Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория объективного идеализма. Этапы развития абсолютной идеи. Законы диалектики. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля. Гегель о мировой истории.




Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений(авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.

Существуя до природы и общества, абсолютная идея проходит три ступени развития:

§ логику

§ природу

§ дух

На ступени логики идея существует еще до природы, вне времени и пространства. Она развертывает из себя все богатство своего содержания, создает сеть философских категорий.

Переходя в природу, идея создает три ее царства: механизм-химизм-организм. В природе идея обогащается содержанием и возвращается к самой себе, в идеальное состояние[прояснить].

Следующий этап в развитии абсолютной идеи-ее проявление как духа, начиная с чувственных форм и кончая логическими категориями, такими как субъективный дух. Переход идеи в объективный дух совершается посредством включения личности в общественную жизнь. Первая ступень в развитии объективного духа-"абстрактное право" или бытие свободы, ограниченное законами. Вторая ступень-мораль, посредством которой реализуется внутренняя свобода личности. Третья ступень представлена сферой нравственности, где моральобретает объективную значимость, так как проявляется как общая воля индивидов.

Завершает систему Гегеля учение об абсолютном духе.

Абсолютная идея проходит три этапа в своем развитии:

1)развитие идеи в собственном лоне, в «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных логических категорий. Это этап логики;

2) развитие идеи в форме инобытия, то есть форме природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность(пространство, время, движение). Это этап философии природы;

3) развитие идеи в мышлении и в истории (в духе) – этап философии духа. Абсолютная идея возвращается к самой себе.

Гегель открыл три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.

3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).

Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Г., направлен на

бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью -

самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания,

пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализаци­

ей которого является сама философия Гегеля. Т.о., противоречие между методом и системой Г. есть

противоречие между конечным и бесконечным. В целом философия Гегеля делится на три части: -- логику, фило­

софию природы и философию духа. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диа­

лектического развития. Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и уче­

ние о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, вклю­

чает в себя определенность (качество), величина (количество), мера. Качество состоит из трех частей:

a) бытие, b) наличное бытие, c) для-себя-бытие.

Гегель различает четыре основных периода всемирной истории:
1. Восточный мир (Китай, Индия, Египет);
2. греческий мир;
3. римский мир;
4. германский мир.

Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Таким образом, всемирная история по Гегелю - это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества - это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных