Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ




В целях осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с 5.ст 101 Конституции РФ Федеральное Собрание образует специальный орган финансового контроля – Счетную палату Российской Федерации. Статус Счетной палаты определяется федеральным законом от 11.01.1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Статья 1 этого федерального закона определяет, что Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Конституционный Суд РФ, исследуя вопрос о статусе Счетной палаты РФ, указал, что «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации принимает федеральный бюджет, определяет в нем суммы государственных доходов и расходов и контролирует его исполнение. Парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа Российской Федерации и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей. Согласно статье 101 (часть 5) Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. По смыслу данной конституционной нормы, федеральный законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности Счетной палаты, однако вводимое им правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета, и осуществляться в надлежащей законодательной форме.» Исходя из этой правовой позиции Конституционный Суд РФ признал неконституционным ограничение законом о федеральном бюджете права Счетной палаты на своевременное и полное получение информации, касающейся исполнения федерального бюджета. (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 9-П По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гр. А.В.Жмаковского»).

<QUEST7< FONT>Отсутствие организационной и функциональной зависимости, от каких-либо органов государственной власти является основной гарантией, беспристрастности, объективности, а, следовательно, и эффективности ее деятельности. Статья 2 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определяет задачи Счетной палаты:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Состав и структура Счетной палаты регулируются главой 2 закона «О Счетной палате РФ». Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

В соответствии со ст. 103 Конституции РФ и ст. 5 федерального закона «О счетной палате РФ» Председатель Счетной палаты РФ назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой простым большинством голосов. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование, опыт работы в сфере государственного управления, финансов, экономики, не состоящий в родственной связи с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда Р Ф, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство иностранного государства или иного документа подтверждающего право на постоянное пребывание на территории иностранного государства.

Заместитель председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. К кандидатуре заместителя Счетной палаты предъявляются такие же требования, как и к кандидату на должность председателя Счетной палаты.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидаты назначаются на должность простым большинством голосов. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

Счетная палата осуществляет контроль, за использованием федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, при этом контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления, а также на все организации и объединения вне зависимости от видов организационной подчиненности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества за счет средств федерального бюджета.

<QUEST8< FONT>Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять все необходимые документы и информацию о расходовании бюджетных средств. В противном случае виновные могут привлекаться к ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступления материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента

Среди актов, принимаемых законодательными органами власти, особое место занимает закон. Как отмечается в научной литературе закон – это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащей первичные (изначальные) правовые нормы страны1. Однако, более точным, на наш взгляд, является понимание закона как акта высшей юридической силы, который регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон обладает рядом признаков, которые выделяют его в ряду других нормативных актов. Так, закон представляет собой юридический акт, документ, фиксирующий правотворческие действий, а точнее, их результат, который проявляется во введении в правовой оборот новых юридических норм, отмене или изменению уже существующих норм права. Закон представляет собой не только выражение воли одного органа государственной власти, принявшего его, так как он должен пройти процедуру промульгации. Тем не менее, законодательный орган обладает правом определять содержание закона, одобряя или не одобряя его текст.

Закон является актом, издаваемым строго определенным кругом субъектов – высшего представительного органа страны или народа, то есть тех субъектов, которые являются носителями суверенитета. В Российской Федерации этими полномочиями обладает Государственная Дума, одобрение которой считается принятием законопроекта и превращением его в закон. Однако законы еще должны быть одобрены верхней палатой (Советом Федерации). Кроме того, оформление законопроекта в закон предусматривает процедуру его подписания Президентом.

Правовая природа закона, как особого нормативного акта, характеризуется тем, что закон обладает высшей юридической силой, своеобразной «всеобщностью» в сфере правового регулирования. Все остальные акты, которые по юридической силе ниже закона должны ему соответствовать. Самым «юридически сильным» нормативным актом является Конституция Российской Федерации, которая представляет собой основной закон государства. Хотя природа закона как нормативного акта является предметом изучения теории государства и права, именно урегулированность законодательного процесса Конституцией, признание Конституции основным законом государства позволяет рассматривать аспекты законотворческого процесса в рамках конституционного права.

Определяющим природу закона моментом является требование о необходимости соответствия закона регулируемым общественным отношениям. Закон должен устанавливать первичные правила поведения притом по основным ключевым моментам жизнедеятельности страны, принципиальным экономическим, политическим, социальным и иным вопросам. Правила поведения в законе должны быть сформулированы оптимально, четко и конкретно. Такое требование является не только сущностным, но и формальным, то есть относящимся к форме закона. Как отмечается в литературе, законы принимаются для регулирования отношений, возникающих между физическими юридическими лицами в обществе и государстве. Для этого форма и содержание закона должны быть просты и понятны всем лицам, даже не совсем образованным и юридически неподготовленным. Непонятный, понимаемый разными лицами по-разному закон, выполняться не будет и, находясь в руках одних, обязательно превращается в орудие, а то и в оружие по отношению к другим. Создавая форму и содержание закона, его авторам необходимо учитывать, что люди, которых закон наделит полномочиями на его применение к другим лицам, могут быть не только честными, справедливыми и нравственными, но совсем наоборот: несправедливыми и жестокими, безнравственными и корыстными. Заставить всех быть справедливыми и человеколюбивыми, честными и бескорыстными не может даже закон. Поэтому законодатель, конструируя закон, в его форме и содержании не должен оставлять места для простора фантазии одним лицам, применяющим закон в отношении к другим, не должен давать никому даже малейшей возможности для самопроизвольного и неоднозначного толкования закона2. Иными словами, к закону предъявляются высокие требования юридической техники.

По юридической силе законы подразделяются на несколько видов: 1) Конституция (основной закон государства, о нем было сказано выше); 2) конституционные (органические) законы; 3) обыкновенные законы.

Федеральные конституционные законы отличаются содержанием и особым порядком принятия. Так, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни в обществе. Обыкновенные законы должны соответствовать Конституции и конституционным (органическим) законам. Обеспечение существования данной составляющей сущности обыкновенных законов гарантируется функциями Конституционного суда РФ, главной задачей которого является обеспечение строгого соответствия Конституции всех нормативных актов, в том числе законов, принимаемых в государстве.

По субъектам принятия законы подразделяется на федеральные законы (принимаются федеральным законодательным органом и распространяются на всю территорию государства) и законы субъектов федерации (принимаются в соответствии с разграничением полномочий отдельными субъектами федерации и распространяются на их территорию). Встречается в литературе также деление законов по отраслям.

<QUEST9< FONT>Наиболее значимыми с этих позиций являются законы административные, уголовный закон, трудовые, гражданские, семейные и т.д. законы существуют и так называемые межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей. К их числу относятся, например, законы о предпринимательской деятельности, экологические законы.

Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации, как палаты российского парламента, помимо законов могут также издавать иные акты. Такая форма правотворчества является способом реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации. Так, постановлениями палаты оформляется утверждение в каждом чтении проекта закона. По вопросам организации работы палаты также принимаются постановления, которые утверждают Регламент палаты. Первый вид актов парламента является по природе правоприменительным актом. Разъяснения по этому поводу даны в Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.1995 г. № 66-О. Что касается постановлений, утверждающих регламент палаты, то они содержат нормативные предписания, хотя круг их действия ограничен.

Палаты парламента имеют право также принимать официальные заявления и обращения. Данные документы не являются нормативно-правовыми актами, а принимаются в том же порядке, что и постановления, то есть, большинством голосов, если иное не предусмотрено конституционными нормами и регламентным нормами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных