палаты; подписывает постановления палаты; приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. Председатель Совета Федерации организует работу Совета палаты, ведет его заседания; координирует работу комитетов, комиссий палаты; направляет для рассмотрения в комитеты законы, поступившие из Думы, законопроекты, вносимые Советом Федерации в Думу в порядке законодательной инициативы; направляет Президенту РФ для подписания и обнародования законы, одобренные Советом Федерации; распределяет обязанности между своими заместителями; представляет палату во вне; участвует в согласительных процедурах; представляет палате доклады о ее деятельности; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Председатель Совета Федерации обладает и другими полномочиями. Совет Федерации вправе отменить распоряжение либо поручение Председателя Совета Федерации в случае противоречия его законодательству Российской Федерации и Регламенту палаты. Полномочия председателя Думы определены аналогичным образом в Регламенте Думы, конечно, с учетом особенностей статуса Думы. Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет важнейшие институты и формы парламентской деятельности — комитеты, комиссии, а также парламентские слушания. Комитеты являются постоянно действующими структурными подразделениями палаты, которые по предметам своего ведения осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; наделены функциями контроля за реализацией законодательства; организуют парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности. Комитеты палат — наиболее активные участники законодательной деятельности, однако Конституция не наделила их правом законодательной инициативы. По этой причине законопроекты и другие предложения, разработанные в комитетах, вносятся, как правило, от имени группы депутатов — членов комитета. Комиссии палат формируются, как правило, на определенный срок для проверки данных о событиях и должностных лицах, подсчета результатов тайного голосования, а также по другим вопросам. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» упоминает о возможности создания парламентом следственных комиссий, что прямо не предусмотрено ни Конституцией, ни действующими регламентами палат. В данном положении Закона проявилась назревшая потребность в расширении контрольных полномочий палат парламента. Однако в ряде случаев комиссии действуют на постоянной основе и даже приравниваются по правовому положению к комитетам. Дума формирует комитеты и комиссии с учетом принципа пропорционального представительства депутатских объединений, который на практике не всегда строго выдерживается. Численный состав комитета и комиссии определяется Думой, но не может быть менее 12 и более 35 депутатов (исключение составляет Комитет Думы по бюджету). Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. В Думе неоднократно поднимался вопрос о том, что число комитетов неоправданно велико и некоторые из них могут быть преобразованы в подкомитеты. Каждый депутат Думы, за исключением ее председателя, заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Думы. Депутат может быть членом только одного комитета и обязан присутствовать на его заседаниях. Одна из традиционных форм парламентской деятельности — парламентские слушания. На них могут рассматриваться законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, федеральный бюджет и отчет о его исполнении, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Комитет, комиссия палаты Федерального Собрания могут принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний, на которых обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Парламентские слушания заканчиваются, как правило, принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые могут публиковаться в печати. Конституция РФ не предусматривает создание в палатах парламента коллективных координирующих органов. Однако создание таких органов установлено регламентами палат. Так, в состав Совета Думы входят председатель Думы, который ведет заседание, и руководители депутатских объединений. Право решающего голоса имеют руководители депутатских объединений. Председатель Думы, его заместители, председатели комитетов Думы участвуют в работе Совета с правом совещательного голоса. Совет Думы: формирует проект примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию; принимает решение о включении в нее законопроектов; формирует проект календаря рассмотрения Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы Думы на очередное заседание; созывает заседания палаты; определяет ответственные комитеты по законопроектам; принимает решение о проведении парламентских слушаний; решает иные вопросы организации работы Думы. Решения Совета Думы оформляются в виде выписок из протоколов его заседаний, которые подписываются председательствующим на заседании Совета Думы. Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101 Конституции). Данное положение является важной организационно-правовой гарантией самостоятельности и независимости законодательной (представительной) власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|