Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и предмет КП как отрасли права.




 

КП – одна из отраслей системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, то есть общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Предмет КП – общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права:

ü Основы конституционного строя, закрепленные в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», то есть общие основы функционирования всей ПСО, основы экономической системы, и остальные отношения, определяющие принципы на которых основано устройство государства и общества;

ü Отношения между человеком и государством, то есть основы правового статуса членов общества, главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина (Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»);

ü Отношения между Федерацией и ее субъектами, (Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»);

ü Механизм управления социальными процессами – основные принципы системы органов государственной власти и системы органов МСУ (Главы 4, 5, 6, 7. 8 Конституции РФ).

Особенности КП:

üданная отрасль права регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и других;

üконституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по объему.

КП – ведущая отрасль права России – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Термин “КП” применяется в трех значениях:

1.Это отрасль права в России – она регулирует различные сферы общественных отношений;

2.Это юридическая наука – она изучает саму отрасль и общественные отношения, которые данная отрасль регулирует;

3.Это учебная дисциплина – она не изучает, а содержит сведения о науке и отрасли.

 

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.

 

Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

1. своим содержанием – зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2. источниками, в которых они выражены – основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

3. своеобразием видов – много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

4. учредительным характером содержащихся в них предписаний – конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены – народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

üнормы, регулирующие основы конституционного строя;

üнорму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

üнормы, регулирующие федеративное устройство;

üнормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

2. по юридической силе:

üнормы, закрепленные в Конституции РФ;

üнормы, закрепленные в ФКЗ;

üнормы, закрепленные в федеральном законе;

üнормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.

3. по территории действия:

üнормы, действующие на всей территории РФ;

üнормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

4. по характеру предписания:

ü Управомочивающие нормы – закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 – 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

ü Обязывающие нормы – закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

ü Запрещающие нормы – содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

5. по степени определенности предписаний:

ü Императивные нормы – в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

ü Диспозитивные нормы – предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

6. по назначению в механизме правового регулирования:

ü Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

ü Процессуальные (процедурные) нормы определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

Конституционно-правовые институты – совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

1.основы конституционного строя;

2.основы правового статуса человека и гражданина;

3.федеративное устройство государства;

4.система государственной власти;

5.система местного самоуправления.

По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных