Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История и теоретические предпосылки возникновения конституции




Начиная со времен античности, среди обычных законов выделялись основные, определявшие организацию властей в государстве и изменявшиеся в особом порядке.

Еще Аристотель выделяет понятие πολιτεία, под которым понимает «распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство» (Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. С. 103).

Впервые термин «конституция» появляется в римском праве. В отечественной юридической литературе традиционно отмечается, что он происходит от латинского «constitutio» (установление) и восходит к времени Римской Империи, в котором конституциями назывались указы римских императоров (См. например: Государственное право Российской Федерации /Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 42; Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997. С. 11.).

Чтобы правильно понять их природу следует оговорить, что имперские конституции (указы) носили общее название «leges» - законы (Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М, 1956. С. 12.), считались высшими и приобрели значение законов Империи, превосходящих все другие по юридической силе.

В Институциях Гая, Книге Первой, установлено: «Указ императора есть, то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона (который придавал императорским распоряжениям силу закона)» (Гай. Институции /Пер. Ф. Дыдынского. М., 1997. С. 17.)

Специфика «особого закона» заключалась в том, что в отличие от других законов, которые император мог не соблюдать в соответствии с принципом: «принцепс свободен от (соблюдения) законов», он был обязателен и для него. Император не мог его нарушить, ибо это значило бы выступление против собственной безграничной по сути власти и решения народа.

Римляне знали также понятие «ius publicum» (публичное право), которое «относится к положению римского государства… Публичное право включает в себя святыни (sakra), служение жрецов, положение магистратов…» (Дигесты Юстиниана. Книга первая. Титул I. Часть 1.2). По сути, речь идет о системе правовых норм, закрепляющих государственный строй Рима.

Итак, римскому праву известны законы высшей юридической силы (конституции), издаваемые императором, особый закон, на основании которого последний приобретал и осуществлял государственную власть, и публичное право, юридически закрепляющее государственный строй.

Представления римлян об особом (царском) законе, определяющем высшую власть в стране возрождаются в XVI веке в эпоху сословно-представительных монархий, и определяются термином «lex fundamentalis» - Основной закон.

Последующее заимствование терминологии римского права другими европейскими народами, в частности, англичанами привело к изменению самого понятия «constitutio» в «constitution», меняется также смысл термина: из «установление» - в «устройство». Понятие «constitution» в юридической литературе Англии начинает употребляться в значении государственного устройства (строя).

Большой вклад в развитие представлений об Основном законе было внесено так же теорией общественного договора, в соответствие с которым народ заключает договор с правителями по поводу власти и учреждает государство.

В учении Гоббса Основной закон приобретает значение учредительного договора между правительством и народом, в котором последний обязуется подчиниться властителю.

По мнению Локка, который так же является приверженцем обозначенной теории, в его демократическом варианте, каждый должен в соответствии с учредительным договором рассматривать волю большинства как проявление своей воли.

В 1787 году в США была принята первая в мире конституция. Практическая реализация идеи Основного закона в американском континенте не явилась случайным явлением. Она была подготовлена как традициями античного и британского конституционализма, так и теми условиями, в которых оказались представители Старого Света, вынудившие их во имя единства и выживания в состоянии первозданной свободы и отсутствия государства заключить письменные договоры. В этих договорах колонисты обязывались создавать общины, правительственные учреждения и подчиниться им. Указанные акты и стали прообразом американских конституций.

Расцвет конституционной мысли и воплощения ее в жизнь в Америке пришелся на момент провозглашения колониями независимости от Англии и создания самостоятельных штатов (государств), объединенных конфедеративными связями и одна за другой принимающих свои конституции. Г. Еллинек, оценивая, этот процесс пишет: «Эти конституции являются высшим законом страны. Так как все власти рассматриваются, как уполномоченные народа, то все они ограничены основным законом, ибо последний является непосредственным выразителем народной воли». В свободной стране, какими стали американские штаты после заявления независимости, действительным носителем власти мог быть только народ, который в подтверждение своей вышей власти принял Конституцию.

В отличие от европейских законов, отражавших в то время абсолютизм монархии, сословное деление общества, господство официальной религии, эти новые законы Соединенных Штатов закрепили принадлежность высшей власти народу, разделение властей, равенство прав граждан, свободу вероисповедания.

Высшая юридическая сила конституций штатов зиждилась на том, что они принимались непосредственно народом либо специально созданным народом учредительным органом. С объединением штатов, созданием единой федеративной государственности и принятием союзной Конституции, указанное выше направление конституционного развития в США окончательно закрепилось.

Новизна американских конституций не могла остаться незамеченной в Европе. Однако европейские государства были еще слишком связаны своими феодальными институтами, чтобы принять основные законы Нового Света. Европе не доставало состояния социальной свободы и равенства. Именно поэтому авторы Великой Французской Декларации прав человека и гражданина, в первой статье установили: «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными». Целью революции становится создание состояния социальной свободы и равенства, в которой только и возможно установление новых основных законов. Резюмируя положения Декларации, ее шестнадцатая статья дает, по сути, определение конституции: «Всякое общество, в котором не установлены средства обеспечения прав и не проведено разделение властей, лишено конституции». В позитивном изложении это означает, что конституция - это установленные средства обеспечения прав (человека и гражданина) и проведенное разделение властей.

Революция во Франции дала направление развития европейскому конституционализму. Последующая конституционная история народов подтвердила справедливость американских и французских основных законов. Другое дело, в какой исторический период созревали народы для того, чтобы изменить принципы государственного строя и сам этот строй, и определить свою конституцию как обеспечение прав человека и разделение властей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных