Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






3 страница. Государство - - продукт внутренней эволюции общества, это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом

 

№20

Государство - - продукт внутренней эволюции общества, это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Оно появи­лось в результате разложения родоллеменного строя, постепенного обособ­ления от общества слоя вождей, их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий. Патриархальная теория рассматривает государственную власть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органическо­го соединения родов в племена, племен — в более крупные общности. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Известный философ и бо­гослов Ф. Аквинский считал, что процесс создания государства похож на сотворение мира Богом. Договорная концепция выводит государство из добровольного согла­шения между правителями и подданными, заключенного в целях орга­низации общественной жизни. Основными признакамит любого государства являются суверенитет, территория, население, а также наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами, монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие. Функции государства -это основные направления его деятельности по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляются его сущность, взаимодействие с обществом. Функции государства разделяются на внутренние и внешние.

К внутренним относятся: политическая, правовая, организатор­ская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспита­тельная, экологическая, информационная, идеологическая.

Политическая функция связана с организацией и осуществлением государственной власти, реализацией основных направлений внутрен­ней.и внешней политики, выработкой программно-стратегических щглей и задач развития общества. Правовая функция заключается в установлейии правовых законов и норм, обеспечении прав и свобод граждан в осуществлении независимо­го и эффективного правосудия. Организаторская функция состоит в преемственности и взаимодей­ствии органов государственной власти, осуществлении контроля за ис­полнением принятых решений.

Экономическая функция проявляется в управлении государствен­ным сектором экономики, определении круга и правового статуса соб­ственников, регулировании хозяйственных отношений, выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, создании на­иболее благоприятных условий для развития отечественного произвол" ства, обеспечении социально-экономической стабильности. Социальная функция предполагает регулирование социальных отно­шений, заботу об удовлетворении потребностей людей в работе, пище, жилье, образовании, здоровье, поддержку престарелых, инвалидов, безработных и т.д.

Образовательная функция государства предусматривает обеспече­ние права граждан на образование. Культурно-воспитательная функция направлена на обеспечение права граждан на участие в культурной жизни. Экологическая функция государства состоит в природоохранении и рациональном использовании природных ресурсов. Информационная функция государства связана с деятельностью по обеспечению права граждан на получение, сбор, хранение и распределе­ние полной, достоверной и своевременной информации. Идеологическая функция государства проявляется в пропаганде на­циональных ценностей, достижении единства и согласия общества.

Внешние функции государства включают в себя: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защиту интересов го­сударства на международной арене; развитие взаимовыгодного сотруд­ничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества и др. Объем полномочий государства определяет само общество, которое ограничивает свою свободу в той степени, в которой этого требует общес­твенное устройство. Чем шире круг проблем, решаемых государством, тем меньше свобод остается у индивидов.

Выполнение государственных функций осуществляется через ком­плекс специальных органов и учреждений, составляющих государ­ственный механизм. Он включает в себя органы законодательной, ис­полнительной и судебной властей сверху донизу, органы охраны общес­твенного порядка, государственной безопасности, надзорно-контроль-ные органы, вооруженные силы, частично -- средства массовой инфор­мации.

 

№21

Форма правления - - организация верховной государртвенной влас­ти, которая предопределяет структуру высших государственных орга­нов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между со­бой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограни­ченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в за­конодательной сфере и достаточно широко представлены в исполни­тельной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и та­кой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской мо­нархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы го­сударства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнитель­ной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только пред­ставительскими функциями. В реальной жизни конституционные мо­нархии мало чем отличаются от республик.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламент­ская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга раз­ным распределением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом.

В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представи­тельный и законодательный орган государства -- избирается граждана­ми страны. Он формирует правительство, контролирует его деятель­ность, обладает правом его отставки. Правительство владеет законода­тельной инициативой. Членство в правительстве совместимо с сохране­нием депутатского мандата. Хотя руководитель правительства офици­ально не является главой государства, реально он - первое лицо в стране. Глава правительства — президент. Он может избираться парла­ментом и обычно ограничивается представительскими и церемониаль­ными функциями. Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и др. Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно и глава государства, и глава правительства. Он изби­рается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией вы­борщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках пре­зидента. Он руководит внутренней и внешней политикой, является Вер­ховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует правительство, руководит его деятельностью, обладает правом его от­ставки. В президентской республике существует жесткое разделение за­конодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная само­стоятельность. Парламент не вправе вынести правительству вотум недо­верия, президент не может распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимос­ти. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Что­бы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык.

 

№22

Государственно-территориальное устройство - это националь­но-территориальная организация государства, характеризующаяся соот­ношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных ор­ганов власти) друг с другом и центром. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, ка­ковы соотношения и взаимосвязи центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориально-государствен­ного устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитар­ное (простое) государство — такое, которое не имеет внутри себя обо­собленных территориально-государственных образований, пользую­щихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Сложные (составные) государства подразделяются на империи, кон­федерации и федерации. Империя • насильственно создаваемое сложное территориаль­но-государственное образование с полной зависимостью частей от цен­тра. Империя • - изжившая себя форма территориально-государствен­ного устройства. Федерация •- юридически единое союзное государство, в состав ко­торого входят определенные государства или государственные образо­вания, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация об­ладает суверенитетом и поэтому выступает во внешних сношениях наря­ду со своими субъектами. Федеративные государственно-правовые ин­ституты избираются населением всех субъектов федерации. Акты феде­ральных органов являются обязательными на всей территории федера­ции. Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-государственно­го устройства, при которой составляющие конфедерацию государства, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.

 

№23

Правовое государство -- это такое государство, которое функцио­нирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управ­ления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятель­ность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового государства известны. К ним относятся: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разде­ления властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип кон­троля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией за­конов и других нормативных актов, их законностью.

Гражданское общество - • совокупность самодеятельных, негосу­дарственных общественных институтов и отношений, возникающих в ре­зультате взаимодействия юридически свободных, равноправных, эконо­мически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.

Гражданское общество -- модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самостоятель­ных самодеятельных структур. Структуру гражданского общества со­ставляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь (там, где она отделена от го­сударства), органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосу­дарственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Граж­данское общество представляет собой совокупность межличностных, се­мейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Основными признаками (элементами) гражданского общества яв­ляются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относи­тельная независимость, автономность общества по отношению к госу­дарству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добро­вольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип граждан­ской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступа­ющая посредником между человеком и государством.

 

№24

Высшими органами государственной власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава государства, парламент и правительство. Полномочия главы государства определяются структурой, правовым положением и порядком формирования высших органов государствен­ной власти. Глава государства обладает конституционным правом назначения вы­боров, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он - - главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными пол­номочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и реше­ния местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении во­тума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назна­чение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Сове­та Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Прези­дента на основании заключения Конституционного Суда в случае система­тического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о граж­данстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение.чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Во­оруженными Силами. Республика Беларусь — одна из разновидностей восточно­европейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

№25

Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые звконопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):

1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти).

2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей).

3.ф. обратной связи (контакт депутатов с избирателями).

4.формирование бюджета. (внешнеполитические):

1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.

2.ратификация и денонсация международных договоров.

3.объявление войны и заключение мира.

 

№26

Правительство – высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Правительства входят: разработка основных на­правлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработ­ка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обес­печение проведения единой государственной политики по определен­ным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; организация управления госсобственностью; обес­печение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, ука­зов, распоряжений Президента и другие полномочия. К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

1.формирование гос аппарата и руководство его деятельностью.

2.исполнение законов.

3.составление и исполнение бюджета.

4. прогнозирование соц-эк развития.

5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.

6.участие в законодательной деятельности.

7.принятие нормативных актов.

8.ведение международных переговоров и заключение соглашений. Термин «бюрократия» (буквально - - власть конторских служа­щих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций до организации обще­ственной жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии появилась и проблема бюрократизма. Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, ее отчуждение от граждан и бесконтрольность, формализм и деформализм сознания чиновничества.

№27

Политическая партия(от лат часть или группа) - это основанное на идеологических и политических ценностях доб­ровольное объединение граждан, которые борются за власть или участие в ее осуществлении в целях реализации общественно значимых интере­сов той или иной общности людей. Первые представления о партии связаны с именами таких великих мыслителей как Монтескье, Руссо, Берк. Сведения о первых партийных образования относятся к Др. Греции. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине 19 века. Непосредственное влияние на их рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления гос власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей. В истории становления партий Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия.

Все политические партии можно разделить на три большие группы. - К первой относятся электоральные, партии-машины, которые активи­зируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората, чтобы добиться победы на выбо­рах. После этого их активность снижается до следующих выборов. Та­ких партий большинство.

Вторую группу составляют идеологические, или мировоззренческие партии, которые постоянно ведут активную политическую деятельность, находясь у власти либо в оппозиции.

Третью группу составляют конфессиональные (вероисповедные) партии, имеющие особую специфику, особый характер деятельности. Политические партии в своем служении общественным интересам вы­полняют следующие функции: выявление, обоснование и преобразова­ние интересов, политической воли граждан или всего народа в полити­ческие требования; активизация и интегрирование больших общес­твенных групп по реализации их интересов и потребностей; содействие осуществлению политических прав граждан; разработка идеологии и по­литических доктрин, определение цели, направления и стратегии разви­тия общества; борьба за власть, организация политического давления на государственную власть, контроля за нею; участие в осуществлении го­сударственной власти; подготовка и выдвижение кадров для государ­ственного аппарата; формирование общественного мнения; политиче­ское образование общества либо его части; политическая социализация граждан.

 

№28

Партийн ая система - совокупность относительно стабильных межпартий­ных отношений и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государ­ством и иными политическими институтами при реализации политиче­ским партиями своих функций. Однопартийная система (система неконкурирующих партий) ха­рактеризуется доминированием одной партии. При наличии многопар­тийности и альтернативных выборов власть принадлежит в тот или иной период только одной из партий. Она находится вне конкуренции..На­пример, социал-демократическая партия Швеции находилась у власти 44 года подряд без перерыва. Многопартийная система с монопольно правящей партией характерна для Японии, Сирии, Испании и ряда дру­гих стран. Двухпартийная система характеризуется тем, что власть одновре­менно находится в руках двух партий. При этом одна из них может гос­подствовать в нижней палате парламента, другая • в верхней. Возможно и легальное существование наряду с господствующей других политических партий. Но правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий. Многопартийность бывает двух видов: без-монопольно господствующая коалиция, когда ни рдна из партий не мо­жет победить в одиночку, ни одна из партий не в состоянии править самостоятельно (характерна для Франции, Нидерландов, Дании, Бель­гии, Австрии); двухпартийная система в условиях многопартийности предполагает наличие двух главных политических партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти. Они че­редуются у власти. Другие партии ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Че­хия, Болгария, Румыния). Как показывает исторический опыт многих стран, процесс формиро­вания многопартийности и партийных систем является довольно дли­тельным и сложным, проходит ряд этапов, связанных как с количес­твенными изменениями внутри партии, так и с взаимодействием разных партий внутри государства. Процесс формирования многопартийности идет и в РБ. Он обусловлен рядом причин: вызревание и воздействие широкого общ мнения на необходимость политического плюрализма, убежденность в непригодности однопартийной системы, кризис политической и экономической системы советского общ, развал ССССР и КПСС, провозглашение суверенитета РБ, постепенный переход к рыночным отношениям. Особенности: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий. Группы политических партий: партии правого толка – неолиберальной, антикоммунистической направленности (Белорусский народный фронт), демократические партии центристского характера (Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада»), партии левого крыла политических сил(Коммунистическая партия Беларуси).

№29

Общественное движение есть объединение людей, пресле­дующих социально значимые цели и добивающихся их совместными дей­ствиями, но не оформивших свои организационные отношения в програм­ме и уставе. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Как правило, общес­твенное движение имеет широкую социальную базу, т.е. опирается на са­мые различные классы, группы, слои и отличается многочисленностью.

Общественная организация -• основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защи­ты общественных интересов и достижения уставных целей объединив­шихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствую­щую подготовку и выполняющий функцию управления. Общественные организации характеризуются наличием четкой структуры, устава, пос­тоянного членства. В силу этого общественные организации более устой­чивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Доминирующим типом общественных объединений являются Группы по интересам и группы давления. Группы по интересам — это органи­зации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаи­вании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ дей­ствия — убеждение, советы тем, кто управляет, информирование об­щественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организация акций в поддержку своих ин­тересов (митингов, забастовок и т.п.). Группы давления • - объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соот­ветствующего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государствен­ными органами. Группы давления ограничиваются стремлением (с целью защиты своих интересов) оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов. Классификация:

-по отношению к существующим соц-полит порядкам (консервативные, оппозиционные, реформаторские)

-по способам и методам деятельности (насильственные и ненасильственные)

-по половозрастному признаку (женские, молодежные, движения пенсионеров)

-по соц принадлежности (рабочих. Фермеров, крестьян, интеллигенции, предпринимателей)

-по проф критерю (врачей, ученых. Экономистов, писателей)

-от целей и задач (экологические, антивоенные, правозащитные). Функции:

1.предоставляют и защищают интересы граждан

2.обьединяют граждан

3.способствуют решению отдельных соц проблем

4.выполняют посреднические функции между гос органами и гражданами

5.оказывают влияние на формирование общ мнения.

Правый фланг (объединяются на платформе рыночной экономики) и левый фланг (идеи соц справедливости. Равенства, общ собственности на средства производства. 1 – «Бел народный фронт возрождения», 2 – движение за демократию соц прогресс и справедливость, правозащитные движения – Бел отдел Америк бюро по правам чел и соблюдению законности, молодежное – бел патриотический союз молодежи, оппозиционное – бел соц-дем молодежная организация «младая грамада», нац меньшинства – союз поляков Беларуси, религиозные – Бел христианско-демократический союз.

 

№30

Политическая идеология - совокупность общественных идей, взглядов, представлений, чувств и верований о развитии общества и че­ловека, в которых различные индивиды и сообщества осознают свои по­литические позиции и интересы и в целях их реализации оправдывают свои притязания на власть или ее использование. Разновидностями политической идеологии являются идеологии — государственная и национальная. Государственная идеология (идеоло­гия государства) есть система господствующих идей, взглядов, пред­ставлений, утверждающих существующие общественные отношения и обеспечивающих их сохранение и развитие в интересах всего общества, его большинства или управляющего меньшинства. Национальная идеология есть система исторически сложившихся идей, взглядов, а также эмоционально-психологических норм и устано­вок, способствующих реализации ключевых потребностей народа разной этничности в выживании и разностороннем развитии. Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Э. Бернштейн сказал, что «идеология - это представление не о том, что есть, а о том, что должно быть».

Политическая идеология выполняет следующие социальные функ­ции: теоретико-концептуальную (разработкацелей, моделей развития общества, его основных ценностей); познавательную (пропаганда декларированных целей и ценностей); воспитательную (способствование осознанию субъектами политики своих политических интересов и позиций) интеграционную.(овладение общественным сознанием, подчинение общественного мнения собственным адеалам); мобилизационную (побуждение граждан кгединству действий для достижения намеченных целей), коммуникативную (передача идеологического наследия новым поколениям) и др.

Либерализм- идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ста­вящая целью освобождение личности от оков государства и давления ав­торитарной коллективности. Фундаментальный принцип либеральной идеологии - - свобода человека как условие реализации им своих не­отъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях не­изменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов, человек -- независимый субъект, кото­рый сам знает, что для него хорошо и что плохо. Борьба за свободу озна­чала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую, физиче­скую и интеллектуальную свободу человека. Именно на базе этих устано­вок и были сформулированы основные постулаты идеологии либерализма. Ни один тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология только тогда эффективна, когда она способна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения. Под влиянием развития социаль­ных процессов произошла внутренняя эволюция и либерализма. По­явился неолиберализм, который еще называют социальным либерализ­мом (в противоположность старому, индивидуалистскому), «демократи­ческим либерализмом» (в противоположность аристократическому), ли­берал-реформизмом и др. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. XX в. Учение английского экономиста Дж. Кейнса и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных