Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки украинской государственности




С первой половины I тысячелетия до н.э. можно систематизировано изучать процесс зарождения у древних славян классовых отношений как обязательного условия становления государственности. История древних славян отражена также в археологических материалах зарубинецкой, черняховской археологических культур.

В письменных источниках начала нашей эры славяне упоминаются под названием «венеды» у Плиния Старшего. Прокопий Кессарийский и готский историк Иордан славян называли «антами». Анты знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло, добычу и обработку железа, ткачество.

Внутренняя и внешняя торговля ускоряли процесс дифференциации общества, способствовали формированию богатой социальной верхушки. Чем активнее происходил этот процесс, тем мощнее становились союзы племен. Во главе этих союзов стояли военные вожди – «рексы» (лат. «rex» - король) – Ардаст, Идар, Межамир. Им принадлежала верховная власть. В IV в. анты вели ожесточенные войны с готами. Военная добыча, контрибуции, дары способствовали накоплению богатств у антских вождей.

Последний раз термин «анты» встречается в 602 г. до н.э., а в Х в. исчезает название «славяне». Его заменяют именами отдельных племен.

Союзы племен свидетельствуют о переходе к классовой формации. Еще использовались некоторые старые родовые формы регулирования социального процесса, но уже в интересах господствующего класса. Такую форму управления называют военной демократией. Она соединяла в себе черты, присущие общественному самоуправлению и элементы государственного строя. По мере углубления социальной дифференциации усиливалась государственно-правовая основа, что неизбежно обусловливало раздел общества и образование государства.

Основу хозяйства по-прежнему составляло пашенное земледелие, в котором применялись усовершенствованные орудия труда: рало с широким лезвием и железным наконечником. На земледельческой основе развивалось и скотоводство. Промыслы – ремесло, охота стали играть второстепенную роль. Существенной чертой общественного строя восточных славян VII-VIII вв. было наличие сельской территориальной общины – «мира», «верви» как союза индивидуальных хозяйств. В их собственности находилось жилье, орудия и продукты труда. В древнерусских летописях упоминается факт сбора дани с одного дома – «дыма». Местом же проживания феодальной знати уже в VIII-IX вв. были укрепленные «грады».

Такая форма эксплуатации как патриархальное рабство не переросла в рабовладельческую формацию. Этому препятствовали следующие факторы. Массовому применению рабского труда в земледелии препятствовали суровые климатические условия, что делало содержание раба нерентабельным. Сельская община тоже тормозила развитие рабства. Не меньшее значение имело и отсутствие широко варварской периферии, которая бы поставляла рабов-пленников.

Общеславянский процесс накопления хозяйственных и социальных условий государственности проявился в VII-VIII вв. Одновременно с развитием классовых отношений формирование государственности происходило от союзов племен к раннефеодальным княжествам и другим высшим формам политических объединений и завершилось образованием Древнерусского государства.

Союзы племен объединялись в десятки племен (поляне, древляне, уличи, тиверцы, дулебы, волыняне). В начале существования этих союзов племен основной формой управления была военная демократия. Военный вождь и его ближайшие дружинники образовывали общественный институт – дружину. Но при этом еще сохранялись первобытные демократические институты – народное собрание, совет старейшин. Народное собрание превращалось в собрание воинов, где вождь, опираясь на дружину, мог пренебрегать обычаями племени.

Таким образом, органы общественного самоуправления превратилась в государственные органы. Военная демократия переросла в военно-иерархическое правление – княжества. В союзах племен – княжествах – сформировался уже новый уровень управления. Устанавливалась диктатура класса эксплуататоров, которая завершилась оформлением государственного строя. Его основной чертой было появление обособленной публичной власти, которая имела специальный аппарат управления и распространялась на определенную территорию.

Верховенство князя приобретало черты властных классовых функций. Ближайшее окружение князя преобразовывалось в его советников, дружина – в военную силу, которая исполняла свои основные функции: подавление сопротивления эксплуатируемых масс и ведение захватнических войн.

Процесс консолидации восточных славян завершился в конце IX в. образованием относительно единого Древнерусского государства – Киевской Руси.

Этот процесс был обусловлен рядом факторов: территориальным, этнической и культурной общностью восточных славян, их экономическими связями, стремлением объединить силы в борьбе с общим внешним врагом. Интеграционные политико-экономические процессы привели к этнической консолидации восточных славян, которые образовали древнерусскую народность.

Итак, в процессе формирования древнерусской государственности прослеживаются четыре этапа:

1. Племенные княжения восточных славян.

2. Образование первичного ядра государственности – Русской земли.

3. Формирование южных и северных раннегосударственных образований.

4. Объединение их в Древнерусское государство с центром в Киеве.

В своем развитии Древнерусское государство прошло два этапа.

Первый охватывает конец IX-X вв. Тогда в основном завершился процесс политического объединения Руси, произошло образование и усовершенствование аппарата власти.

В конце Х – в первой половине XI в. Киевская Русь переживала свой расцвет.

Во второй половине XI в. наблюдается тенденция к феодальной раздробленности, а в конце первой трети XII в. Древнерусское государство вступило во второй этап своего развития – этап феодальной раздробленности.

К периоду феодальной раздробленности относится начало зарождения украинской, а также российской и белорусской государственности.

Завершение процессов формирования Древнерусского государства позитивно отразилось на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно формировались в единую древнерусскую народность. Ее основу составили общая территория, единый язык и культура, относительно мощные экономические связи.

Общественный строй

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Феодалы. Возникновение и развитие феодализма появляется по мере формирования и роста феодального землевладения.

В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре. Формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей усилилось в Х в. Княжеский домен представлял собой имение, принадлежащее не государству, а самому князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом и владениями местных князей появляется боярское землевладение.

С введением в 988г. христианства на Руси крупным феодалом становится церковь. Духовенство делилось на белое (мирское: священники, митрополиты, епископы и игумены монастырей) и черное (монашествующее, которое играло главенствующую роль). Постепенно распространилась практика дарения земли монастырям и церквям, что превращало их в крупных землевладельцев. В конце XI в. возникло церковное землевладение.

Административным и хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор.

Феодалы между собой были связаны системой вассальных отношений, основанной на иерархической структуре феодального землевладения. Эта система, основу которой составляли экономические и политические интересы класса феодалов, обеспечивала его консолидацию, способствовала классовому единству. За феодалами закреплялись особые привилегии. Только они владели правом собственности на землю. Феодалы не платили дань. Все это выделяло их из общей массы населения.

Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения составляли «люди». Под этим термином понимались крестьяне-общинники. Свободные крестьяне-общинники платили дань, которая была основной формой эксплуатации.

Когда феодальный способ производства стал господствующим, а феодальная собственность на землю – основой эксплуатации непосредственных производителей материальных благ, термин «люди» приобрел значение феодально-зависимого населения. Оно эксплуатировалось государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества земли, что находилась у крестьян или отдельными феодалами через принуждение крестьян к барщине или сбора оброка.

Феодалы постоянно захватывали общинные земли, что уменьшало количество свободных общинников. Превращению свободных общинников в феодально зависимых способствовали неурожаи, стихийные бедствия. Усиление принуждения толкало крестьян под покровительство могучих феодалов, которые заставляли их работать на себя.

Смерды. Смерды в XI-XII вв. составляли значительную часть полукрестьянского феодально-зависимого населения. В обществе они занимали место между нижним разрядом свободных княжеских министериалов и «людьми» крестьянской общины.

Являясь лично свободным, смерд имел право перехода к более сильному патрону. Смерд получал землю на условиях службы. За это он князю платил дань.

Смерд, который завоевал доверие князя, мог стать министериалом – емцем, отроком, старостой.

Развитие феодализма привело к уменьшению роли смердов в обществе.

Следует отметить, что источники о смердах очень обрывисты и неясны.

Закупы. Закуп самый распространенный термин для обозначения феодально-зависимого населения. Закуп – это человек, который попал в долговую кабалу и своим трудом возвращал кредитору «купу» - ссуду-долг под проценты.

Закуп был обязан отрабатывать барщину. Феодал наделял закупа земельным участком, сельскохозяйственными орудиями и рабочим скотом. У закупа мог быть свой конь и свое хозяйство. Стремясь закрепить за собой закупов, землевладелец требовал от них «купу» в большем размере, присваивая большее количество продуктов их труда.

Закуп был существенно ограничен в своих правах. За побег он мог превратиться в полного «обельного» холопа.

Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Изгои. Изгой – это человек «изжитый», лишенный своего предыдущего положения. Изгои были двух видов – свободные и зависимые. Это объяснялось средой, из которой люди попадали в изгойство. Много изгоев вышли из холопства, но не разрывали связей с феодалом и оставались под его властью.

Наряду с изгоями – вольноотпущенниками были изгои – выходцы из свободных: купцы, поповичи. Изгоями становились и крестьяне, которые по тем или иным причинам «изживались» из общины. Такие изгои входили в состав древнерусского общества как свободные. Они оставались свободными до тех пор, пока не становились закупами или холопами.

В Киевской Руси феодально-зависимыми были и вотчинные ремесленники, которые проживали при дворе феодала.

Источники права называют феодально-зависимыми также вольноотпущенников, подушных людей, прощенников.

Челядь или холопы. В Х-XI вв. для обозначения рабов-пленных применялся термин «челядин», «холоп». «Холоп» - это член племени, продукт общественного преобразования. Источниками холопства были самопродажа, женитьба на рабыни. В рабство могли продать должника.

«Челядин» - это раб, который находится под властью господина, бесправное существо. Холоп имел несколько иной статус. В отдельных случаях он мог быть наделен правами, мог выступать свидетелем в суде. Хозяин отвечал за сделки, заключенные холопом.

Холопы использовались преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов, а посаженные на землю превращались в феодально-зависимых крестьян.

Городское население. Состав городского населения был разнообразным. Оно делилось на городские низы и городскую аристократию.

К ней принадлежали: князья, бояре, высшее духовенство, купцы.

Городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство) составляли основную часть городского населения. В городах они облагались данью и отбывали повинности, принимали участие в строительстве и ремонте городских сооружений.

Свободные ремесленники тоже не были однородным составом. Из них выделялись зажиточные мастера, которые имели учеников и подмастерьев.

Социально-экономическое и правовое неравенство приводило к обострению классовых противоречий и развитию классовой борьбы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных