Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избирательная система.




Важное значение для функционирования политической системы играют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав органов представительной власти.

В юридической литературе термин «избирательная система» рассматривается в узком и широком аспектах.

В широком смысле под избирательной системой следует понимать совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных законодательством), возникающих в процессе формирования органов государственной власти или органом МСУ посредственного выбора.

Сфера данных отношений весьма разнообразна и широка, в нее входят различные вопросы, как урегулированные законодательством, так и нет.

В узком смысле под избирательной системой понимается способ распределения мандатов (мест) между кандидатами или партиями.

Избирательная система – это важнейший фактор в политическом процессе. Определение избирательной системы в ряде случаев носят абсолютный характер и в некоторых государствах данный вопрос был возведен на конституционный уровень.

В Ирландии дважды проводился референдум по вопросу определения избирательной системы в государстве (1959, 1968).

 

В настоящее время в мировой практике выделяют как основные системы, так и дополнительные.

 

Виды избирательных систем:

1) Мажоритарная избирательная система – самый распространенный вид, предполагающий в своей основе большинство. Суть данной системы заключается в том, что избранным считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей, чем его соперники. Данная система применяется для избрания главы государства, а также для формирования палат Парламента. Разновидности:

a. Мажоритарная система относительного большинства (применяется на Парламентский выборах в Японии, частично в Германии, частично в Индии, Великобритании, а также эффективно на выборах МСУ) – суть в том, что избранным считается кандидат, набравший простое большинство, чем его соперник.

b. Мажоритарная система абсолютного большинства (данная система применяется при выборах, как правило, Президента, глав субъектов и т.д.). Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50% + 1 голос).

c. Мажоритарная система квалифицирующего большинства. Избранным считается кандидат, набравший заранее установленное государством количество голосов.

d. Избиратели голосуют не за одного кандидата, а за нескольких.

e. Способ перебаллотировки кандидатов

2) Пропорциональная избирательная система характерна для выборов в Парламент при условии, что в выборах принимают участие партии, а не отдельные кандидаты. Суть данной системы в том, что места в Парламенте распределяются пропорционально поданных голосам избирателей за ту или иную политическую партию. В ряде случаев пропорциональная избирательная система может возводить на конституционный уровень. Испания – ч.3 ст.68 предусматривает закрепление пропорциональной избирательной системы при выборе в Парламент. Достоинство данной системы в том, что можно избежать потерю голосов избирателей. Вместе с тем, данная система имеет свои минусы:

a. Голосование по пропорциональной системе проводится по многомандатным округам, где соперничают между собой не кандидаты, а списки кандидатов. Следовательно, избиратель голосует не за персоналии, а за партию

b. Руководство политической партии может наряду с известными популярными политиками ввести в состав списка никому не известных людей.

c. В палате Парламента может появиться множество мелких фракций, которые будут неспособны к диалогу между собой.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по нескольким схемам либо способам:

i. Способ Тома Хэра

ii. Система Друпа

iii. Сент – Ля-Гю

Если обобщать зарубежный опыт формирования парламента и использования той или иной пропорциональной системы можно отметить: в Финляндии, Нидерландах, Венгрии, Португалии и т.д. используется система…***
В Германии – Тома Хэра

В Словакии – систему Друпа

В Швеции – Сент – Ля-Гю

На результаты выборов огромное влияние может оказать система деления страны на избирательные округа. Единый округ применяется в Швеции, Финляндии, Португалии, Словении, Словакии и т.д.
4 округа применяются в Бельгии и Ирландии, 5 – в Италии, 8 – во Франции, 11 – В Великобритании, 13 – в Польше.

Разновидности пропорциональной системы:

1) Система преференцированного - избиратель, голосующий за партийный список одновременно получает право указать в этом списке понравившихся ему кандидатов. Применяется в Индии, Ирландии, ФРГ

2) Голосование за кандидатов от партий – панаширование

3) Соединение списков. Иногда этот институт называется институтов блокирования. Суть заключается в том, что партии, образовавшие блок, выступают в выборах с общим списком, а впоследствии распределяют места внутри этого блока.

4) Система единственного передаваемого голоса применяется на Мальте, в Ирландии, при формировании органов МСУ Австралии, а также в ряде муниципалитетов США

5) Система ограниченного вотума. Данная система требует от политический партий более точного расчета при выдвижении своих кандидатов, партии должны знать сколько они могут получить

6) Кумулятивный вотум

 

3)Смешанная избирательная система. Включает элементы и мажоритарной и пропорциональной системы. Германия, Италия.

 

3.В юридической литературе избирательное право рассматривается в 2 аспектах:

1. Под избирательным правом следует понимать конституционно-правовой институт, нормы которого предоставляют гражданам право на участие в выборах. В настоящее время данные нормы находят свое воплощение как в конституциях государства, а также в нормах текущего законодательства (избирательные кодексы, специальные законы, законы о политических партиях).

2. Под избирательным правом понимают субъективное право гражданина избирать и быть избранным. В общем понимании – всеобщее избирательное право.

 

В настоящее время конституции большинства государств провозглашают всеобщее избирательное право, подразделяющееся на активное избирательное право и пассивное.

Активное избирательное право – согласно общему понятию под ним понимается право избирать. В ряде конституций мира и законодательных актов устанавливаются дополнительные критерии к реализации данного права.

Критерии:

1) Гражданство

2) Возрастной ценз (как правило, 18-летний возраст – Бразилия, Иран, Испания, но, например, Никарагуа – 16 лет, Марокко – 20 лет, Латвия – 21).

3) Ценз оседлости/проживания – это требования, согласно которым избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той либо иной местности в течение определенного срока (ФРГ – 3 месяца, Норвегия – 10 лет)

4) Не имеют право избирать недееспособные и граждане, находящиеся в местах лишения свободы.

 

Исторические цензы, которые существовали до недавнего времени:

1) Половой ценз (США – отменен в 1920г., Франция – 1944г., Греция – 1956г., Швейцария – в 1971г.).

2) Имущественный ценз

3) Профессиональный ценз (в настоящее время – в Турции)

4) Моральный ценз (применяется в США, Италии, Швейцарии)

5) Расовый ценз (применялся в ЮАР до 1994 – не имели право голосовать)

 

Пассивное избирательное право – право быть избранным.

Требования:

1) Гражданство

2) Возрастной ценз (как правило, 25-30 лет)

3) Ценз оседлости/проживания (в зависимости от выборов законодатель может устанавливать различные сроки проживания, например, президент: в Польше – 10 лет, в США – 14 лет, в Болгарии – 5 лет)

4) Образовательный ценз (президентом Турции может быть лицо, имеющее высшее профессиональное образование)

5) Неизбираемость – для определенных должностных лиц невозможность выдвигать свои кандидатуры на тех либо иных выборах (в Испании члены королевских семей не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в парламент)

6) Несовместимость – те либо иные должности невозможно совмещать с выборными должностями.

7) Имущественный ценз (избирательный залог)

8) Религиозный ценз (в Турции, Иране)

 

Принципы избирательного права:

1) Всеобщность

2) Свободное участие в выборах

3) Равное избирательное право

4) Прямые либо косвенные

5) Тайность голосования

 

 

4.Избирательный процесс – это урегулированное конституцией и законодательством государства сменяющая друг друга совокупность стадий, посредством которых назначаются и проводятся выборы, а также определяются результаты голосования.

 

Стадии:

1) Назначение дня (даты голосования). Суть в том, чтобы определить конкретную дату голосования. Как правило, дата выборов оформляется соответствующим нормативным актом (акты главы государства, акты правительства, акты парламента)

2) Установление избирательных округов. Виды:

a. Единый избирательный округ

b. Многомандатный округ

c. Одномандатный округ

3) Установление избирательных участков

4) Формирование избирательных органов (органы государства, осуществляющие организацию и проведение выборов и обеспечивающие контроль за соблюдением избирательного законодательства; наименование избирательных органов может быть различным: избирательные комиссии, избирательные трибуналы, избирательные совету, гражданские регистры и т.д.)
Выделяют следующие виды избирательных органов:

a. Постоянно действующие

b. Временно действующие

Полномочия органов различны и зависят от законодательства государства.

5) Регистрация и учет избирателей. В большинстве государств мира ведение списков избирателей отнесено к ведению муниципальных органов, в силу чего выделяют 2 основные системы избирания:

a. Постоянная. Действует в США

b. Периодическая. Действует в Канаде, РФ

6) Выдвижение и регистрация кандидатов – определение круга лиц, за которых будут голосовать граждане. Виды:

a. Самовыдвижение

b. Выдвижение в составе политической партии

c. Выдвижение из состава партии, политической организации

7) Предвыборная агитация – деятельность, побуждающая избирателей, голосовать «за» или «против». Виды:

a. СМИ

b. Публичные мероприятия

c. Наглядная агитация
В ходе предвыборной агитации запрещается: распространять ложные и клеветнические сведения о кандидате, партии; массовые антисоциальные мероприятия

8) Голосование, определение результатов голосования. Виды голосования:

a. На избирательном участке

b. По интернету

c. По почте

d. С использование доверенных лицо

 

Тема: Глава государства в зарубежных странах.

Вопросы:

1) Место главы государства в системе органов государственной власти

2) Монарх в зарубежных странах. Понятие, полномочия, порядок престолонаследия

3) Правовое положение президента в зарубежных странах

4) Акты главы государства

5) Особенности политической и юридической ответственности главы государства

 

 

1.В системе органов государственной власти глава государства занимает юридически первое место. Однако, его фактическая роль в большинстве случаев не соответствует данному положению.

Глава государства возглавляет систему органов государственной власти, наделяется при этом определенным объемом полномочий.

Огромное значение и влияние на формирование института главы государства оказали исторические, культурные, религиозные и иные критерии.

Так, после Второй Мировой Войны изменился форма правления в Италии с монархии на республику, в Испании с республики на монархию.

Конституция государства самостоятельно определяет особое место главы государства, его правовое положение, а также порядок взаимоотношений с иными органами государственной власти.

По юридической природе место главы государства можно определить как:

1) Глава государства без какого-либо воздействия на органы государственной власти (Япония, ФРГ, Великобритания). Глава государства может занимать только символическое место.

2) Глава государства является одновременно главой исполнительной власти (Мексика, США).

3) Глава государства одновременно является и главой законодательной власти (входит в законодательную власть) – Великобритания, Греция, Индия.

4) Глава государства как абсолютный лидер и идеолог (Куба, Кувейт, Иордания, Бахрейн).

 

В общей теории конституционного права принято выделять главу государства, исходя из формы правления (монарх и президент). Вместе с тем, в ряде государств мира могут присутствовать и иные наименования первых лиц страны (Китай – председатель КНР, Куба – председатель государственного совета, Ватикан – папа Римский).

Как правило, глава государства – это единоличный правитель (США, Великобритания, Франция). Вместе с тем, встречаются случаи, когда в государстве есть коллегиальный глава государства (Швейцария, Андорра).

Также важным вопросом является то, как глава государства получает свой титул (путем избрания, путем престолонаследия, путем вооруженных восстаний).

Монархия происходит от греческого слова и означает единовластие/единодержавие. Это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти осуществляется единолично и переходит в порядке престолонаследия.

Большинство монархических государств обрели современную форму во второй половине 20-го столетия. И в этом смысле принадлежат к типу парламентарных монархий.

Из существующих ныне государств выделяют более 220 государств, 28 являются монархиями. Главой государства монархии является монарх. Его наименование различно в зависимости от государства (Испания, Великобритания – Король, Япония – Император, Лихтенштейн – Князь, Люксембург – Великий Герцог и др.).

Практически во всех монархиях монарх правит единолично. Согласно конституционным положениям, монарх является, как правило, и главой государства и главой исполнительной власти. Вместе с тем, монарх может являться и составной частью законодательной власти, а также быть элементом судебной власти (Катар, Кувейт, Бахрейн).

В Монако глава государства получает и передает свой титул в порядке престолонаследия.

Конституционный элемент наследования закрепляется в конституциях таких стран как Монако, Лихтенштейн, Норвегия.

Более того, в ряде конституций мира определяется династия, за которой закрепляется царствующий трон.

Ст.57.1 Конституции Испании закрепляет династию ветвь Бурбона, ст.85 Конституции Бельгии – Саксен-Кобурская династия.

Требования к монарху:

1) Религиозность (согласно акту престолонаследия Великобритании 1701г. – монарх Великобритании не может не исповедовать англиканскую религию, ст.4 Конституции Норвегии закрепляет – Король обязан поддерживать евангелически-лютеранскую религию и т.д.

2) Место пребывания монарха. Согласно ст.11 Конституции Норвегии Король обязан проживать в государстве не менее 6 месяцев. Акты престолонаследия Великобритании закрепляют – монарху запрещается выезжать из пределов своих королевств без согласия Парламента.

 

 

Система престолонаследия.

 

1) Салическая система. Суть данной системы заключается в том, что престол наследуют только мужчины. От данной системы в 1980 году отказалась Швеция, в 1990 – Норвегия.

2) Кастильская система. Суть системы в том, что женщины могут наследовать престол при отсутствии и покойного монарха сыновей. Данная система в настоящее время в странах Европы не применяется. До 2011 года применялась в Люксембурге. Суть системы в том, что женщины допускаются к престолу лишь при полном прекращении всех потомков мужского рода.

3) Шведская система (Швеция, Норвегия, Люксембург). Трон принадлежит одинаково как сыну, так и дочери (старшему).

4) Мусульманская система (клановая). Она применятся в Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии и т.д. Суть в том, что трон наследует не конкретное лицо, а благородная семья.

5) Племенная система (Непал, Бутан). Монарх рассматривается как глава племени и может сам выбирать наследника.

 

 

В ряде случаев при прерывании монаршей линии в государстве может быть введено регентство.

 

Полномочия монарха могут быть либо расширенными, либо ограниченными (Испания, Италия, Норвегия). Например, в Японии монарх (император) практически не обладает какими-либо государственными полномочиями, а является символом и культурным наследием нации.

К полномочиям монарха можно отнести:

1) Представлять государство внутри и за его пределами

2) Участвовать в формировании правительства

3) Участие в формировании судебной власти

4) Подписывать и промульгировать законы

5) Является верховным главнокомандующим

6) Право помилования

7) Решает вопросы гражданства, награждения и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных