Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы государственно-территориального устройства




 

Форма государства включает три формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федеративное и конфедеративное. Вопрос о форме государственно-территориального устройства связан, прежде всего, с распределением власти между центром и периферией, осуществлением взаимодействия между центральными и местными органами власти. Наиболее распространена унитарная форма (от лат. унус – один). К таким государствам относятся Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах субъектов. Оно представляет единое государство, которое делится только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом. На их территории действуют государственные органы, подчиненные центральным органам власти. В унитарном государстве: 1) действует единая конституция и гражданство, 2) единая система высших государственных органов, 3) права и суда. 4) территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления.

Далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции территорий, народов их населяющих. Пример - движение басков за свою государственность в Испании.

Более приемлемой формой государственного устройства особенно для многонациональных государств и стран, имеющих особую историю, является союзное государство – федерация (от лат. – союз). Федеративное государство - единое государство, состоящее из нескольких государственных образований (республики, штаты, земли и т.д.), которые не обладают полным суверенитетом, не рассматриваются как субъекты международного права (не могут вести свою внешнюю политику). Федерация позволяет преодолеть противоречия между стремлением центра к господству в государстве, а территориальных единиц к - сепаратизму. К федеративным государствам относятся США, Канада, Мексика, Австрия, Индия, Малайзия, Австралия, ФРГ, Швейцария и Россия.

Для федеративного государства характерно:

1) наличие у субъектов федерации собственной конституции, но при наличии

общефедеральной конституции. Соотношение функций и полномочий между центром и субъектами федерации устанавливается на основе договора. Носителем власти являются как союзные органы, так и субъекты федерации;

2) собственные законодательные, исполнительные и судебные органы;

3) единые федеральные органы (единый президент, единый парламент, единые вооруженные силы, единая денежная система, единое гражданство, единая бюрократия);

4) субъекты федерации лишены права выхода из союза.

Принцип федерализма отражается и на структуре высших органов законодательной власти, обычно представляющих две равноправные палаты. Каждая из палат выражает соответственно интересы территорий (верхняя палата) и интересы населения определенных округов, всей страны (нижняя палата).

Особой формой государственного устройства является конфедерациядобровольное объединение самостоятельных суверенных государств. Это временное объединение, создающееся для решения каких-либо актуальных проблем (военных, финансовых, энергетических и т.д.) Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства. Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются на унитарные государства, либо превращаются в федерации. По крайней мере на это указывает опыт США, которые с момента образования в 1776 году были конфедерацией 13 штатов, но затем в 1789 году трансформировались в федерацию. Аналогичная ситуация имела место и в Швейцарии.

В современной истории примеров конфедерации немного: ОАР (объединенная Арабская республика — союз Сирии и Египта в 1958-1961гг.) Синегамбия (Синегал и Гамбия, 1982-1989гг.).

В последние годы наблюдается тенденция к объединению и интеграции стран не только в военном, но и в политическом и экономическом аспектах. Объединенная Европа создала такие органы как, Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, установила безвизовые и бестаможенные границы, единую валюту, осуществляет совместные проекты в различных областях.

Перспективным событием в жизни стран бывшего СССР является заключение Союзного государства, объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем различие между формой правления и политическим режимом?

2. Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия?

3. Партийная принадлежность президента и парламентского большинства различна. При каких формах правления это возможно?

4. Перед кем в президентской республике правительство несет политическую ответственность?

5. В чем состоит формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской?

6. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных