Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и признаки правового государства




 

Обратиться к сущности правового государства нас побуждает упорное нежелание руководителей нашего государства называть современное российское государство таковым, каковым оно обозначено в нашей же действующей Конституции. Речь идет именно о сущностной характеристике нашего современного российского государства.

То, что наше российское государство демократическое или стремится стать демократическим, заявляется довольно активно. Достаточно вспомнить фундаментальное выступление на этот счет Президента страны Д.А. Медведева на Мировом политическом форуме в Ярославле 13 сентября 2010 года. О демократической природе нашего постсоветского государства было сказано и в Послании Президента России Федеральному собранию от 30 ноября 2010 года.

Однако демократическим назывались и называются многие государства, сущностно отличающиеся друг от друга. Так, многие капиталистические государства назывались демократическими. Советское социалистическое государство также называлось демократическим. В то же время капиталистические и социалистические государства предполагалось различать именно по своим сущностным характеристикам. Да и в действительности капиталистические и социалистические типы государств существенно различались по параметрам собственности на средства производства, распределения и оценки результатов труда и т.д.

Если же мы и сегодня будем вести речь о государстве в плоскости только его демократичности или недемократичности, то есть чисто по внешним формальным признакам, а не углубляться в сущностную природу того или иного государства, то вряд ли достигнем полной и необходимой характеристики нашего государства. Поэтому характеристика нашего государства в Конституции 1993 года не только как демократического, но еще и как правового государства – вовсе не излишне. Мы должны твердо и однозначно признать и заявить, что наше государство не только демократическое, но и правовое.

Степень «правовое» как раз характеризует государство с точки зрения его сущности. Правовое государство – это значит справедливое государство. Именно справедливости, справедливого подхода к разрешению всех насущных проблем, возникающих перед обществом, недоставало как капиталистическому, так и социалистическому государствам. Учитывая именно недостаток справедливости, капиталистические и социалистические государства должны уступать дорогу демократическому правовому государству.

Справедливость в правовом государстве достигается именно за счет разрешения возникающих вопросов и проблем на правовой основе. Верховенство именно права в обществе, а не политики, как это характерно для капиталистического или социалистического способов организации общественной жизни, является характерной чертой правового государства.

Конечно, сущностно-содержательная характеристика правового государства значительно богаче и глубже, чем только характеристика его с точки зрения верховенства права. Да и понятие справедливости не ограничивается только формальным обеспечением верховенства закона. Но если верховенство права в обществе индикатор, прежде всего, свидетельствует о правовом характере функционирующего государства.

Признаки перехода к справедливому, то есть к правовому разрешению возникающих проблем сегодня и в России уже обнаруживаются и, прежде всего, на уровне политической воли. Так, выступая на совместном заседании Госсовета и Комиссии при президенте по реализации нацпроектов, 27 декабря 2010 года Президент России Д.А. Медведев призвал всех госслужащих действовать в интересах народа в целом, выносить справедливые и объективные решения и не допускать популизма. Еще чуть раньше, в своем Послании Федеральному 30 ноября 2010 года, он три раза остановился на вопросе именно справедливого разрешения, возникающих проблем и вопросов. Так что есть надежда на то, что сама власть, в первую очередь, повернется к проблематике справедливости в соответствии с требованиями правового государства[2].

Таким образом, сущность правового государства заключается в справедливом (не в интересах буржуазии, не в интересах так называемых рабочих и крестьян) разрешении возникающих в общественной жизни вопросов и проблем. Нельзя добиться справедливости в разрешении проблем и вопросов, не имея справедливого, то есть правового государства.

Верховенство закона, господствующего во всех сферах общественной жизни. Это своеобразная форма защиты и организации прав и свобод человека. Она регламентирует обязательные для всех правила поведения на основе принципов справедливости и равенства. Закон обладает наивысшей юридической силой. Он регулирует другие правовые акты и контролирует самые важные стороны общественно-политической жизни.

Конституция – это свод основных законов государства. В ней отражены правовые принципы общественной и государственной жизни и деятельности. Конституция представляет собой идеальную модель правового общества.

Вышеперечисленные признаки правового государства позволяют создать в стране режим законности и справедливого правопорядка в обществе.

Свободное развитие личности. Реальность ее прав. Данные признаки правового государства ориентированы на социально-политическую жизнь общества. Свобода человека является его неотъемлемым правом. Поэтому каждый индивид имеет определенную сферу свободы, которая не подлежит вмешательству государства.

Человек имеет следующие регламентированные законом права: на неприкосновенность, социальное обеспечение, образование, судебную защиту и т.д.

Взаимоответственность личности и государства. Отношения между этими двумя сторонами должны строиться на основе принципов справедливости и равенства. Государство (как носитель политической власти) обеспечивает их соблюдение в отношении каждого гражданина общества. Органы власти, подчиняясь правовым нормам, не могут нарушить их предписаний, так как они несут определенную ответственность за невыполнение своих обязанностей. Регламентированные системы гарантий (ответственность правительства и депутатов перед избирателями и госорганами, уголовная и дисциплинарная ответственность должностных лиц за невыполнение обязанностей и т.д.) исключают возникновение административного произвола. Соблюдение закона обязательно для госаппарата.

Ответственность человека перед государством строится на тех же правовых основах. Применение форм принуждения не должно нарушать принципы свободы личности.

Данные признаки правового государства обеспечивают справедливость и равноправие[3].

Разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную. Данный принцип позволяет добиться сбалансированности, равновесия в отношениях госорганов, установить взаимный контроль. Каждая ветвь власти функционирует самостоятельно, в пределах своей компетенции, и не вмешивается в деятельность другой.

Основные признаки правового государства включают в себя идеологический и политический плюрализм. Он заключается в свободном функционировании партий, объединений, организаций различной направленности, которые действуют исключительно в соответствии с нормами конституции. Данный принцип также предполагает наличие различных идеологических течений, концепций и взглядов.

Все вышеперечисленные черты характеризуют правовое государство. Признаки государственного уклада являются гарантом стабильности, законности и правопорядка в обществе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных