Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъекты полит. действий. Роль лич-ти в полит-ке.




Человек-существо коллективное, поэтому люди объединяются в опред. соц. общности. Соц. общность- это объединение людей, возникающее объектвно. (Пример: классы, нации). Соц. общности выступают главным субъектом политики. Субъект политики- это не любая общность. Выдел 3 признака субъекта политики:

1)соц. общность должна осознавать свои полит. интересы, а значит участвовать в полит. деятельности. 2)Соц. общность д.б. организована, т.е. должны быть объединения ч/з которые эта общность действует.

3)Как субъект политики соц. общность должна выступать с каким то определенным уровнем притязаний, требований. Не любая соц. общность м.б. субъектом политики. Субъекты подразделяются на первичные и вторичные. Первичные субъекты-соц. общности и группы, кот. возникают объективно (Прим.: крестьянство- первичн., крестьянская партия- вторичный). Первичн. субъекты делятся на основные и неосновные. Основные- это классы как наиболее крупные общности людей. Главным признаком деления общества на классы, явл. экономические факторы. Неосновные- более мелкие соц. образования-это м.б. слои, професс. группы, этическ. группы). Вторичн.- делятся на косвенные и непосредственные. Косвенные- это такие субъекты политики, кот. созданы большими соц. общностями- партии, общественные организации, движения, государство и т.п. Непосредств-е и прямые- это малые группы: трудовые коллективы, студенч. группы вплоть до личности.

 

10. Политическое лидерство. Внутри элиты есть отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером. Полит лидер -любой независимо от формального ранга участ-ка полит проц-са, стремящ-ся и способ-го консолидировать усилия окруж-х и актив возд-ть на этот процесс для достиж выдвинут целей. Лидерство-особ вид деят-ти, соед-й в себе власть, авторитет, влияние руковод-во, выражение и представит-во интересов. Разл-т: индивид-ое лид-во, групповая(элита и массы). Ф-ии лидера: 1)интегратив-я(объед); 2)прогматическая(перевод интересов в программы); 3)организ-ная; 4)коммуникатив(связь м/у полит инст и массами). Классификация: В зависим от типов господства Вебер выделил три типа лидерства: 1)Традиционное - на механизм привычек, традиций, ритуалов (передача власти по наследству, правление вождей, монархов). 2)Харизматическое основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности (опирается на харизматические качества лидера, вера в него). 3)Рационально-легальное опирается на законности порядка избрания лидера (права описываются конституцией и нормативно-правовыми актами). В зависим от целей, поставл лидером и от воздейст -я ими на общество Такер выделил: 1)консерватив(необход сохран общества в его имеющ виде); 2)реформатор-ое(радикальное пробраз-е); 3)революц-ое(переход к принцип-о новой сист)

 

11. Политическая элита. Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Моска, Парета и Михельсом (макиавелийская школа). 1)Идею о "правящем классе" Моска выдвинул в работе "Основы политической науки", в которой писал, что во всех обществах существуют 2 класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Элита - управляющий класс. 2) Парета ввел в научный обиход термин "элита". Он считал, что человеческое общество неоднородно и индивиды различаются физически. морально и интеллектуально. Совокупность групп индивидов, которые дейстуют с высокими показателями в любой области, носит наименование элиты. Элита до Парето делится на правящую (она непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров) и на неправящую - контрэлиту (это потенциальная элита по способностям, личным качествам, но лишенная возможности принимать политические решения. 3) Теория "жизненного закона олигархии" Михельса: демократия ведет к олигархии, превращается в нее. Олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к своему увековечиванию и укреплению личного авторитета, а и на инертности масс, готовых полагаться на структурные свойства политических организаций.

 

 

12. Полит. сист-ма и гражданское общество. Права человека. Сист-ма- совокупность взаимосвяз. элементов, составляющих единое целое. Особенностью соц. систем явл. то, что взаимосвязь м/д элементами, компонентами осуществл. ч/з сознат., целенаправл. деятельность. Разновидностью соц. системы явл. полит. сист-ма. Полит. система была государств. системой, но постепенно с появлением партий она усложнилась. Полит. сист-ма:

-гос. сист-ма; -партии, движения Под полит. сист-ой понимаем сист-му полит институтов, осуществляющих власное управление обществом. Структура:

Полит. Система *институциональная(: 1. гос. министерства 2. общественные (полит. партии, организации)) *нормативная(совокупность социально-политических норм, посредством которых осуществляется регулирование общественно-полит. отношений ) *функциональная (хар-ет функционирование и направление деят-ти полит. системы, способы и средства воздействия на обществ. жизнь) *коммуникативная (включает 2 группы отношений: 1. основанное на нормах права и ими регулируемые. 2. включающие в себя обществ. мнение, массов. психологию.)

Классификация: 1. по внутренней связи -полит. сист-мы основанные на консенсусе (соглашение) -"-" основанные на полит. ответственности. -общинные полит. сист-мы- отношения на солидарности, сотредничестве. 2. по принципу внешн. связи. -открытые полит. системы- те, кот. доброжелательны к связям, готовы к сотрудничеству. -закрытые.

3. по способу возникновения -инструменталистические- возникла естеств. путем как инструмент для порядка. -идеологическая- в основе ее идеология (Прим. марксизм)

4. по состязательности. -традиционные; -патриархальные

-полусостязательные; -современные (состязательные) 5. по полит. режиму. -демократическая -авторитарная -тоталитарная Гражд. общество:

-наивысшая стадия человеч. общности.

-совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе: экон, соц-ых, нац-ых.

-гражданское общество функционирует в диалектическом противоречии с гос-ом, с полит. сферой жизнедеят-ти. Исторически появилась раньше гос-ва.

-необх. условие гражд. общества- высокий уровень сознательного, психологического, интеллектуального развития личности, ее внутр. свободы.

Соц. сфера гр. общества включает семью, общественные организации и движения. Духовная сфера предполагает своб. мысли, совести, слова.

Это одна из самых распространенных категорий. Гр. общество исп-ся в паре с правовым гос-ом. Гр. общество- это одна из форм общности людей в их всегосударст-ом бытие. Гр. общество выступает как мощный противовес гос-ву и произволу власти.

Г.О.- это соц. пространство, в кот. люди связаны и взаимодействуют как независимые др. от др. и от гос-ва индивиды.

Гос-во олицетворяет всеобщ. интересы, а Г.О.- сфера реализации части интересов и потребн.

Ф-ции гражд. общ-ва:

1. выражение и реализация различных частных интересов.

2. опосредование отношений м/д личностью и гос-ом.

3. ограничивает всемогущество и произвол полит. власти гос-ва. Чем> развит. гр. общества, тем эффективн. соц. защищенность индивида.

Г.О.- порождение бурж. власти.

Без чего не м/т быть Г.О.

1. налич. в обществе своб. владельцев средств производства, частных собственников, свободных от диктата гос. органов.

2. развитая соц. структура, отражающая разнообразие интересов соц. групп.

3. законообеспеченность населения.

Г.О.- основн. регулятор м/д гражданами и гос-ом- наличие з-на. Предполагает > свобод., прав граждан и их защищенность.

4. "развитая индивидуальность"- гражд. общ. не мыслимо без свободы личности, развитых индивидов, наделенных развитой структурой интересов.

Г.О.- фундамент демократии, если нет Г.О., то гос-во носит деспотич. хар-р. Но и без гос-ва нет гражд. обества, есть хаос они в паре и разбираются. В основу правового гос-ва положено рав-во власти гражданина, общества и права.

13. Гос-во: сущность, гипотезы возникнов-я и основн этапы раз-тия. В опред гос-ва сущ большое кол-во подходов. Государ в широком смысле этого слова это страна, народ, население, т.е. общество в целом. в узкум смысле этого слова - это организ полит власти, содейств-ая преимущественн осуществл конкретн интересов на опред территирии. Это один из подходов. С юридич т.зр го-во это полит институт, представл-ий собой совокупность органов и правил для наведения порядка и управления обществом. При рассмотр сущности гос-ва важно учит-ть: любое гос-во есть орган-я полит власти(формаль сторона), чьим интересам служит данная орган-я(содержат-я сторона). В изучении сущ-ти гос-ва м. выделит несколько подходов:1)классовый, в рамках котор гос-во опред-ся как орган-я полит власти экономич господ класса(узконапр, обиж др классы). 2)общесоциальный, в рамках кот гос-во опред как орган полит власти, создающ услов. для компромисса интересов различ классов и соц групп. Не смотря на разнообр подходов м выделить основ признаки гос-ва: 1)налич территории,2)наличие права, т.е. только гос-во имеет право издавать з-ны и др нормат акта, кот явл всеобщими, 3)принуждение, 4)гражданство, 5) незави-симость, сувернитет. Изходя из всего этого можно сделать вывод, что гос-во это особая организ-я публичной власти, раполагающ-я специальным аппаратом управл-я и принужд-я, кот представ-ляя общество, осущ-ет руководство этим обществом и обеспечив его интеграцию. Сущ-т разные теории возникн гос-ва:1)тологич-ая-божест происх-е, т.е. гос-во возник по воле бога(Аквинский 13в.); 2)патриарх гипотеза(Филмер 18в):разростание родов семьи, объед родов в племена, в гос союз с целью защиты (Аристотель) 3)теория покорения:гос-ва возникли в рез-те завоев и покорен слаб сильн;4) договорно-правовая-возникн гос-ва как продукт согл-я м/у независим индивидами.5)соц-но-классовые (Морган 19в США):гос-во-возник в рез-те обществ раздел труда, появл част собств и послед соц раздел общества на классы. Эта гипотеза имеет две ветви: а)запад-ый - предусматр раз-е гос через част собст;б)восточный - через колективн собств. На востоке возникла "власть-собственность", когда долж полит деятеля позвол распред материаль ресурсы. Здесь формир класс первич бюрократии формир гос-во. 6)национальные (Вихте)-коллектив дух нации. Кажд из перечисл гипотез содерж свою долю истины

14. Ф-ции гос-ва. Ф-ии гос-ва-это основн направл деят-ти гос-ва по реш-ю стоящих перед ним задач. Ф-ции имеют ряд классиф-и в зависим от признака классификации: 1)в зависим от продолж-ти дейст-я ф-ий делятся на постоянные(осущ на всех этапах раз-я) и временные(прекращ свое дейст-е с реш-ем опред задачи, как правило они имеют черезвычайн хар-р). 2)по значен-ю - на основн и неосновн, 3)в зависим в какой сфере общественной жизни осущ-ся на внешние и внутр-е. Внутренние: правовая-охрана прав и свобод чел-ка и гражданина; экономическая(вмешательство гос-ва в эконом сферу, метода управл эконом отнош-ми); налогообложение; социальная защита; экологическая ф-я; культурно-воспитательня. Внешние: оборона страны; поддержание мирового порядка(предотвращ войны и разаоружение); сотрудничество с другими гос-ми(установл всеразлич видов отношений). Соц гос-во(С.Г.) понятие, возникшее в послевоен полит и общественн теории для обозначен государ-а современ-го демократич типа в условиях относительн стабильн-ти и развит-ой экономикой. С.Г. предст собой такую форму орган-ии гос власти для кот свойств забота о благосост граждан, создание равн-х возмож-ей реализ-ии талантов и способн-й граждан, забота о их трудоустройстве, созд сист здравоохр. Оно приним на себя ответсв за поддерж стабильного соц-экон полож гражд-н, мир в обществе. В таком государстве социальные связи между людьми, основаны на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Правовое го-во(П.Г.) - это огранич-ое в своих действиях правом(законом), защищающ-м свободу, безопасность и достоинст-во личности и подчин-еся власти(вили) народа. Признаки:1)верховенство з-на во всех сферах жизни общества; 2)сувернитет народа - только народ источник всей власти, кот раполог-ет гос-во; 3)обеспеч-е прав и свобод личности-личность имеет права установленн конст, а гос-во дол обеспеч их защиту; 4)четкое разделение властей на законодат, исполнит, судебн.; 5)разгронич гос-х и негос-х институтов, ф-ий и полномочий; 6)наличие эффективн-х форм контроля и надзора за осуществл законов и др норматив-х юридическ актов, что требует полной независ орбитража, прокуратуры и суда, их роли в обществе. Т.об в основу П.Г. положено равенство власти, гражд-на общества и права.

15. Формы государства. Все гос-ва отлич-ся др от др формой гос-ва. Форма гос-ва-это способ орган-ии полит власти охват-ий форму правления, форму гос устройства и полит режим, т.е. Ф.Г. показывает особенности устроения функ-я гос-ва. Элементы формы гос-ва: *формы правления(Ф.П.)-это способ орган-ии верховной гос власти, их взаимотнош др с др и населением. Выделяют монархию и республику. Монархия -форма правл в кот верховная власт принадлежит одному богоизбронному человеку и прередается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от воли населения. Монархоя делится на абсолюную-вся власть единолично осуществл монархом, и конституционная-т.е власть монарха ограничена представит-м органом, действующим на основе конститут. Республика -это Ф.П., при кот глава гос-ва явл выборным и сменным, а его власть считается производной от воли избирателей или представит органа. Признаки:выборность орг гос власти и высш долж лиц, срочность, осущ власти по поручен(довер) народа, юридич ответст главы гос-ва за свои дейст-я. выделяют президенскую, парламенскую и смешанную республики. Президенская: глава гос-ва президент - он же глава исполнит власти. Президент выбирается народом или коллегией выборщиков. Президент назнач правительство и руковод его деятель-тью. Член правит не м.б. депутатом Парламенская: президент только глава гос-ва, выбирается парламентом. Правит формирут из членов партии занявше большинство мест в парламенте. Парлам мож отправ правит в отставку выразив ему вотум недоверия. Правит в свю очередь мож расп парл назначив досрочн выборы. Смешанная: глава гос-ва президент, двойная ответсв правит перед президентом и парламентом. Президент и парлам избир народом. Главу правит назнач президент с учетом расклада полит сил в парламенте. Парламент контр правит путем утвержд ежегодного бюджета страны и мож выразить недоверие правит. *формы государственного устройства-характер-т внутреннюю структуру гос-ва, способ его полит и территриаль деления, обуславлив-ий определенн взаимотнош централь органов с региональн. К ним относят:1)унитарная-гос-во с высокой степенью централиз полит власти; 2)федеративная-объедин-е гос образов-й в единое целое гос-ва(един граница, гражданство, гос аппарат, конституцию). Признаки:а)полит сфера: -субъекты федер имеют собст констит законодатель, админст-террит деление но не облад сувернитетом. - законадетель субъекта не должно противречит федеральному праву. - субъекты не имеют права вступать в междунар договора. б)сущ-е единого внутр рынка(единая сист денеж оборота, налогообл, снятие огранич на перед людей капит-ов товаров и услуг по всей территор федерации), но субъекты имеют право на ввод местных налогов, ввод огранич на опред вид деятельности. 3)конфедерация-форма соза гос-в сохраняющих сувернитет почти в полном объеме. Гос-ва мог вйти из конфедер уведомив др за 0,5 года. В ведения конфедер входят? войны и мира, внеш полит, формир един армии, общей системы коммуникаций. Буджет кофедер формир за счет добравольн взносов. (империя и протекторат - если сам знаешь)

16. Проблемы эффективности гос власти. Эффектив-ть гос власти - это своевременное принятие реш-я и быстрое притворения его в жизнь. Критерии эфф-ти: эфф-ная власть = сильная власть. Сила определ-ся 1)способ-тью устрашить за непослуш. Но силой употребл не стоит. 2)легитимность власти. 3)опора власти явл: нравств состоян правящ элиты(не корумпир власть), власть дол опираться на закон. 4)власть д.б. оптимально структуирована.

Эффективность "по горизонтали". Сущ 2 альтернатив доктрины:

1)концепция неделимости власти - власть должна быть в одних руках или у какого-то единого коллектив-го органа (монарх, Политбюро).

2)принципе разделения властей (Джон Локк) Его последователем был барон Ш. Луи Монтескье. В своем труде "О духе законов" (1748 г.) он отметил, что люди обладающие влстью склонны к ее злоупотреблению и удержанию до последней возможности. И для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Т.е. когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе, не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Т.е. одно лицо не может осуществл все 3 вида.

Законодательная власть реализуется парламентом (2-х палатный). Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллективно, путем издания законодательных актов, а также контроля за аппаратом исполнительной власти в финансовой сфере.

Исполнительная власть (административная) - это власть носит подзаконный характер, все акты власти основываются на законе. Исполнительная власть реализуется через правительство или президента.

Судебная власть выступает в качестве сдержек и противовесов по отношению к двум другим ветвям власти.

Эти власти относительно независимы друг от друга, соперничают, не стараясь уничтожить друг друга. При возникновении спорных вопросов между исполнительной и законодательной властями подключается судебная власть.

Эфф-ть "по вертикали". Речь идет о распределении власти между центром и территор-полит единицами гос-ва. Сущ-ет трехчленная система разгронич-я. 1)ведение федерации(таможня, установл границ, паспорта, оборона, денеж и валют обращ-е), 2)ведение субъектов(местное управлене, мест сист финанс, обществ порядок, образов-е); 3)совместное ведение(данное разгранич опред коституц РФ).

17.Группы интересов. ГИ – это добр-ное объед-ие людей для реал-ции ими своих значимых соц-ных, нац-ных, регион-ых и прочих интер-ов во взаимоотн-ии с гос-вом и др.интересами. Пример: профсоюзы, объед-ия предмрин-лей, общ-во потр-ей, экол-кие движения и т.д. ГИ хар-ся форм-ми и неформ-ми связями, неформ-ые опред-ся обычаями, трад-ми, период-ки обновляемые спонт-ми творч-ми актами людей; формальные опр-ся обяз-ми предпис-ми. Есть множ-во средств и спос-овдоведения ГИ своих треб-ий до власт-х структур. Одни исп-ют экон-кие рычаги(забаст-ка), другие – действ-т в корид-ах власти. Самое распр-ное возд-ие ГИ на органы власти – лоббирование. Лоббисты собир-ют необх-ую инф-цию и склон-ют органы власти к принятию решения в интересах какой-нибудь группы. Часто они играют роль поср-ков в сделках м/у ГИ и полит-ми деятелями.

Ф-ции ГИ:1)артикулиров-е - четкое произношен интересов; 2)агрегирование-отбор частн-х интересов и выработка целей; 3)интегрирование-объедин в группы членов для достиж поставл целей; 4)информ-ние-доводит до властных стр-р позиций различ частей населения; 5)представительная-предст интересов в полит инстит-х; 6)посредническая; 7)институтализация полит участия граждан, т.е. замена стихийн-ых форм актив-ти людей формализов-ми формами. Классификация: I)по степени организ-ти:1)Аномические – возн-ют стих-но и стих-о распад-ся; 2)институциональные – объед-ия с четко-выраж-ой орган-ой стр-рой, устоявш-ся ф-циями(профсоюзы, церкви); II)по доброволь-ти вхожд-я: 1)Неассоциативные – неформаль-ные группы неимеющ-е организ-ой стр-ры(общ-ные движ-ия). Они самоликв-ся после дост-ния цели ради кот-ой возн-ли; 2)ассоциативные(профсоюзы, объед-ия предприн-ей) – они регистр-ся и госуд-во контрол-ет их; а)орган-ции опир-ся на принцип добровольного членства лиц, заинтерес-ых в реал-ции опред-ых целей; б) орган-ции, созд-ые с целью поддержки опр-ых программ или лиц. III)хар-ру деятель-ти:1)одноцелевые;2)многоцелевые. IV)по сфере деятель-ти: в эконом сфере(потреб союзы), в соц сфере, досуг, наука и культура, политика.

Профсоюзы – общ-ная орган-ция, объед-щая людей труда одной и той же профессии или занятых в одной и той же отрасли произв-ва. Они призв-ы защ-ть экон-кие и соц-ые интересы труд-ся, подн-ть уровень культуры их и членов их семей. В наст-щее время они перех-ят в наступ-ние, орган-ют массовые акции на национальном и междунар-м уровне.

Ресурсы ГИ: 1)колич-ый состав и орган-ция; 2)влад-ие собств-ю или экономич.власть;3)информация, квалификация и опыт.

Массовые общественно-полит-кие орган-ции и движения – это сложное соц-но-полит-ое явление. Они имеют под собой разл-ю соц-ую базу, состав участников изадачи, которые ставят, их цели задачи: -оказать влияние на общ-ое мнение; -оказать влияние на политику прав-ва по тем или иным вопросам; -преобр-ть то общ-во, в котором живут(без насилия). К этим орг-циям относят: ООН, ЮНЕСКО, ЕЕС, НАТО. Одна из форм возд группы интереса на власть явл лобби. Лобби - возд-е юрид или физ лица на процессы принятия администр или законод реш-я в пользу др юрид или физ лица. Услов-я сущ-я лоббизма как полит института: многообразие интересов в обществе(раслоение, дифференц), доступ к власти на основе полит плюрализма. Выделяют: легальный(выступл, предст проэктов законов, избир компании, пропоганда), нелегальный(подкуп, шантаж, клевета).

 

18. Политическая партия: сущность, признаки, функции. 1. Англосаксонский вариант возникновения.

Партии начали формироваться в 17 веке в Великобритании в результате споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Борьба о границах королевской власти привела к тому, что был распущен парламент. Возникли две партии: одна выступала за королевскую власть, ее члены назвали себя кавалерами, вторая - "круглоголовые" - защищали интересы буржуазии и нового дворянства, выступая за парламентскую форму правления. Первые - консерваторы, вторые - либералы. На начальных этапах отношения к партиям были негативными. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, были источниками конфликтов.

Появление партий как новой политической реальности перевело политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп.

В Англии образовались 2 партии: либеральная и консервативная.

2. Континентально-европейский.

Середина 19 века. Этому способствовало:

а) всеобщее избирательное право;

б) изменение соотношений между государством и обществом (общество теснило государство, государство снижает силу, вместо него - партии).

в) классовым силам требовались выразители интересов и организации, претворяющие эти интересы в жизнь. Такие партии возникли в Германии.

Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Лапомонбар и Вейнер в своей работе:

1) Партия - это организация, то есть достаточно длительно по времени действующее объединение людей.

2) Цель партии - завоевание и осуществление власти, участие в управлении государством.

3) Партия - носитель идеологии, то есть особого видения мира и человека в этом мире (обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая членством в партии).

Функции партий:

1) Согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп и индивидов.

2) Представительство интересов (обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

3) Коммуникации, то есть обеспечивает взаимосвязь власти и общества.

4) Функция политической социализации (функция передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям.

5) Политического рекрутирования (отбирает лучших кандидатов на руководящие должности, следовательно улучшает состав элиты).

6) Могут участвовать в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных