Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный строй. В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации




В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации системы или же продолжать курс на укрепление неототалитарного режима. В результате борьбы этих тенденций, которые представляли генеральные секретари ЦК КПСС Ю. Андропов и К. Черненко, к власти пришел представитель младшего поколения партийной элиты - М. Горбачев.

Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобразование в экономике, коренную реорганизацию государственного механизма, изменение форм и методов деятельности органов управления. Эти мероприятия должны были реанимировать коммунистическую идею и были направлены на спасение социалистической государственности. Официальная концепция перестройки предусматривала решение двух взаимосвязанных задач: 1) радикальной экономической реформы; 2) демократизации общественной жизни, расширение гласности. Конечной целью провозглашалось построение гуманного, демократического социализма, который объединял бы политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, рыночные отношения с централизованным планированием, расширение суверенитета республик и сохранение единого союзного государства.

Перестройка, которая была направлена на спасение социалистической системы, не изменила сути власти, политической системы. Коммунистическая партия оставалась важнейшей государственной структурой.

С целью выхода из кризиса Верховный Совет УССР 3 августа 1990 г. принял Закон "Об экономической самостоятельности Украинской ССР". Становилось очевидным, что успех экономических преобразований невозможен без реформирования политической системы.

Еще в январе 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил гласность основой новой политики. Впоследствии 1 августа 1990 г. был принят Закон "О печати и других средствах массовой информации", который ввел свободу печати и отменил цензуру.

Публикации по политическим, историческим, экономическим проблемам начали заполнять множество белых пятен украинской истории. Стала общедоступной правда о таких страницах отечественной истории XX в., как деятельность Центральной Рады, голодомор 1933 г., сталинские репрессии, борьба ОУН-УПА и др.

Одним из последствий реформ стало изменение политической структуры общества. Перестроечные процессы пробудили к жизни многочисленные общественные организации и объединения. В сентябре 1989 г. была образована общественно-политическая организация Народный Рух Украины за перестройку.

16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация состояла из введения (преамбулы) и десяти разделов: самоопределение украинской нации; народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культурное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные отношения.

Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как "верховенство, самостоятельность, полноту и безраздельность власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях".

В Декларации определялось, что Украина как суверенное государство будет развиваться в существующих границах на основе осуществления украинской нацией неотъемлемого права на самоопределение. Любые насильственные действия против национальной государственности

24 августа 1991 г. Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В этом историческом документе подчеркивалось:

"исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 г.,— продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,

— исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

— осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства — Украины.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины имеют действие исключительно Конституция и законы Украины.

Этот Акт вступает в силу с момента его одобрения".

Акт провозглашения независимости Украины, день принятия которого был вскоре объявлен национальным праздником, не был случайным явлением. Этот Акт украинский народ принял, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства.

На Всеукраинском референдуме, который состоялся 1 декабря 1991 г., 90,35% избирателей подтвердили Акт провозглашения независимости Украины. 5 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины принял обращение " К парламентариям и народам мира", в котором делалось ударение на то, что договор 1922 г. о создании СССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим.

7-8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском лидеры Украины (Л. Кравчук), России (Б. Ельцин), Беларуси (С. Шушкевич) констатировали распад СССР и подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

2 1 декабря 1991 г. в Алма-Ате к этому соглашению присоединились еще 8 независимых государств бывшего СССР. В принятой Декларации зафиксировано, что с созданием Содружества СССР прекращает свое существование. Причем СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Для координации деятельности в сферах совместных интересов был образован Совет глав государств и Совет глав правительств. Основатели СНГ определили, что каждая из республик является независимым в своей внутренней и внешней политике государством. Украина вступила в новый этап своей истории.

Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.

В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного строительства теорию распределения властей. В декабре 1990г. Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, который четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, подчиняющийся Президенту СССР.

Реформирование союзных органов власти и управления привело к соответствующим изменениям в союзных республиках.

Высшим представительным органом республики оставался Верховный Совет УССР. Именно ему было отведено главенствующее место в проведении демократизации государственной жизни Украины.

В 1989-1991 гг. Верховный Совет принял ряд законов, которые изменяли и дополняли Конституцию УССР.

Закон УССР "Об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от27октября 1989 г. определял компетенцию Верховного Совета. Значительно расширялись полномочия Председателя Верховного Совета УССР, который получал ранг высшего должностного лица республики. Состав Верховного Совета должен был состоять из 450 депутатов (ранее - 650). Срок полномочий народных депутатов - пять лет. Впервые за много лет своего существования Верховный Совет начал работать в парламентском режиме. Порядок его работы определялся Временным регламентом, утвержденным 22 мая 1990 г. В парламенте появилась оппозиция в лице Народной Рады, в состав которой вошли 125 депутатов.

Значительным событием стало введение в Украине поста Президента УССР. В связи с этим Верховный Совет УССР принял 5 июля 1991 г. такие законы: "Об основании поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР", "О Президенте Украинской ССР", "О выборах Президента Украинской ССР". Выборы Президента Украины назначались на 1 декабря 1991 г. Таким образом, введение поста Президента УССР было новым шагом по созданию в республике государственного аппарата, построенного на принципах распределения власти. Законом УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции УССР в связи с усовершенствованием системы государственного управления" от 21 мая 1991 г. в Конституцию УССР были внесены изменения и дополнения относительно структуры органов высшей исполнительной власти республики.

Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью премьер-министра.

13 мая 1991 г. был принят Закон "О перечне министерств и иных центральных органов государственного управления Украинской ССР".

Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств и других подчиненных ему органов. Министерства и другие центральные органы государственного управления осуществляют руководство отдельными сферами управления, несут ответственность за их развитие. В пределах своей компетенции правительство может издавать постановления и распоряжения, а также организовывать проверку их выполнения.

 

 

Правовая система

Право, как известно, в той или иной степени реагирует на соответствующие процессы, которые происходят в экономической, политической и социальной сферах. В годы "перестройки" практически не осталось ни одной отрасли права, где бы ни произошли существенные изменения.

Конституционное право. Наиболее радикальные изменения произошли в конституционном праве. Изменения и дополнения, которые вносились в Конституции СССР и УССР, существенно реформировали государственно-правовые институты, всю политическую систему.

27 октября 1989 г. был принят Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". В преамбуле этого Закона указывалось, что изменения в Конституцию УССР вносятся с целью развития демократии, усовершенствования избирательной системы, деятельности советов народных депутатов и т. д. Демократизация избирательной системы предусматривала переход к действительно представительной демократии. На развитие этого были направлены Законы "О выборах народных депутатов Украинской ССР" и "О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. Закон предусматривал создание Комитета конституционного надзора УССР.

Следующий Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" был принят 24 октября 1990 г. Изменения касались ст. 3 Конституции, в которой уже не шла речь о принципе демократического централизма. В новой редакции указывалось, что организация и деятельность государства основываются на принципах выборности всех органов государственной власти, подотчетности их народу, ответственности каждого государственного и служебного лица за порученное дело, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Аннулирование ст. 6 Конституции подорвало монопольное господство коммунистической партии и нанесло удар по командно-административной системе управления.

Вносились также изменения в раздел "Основные права, свободы и обязанности граждан УССР". Согласно ст. 49 Конституции граждане УССР получили право объединяться в политические партии, другие общественные организации, принимать участие в движениях, которые способствовали удовлетворению их законных интересов.

Комитет конституционного надзора был переименован в Конституционный Суд УССР, который избирался Верховным Советом УССР на 10 лет в составе 23 членов суда.

Ряд законов, принятых в 1991 г., вносили изменения в название, структуру и компетенцию органов исполнительной власти.

28 июня 1991 г. была опубликована Концепция новой Конституции Украины, одобренная Верховным Советом УССР 19 июня 1991 г. Конституция была пронизана идеалами правового государства. В центре внимания стоял человек как высшая социальная ценность, его права, свободы и их гарантии.

Гражданское право. В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись три основные формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме этого, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность могла быть долевой или общей и смешанной. Формами собственности граждан были собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйств. Формами коллективной собственности выступали собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

Существенные изменения в гражданское право вносили также Законы СССР "О предприятиях в СССР" от 26 мая 1988 г., "О кооперации в СССР" от 6 марта 1990 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и др.

Согласно союзным актам в УССР были приняты законы "О собственности" от 17 февраля 1991 г. и "О предприятиях в УССР" от 27 марта 1991 г.

В мае 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

К законодательству в сфере гражданского права примыкали законы УССР "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. и "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 г.

Трудовое право. Изменения, которые происходили в сфере переходной экономики, нуждались в реформировании трудового законодательства. Был установлен новый порядок разработки и заключения коллективных договоров. Институт трудового договора дополнился контрактной формой приема на работу. Продолжительность испытания при приеме на работу стала определяться по соглашению сторон трудового договора.

Необходимо подчеркнуть, что вопросы трудовых отношений нашли отражение почти во всех законах, которые регулировали переход к многоукладной экономике. Это прежде всего законы СССР "О собственности в СССР", "О предприятиях в СССР", "О кооперации в СССР" и др. В УССР это законы "О собственности", "О предприятиях в УССР", "О занятости населения", "Об основах социальной защищенности инвалидов в УССР" и др.

Закон Верховного Совета УССР "Об экономической самостоятельности Украинской ССР" от 3 августа 1990 г. предусматривал реформирование трудового законодательства республики и приведение его в соответствие с новыми формами хозяйствования.

Однако половинчатость экономических реформ, ориентация на производство, а не на работника, низкий уровень условий труда, слабость института коллективного договора тормозили развитие трудового права.

Земельное право. 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Определялось, что "земля является достоянием народов, которые проживают на данной территории". Граждане получили право на приобретение земли в вечное владение или в аренду. Детально регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

Основы создавали условия для рационального использования и охраны земель, восстановления плодородия почвы, сохранения и улучшения окружающей природной среды.

Уголовное законодательство в этот период почти не изменилось. Изменения отражали или очередное направление политики партии, или присоединение СССР к соответствующим международным конвенциям. Так, в 1985-1986 гг. были приняты нормативные акты, направленные на борьбу с пьянством и получением нетрудовых доходов. В 1987 г. СССР присоединился к международной конвенции, которая предусматривала борьбу с наркотиками и захватом заложников.

Из конкретных нормативных актов, которые предусматривали уголовную ответственность, следует назвать Законы СССР "О защите чести и достоинства Президента СССР" от 2 апреля 1990 г., "Об уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций и другие незаконные действия, которые посягают на нормальную и безопасную работу транспорта" от 23 октября 1990 г.

Внимание законодателя снова привлекла спекуляция. В октябре 1990 г. принимается закон, по которому спекуляцией считались скупка товаров, на которые были установлены государственные цены в учреждениях торговли, продажа товаров со складских помещений, баз и пр. с нарушением установленных правил, сокрытия товаров от покупателей, уклонения от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представление о спекуляции и ее соотношение с легальной торговой деятельностью.

В связи с принятием этих нормативных актов соответствующие изменения были внесены в УК УССР.

2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Важное значение для возрождения духовности украинского народа имел Закон "О языках в Украинской ССР" от 28 октября 1989 г.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных