Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Осн. принципы формир-ия соврем-х межд. отн-ий.




Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж­д. отнош-й.(МО) МО — это совок-ть экономи­ч., политич., правовых, идеологич., дипломатич., военных, культур. и других связей и взаимоотн-ий м/д субъектами, действ. на мировой арене. МО как совок-ть интеграцион. связей м/д гос-вами, межгос. организациями, партиями, частными лицами разных гос-в есть та среда, где реализ-ся принципы внеш. и междунар. политики.

Современ. этап МО характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распред-ия власти. Ушло в прошлое противостояние 2 сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система МО, кот. получила название биполярной — двухполюсной. Можно выделить неск-ко тенденций развития современных МО.

1. рассредоточениевласти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня яв­ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постин­дустр.гос-ва — «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мир. поли­тике сильнее всего заявит о себе Китай.

2. глобализация МО, заключа­ющ.в интернационализации эк-ки, развитии единой сис­темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нац. гос-в, активизации деят-ти транснац-х негос. образований. В междунар. области эта тенденция реа­лизуется в форме роста междунар. сотруд­-ва, влияния междунар. институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

3. нарастание глоб. проблем, а соотв-но стремле­ние гос-в мира к совместному их решению.

4. усилениеразделения мира на два полюса — полю­са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Больш-во челов-ва живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст­ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище­ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения.

Билет №11.

11. Полит. система общества: стр-ра и функции.

Полит.сис. как понятие появилось во второй половине 20в, когда для этого была разработана полит.база и появилась мощная вычислит. техника, позволяющая общитывать большие системы. Полит.сис. по определению ее авторов представляет собой упорядоченную совокупность полит. институтов гос.власти, полит.ролей, отношений, процессов, принципов полит.организации общества, подчиненных кодексу полит., юр., соц., идеологическим и культурным нормам, а также исторической традиции.

Функции ПС: 1) опред-ие целей и задач и путей развития общ-ва. 2) организации деят-ти общества по достижению постановленных целей и реализации поставленных программ. 3) распределение материальных и дух. ценностей. 4) согласование разнообраз. интересов, соц.общностей и гос-ва. 5) разработка и принятие правил и законов опред-го поведения людей и групп в обществе. 6) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 7) контроль за соблюдением и выполнением законов и правил, а также пресечение действий нарушающие полит.нормы и законы.

$ неск-ко подходов по классиф-ии полит.систем: 1) если исходить из взаимосвязи полит.системы с окр. средой, то различают: закрытые (имеют или очень слабые связи с окр.средой, или вообще их не имеют; они не восприимчивы в ценностям др. систем и самодостаточны) и открытые (активно взаимод-ют, очень подвижны, динамичны, восприимчивы). 2) по полит.режиму: демократич. и недемократич. (тоталитар. и авторитар.) Тоталитарная: отрицание или существенное ограничение прав и свобод граждан; установления жесткого контроля гос.надзора всеми сторонами жизни общества; стирание граней между личн. и общ., инд. и публич.;смешение свободы и власти;ломка всесильным мех-змом власти автономии всех общ.полит.отн-ий. Авторитарная: использование сильных жестких средств для решения соц. и полит. проблем общества, опора на силовые органы в деятельности власти; ограничение полит.свобод и подавление аппозиций; централизм управления, подавление региональных и личностных автономий; сосредоточение власти в одном лице или узком соц.слое. Демократическая: правления большинства – народа; свобода критики и аппозиции правления; защита меньшинства и его лояльность к политическому сообществу; охрана прав и свобод граждан и право народа и его участие в управлении гос-вом.

В политологии различают неск-ко теорий полит.сист.: т. Парсонса. Суть теории состоит в том, что ее автором общество рассматр-ся как 4 взаимодейст-их м/д собой подсистем: экономическая – удовл-ет матер. потребности; политическая – определяет коллективные интересы и мобилизует ресурсы для их реализации; социальная – направлена на поддержание традиц. устоев жизни общества и передачи молодым членам общества порядка и правил, кот. становятся важнейшим факторам мотивации их дальнейшего поведения; духовная – осущ-ет интеграцию общества и способ-ет его стабилизации. Т. Истона. Рассмат-ет пол.сис. как механизм формирования и функц-ия власти общества по поводу распред-ия ресурсов и ценностей. Политика – это относ-но самостоят. сфера деят-ти, основное предназначение кот. распред-ие ресурсов и побуждение всех соц.групп и классов к признанию этого распределения самым справедливым. Т. Алмонда. Рассматривает полит.сис. с одной стороны как способность осуществлять в обществе преобразование при условии поддержки стабильности в нем, и с другой, как совокупность взаимосвязанных элементов (гос-во, полит.партии, общ.-полит. движения и т.д.), при этом каждый элемент выполняет жизненно важные функции для всех систем. Т. Дойча. (кибернетическая система) рассматривает пол.сис. как кибернетическую, в кот. политика понималась как процесс упр-ия и координирования усилий людей по достижению поставленных целей. Кач-во функционир-ия системы зависит от потока информации из внеш. среды и измен. в самой полит.сис.

35. Нац-гос интереса: понятия и принципы формирования

Нац интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:

- обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

- минимизации угроз личной и обществ. безоп-ти граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.

Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся преимущ-но объект-ми параметрами, такими, как:

- геополитич. положение гос-ва на миров. арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;

- положение в системе междун эк отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

- общее состояние системы междун отношений, преобладание в ней эл-тов соперничества или партнерства, силы или права.

С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере междун общения может меняться и содержание нац интересов.

Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс, кот. осущ-ся в сложном переплетении эк, соц, нац-психологич. и иных факторов, в совок-ти определяющих содержание и хар-р нац-исторического опыта данного народа или страны.

Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. Но на практике такой полный консенсус труднодостижим по след. причинам:

1. в оценке объект. параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию нац-х интересов.

2. на полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.

Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, например ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.

Проблема соответствия нац. интересов, в том виде в каком они опред-ся гос-вом, действительным интересам общества стала особенно острой в XX веке. Противоречия м/д объектив. интересами общ-ва и концепцией нац. интересов в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся междунар. орг-ии, которым их участники добровольно передают права и полномочия, вытекающие из своей суверенности как субъектов межгос. отношений.

Главн. составляющая нац интереса - это самосохранения гос-ва. При разработке нац интересов и принятии на их основе тех или иных внешнепол решений рук-ли гос-в учитывают объективные эк, пол, географ и иные факторы, внутриполит. интересы, полит маневры различ. соц-полит сил, заинтересованных групп, орг-ий и т.д. Учит-ся также и возможные реакции на эти решения на междун арене со стороны тех гос-в, кот. они так или иначе затрагивают.

Билет №12.

12. Гос-во как основное звено полит. системы: концепция его происхож-я, типы и формы устройства и правления.

Гос-во – это организация суверенной полит.власти действующая на опред. территории, использующая право и спец. аппарат управления, принуждение для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз.деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва;обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц.отн-ий,обесп-ие соц.защиты. 2) внешние: защита гос. интересов на международной арене;обесп-ие обороны страны;развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др.странами и межд.орг-ми;участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан. Этапы развития. 1) в рез-те общественн.разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций:устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся – монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна и подданные – собственность монарха;сохранялись формы неэкономического принуждения;доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит. долей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового –демократич. общества, гражд. общества.

Устройство гос-ва. Характ-ся формами правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, независимо от мнения народа. $ несколько признаков монархии: 1)абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. – гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская – монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол.властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва – первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх.Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США);форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м.б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная. $ в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.

В завис-ти от территор.-административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью. 3)Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь).Конфедерацией можно назвать ЕС.

36. Понятие «геополитика». Геополитич. факторы во внеш. политике

Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории.

Реализует – значит:

1. какую позицию объективно занимает то или иное государство, каким образом оно вписано в структуру геополитич. интересов, существующих в мире;

2. какую позицию гос-во стремиться занять через всю свою историю; как субъективно понимается политич. положение своей страны.

Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации. Именно пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим.

Концепции геополитического оптимизма, – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии.

Геополитич. положение гос-ва:

1. Местоположение гос-ва по отношению к осн. центрам силы. Это полож-е м. б. центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы).

2. Форма территории. Идеальная территория – круг. Для гос-ва с вытянутой территорией – большая значимость поддержки безоп-ти границ.

3. Размер территории – гос-во д. обладать таким набором ресурсов, чтобы самост-но управлять экон-ми процессами, т.е. принцип относит-ой автаркии (независ-ть от мир. рынка).

Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний.

Геополитич. факторы:

1. С т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов.

2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/д различ. гос-вами. Т. е. борьба за доминир-ие на мировых рынках осуществлялась и осущ-ся не только мирными ср-вами, она не предполагает свобод. конкуренции. Важнейшее значение имеет фактор военной силы.

3. социально-демографический.

4. геополитический фактор, который необходимо учитывать при анализе тенденций в мир. эк-ке, это то обстоят-во, в какой степени политика соотносится с экономикой в том или ином гос-ве.

5. фактор, косвенно влияющий на хар-р геополитики страны, это уровень нац-го самосознания и госуд-го мышления, в первую очередь среди представителей гос. структур.

Билет №13.

13. Политич.режим: сущность и виды. Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов: 1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ,степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни. В политологии принята след.классификация п. режимов. Характ.черты

1. плюралистич. (демократич.):

ü Приоритет об-ва над гос-вом

ü Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие

ü Почти неогранич.плюрализм мнений

ü Разделение и в/д властей

2.авторитарн.

· Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач

· Ограничение прав и свобод и равноправие граждан

· Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва

· Преобладание исполнит. вл. над законодат. вл.

3. тоталит.

ü Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы.

ü Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на

ü Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией.

ü Господство олигархии, возглавляемое вождями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных