Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки правовой государственности




 

Выражение “правовое государство” является специфическим, чисто немецким словообразованием. Языки других наций (кроме русского) не имеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права и государства. Вместе с тем, языки других наций, безусловно, включают данный институт. Однако все эти словообразования не являются в полном объеме идентичными немецкому термину. Можно лишь отметить тот соединяющий их признак, что идейное богатство правового государства своими корнями уходит в общеевропейскую цивилизацию.

Понятие правового государства, как программа, ограничивающая государство рамками конституции и правовых законов, изданных на ее основе, возникло на рубеже XVIII и XIX веков. Идея же и институты относятся к глубоколежащим слоям европейского развития права и нацелены на достижение мирного порядка, гарантируемого государством при помощи права. По нашему мнению, развитие идей правовой государственности и превращения их в концепции, а затем в теорию, прошло пять этапов.

Первым этапом была концептуальная политико-правовая идея о торжестве справедливых законов в государстве. При этом изначальной, так сказать, “скользкой” была идея господства юридического закона, а не власти правителя. Этот постулат аргументируется ссылками на античную Древнюю Грецию, средневековых мыслителей, мыслителей раннебуржуазного периода, отечественных дореволюционных ученых.

Вторым этапом поступательного развития идей правовой государственности была концепция естественного права, которая своими корнями также уходит в античные времена, развитие получает в средневековье, затем в учениях раннебуржуазных мыслителей (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант и др.). При большом разбросе мнений, все авторы едины в том, что истоками естественного права являются общечеловеческие ценности, которым и должны соответствовать нормы позитивного права.

Третьим этапом развития политико-правовых идей в призме правового государства является концепция народного суверенитета. Автор отсылает к древнекитайскому мыслителей Мо-Цзы, средневековому трактату Ф.Аквинского, учению М.Падуанского. Однако концепция народного суверенитета была создана в XVIII веке Ж.Ж. Руссо как развитие идей его предшественников: суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен[1].

Четвертым этапом развития идей правовой государственности является концепция разделения властей. Ссылка делается на Аристотеля, Полибия, Цицерона, М. Падуанского, Дж. Локка. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш.-Л. Монтескье. Солидный вклад в развитие этой концепции внесли и видные деятели американской революции Т. Джеферсон, Т.Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон, мыслители из других стран, а также русские юристы.

Завершающим (пятым) этапом в разработке целостной конструкции правового государства следует считать концепцию господства права. Здесь необходимо различать две модели – англо-саксонскую (Rule of law) и немецкую (Der Rechtsstaat). К сожалению, современные отечественные исследователи, как правило, признавая эти модели, почему-то не раскрывают их кардинальное отличие. Суть обеих моделей в следующем. Так, англосаксонская модель констатирует, что правление не может быть произвольным. Оно должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением всех соответствующих процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии. Вследствие этого никакое лицо, даже с официальным статусом, не может избежать установленной законом ответственности в случае нарушения им предписанных правил поведения. Это означает, что нет никого, кто бы был выше закона. Однако в данном случае речь идет о формальном правовом государстве, формальном законе. Немецкий же вариант, в духе И. Канта, устанавливает господство права в плане различения права и закона. Чтобы закон был правовым, он должен основываться на таких элементах права как свобода, равенство, справедливость, кроме того, на нравственности, гуманизме, с учетом основных прав человека.

Таким образом, английская модель господства права не учитывает качественной сути, содержания закона. Отсюда – формальный, а не должный правовой закон, и, как следствие, – не исключен юридический позитивизм. Это имело широкое распространение в СССР (в том числе и в России). Да и современная Россия нередко “грешит” этим, что будет раскрыто в последующем изложении.

Мы специально подробно остановились на истоках, этапах развития правовой государственности, поскольку в современной отечественной юриспруденции, а также теории государства и права, как учебной дисциплине, данные аспекты остаются “в тени” или даются расплывчато, нечетко.

Второй проблемой в формировании правового государства в России является недооценка роли и значения научного наследия Иммануила Канта в создании целостного учения о правовом государстве. И, естественно, не учитываются его теоретико-концептуальные наработки.

Большинство учебников по теории государства и права базируется на научных разработках дореволюционных отечественных ученых-юристов, но не всегда учитывают их положения. Хотя дореволюционные ученые, к примеру, П.И. Новгородцев, много сделали в этом аспекте, раскрывая знаковую роль И. Канта. Так, П.И. Новгородцев прямо подчеркивал: “Кант полагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века”. Остановился на этом вопросе более подробно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных