Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта




О.В. Бачина М.П. Вилочева

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ:

ОРГАНИЗАЦИЯ

И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Творческий

 

Центр

Москва 2009

УДК 376 ББК 74.3 Б32

Бачина О.В., Вилочева М.П.

Б32 Школьный логопункт: Организация и содержание рабо­ты. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2)

18ВМ 978-5-9949-0195-3

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.

Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являю­щиеся результатом обобщения практического опыта в работе с деть­ми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повыше­нию уровня профессиональной компетентности.

УДК 376 ББК 74.3

Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Главный редактор Т.В. Цветкова

Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор И.С. Шиловских

Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:

«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Библиотека журнала «Логопед»

Введение

В данном учебно-методическом пособии представлен мате­риал, являющийся руководством к деятельности учителя-ло­гопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.

Отличительная особенность издания — сочетание норматив­но-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобще­ния накопленного опыта работы в условиях школы.

Включенные в пособие инструктивно-методические пись­ма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регла­ментируют работу учителя-логопеда в части организации дея­тельности школьного логопункта, его должностных обязанно­стей и распределения рабочего времени, требований к квали­фикации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.

Основные требования к оборудованию, содержанию и офор­млению логопедического кабинета с перечнем дидактичес­ких пособий, используемых в работе; документация, необхо­димая в организации деятельности учителя-логопеда общеоб­разовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мне­нию авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объек­тивными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых ус­ловиях.

Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-лого­педам общеобразовательных школ такие пошаговые методи­ческие рекомендации и разъяснения со ссылками на феде­ральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.

 

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образова­тельную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде­ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и спо­собствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федераль­ного значения. Например, сначала перечисляются необходи­мые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министер­ства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), ме­тодические принципы его организации и средства для их ре­ализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на ос­нове требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях на­растают процессы интеграции, в результате которых учите­лю-логопеду приходится работать не только с учениками, име­ющими нарушения речи первичного характера, но и с други­ми категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, осо­бенности познавательной деятельности различной этиологии).

Диагностическая составляющая логопедической работы представлена в таблице с вариантами формулирования лого­педических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для роди­телей.

Содержательная составляющая логопедической работы показана через вариант тематического планирования лого-

 

 

Библиотека журнала «Логопед»

педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использова­нием серии сюжетных картин» с комментариями использу­емых инструкций, приемов, средств, методов работы на за­нятии и т.д.

Организационная составляющая логопедической работы проиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и прави­лами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения ло­гопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопе­дических занятий.

Самообразовательная составляющая логопедической ра­боты отражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоана­лиза деятельности учителя-логопеда и графиках оценки со­держания урока (занятия).

Авторы надеются, что материалы, представленные в на­шем пособии, помогут организовать и осуществлять эффек­тивную логопедическую работу в условиях общеобразователь­ной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивно­го педагогического опыта.

 

Школьный логопуннт: организация и содержание работы

Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта

Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте

Логопедический пункт (кабинет) — подразделение образо­вательного учреждения, реализующее программы коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами работы логопедического пункта (ка­бинета) являются:

— коррекция нарушений устной и письменной речи;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ;

— разъяснение специальных знаний среди педагогов, роди­
телей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт (кабинет) в своей деятельности ру­
ководствуется Федеральными законами, Указами и распоря­
жениями президента РФ, постановлениями и распоряжения­
ми правительства РФ, решениями соответствующего органа
управления образованием, Типовым положением, Уставом об­
разовательного учреждения, договором между образователь­
ным учреждением и родителями (законными представителя­
ми) обучающихся.

Логопедический пункт (кабинет) создается учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ. Статус учредителя определяет орга­низационно-правовую форму деятельности логопедического пункта. Учредителем (учредителями) логопедического пунк­та как подразделения муниципального образовательного уч­реждения являются органы местного самоуправления. Допус­кается совместное учредительство логопедического пункта органами исполнительной власти и органами местного само­управления.

Общее руководство логопедическим пунктом (кабинетом) осуществляет руководитель учреждения, при котором он со­здан.

 

Библиотека журнала «Логопед»

Приему в логопедическом пункте подлежат обучающиеся общеобразовательных учреждений, имеющие нарушения в раз­витии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недо­развитие речи, в том числе фонетические дефекты, обуслов­ленные иннервационной недостаточностью и нарушением стро­ения органов артикуляции; фонетическое нарушение речи, нарушение чтения и письма, темпоритмической организации речи (заикание) и речевого общения).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие недостатки речи, препятствующие их успешному обучению (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и с фонематическим недоразвити­ем речи). В целях оказания наиболее эффективной помощи заикающимся детям возможно открытие специализированных логопедических пунктов (кабинетов), укомплектованных обу­чающимися как начальных, так и старших классов. Логопе­дические пункты для заикающихся детей создаются с учетом местных условий в соответствии с потребностями.

Основание: Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения / Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2002 г. № 2.

Предлагаем для использования в практической работе ва­рианты формулирования логопедических заключений, учи­тывающих различную природу и структуру речевых наруше­ний, представленных в табличной форме в приложении 1. Данная таблица содержит виды речевых нарушений согласно патогенетической классификации, различную структуру на­рушения «внутри» каждой формы речевой патологии, вари­ант логопедического заключения при нарушениях устной и письменной речи, рекомендации по коррекционной работе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных