Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правительство РФ (порядок формирования, компетенция, ответственность).




Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти

Правительство РФ является органом, осуществляющим исполни­тельную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. НО Конституции). Конечно, исполнительную власть в стране осуществляет не только Правительство, но именно оно ответственно перед народом, главой государства, парламентом за надлежащее функционирование единой системы исполнительной власти, за реализацию этой властью консти­туционных задач, принципов, механизмов жизнедеятельности граж­данского общества.

Правительство является высшим исполнительным органом госу­дарственной власти в стране. Возглавляя единую систему органов ис­полнительной власти, Правительство руководит работой федераль­ных министерств, других федеральных органов исполнительной влас­ти, контролирует их деятельность. Это выражается в его полномочиях по определению структуры этих органов, назначению их руководите­лей, утверждению положений об этих органах, отмене или приоста­новлению их незаконных актов, установлению порядка создания и де­ятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств. В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство также реализует полномочия высшего исполнительного органа государственной власти. Издавая общеобязательные как для федеральных, так и для региональных органов нормативные акты, Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти, координирует и контролирует дея­тельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, раз­решает споры и устраняет разногласия между органами исполнитель­ной власти федеральными и субъектов Федерации.

Правительство вправе образовывать иные государственные орга­ны, реализующие функции и полномочия в сфере исполнительной власти, — органы Правительства и органы при Правительстве, а также создает федеральные учреждения и предприятия, обеспечивающие ис­полнение полномочий федеральными исполнительными органами.

Правительство РФ является федеральным органом исполнитель­ной власти. § 3. Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его за­местителей и федеральных министров. Общее число членов Прави­тельства зависит от числа должностей заместителей председателя Правительства, федеральных министерств РФ, государственных должностей министров РФ, вводимых указами Президента. Состав Правительства имеет юридическое значение для определения компе­тентности принимаемых им решений. Каждый член Правительства обладает правом одного решающего голоса на заседаниях Правитель­ства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Формирование Правительства. Председатель Правительства на­значается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначе­ние нового Председателя Правительства и соответственно формиро­вание нового Правительства происходят каждый раз после: а) вступ­ления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства.

Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Госу­дарственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Пра­вительства. Государственная Дума в течение недели обязана рас­смотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении. Порядок рассмот­рения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномоч­ный представитель в Государственной Думе официально представ­ляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кан­дидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение прохо­дит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры. Согла­сие Государственной Думы считается полученным, если за предло­женную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе пред­ставлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо пред­ставлять каждый раз нового кандидата.

При троекратном отклонении Государственной Думой представ­ленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формиро­вания Правительства. Президент самостоятельно назначает Председа­теля Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагав­шуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в спе­циальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.

Конституция не ограничивает выбор Президента политической принадлежностью кандидата на должность Председателя Правитель­ства, хотя учитывать расклад политических сил в парламенте он вы-нужден. Конституционная практика свидетельствует о том, что этот человек должен быть профессиональным управленцем, как правило, уже работавшим в Правительстве на других должностях. Фигура Председателя Правительства имеет высокий политический вес, кон­ституционное и административное значение и не сводится к роли «технического директора» правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные мини­стры назначаются на должность и освобождаются от должности Пре­зидентом по предложению Председателя Правительства. Эта проце­дура пока не обладает достаточной степенью публичности и открытости, поскольку в обсуждении участвуют только два должностных лица. Президент не вправе игнорировать представленные ему Председате­лем Правительства кандидатуры или назначать каких-либо лиц во­преки позиции Председателя Правительства. Фактически это может происходить, но с учетом принципа конституционного взаимодейст­вия властей, согласования воль Президент обязан проявлять консти­туционную сдержанность в отношении своих прерогатив, обеспечи­вая право Председателя Правительства подбирать команду едино­мышленников.

Процедура формирования Правительства не ограничена строгими временными рамками. Часть заместителей Председателя Правитель­ства, ключевые министры обычно назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства. Вполне допустимо на пер­вом заседании нового кабинета присутствие лиц, которые по-прежне­му исполняют обязанности членов Правительства, ушедшего в отстав­ку или сложившего полномочия.

 

§ 5. Компетенция Правительства

Статья 114 Конституции РФ определяет важнейшие направления де­ятельности Правительства, составляющие основу его конституцион­ного статуса. Поскольку речь идет об органе исполнительной власти общей компетенции, то перечень конституционных функций и полно­мочий не является закрытым и предполагает дальнейшее развитие в федеральных законах и указах Президента. Более того, Конституция предопределяет компетенцию всех федеральных органов исполни­тельной власти, полномочия которых производны от правового поло­жения Правительства.

Являясь высшим исполнительным органом государственной влас­ти, Правительство:

утверждает положения о федеральных министерствах и других фе­деральных органах исполнительной власти;

устанавливает предельную штатную численность и размер ассиг­нований на содержание работников их центральных аппаратов;

устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассиг­нований на содержание их аппаратов;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, председателей государственных комитетов, федеральных комиссий, руководителей федеральных служб, генераль­ных директоров российских агентств, начальников федеральных над­зоров, их заместителей, членов коллегий федеральных органов испол­нительной власти, за исключением тех, руководство которыми осу­ществляет Президент.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол­нительной власти, налагать дисциплинарные взыскания и применять меры поощрения к тем должностным лицам, которых оно назначает на государственную должность.

К общим полномочиям Правительства относятся:

1) организация и проведение государственной политики в различ­ных сферах и областях государственной и общественной жизни;

2) реализация права законодательной инициативы;

3) руководство работой федеральных министерств и иных феде­ральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности всех органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Феде­рации, в том числе перераспределение на основании соглашений пол­номочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

5) разработка, утверждение и контроль за исполнением федераль­ных целевых программ, предусматривающих комплексное развитие отдельных отраслей экономики, территорий, реформирование систем государственной власти;

6) управление государственными федеральными предприятиями и учреждениями, включая утверждение уставов этих организаций, на­значение их руководителей и контроль за их деятельностью;

7) принятие и установление различных правил, положений, стан­дартов, нормативов, иных актов, регулирующих социально-экономи­ческое развитие государства.

Специальные полномочия Правительства чрезвычайно многооб­разны и подразделены в Законе о Правительстве на восемь сфер. При­чем они (как и общие полномочия) не являются исчерпывающими.

В сфере экономики Правительство организует регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств; утверждает прогнозы социально-экономического развития государства, организует реализа­цию экономических программ; вырабатывает государственную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации; осу­ществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного эконо­мического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осущест­вляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполните­лей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает прове­дение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении фе­дерального бюджета за прошедший год; разрабатывает и реализует на­логовую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной сис­темы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осу­ществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирова­ние и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение еди­ной государственной социальной политики; принимает меры по. реа­лизации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокраще­ния и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной мигра­ционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной по­литики; взаимодействует с общественными объединениями и религи­озными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по раз­витию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-ку­рортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разраба­тывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных на­правлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой госу­дарственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессио­нального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культур­ного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения эко­логической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борь­бы с преступностью Правительство участвует в разработке, реализа­ции государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод граждан, охране собственности, обществен­ного порядка, борьбе с преступностью, другими общественно опасны­ми явлениями; разрабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохрани­тельных органов.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительст­во осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и госу­дарственной безопасности Российской Федерации; организует осна­щение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граж­дан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответ­ствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государ­ственной безопасности страны; принимает меры по охране государст­венной границы; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Прави­тельство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики; обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих пол­номочий заключает международные договоры, обеспечивает выполне­ние обязательств Российской Федерации по международным догово­рам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указан­ных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы страны, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный кон­троль в сферах внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных