Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гносеологические проблемы философии. Процесс познания. Субъект, объект, условия познания. Формы познания. Научное и ненаучное знание.




Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Итак, повторим сказанное схематически.

ГНОСЕОЛОГИЯ - это: 1. Раздел философских знания.

2. Философское изучение меры познания человеком мира и самого себя.

3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию.

4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей “онтологической” сущности, и соотношение этих знаний с предметами и явлениями, которые познаются.

Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Формы познания:

  • Чувственное;
  • Рациональное.

Чувственное познание основано на пяти основных чувствах: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Результатом чувственного познания является субъективный образ субъективного мира.

Формы (этапы) чувственного познания:

  • Ощущение – отражение свойств предметов и процессов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, первоначальный источник наших знаний.
  • Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
  • Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

Рациональное познание – необходимый этап познавательной деятельности, который проходит через мыслительные операции:

  • Сравнение;
  • Уподобление;
  • Обобщение;
  • Отвлечение (абстрагирование).

Формы (этапы) рационального познания:

  • Понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
  • Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
  • Умозаключение – логический вывод, связывающий два и более суждений; итог рассуждений.

Научное познание – его отличает стремление к объективности, к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.

Специфические черты научного познания:

  • Применение специальных способов и методов изучения действительности (эксперимент, наблюдение, описание, системный анализ, моделирование, дедуктивное построение и аксиоматическое выведение следствий из посылок);
  • Воспроизводимость полученного результата (другие ученые, воссоздав те же условия, при которых их коллеги зафиксировали определенные показатели, должны получить такой же результат);
  • Открытость рациональной критике любой теории, любой идеи;
  • Всесторонняя обоснованность выдвигаемых положений.

Формы научного познания:

  • Теория – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки;
  • Гипотеза – предположение, догадка;
  • Эксперимент - опытный путь, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом;
  • Наблюдение – исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя, противоположно опыту;
  • Моделирование – процесс создания модели; модель –это нечто способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое его упрощенное изображение.

Ненаучное познание

Формы ненаучного познания:

  • Миф – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.
  • Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни.
  • Народная мудрость – опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками;
  • Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами;
  • Искусство – художественное освоение мира.

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных