Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место политологии среди других обществоведческих дисциплин




Связи политики:

- причинно – следственные – раскрывают детерминированность происхождения и хар-ра протекания полит-их процессов неполитическими факторами (эк-ми, культурными)

- функциональные связи – отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.

П-ка взаимодействует с эк-кой, культурой, религией, правом, идеологией, моралью.

Роль п-ки в любом сообществе может быть сведена в следующему:

- выяснению смысла существования данной общности и системы ее приоритетов

- согласованию и сбалансированности интересов всех ее членов, определению общих коллективных устремлений и целей

- выработке приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности

- распределению функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработке тех правил, по которым происходит это распределение.

Характер взаимоотношений п-ки и эк-ки напрямую зависит от типа гос-го строя. Если в тоталитарных систе­мах эк-ка выступает как концентрированное выражение п-ки, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб эк-й целесообразности, то в совр-х западных стра­нах эти две "ипостаси" выступают как дополняющие и работаю­щие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодей­ствия эк-ки и п-ки заключается не в выборе между дву­мя противоположностями: монополизмом (стихией) гос-ва и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между гос-м регулированием и свободой частного предпр-ва, саморегуляцией рынка. Так называемый эк-й антиэтатизм, т.е. полное изгнание гос-ва из эк-ки, — не более чем соц-ая утопия. "Деловая" функция п-ки по отношению к эк-ке — это производство и поддержание в обществе социальной стабиль­ности и порядка как исходных условий эффективной хоз. деят-ти. Общесоциальная "деловая" функция эк-ки по отношению к обществу и гос-ву — "кормить и одевать народ", но не в качестве иждивенца, а в роли активного субъекта, производителя и потребителя мат-х и немат-х благ.

28. Пол. технологии (ПТ): сущн., виды. В рамках пол. менеджм-та склад-ся особые приемы возд-я на массы и способы упр-я задач. Сов-ть таких приемов - ПТ – сов-ть приемов возд-ть на массу, побуж-ие людей действовать в соот-ии с интересами пол. субъекта, но одн-но поддерживающие в людях осознание и ощущение соб. выбора и ест-но осущ-ых ими действий. ПТ - методы реш-я пол. проблем, выработки политики, ее реал-ции, осущ-ния практической пол. деят-ти. Технология пол. деят-ти - это комплексная сист. методов и способов возд-вия на об-т политики с целью дост-я опр. целей. Сфера примен-я технологий лежит, как правило, в плоскости практич. деят-ти пол. суб-в по осущ-нию выработанного пол. курса и дост-ю конкр. пол. целей и задач. ПТ - это технологии реал-ции власти. Борьба за власть, ее удержание и исп-ние порождает множественность ПТ, направленных на завоевание и удержание пол., духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над обществ. мнением. История росс. гос-ва свид-т о том, что в ряду универс. ср-в завоевания и удержания власти насильственные ПТ (страх, насилие) преобладали. В споре ПТ эволюции и ПТ кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в росс. лит-ре гораздо полнее изучены мех-мы революций, заговоров, террора, разл. формпол. экстремизма, нежели ПТ эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п. В соврем. росс. усл-х мы явл. свидетелями преобр-ния ПТ. Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демокр. нормы пол. жизни, мы выходим к пониманию тех способов пол. деят-ти, кот. сопровождают подлинно демокр-кое преобр-ние общ-ва. Пол. власть и пол. система в целом реал-т свои сущностные св-ва выражения интересов, властвования, орг-ции, подчинения и т. п. как через соотв-щие ф-ции, так и технологии. Они развив-ся, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появл-ся новые и видоизм-ся ранее сущ-шие. Наглядным примером ПТ явл. технология разделения единой пол. власти. Эта технология обесп-т защиту власти в демокр. общ-ве от ее узурпации к-л чел-ком или пол. орг-цией. Суть ее закл-ся в разграничении полномочий трех осн.ветвей власти: закон., исполн., суд. ПТ – это совок-ти наиб. целесообразных приемов, способов, процедур реал-ции ф-ций пол. системы, направленных на повыш-е эфф-ти пол. процесса и достижение желаемых рез-тов в сфере политики. ПТ вкл-т в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного рез-та (тактика), так и получение глубинного, глобального, длит. эфф-та (стратегия). Исп-ние тех или иных ПТ опр-т эфф-ть пол. упр-я, рег-ния пол. процессов, устойчивость пол. системы и всего пол. пространства. ПТ опр-ся типом обществ. разв-я (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), хар-ром режима (демокр., авторит., тоталит. и др.). Среди получающих все большее разв-е технологий пол. деят-ти технологии: социального партнерства; лоббистской деят-ти; принятия и реал-ции пол. реш-й; разрешения пол. конфликтов; избирательные; пол. упр-ния; манипулирования; формир-ния имиджа; оптимизации пол. риска и др. В природе не сущ-т абстрактных, пригодных на все случаи жизни ПТ. Кажд. из них, с одн. стор., конкретна и уникальна, поскольку призвана обесп-ть взаим-вие разл. пол. сил и стр-р для реш-я вполне конкр. вопросов. С др. стор., она многопланова по своему содержанию и хар-ру, многоаспектна по усл-м осущ-ния, составу исполнителей, видам пол. деят-ти и решаемым проблемам.

Билет №5

5. История политической мысли: основные направления.

Архатастра – наука о п-ке или о том, как приобрести и сохранить власть. (Др. Индия)

Конфуций (551-479 г.д.н.э.) – воспитывал руководителей. Рук-ль, к-й не пользуется доверием обречен. Когда рук-ль заявил, что он хочет стать рук-лем, он должен забыть об отдыхе. Он д.б. скромным в желаниях, быть примером для подданных, выдвигать усердных к труду. Справедливо вызывать доверие у людей. 5 достоинств рук-ля: благородный муж, оказывая милость не несет расходов; заставляя работать не вызывает злобы, его желания не совместимы с жадностью, он полон величавости, но чужд высокомерию, он грозен, но не свиреп. 4 недостатка: казнить тех, кто не обучен, значит быть жестоким; требовать исполнения не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности – значит наносить вред себе; скупиться, обделяя людей – значит поступать казенно.

Платон – Теория об идеальном государстве. Общество делит на 3 составляющих: мыслители, стражи, ремесленники. Уделяет внимание системе управления гос-твом.

Аристотель (384 – 323 гднэ) – выделяет 3 правильных государства: монархия, аристократия, полития. 3 неправильных государства: тирания, олигархия, демократия. Полития объединяет правление монарха, парламента и народа. Он выдвигает идею и власти гос-ва. Власть д.б. разделена на законод-ю, исполнит-ю и судебную.

Николо Маккеавели (1469-1527) – он предъявляет к государю требования: он должен совмещать качество лисы и качество льва. Ему принадлежит идея о том, что церковь не должна влиять на гос-во.

Томас Мор (1478 - 1535) – утопический социализм.

Томас Гоббс и Джон Локк - основатели консерватизма и либерализма – это было связано с английской буржуазной революцией. Локк оправдывает революцию, провозглашает права и свободу человека. Ставит человека на первое место. Выступал за разделение властей: законодательную и исполнительную. Они создали основу правового гос-ва.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1775) – разделение властей. Разделяет на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Ни одна из них не должна возвышаться на другими.

М.Вэбер (1854 - 1927) – в государстве должны соблюдаться права и свобода. Он считал бюрократию естественным и правильным решением. Он уделял внимание теории лидерства.

Ганс Моринтау – создает теорию международных отношений

И. Посашков – «О скупости и богатстве». Он поддерживал реформы Петра 1. Распределил обязанности между сословиями. Помещиков нельзя допускать к производству. Главное внимание он уделял купцам – они д. создавать продукцию, торговать ее.

Сперанский (1772 - 1839) – при нем был создан госсовет.

29. Пол. культура (ПК): сущн., типы, ф-ии. ПК - истор-ки слож. совок-ть отн-но устойчивых ценностей, установок, убежд-й, моделей повед-я, проявл-ся в непоср. деят-ти суб-тов пол. процесса и обесп-щих воспр-во пол. жизни общ-ва на основе преемственности. Сейчас предъявл-ся очень высок. треб-я к професс-му уч-ков пол. процесса. Это: компетентность, выс. ур. квалиф. в избранной сфере деят., квалиф. в смежных областях, комп. в обл. чел. отнош-й (общ-во, классы, коллективы) – это и объед-ся понятием ПК. ПК явл. составн. частью общей культуры общ-ва и проявл-ся в деят-ти гос. деятелей, пол. партий и их лидеров, пол. деят-ти общ-пол. движ. и отд. гр-н. ПК находит свое выражение в сист. правовых норм, рег-щих взаимоотн-я в общ-ве. Стр-ра ПК предст. соб. единство пол. знаний, пол. сознания, убежд-й и ценностей, пол. повед-я, пол. действий, а также культуру функц-ния пол. инст-тов. 3 осн. эл-та ПК: 1)культура пол. сознания (вкл-т: пол. убежд-я и представл-я гр-н; их пол. Установки; пол. ценности, традиции, обычаи, нормы); 2) культура пол. повед-я, кот. сост. из культуры пол. участия и к. пол. деят-ти; 3) к. функц-ния пол. инст, кот. делится на 3 подстр-ры: а) к. электорального процесса (участие в выборах); б) к. восприятия и рег-я конфликтов; в) к. принятия и реал-ции пол. реш-й. // ПК вкл-т пол. ориентации 3 типов: 1. патриархальную ПК: хар-ся ориентацией на местные ценности и может проявл-ся в форме местного патриотизма, семейственности и коррупции. Хар-н особенно д/молодых независимых гос-в и отдел. суб-в в этих гос-вах., 2. подданническую, предпол-т пассивное и отстраненное отн-е индивида к пол. сист., 3. к. участия: отл-ся высокой пол. активностью и рациональностью. В ее развитии гр-не с пом. выборов, демонстр., референдумов пытаются оказать влияние на власть. // Осн. ф-ии ПК: 1. познавателььная формир-т у гр-н необх. им знания в пол-ке, взгляды и повыш-т ур. пол. образ-я; 2. интегративная спос-т достиж-ю на базе политико-культурных ценностей согласия в рамках сущ-щей пол. сист., спос-т повыш-ю ее стабил-ции и эфф-ти; 3. коммуникативная устан-т связи м/д уч-ми пол. процесса, спос-т передаче через пол. традиции, стереотипы повед-я эл-тов пол. культуры молодому поколению и, тем самым, позвол-т общ-ву накапливать пол. опыт общения; 4. регулятивная направлена на обесп-е комплексного возд-вия гр-н на пол. процесс через пол. и гражд. асоциации. Наличие прямой и обратной связи в пол. системе позв-т руков-ву оценить ур-нь восприятия гр-ми пол. реш-й и степ. поддержки выдвигаемого треб-я; 5. воспитательная призвана формир-ть у гр-н непредвзятое умное повед-е по отнош. к происходящим событиям, к пол. реш-м, повед-ю пол. лидеров, партиям (как прошлого, так и настоящего). Это связано с тем, что иногда от личной позиции одного чел-ка может зависеть выбор всего общ-ва, а истор-ки неправильный выбор очень трудно исправлять.

Билет №6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных