Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Порядок формирования, состав парламента.




Парламент как представительный законодательный орган государственной власти имеет различный порядок своего формирования. На утверждение того или иного порядка формирования в конкретном государстве оказали влияние различные факторы: исторический фактор (Великобритания), географический фактор (СНГ).

Порядок формирования, численный состав, внутреннюю организацию парламента, как правило, регулируют нормы конституции либо нормы специальных законов (закон о выборах депутатов, о статусе депутата и т.д.).

Под Парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента.

В англо-саксонском праве парламент – это триединое государственное учреждение, включающее в свой состав главу государства. Парламент Великобритании включает в себя монаха, палату общин и палату лордов. Аналогичное правило действует в Индии. Кроме того, в странах с влиянием англо-саксонского права глава государства также является составной частью парламента (Танзания).

В Германии, Франции, Италии, США, Японии и т.д. под парламентом понимают двухпалатный представительный орган без включения в него главы государства.

В историческом плане существовало мнение, что двухпалатный парламент характерен лишь для федеративных государств, где одна палата (нижняя) представляла интересы всего населения, а верхняя – интересы отдельного субъекта. Однако, в настоящее время большинство современных унитарных государств имеют двухпалатные парламенты (Великобритания, Франция, Испания, Италия).

 

Основные преимущества двухпалатной системы:

1) Обе палаты сдерживают друг друга

2) Двухпалатный Парламент более эффективно сдерживает исполнительную власть и обеспечивает более широкое представительство населения.

3) Наличие двухпалатности позволяет более тщательно прорабатывать законопроект.

 

Недостатки:

1) Однопалатный парламент работает более эффективно, так как вторая палата может «тормозить» работу.

2) В самом двухпалатном парламенте изначально заложен принцип конфликта

 

При определении структуры парламента каждое государство действует самостоятельно, что отражается в его конституции. Так, законодательная власть в Норвегии принадлежит стортингу, в состав которого входит 165 депутатов, избираемых на 4 года путем пропорциональной избирательной системы. Во время работы парламент делится на 2 палаты. 1/4 состава образует верхнюю палату – лактинг,3/4 образует нижнюю палату.

В ряде государств мира парламента в его современном понимании не существует (Катар, Бруней, Оман).

Наименование Парламента является также индивидуальным для каждого государства (США – Конгресс, Монако, Словакия – Национальный союз, Танзания, Судан, Таиланд – Национальная Ассамблея, Монголия – Великий государственный Хурал).

 

Порядок формирования парламента часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов так же как и однопалатные парламенты формируются, как правило, путем избрания. В отношении верхних палат существуют следующие способы формирования:

1) Формирование верхних палат путем многоступенчатых косвенных выборов – Индия, Дания, Норвегия, Франция.

2) Формирование верхних палат путем прямых выборов (США, Польша, Румыния, Чехия).

3) Феодальный способ

4) Формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ, Хорватия).

5) Формирование верхних палат смешанным путем (Ирландия, Бельгия). Ст.72 Конституции Бельгии закрепляет: дети короля или при их отсутствии бельгийские родственники по нисходящей линии королевской фамилии являются сенаторами по праву с 18 лет, а в 21 год они получают право решающего голоса.

 

Отличия палат друг от друга:

1) По наименованию (США – палата представителей и Сенат, Италия – палата депутатов и Сенат, Польша – Сель и Сенат)

2) По численному составу (США – Палата представителей 435 депутатов, Сенат – 100; Польша Сель – 460, Сенат – 100)

3) По сроку полномочий, как правило, срок полномочий нижних палат меньше, чем срок полномочий верхних палат (Польша – 4 года обе палаты, Италия – 5 лет; США – палата представителей 2 года, Сенат – 6 лет при условии, что каждые 2 года 1/3 сенаторов меняется путем принципа ротации).

4) По объему полномочий. В большинстве государств мира у нижних палат больше полномочий.

 

 

3 вопрос. Определяя полномочия парламента, следует уделить внимание его месту, роли, значению в системе органов гос.власти. По характеру функций парламенты подразделяются: активные, реактивные, маргинальные, минимальные.

Активный парламент - те, которые активно участвуют в принятии законов и в формировании прав-ва гос-ва. (например, парламент ФРГ)

Реактивный парламент – тот, где роль и влияние прав-ва на них очень велико. (Великобритания, Канада, Австралия)

Маргинальный парл. – тот, который фактически полностью контролируется исполн. Властью(морокко и ардания)

Минимальные парламенты-те, которые выполняют «декоративную» функцию органа законодательной власти.

По объему компетенции парламенты подразделяются:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией (США, Франция).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (Великобритания, Новая Зеландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией (Индия, Малайзия).

Сфера полномочий:

1. Законодательная деятельность.

2. Финансовые полномочия.

3. Контрольная деятельность у правительства.

4. Полномочия, связанные с назначением на должность.

5. Группа внешне-политических полномочий.

6. Иные полномочия (организационные например).

4 вопрос. Законодательные процессы.

Главная роль парламента – это законодательство.

Законодательный процесс – это урегулированный конституцией государства процесс, путем которого разрабатывается, принимается и вступает в силу закон.

Две основные группы стадий законодательного процесса:

1. Основные (те, которые выступают обязательно (например, законодательная инициатива)).

2. Дополнительные (те, которые могут наступить, и которые могут и не наступать).

 

Стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива.

Виды:

- парламентская инициатива (палата, объединение депутатов (США, Франция, Италия))

- правительственная инициатива

- народная инициатива (США, Италия)

2. Рассмотрение проекта закона в нижней палате. Это самая длительная по времени действия стадия. Поскольку включает в себя внесение различных поправок, дополнений, редактур и т.д.. Данная стадия состоит из трех-четырех чтений:

1. Рассмотрение и обсуждение концептуальности данного внесенного законопроекта.

По итогам первого чтения депутаты принимают одно из трех решенией:1. Принять закон; 2. Принять законопроект в первом чтении; 3. Отклонить законопроект.

2. Второе чтение заключается в том, что в законопроект вносятся различные поправки, редактуры, дополнения (самое длинное чтение).

3. Голосование за закон. По итогам третьего чтения можно принять закон (законопроект), либо отклонить его.

Обсуждение законопроекта в верхней палате парламента. Данная стадия выражается в том, что верхняя палата парламента либо одобряет закон, либо отклоняет его и отправляет в нижнюю палату на доработку. Способы разрешения разногласий между палатами парламента. Их четыре:

1. Правило челнока (применяется в Италии). Суть: Закон не будет одобрен Верхней Палатой до тех пор, пока они не договорятся между собой.

2. Принятие закона в редакции Нижней Палаты (Испания, Франция, РФ).

3. Принятие закона редакцией Верхней Палаты (ФРГ).

4. В любом случае создаются согласительные комиссии (Индия).

4. После рассмотрения и одобрения закона палатами парламента данный закон передается на подписание главе государства. Глава государства либо подписывает закон, либо налагает вето.

1. Абсолютное вето (Великобритания)

2. Право относительного вето (Франция, Италия, Сша, Польша, РФ), заключается в том, что вето можно преодолеть квалифицир. Большинством голосов.

После подписания закон подлежит опубликованию и вступлению в силу.

 

 

5 вопрос. Правовое положение членов парламента.

Правовое положение членов парламента определяется конституцией государства, специальными законами и регламентами.

Члены парламента - профессиональный парламентарий, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе и получающий государственное вознаграждение. (США, Франция, Испания).

В странах соц. типа (Китай, Куба, Сев. Корея) член парламента не является профессиональным парламентарием, а совмещает данную деятельность с основным место работ (Китай).

Парламентарий, как лицо, осуществляющее особое государственное полномочие, может наделяться значительными гарантиями, льготами, иммунитетами. Парламентский иммунитет предполагает наличие у парламентария парламентской неприкосновенности, неответственности и вознаграждения (индамитета).

1. Парламентская неприкосновенность гарантирует, что член парламента не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту против его воли в отношении его не могут быть произведены без согласия палаты парламента следственные действия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных